Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе с суворовцами
методическая разработка (9 класс) на тему

Литвиненко Сергей Геннадьевич

    Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся социально-экономических условиях в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей.       Подготовка к здоровому образу жизни подростка  на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности воспитателя. Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx242.62 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское  военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

File:Mo narznaki103 1.png

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Использование

здоровьесберегающих технологий

в воспитательной работе с суворовцами."

Выполнил:

Старший воспитатель                            

3 учебного курса                                                        

Литвиненко С.Г.  

Содержание.

1.Вступление.Понятие"здоровье".Актуальностьтемы.Здоровьесберегаю-

щие  технологии в воспитательной работе с суворовцами. Цели работы

по данной теме.

2.Система  работы воспитателя по поддержке здоровья суворовцев. 

  • Профилактические методы (утренняя зарядка, ежедневный осмотр)
  • Привитие суворовцам  элементарных навыков самообслуживания
  • Обучение основам безопасности
  • Формирование у суворовцев отрицательного отношения к вредным привычкам ( табакокурение, употребление спиртных напитков, применение наркотических средств)
  •  Привлечение  суворовцев к занятиям спортом
  • Формирование навыков здорового питания и правильного поведения в столовой
  • Оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии )
  • Простейшие навыки оказания первой помощи
  •  Работа с родителями суворовцев по данному напрвлению

3.Заключение.

Оценка результатов воспитательной работы по данной теме (здоровьесберегающие технологии) в роте .

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От  жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

1. Введение

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

    Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся социально-экономических условиях в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает значение общегосударственной комплексной проблемы, не только медицинской, но педагогической и социальной.  Система обучения в школе не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его нарушению.

Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит и на современной школе, которая стала «школой болезней»: следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы физической и психической переносимости детьми школьных перегрузок, вызывает хроническое переутомление школьников. 

Существует парадокс: с одной стороны, школа может оказать существенное влияние на образ жизни ученика и способствовать его оздоровлению в процессе обучения, с другой стороны, здоровых детей в школе крайне мало. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны.

Следовательно, обучение и воспитание ребенка должны приобрести здоровьесберегающий и оздоровительный характер.

В Московском суворовском  военном  училище  данной проблеме уделяется большое внимание.  В "Уставе МСВУ" в статье 21 среди  основных задач  Учреждения ставятся " развитие физической выносливости и стойкости" и " обеспечение физического развития обучающихся".

В "Программе  развития  МСВУ на период до 2020 года" в разделе " Воспитательная работа" среди многих  направлений воспитательной работы с суворовцами говорится о формирование физической культуры, стремления к физическому самосовершенствованию, сознательного выбора в  пользу здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Говоря о задачах по этому направлению, подчеркивается ,что воспитатели должны формировать  у суворовцев нравственно здоровое стремление  к развитию своих физических возможностей в процессе занятий по физической подготовке и в личное время, создание условий для массового вовлечения суворовцев в борьбу за получение спортивных разрядов.

В результате 7-ми летнего обучения в нашем училище среди многих нравственных и деловых качеств выпускника МСВУ , выделяющих  его в среде других школьников , должно быть:" Инициативные и активные занятия спортом, участие в спортивных соревнованиях, наличие нескольких спортивных разрядов, сознательный отказ от действий и привычек, способных затруднить физическое развитие, нанести  ущерб здоровью".

Вся работа руководящего  состава, преподавателей, воспитателей  в училище  направлена на подготовку к поступлению в военные  вузы МО РФ, где важную роль играют состояние здоровья и физическая форма подростков.

По итогам прошлого года из 62 суворовце  поступили  в военные вузы 42 выпускника;  в этом году из 52 человек 47  выпускников собираются стать курсантами .

        Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья суворовцев не только после поступления в училище , когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм ,но и на протяжении всего периода обучения  и подготовки к поступлению в военное учебное заведение.

      Подготовка к здоровому образу жизни подростка  на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности воспитателя. Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья . Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе  по этому направлению:

1.Формирование бережного отношения суворовцев к своему физическому и психическому здоровью

 2.Воспитание потребности у воспитанников в здоровом образе жизни. 

3.Привитие суворовцам навыков самообслуживания и правильного питания, отрицательного отношения к вредным привычкам.

4.Снижение уровня заболеваемости  среди суворовцев.

5.Формирование  спортивно-оздоровительной работы в роте в системе дополнительного образования.

2.Система  работы воспитателя по поддержке здоровья суворовцев. 

Каким же образом от нас зависит здоровье наших суворовцев?  Что я,  как воспитатель, могут сделать для его сбережения?

В 3 роте  59  мальчиков 16-17 лет . Всем имеют    основную вторую группу здоровья. Среди ребят много физически развитых, но  есть 13 человека, которые показывают слабые результаты по физической подготовке.

