Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе с суворовцами
методическая разработка (9 класс) на тему
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся социально-экономических условиях в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности воспитателя. Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 242.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
"Использование
здоровьесберегающих технологий
в воспитательной работе с суворовцами."
Выполнил:
Старший воспитатель
3 учебного курса
Литвиненко С.Г.
Содержание.
1.Вступление.Понятие"здоровье".Актуальностьтемы.Здоровьесберегаю-
щие технологии в воспитательной работе с суворовцами. Цели работы
по данной теме.
2.Система работы воспитателя по поддержке здоровья суворовцев.
- Профилактические методы (утренняя зарядка, ежедневный осмотр)
- Привитие суворовцам элементарных навыков самообслуживания
- Обучение основам безопасности
- Формирование у суворовцев отрицательного отношения к вредным привычкам ( табакокурение, употребление спиртных напитков, применение наркотических средств)
- Привлечение суворовцев к занятиям спортом
- Формирование навыков здорового питания и правильного поведения в столовой
- Оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии )
- Простейшие навыки оказания первой помощи
- Работа с родителями суворовцев по данному напрвлению
3.Заключение.
Оценка результатов воспитательной работы по данной теме (здоровьесберегающие технологии) в роте .
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
1. Введение
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. В сложившихся социально-экономических условиях в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает значение общегосударственной комплексной проблемы, не только медицинской, но педагогической и социальной. Система обучения в школе не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его нарушению.
Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит и на современной школе, которая стала «школой болезней»: следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы физической и психической переносимости детьми школьных перегрузок, вызывает хроническое переутомление школьников.
Существует парадокс: с одной стороны, школа может оказать существенное влияние на образ жизни ученика и способствовать его оздоровлению в процессе обучения, с другой стороны, здоровых детей в школе крайне мало. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны.
Следовательно, обучение и воспитание ребенка должны приобрести здоровьесберегающий и оздоровительный характер.
В Московском суворовском военном училище данной проблеме уделяется большое внимание. В "Уставе МСВУ" в статье 21 среди основных задач Учреждения ставятся " развитие физической выносливости и стойкости" и " обеспечение физического развития обучающихся".
В "Программе развития МСВУ на период до 2020 года" в разделе " Воспитательная работа" среди многих направлений воспитательной работы с суворовцами говорится о формирование физической культуры, стремления к физическому самосовершенствованию, сознательного выбора в пользу здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Говоря о задачах по этому направлению, подчеркивается ,что воспитатели должны формировать у суворовцев нравственно здоровое стремление к развитию своих физических возможностей в процессе занятий по физической подготовке и в личное время, создание условий для массового вовлечения суворовцев в борьбу за получение спортивных разрядов.
В результате 7-ми летнего обучения в нашем училище среди многих нравственных и деловых качеств выпускника МСВУ , выделяющих его в среде других школьников , должно быть:" Инициативные и активные занятия спортом, участие в спортивных соревнованиях, наличие нескольких спортивных разрядов, сознательный отказ от действий и привычек, способных затруднить физическое развитие, нанести ущерб здоровью".
Вся работа руководящего состава, преподавателей, воспитателей в училище направлена на подготовку к поступлению в военные вузы МО РФ, где важную роль играют состояние здоровья и физическая форма подростков.
По итогам прошлого года из 62 суворовце поступили в военные вузы 42 выпускника; в этом году из 52 человек 47 выпускников собираются стать курсантами .
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья суворовцев не только после поступления в училище , когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм ,но и на протяжении всего периода обучения и подготовки к поступлению в военное учебное заведение.
Подготовка к здоровому образу жизни подростка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности воспитателя. Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья . Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе по этому направлению:
1.Формирование бережного отношения суворовцев к своему физическому и психическому здоровью
2.Воспитание потребности у воспитанников в здоровом образе жизни.
3.Привитие суворовцам навыков самообслуживания и правильного питания, отрицательного отношения к вредным привычкам.
4.Снижение уровня заболеваемости среди суворовцев.
5.Формирование спортивно-оздоровительной работы в роте в системе дополнительного образования.
2.Система работы воспитателя по поддержке здоровья суворовцев.
Каким же образом от нас зависит здоровье наших суворовцев? Что я, как воспитатель, могут сделать для его сбережения?
В 3 роте 59 мальчиков 16-17 лет . Всем имеют основную вторую группу здоровья. Среди ребят много физически развитых, но есть 13 человека, которые показывают слабые результаты по физической подготовке.
