Программа мониторинга
материал на тему

Шилкова Елена Вячеславовна

Результаты мониторинга класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_monitoringa.doc443 КБ

Предварительный просмотр:

Программа мониторинга ученического коллектива  в условиях воспитательной программы класса

«Тропинками добра»

Педагогический мониторинг  классного коллектива – система сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.

Основные принципы мониторинга:

-объективность;

-последовательность;

-системность;

-научность;

-комплексность;

-гласность.

Основные функции мониторинга ученического коллектива - диагностическая, ориентирующая(направляющая), мотивационно-стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.

Цель мониторинга ученического коллектива- оценивание состояния и результативности функционирования воспитательной программы класса, успешности воспитательного процесса и уровня развития классного коллектива.

Задачи мониторинга:

  1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам обучения.
  2. Создать критериально-диагностический аппарат  для оценки сформированности классного коллектива.
  3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива.

В том понимании, в котором рассматривается мониторинг классного коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники воспитательного процесса: обучающиеся класса, родители обучающихся класса, учителя-предметники, работающие в классе. Степень их участия различна, но все они получают информацию, анализируют ее.

Объектом мониторинга является воспитательная система класса.

Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка.

В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива выделено три направления:

  1. Ученик

- изучение индивидуальных особенностей развития ученика, его окружения, его интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

2. Детский коллектив:

          -сплочение детского коллектива;

          - формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

          - включение обучающихся в разнообразные виды совместной  

            деятельности;

          - развитие детского самоуправления в классе.

3. Социальные отношения ребенка:

          - взаимодействие с педагогическим коллективом ОУ;

          - коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

          - нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона ОУ.

Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива – важнейшее требование, так как неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по следующим  характеристикам:

http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_monit/id.gif     уровень воспитанности ( личностного роста) обучающихся;
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_monit/id.gif     уровень  сформированности классного коллектива;
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_monit/id.gif     уровень удовлетворённости обучающихся школьной жизнь;
http://uo-prohladny.narod.ru/gmo_ou/gmo_monit/id.gif     уровень удовлетворённости родителей деятельностью ОУ, в том числе степенью организации жизни классного коллектива.

Критерии сформированности  детского коллектива:

Критериально-диагностический аппарат для оценки  сформированности детского коллектива включает две группы критериев с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества».

Первая группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли детский коллектив или нет):

- упорядоченность жизнедеятельности в детском коллективе;

- наличие сложившегося единого коллектива класса;

- интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.

Вторая группа - критерии качества (определяют уровень развития детского коллектива):

-степень приближенности классного коллектива к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;

- общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;

- уровень развития личностных качеств обучающихся класса.

По каждой группе критериев определены показатели, выбраны методы и методики педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и

определены формы фиксации результатов.

I группа критериев – наличие детского коллектива

Показатели

Методы ( методики)

1. Упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе

1. Конкурс идей и проектов «Класс, в котором я хотел бы учиться»,
«Мой класс сегодня и завтра»
2. Беседы
3. Анкетирование
4. Наблюдение

2. Наличие сложившегося единого классного коллектива

1.Методика А.Н.Лутошкина

( тестирование сформированности коллектива)
2. Определение уровня развития ученического самоуправления
3. Игры « Лидер» и

« Командные учения»

( определение состояния межличностных отношений)
3. Методика М.Г.Казакиной

( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!»

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы

1. Беседа
2. Оценка
3. Ранжирование
4. Оценка

II группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность

Показатели

Методы ( методики)

1.Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса.

1. Социометрические исследования
2. Анкетирование
3. Наблюдение

2. Общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт

1. Конкурс рисунков « Я в своем классе»
2. Методика М.И. Рожкова (изучение социализированности ребенка)

3.Проявление индивидуальности каждого ребенка, развитие креативных способностей учащихся.

1. Рейтинговая оценка деятельности

 2.Участие в конкурсах, выставках
3. Творческие отчеты

4. Уровень развития личностных качеств обучающихся класса.