В системе работы по здоровьесбережению я использую профилактические методы. Стараюсь присутствовать на зарядке, ежедневных утренних  осмотрах, где обращаю внимание не только на опрятность и аккуратность формы, но и на чистоту рук, ногтей и т.д. Также узнаю об общем самочувствие каждого воспитанника, чтобы вовремя увидеть заболевшего ребенка и предотвратить возможные эпидемии, т.к. ребята находятся в коллективе все 24 часа.

Убеждаю  и требую от суворовцев, чтобы они вовремя ложились спать, соблюдали режим дня не только в училище, но и дома, во время каникулярного отпуска.

Стараюсь прививать  суворовцам  элементарные навыки самообслуживания (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в тумбочке, парте, личных вещах, в шкафу, умение подшить воротничок, пришить пуговицу, заправить постель и т.д.). Кому-то необходимо напомнить, кому-то показать или помочь, кого-то только проконтролировать. Делаю замечания в корректной форме, чтобы не унизить воспитанника. Иногда в качестве помощников за соблюдением  правил личной гигиены, опрятности одежды привлекаю командиров отделений и замкомвзвода, как наиболее ответственных суворовцев. Все эти ,казалось бы, незначительные бытовые дела влияют на моих воспитанников , воспитывают внимательное отношение к себе и окружающим.

Обучению основам безопасности жизнедеятельности своих воспитанников провожу как на классных часах, так во время выходов суворовцев за территорию училища. Мы с ребятами повторяем правила дорожного движения перед увольнением, перед убытием в каникулярные отпуска .

Предупреждение травматизма среди суворовцев тоже считаю важной  задачей для воспитателя. Путем инструктажа по технике безопасности,  ведение  журнала  перед выездами и выходами за территорию училища мною  проводится работа по  профилактике травматизма. Во взводе за этот учебный год было зафиксировано четыре травмы у суворовцев. По каждому было проведены расследование и  беседа во взводе. Напоминаю своим воспитанникам о безопасности человека в повседневной жизни.

Во время организации самоподготовки во второй половине дня дежурные суворовцы следят за санитарным состоянием класса (соблюдение режима проветривания помещения перед и после одного часа занятий, протирания пыли, смена обуви). Все эти мероприятия дают возможность подросткам меньше уставать, оставаться работоспособными, более качественного делать уроки.

Формирование у суворовцев отрицательного отношения к вредным привычкам ( табакокурение, употребление спиртных напитков, применение наркотических средств) тоже является важной составляющей работы.  

        На одном из классных часов по данной тем своим суворовцам я прочитал отрывок из сочинения одного из московских подростков и попросил  прокомментировать данное высказывание :"Главное - осознавать и понимать, что всякие вредные привычки - это вред, это не круто. Круто - это когда ты любишь свое тело, когда путем постоянной плодотворной работы над собой(как физическое развитие так и психологическое внушение), улучшением фигуры, правильным питанием ты достигаешь того, что называется здоровым образом жизни, который продлевает ее, улучшает настроение, давая желание существовать в этом мире. Разве не круто быть ранней пташкой и вставать с рассветом солнца, когда впереди целое утро и длинный день? Все же лучше чем пить, курить, колоться и ничего того, ради чего стоит жить в этом мире не видеть, не знать и не иметь? Главное осознавать это самому, идти по верному пути и не давать сбиваться тем, кем дорожишь - друзьям, людям, которые тебе близки. А те - идиоты , если сами не осознают - ничего не изменят, впрочем такие люди как правило потерянны для себя и для общества. Главное, чтоб таких как ты было как больше, тогда общество будет считаться "правильным". Ребята очень горячо обсуждали данное высказывание , были согласны с ним.

Я использую как индивидуальные, так  и коллективные методы работы ( беседы, классные часы, диспуты ), стараюсь проводить систематический анализ по данной теме  с помощью анкетирования и наблюдения.

Какие-либо отклонения в поведении или настроении суворовца настораживают ,и требуется более тщательная работа с обращением к  психологу роты.

Привлечение  суворовцев к занятиям спортом , посещение спортивных секции в училище в системе дополнительного образования ,  формирование  понимание важности  занятий спортом для всей будущей жизни -  тоже важная составляющая по применению здоровыесберегающих технологий.

 В  3 роте  много суворовцев  регулярно  посещают спортивные секции в училище (  рукопашный бой,  лыжные гонки, плавание,  футбол,  самбо, спортивное ориентирование). Ставлю для себя задачу , чтобы все ребята моей роты  занимались спортом.

 Вот высказывания некоторых моих воспитанников . Суворовец П.: "Курение - это плохо, а спорт - это хорошо и весело. Мне нравится спорт.", суворовец  Д.: "Я считаю, что заниматься спортом - самое главное в нашей жизни". Нахожусь в постоянном контакте с тренерами, слежу за тем, чтобы суворовцы без причин не пропускали занятий в секциях, стараюсь поощрить наиболее активных спортсменов  ( дополнительные часы в увольнении, грамота, благодарность ).