В системе работы по здоровьесбережению я использую профилактические методы. Стараюсь присутствовать на зарядке, ежедневных утренних осмотрах, где обращаю внимание не только на опрятность и аккуратность формы, но и на чистоту рук, ногтей и т.д. Также узнаю об общем самочувствие каждого воспитанника, чтобы вовремя увидеть заболевшего ребенка и предотвратить возможные эпидемии, т.к. ребята находятся в коллективе все 24 часа.
Убеждаю и требую от суворовцев, чтобы они вовремя ложились спать, соблюдали режим дня не только в училище, но и дома, во время каникулярного отпуска.
Стараюсь прививать суворовцам элементарные навыки самообслуживания (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в тумбочке, парте, личных вещах, в шкафу, умение подшить воротничок, пришить пуговицу, заправить постель и т.д.). Кому-то необходимо напомнить, кому-то показать или помочь, кого-то только проконтролировать. Делаю замечания в корректной форме, чтобы не унизить воспитанника. Иногда в качестве помощников за соблюдением правил личной гигиены, опрятности одежды привлекаю командиров отделений и замкомвзвода, как наиболее ответственных суворовцев. Все эти ,казалось бы, незначительные бытовые дела влияют на моих воспитанников , воспитывают внимательное отношение к себе и окружающим.
Обучению основам безопасности жизнедеятельности своих воспитанников провожу как на классных часах, так во время выходов суворовцев за территорию училища. Мы с ребятами повторяем правила дорожного движения перед увольнением, перед убытием в каникулярные отпуска .
Предупреждение травматизма среди суворовцев тоже считаю важной задачей для воспитателя. Путем инструктажа по технике безопасности, ведение журнала перед выездами и выходами за территорию училища мною проводится работа по профилактике травматизма. Во взводе за этот учебный год было зафиксировано четыре травмы у суворовцев. По каждому было проведены расследование и беседа во взводе. Напоминаю своим воспитанникам о безопасности человека в повседневной жизни.
Во время организации самоподготовки во второй половине дня дежурные суворовцы следят за санитарным состоянием класса (соблюдение режима проветривания помещения перед и после одного часа занятий, протирания пыли, смена обуви). Все эти мероприятия дают возможность подросткам меньше уставать, оставаться работоспособными, более качественного делать уроки.
Формирование у суворовцев отрицательного отношения к вредным привычкам ( табакокурение, употребление спиртных напитков, применение наркотических средств) тоже является важной составляющей работы.
На одном из классных часов по данной тем своим суворовцам я прочитал отрывок из сочинения одного из московских подростков и попросил прокомментировать данное высказывание :"Главное - осознавать и понимать, что всякие вредные привычки - это вред, это не круто. Круто - это когда ты любишь свое тело, когда путем постоянной плодотворной работы над собой(как физическое развитие так и психологическое внушение), улучшением фигуры, правильным питанием ты достигаешь того, что называется здоровым образом жизни, который продлевает ее, улучшает настроение, давая желание существовать в этом мире. Разве не круто быть ранней пташкой и вставать с рассветом солнца, когда впереди целое утро и длинный день? Все же лучше чем пить, курить, колоться и ничего того, ради чего стоит жить в этом мире не видеть, не знать и не иметь? Главное осознавать это самому, идти по верному пути и не давать сбиваться тем, кем дорожишь - друзьям, людям, которые тебе близки. А те - идиоты , если сами не осознают - ничего не изменят, впрочем такие люди как правило потерянны для себя и для общества. Главное, чтоб таких как ты было как больше, тогда общество будет считаться "правильным". Ребята очень горячо обсуждали данное высказывание , были согласны с ним.
Я использую как индивидуальные, так и коллективные методы работы ( беседы, классные часы, диспуты ), стараюсь проводить систематический анализ по данной теме с помощью анкетирования и наблюдения.
Какие-либо отклонения в поведении или настроении суворовца настораживают ,и требуется более тщательная работа с обращением к психологу роты.
Привлечение суворовцев к занятиям спортом , посещение спортивных секции в училище в системе дополнительного образования , формирование понимание важности занятий спортом для всей будущей жизни - тоже важная составляющая по применению здоровыесберегающих технологий.
В 3 роте много суворовцев регулярно посещают спортивные секции в училище ( рукопашный бой, лыжные гонки, плавание, футбол, самбо, спортивное ориентирование). Ставлю для себя задачу , чтобы все ребята моей роты занимались спортом.
Вот высказывания некоторых моих воспитанников . Суворовец П.: "Курение - это плохо, а спорт - это хорошо и весело. Мне нравится спорт.", суворовец Д.: "Я считаю, что заниматься спортом - самое главное в нашей жизни". Нахожусь в постоянном контакте с тренерами, слежу за тем, чтобы суворовцы без причин не пропускали занятий в секциях, стараюсь поощрить наиболее активных спортсменов ( дополнительные часы в увольнении, грамота, благодарность ).