1. Уровень развития личностных качеств обучающихся по П.В.Степанову.

Мониторинг уровня развития личностных качеств  проводится по 10 шкалам: характер отношений школьников к Отечеству, характер отношений к Земле, характер отношений к миру, характер отношений к труду, характер отношений к культуре, характер отношений к знаниям, характер отношений к другим людям, характер отношений к иным людям, представителям иной культуры, веры, национальности, характер отношений к своему здоровью, характер отношений к своему внутреннему миру.

В каждом блоке имеется пять характерных для него показателей, имеющих подробно изложенные критерии.  Также проводится сравнительный анализ уровня воспитанности каждого ученика  и  отслеживается уровень воспитанности класса в динамике, прогнозируется его изменение.       

Методика является весьма эффективным средством для стимулирования самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика. Если подключить учащихся к оценке самих себя, то методика побуждает их глубже анализировать свои действия и поступки, тем самым формируя у них адекватную личностную самооценку.

Для мониторинга уровня  развития коллектива  используется методика Р.С.Немова. Методика позволяет выявить наиболее и наименее развитые виды отношений в коллективе класса, оценить влияние на коллектив тех или иных конкретных педагогических воздействий, определить основные направления работы на следующий год с целью гармоничного развития коллектива.
Изучение удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе осуществляется с помощью методик, разработанных А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым. Суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы и класса.


План проведения диагностики в рамках

воспитательной программы «Тропинками добра»

Класс

Название исследования

Сроки

5 класс

1.Сфера интересов обучающихся

2. Климат в учебной группе

(А.Н.Лутошкин)

3. Развитие коммуникативных склонностей обучающихся (методика Р.В. Овчаровой)

4. Сформированность познавательного интереса ( опрос)

5.Степень удовлетворенности родителей работой ОУ, в том числе и жизнью класса

( Е.Н. Степанов)

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Апрель

  1. 10        6 класс

1.Уровень развития самоуправления

( методика Рожкова)

2. Микроисследование «Какой я?»

3.Диагностика личностных качеств

( П.В..Степанов)

4. Климат в учебной группе

( А.Н.Лутошкин)

5. Анкетирование учащихся: «Конфликтная ли вы личность?»

7. Степень удовлетворенности родителей работой ОУ, в том числе и жизнью класса

( Е.Н. Степанов)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

  1. 11       7 класс

1. Исследование коллектива

2.Изучение общительности

( В.Ф. Ряховский)

3. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся

4. Уровень развития личностных качеств по  П.В. Степанову

5. Уровень творческой активности

6.Удовлетворенность учащихся школьной жизнью.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

  1. 8           8 класс

1.Уровень развития ученического самоуправления.

2.Анкетирование «Знаете ли вы себя?»

3.Уровень конфликтности личности (методика Андреева А.И.)

4.Лики родительской любви (анкета для родителей)

5. Степень удовлетворенности родителей работой ОУ, в том числе и жизнью класса

( Е.Н. Степанов)

Октябрь

Ноябрь-декабрь

Февраль

Март

Апрель

  1.             9 класс

1.Уровень развития личностных качеств обучающихся по Степанову.

2. Анкета «Нравится ли вам?»(определение профессиональных склонностей).

3. Диагностический опросник (ДДО) для определения профессиональной ориентации.

4. Анкета «Мой класс»

5. Сочинение-рассуждение

«Что я оставлю после себя в школе?»

Октябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

Сфера интересов 5 «Б» класс


Диагностика личностных качеств по Степанову. 6 «Б» класс


Пример обработки результатов диагностики сферы интересов учащихся

Интересы

Результаты диагностики

Выводы и рекомендации

Общение с друзьями

95%- высокий уровень

Результат соответствует психическому развитию детей подросткового возраста. Необходимо использовать этот потенциал, направляя воспитательную работу на взаимодействие классного коллектива

Общение в семье

80% -высокий результат

Необходимо использовать стремление к общению в семье для развития чувства ответственности, сопереживания

Общение с учителями

55% - средний уровень

Необходимо повысить значимость общения с учителями, значение личностного общения, уважительность и доверительность отношений с педагогами

Общение с противоположным полом

60%- средний уровень

Результат соответствует психическому развитию данного возраста. Необходимо продумать систему тренингов межполового общения.