Стараюсь убедить своих воспитанников в важности уроков физкультуры, подготовки к ним в свободное время: необходимо бегать , отжиматься, подтягиваться. Этим нужно заниматься и во время каникул. Из  59 суворовцев  37  имеют оценку "5", 12 суворовцев-  "4", 10 суворовцев  - "3" по физкультуре . Мы с ребятами поставили задачу, чтобы в нашей роте  больше половины ребят имели "5" за четверть , не было "3".

              В Уставе МСВУ в п.40 сказано , что учреждение обеспечивает сбалансированность питания, необходимое для нормального роста и развития обучающихся с учетом специфики и режима обучения. Формирование навыков здорового питания начинают закладываться у суворовцев  с самого поступления в училище. Мне ,как воспитателю,  приходиться вести беседы с моими воспитанниками о том, чтобы они старались брать в столовой  все , что им предлагают ( каши, овощи, супы, рыбу) . Многие не приучены к этому, отказываются. Привожу аргументы в полезности для растущего организма данных блюд. Суворовец Н. в начале учебного  года отказывался кушать рыбу, после наших с ним бесед он изменил свое отношение и сейчас на ужине употребляет ее с удовольствием.

Мы проводили с воспитанниками классный час на тему " Фастфуд. За и против". Было интересно послушать суворовцев, выяснить , сколько человек и как часто употребляют такую пищу, их отношение к такой еде.

Как  воспитатель , я обращаю внимание своих суворовцев на правильное поведение  в столовой: мытье рук перед едой, сдержанное поведение на раздаче, культура поведения  за столом, правильное использование столовых приборов, неторопливость в еде. Это можно делать и непосредственно перед приемом пищи, и во время бесед в классе. Могу отметить, что многие суворовцы  изменили свое поведение в столовой в лучшую сторону.

            Стараюсь прививать суворовцам бережное отношение к своему здоровью. Это дозирование времени использования  компьютеров для подготовки презентаций и игр, профилактика  ухудшения зрения,  простудных заболеваний .  Со своими воспитанниками  провожу беседы на темы  «Сохранение зрения», «Режим дня », «Уход за зубами», «Предотвращение нарушения осанки».

Учу своих суворовцев понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки. Внушаю подросткам, что доказывать свою правоту и решать споры не нужно с помощью физической силы. Это может повлечь травмы . Учу сдерживать свои эмоции.

             В  работе  с родителями суворовцев через беседы прошу обращать внимание на питание суворовца во время увольнения и каникул ( не злоупотреблять фастфудом, Дошираком и т.д.).Также обращаю внимание родителей, чтобы времяпровождение дома суворовца не сводилось к банальному просиживанию целый день у компьютера. Многие родители прислушиваются к моим советам, и ребенок после увольнения делится яркими впечатлениями : " Я ходил с папой на каток", "Я был с родителями в парке" и т.д. Стараюсь пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей, говоря о том , что ,например, мы требуем запрет курения, а суворовец видит дома обратное( мама или папа, а иногда и оба-  курят). Какой пример подают родители? Многие задумываются над этим фактом.

Можно считать, что здоровье суворовца в норме, если:

в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной и физической нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - подросток уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - суворовец проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, способен креативно мыслить;

в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

3.Заключение.

       

По моему мнению ,важными условиями, способствующими  реализации здоровьесберегающих технологий в училище  , являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение воспитателей  к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;  

во-вторых, общий настрой в училище  на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения суворовцев, т. е. на содействие здоровью.

Благодаря работе со здоровьесберегающими  технологиями суворовцы моего взвода стали меньше болеть , улучшились показатели физической выносливости, больше суворовцев стали посещать спортивные секции.

Я считаю возможным в распорядок дня младших суворовцев ввести часы пребывания на свежем воздухе, т.к. в силу возраста им необходимы игры, активные прогулки, а не нахождение в помещении. Это способствовало бы физической активности, профилактике заболеваний в коллективе взводов и рот.

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет суворовцам  более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве училища, успешно переносить физические и психические нагрузки.

      Здоровый  образ жизни стал занимать важное  место среди ценностей человека в нашей стране. В Вооруженных Силах РФ этому уделяется большое внимание. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом нашего училища - воспитание будущих военнослужащих, офицеров, элиты нашей армии. Если мы научим суворовцев с ранних лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут  здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

Информационные технологии в воспитательной работе.

Выступление на педагогическом совете....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся.  Наряду с неблагоприятными ...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я  начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...

«Использование информационных технологий в воспитательной работе».

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не     дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, знач...

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...