Стараюсь убедить своих воспитанников в важности уроков физкультуры, подготовки к ним в свободное время: необходимо бегать , отжиматься, подтягиваться. Этим нужно заниматься и во время каникул. Из 59 суворовцев 37 имеют оценку "5", 12 суворовцев- "4", 10 суворовцев - "3" по физкультуре . Мы с ребятами поставили задачу, чтобы в нашей роте больше половины ребят имели "5" за четверть , не было "3".
В Уставе МСВУ в п.40 сказано , что учреждение обеспечивает сбалансированность питания, необходимое для нормального роста и развития обучающихся с учетом специфики и режима обучения. Формирование навыков здорового питания начинают закладываться у суворовцев с самого поступления в училище. Мне ,как воспитателю, приходиться вести беседы с моими воспитанниками о том, чтобы они старались брать в столовой все , что им предлагают ( каши, овощи, супы, рыбу) . Многие не приучены к этому, отказываются. Привожу аргументы в полезности для растущего организма данных блюд. Суворовец Н. в начале учебного года отказывался кушать рыбу, после наших с ним бесед он изменил свое отношение и сейчас на ужине употребляет ее с удовольствием.
Мы проводили с воспитанниками классный час на тему " Фастфуд. За и против". Было интересно послушать суворовцев, выяснить , сколько человек и как часто употребляют такую пищу, их отношение к такой еде.
Как воспитатель , я обращаю внимание своих суворовцев на правильное поведение в столовой: мытье рук перед едой, сдержанное поведение на раздаче, культура поведения за столом, правильное использование столовых приборов, неторопливость в еде. Это можно делать и непосредственно перед приемом пищи, и во время бесед в классе. Могу отметить, что многие суворовцы изменили свое поведение в столовой в лучшую сторону.
Стараюсь прививать суворовцам бережное отношение к своему здоровью. Это дозирование времени использования компьютеров для подготовки презентаций и игр, профилактика ухудшения зрения, простудных заболеваний . Со своими воспитанниками провожу беседы на темы «Сохранение зрения», «Режим дня », «Уход за зубами», «Предотвращение нарушения осанки».
Учу своих суворовцев понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки. Внушаю подросткам, что доказывать свою правоту и решать споры не нужно с помощью физической силы. Это может повлечь травмы . Учу сдерживать свои эмоции.
В работе с родителями суворовцев через беседы прошу обращать внимание на питание суворовца во время увольнения и каникул ( не злоупотреблять фастфудом, Дошираком и т.д.).Также обращаю внимание родителей, чтобы времяпровождение дома суворовца не сводилось к банальному просиживанию целый день у компьютера. Многие родители прислушиваются к моим советам, и ребенок после увольнения делится яркими впечатлениями : " Я ходил с папой на каток", "Я был с родителями в парке" и т.д. Стараюсь пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей, говоря о том , что ,например, мы требуем запрет курения, а суворовец видит дома обратное( мама или папа, а иногда и оба- курят). Какой пример подают родители? Многие задумываются над этим фактом.
Можно считать, что здоровье суворовца в норме, если:
в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной и физической нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;
в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане - подросток уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане - суворовец проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, способен креативно мыслить;
в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.
3.Заключение.
По моему мнению ,важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающих технологий в училище , являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение воспитателей к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой в училище на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения суворовцев, т. е. на содействие здоровью.
Благодаря работе со здоровьесберегающими технологиями суворовцы моего взвода стали меньше болеть , улучшились показатели физической выносливости, больше суворовцев стали посещать спортивные секции.
Я считаю возможным в распорядок дня младших суворовцев ввести часы пребывания на свежем воздухе, т.к. в силу возраста им необходимы игры, активные прогулки, а не нахождение в помещении. Это способствовало бы физической активности, профилактике заболеваний в коллективе взводов и рот.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет суворовцам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве училища, успешно переносить физические и психические нагрузки.
Здоровый образ жизни стал занимать важное место среди ценностей человека в нашей стране. В Вооруженных Силах РФ этому уделяется большое внимание. Одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом нашего училища - воспитание будущих военнослужащих, офицеров, элиты нашей армии. Если мы научим суворовцев с ранних лет ценить, беречь и укреплять свое здоровье, заниматься физкультурой и спортом, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"
Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...
Информационные технологии в воспитательной работе.
Выступление на педагогическом совете....
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся. Наряду с неблагоприятными ...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе в соответствии с ФГОС второго поколения
Презентация учебного курса «Юный исследователь и виртуальное пространство»...
«Использование информационных технологий в воспитательной работе».
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, знач...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...