Общение с природой

30% -низкий уровень

Необходимо повысить интерес к общению с природой как средству снятия напряжения, развитию эстетических чувств

Учеба

65% - средний уровень

Необходимо повышать интерес учащихся к образовательной деятельности через организацию мероприятий познавательного характера

Спорт

65%- средний уровень

Необходимо проводить мероприятия спортивного характера, продумать систему просветительской работы по формированию потребности в здоровом образе жизни

Домашний труд

55 % - средний уровень

Необходимо продумать систему просветительской работы среди родителей о значении постоянных поручений дома для развития у детей чувства ответственности

Бизнес

75%- высокий уровень

Интерес к данному виду деятельности отражает отношение к новому направлению деятельности, которая требует активной личности, способной к преобразовательной деятельности. Необходимо использовать данный потенциал в воспитательной работе

Живопись, лепка, макраме

45%- низкий результат

Необходимо повысить интерес посредством организации творческих конкурсов, выставок

Техническое творчество

44% - низкий результат

Необходимо развитие интереса посредством организации творческих конкурсов, выставок

Изготовление своими руками каких-либо изделий

35% - низкий результат

Необходимо развитие интереса посредством организации творческих конкурсов, выставок

Походы

60%- средний уровень

Необходимо использовать для развития интереса к взаимодействию, укреплению коллектива, необходимо проводить небольшие походы

Экскурсии

30%- низкий уровень

Необходимо проанализировать тематику экскурсий и их организацию

Самовоспитание личности

85%- высокий результат

Необходимо проводить дискуссии о чертах характера, анализировать поступки и т.д.

Коллектив класса

65% - средний уровень

Необходимо поддерживать и развивать интерес к внутриклассному взаимодействию для создания атмосферы комфортности

Телевидение, радио, музыка, кино, одежда

78%- высокий результат

Необходимо использовать отношение детей к этой сфере в планировании и проведении мероприятий, для индивидуализации средств взаимодействия и воспитания

Чтение художественной литературы

25%- низкий уровень

Необходимо проанализировать круг чтения учащихся, развивать любознательность, использовать предпочтения для организации классных часов, досуговых мероприятий

                                                          Анкета «Конфликтная ли я личность»

  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
  1. не принимаю участия;
  2. кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
  3. активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
  1. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
  1. нет;
  2. только если имею для этого веские основания;
  3. критикую всегда и по любому поводу.
  1. Часто ли вы спорите с друзьями?
  1. только в шутку и то если это люди необидчивые;
  2. лишь по принципиальным вопросам;
  3. споры - моя стихия.  
  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
  1. я возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
  2. делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
  3. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
  1. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция?
  1. не буду поднимать бучу из-за пустяка;
  2. молча возьму солонку;
  3. не удержусь от едких замечаний, и, может быть, демонстративно откажусь от еды.
  1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу …
  1. с возмущением посмотрю на обидчика;
  2. сухо без эмоций сделаю замечание;
  3. выскажусь, не стесняясь в выражениях.
  1. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
  1. промолчу;
  2. ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
  3. выскажу все, что я об этом думаю.
  1. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?
  1. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
  2. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
  3. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – о очков. Подсчитать очки. Класс разбивается на три психологических типа.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.


ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КЛАССА

«ТРОПИНКАМИ ТВОРЧЕСТВА»


Сформированность познавательного интереса обучающихся 5 «Б» класса ( опрос)

Вопрос

Да

Нет

Я участвую в интеллектуальных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

18

(78%)

5

(28%)

Мне нравится участвовать в интеллектуальных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

19

(83%)

4

(17%)

Я участвую в творческих конкурсах, соревнованиях

14

(61%)

9

(39%)

Мне нравится участвовать в творческих конкурсах, соревнованиях

15

(65%)

8

(35%)

Я участвую в спортивных соревнованиях, конкурсах

16

(70%)

7

(30%)

Мне нравится участвовать в спортивных конкурсах и соревнованиях

19

(83%)

4

(17%)

Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах помогает мне учиться лучше

14

(61%)

9

(39%)

Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах помогает мне самоутвердиться, выразить себя

15

(65%)

8

(35%)

Родители поощряют мое участие в различных  конкурсах и соревнованиях

16

(70%)

7

(30%)

Я считаю, что участие в различных конкурсах поможет мне в дальнейшей жизни

18

(78%)

5

(22%)

Я считаю, что участие в конкурсах и соревнованиях бесполезной тратой времени

1

(4%)

22

(96%)

Я считаю, что  участие в конкурсах и соревнованиях излишней нагрузкой

4

(17%)

19

(83%)


Изучение психологического климата в учебной группе

Класс – 5  «Б»

Общее количество

715

Средний балл

36

Уровень оптимального психологического климата – 60 баллов

В классе-36 баллов  (60% от оптимального)

Класс – 6  «Б»

ФИ ученика

Общее количество баллов

Общее количество

1248

Средний балл

52

Уровень оптимального психологического климата – 60 баллов

В классе-52 балла  (87% от оптимального)


Развитие коммуникативных склонностей обучающихся

(методика Р.В.Овчаровой)

Цель: выявление коммуникативных склонностей обучающихся. 

Класс – 5в

Количество человек- 23

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

4

2  

3

5

9

В среднем по классу- 0,67  (средний уровень)


«Удовлетворенность родителей образовательным учреждением»

(составлен АА.Андреевым )

1 блок «Оценка личностных качеств»

Класс

Поведенческие качества

Жизненные компетентности

Морально-психологические качества

3,7 ( на достаточном уровне)

3.9 ( на достаточном уровне)

4 ( на достаточном уровне)

3,86 ( на достаточном уровне)

2 блок  «Оценка родителями помощи ОУ в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем»

Класс

Показатель

3,3 ( на достаточном уровне)


Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе

Класс- 6 «Б»

Количество участников – 23 человека

Включенность учащихся в самоуправление

Организованность классного коллектива

Ответственность членов первичного коллектива за его дела

Включенность класса в дела общешкольного коллектива

Отношения класса с другими ученическими общностями

Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива

1

3

5

4

6

6

1

4

5

3

5

6

1

3

4

2

3

6

1

5

5

3

6

6

1

1

6

1

4

4

0

1

5

3

5

6

3

2

5

2

6

5

1

3

6

1

5

5

2

3

6

6

5

6

1

0

5

3

4

6

2

2

5

4

5

5

2

3

6

3

6

4

4

5

4

3

5

6

3

5

6

4

6

3

1

2

6

4

5

6

3

5

6

3

6

3

1

2

6

4

3

5

5

5

6

4

6

6

3

2

4

4

6

5

1

2

5

4

5

5

1

2

5

4

6

5

3

3

6

2

6

5

2

3

6

3

5

4

42

66

123

74

119

118

0,3

0,5

0,9

0,5

0,9

0,9

Уровень развития самоуправления в классе -  0,56 (низкий)

Уровень самоуправления в школьном коллективе- 0,8 ( средний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

Программа мониторинга качества дополнительного образования

Вариант программы мониторинга качества дополнительного образования , реализуемого на базе ОУ, в партнерстве с учреждением дополнительного образования....

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Проектная работа «Программа мониторинга организации инновационной деятельности педагогов»

Программа основывается на Концепции модернизации российского образования  на период до  2020 года,  Законе РФ «Об образовании» ст.97, Конвенции о правах ребёнка, выполнение требований д...

Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ

Статья знакомит читателей сайта что т акое СДВГ , с основными симптмами этого синдрома. Дает полную характеристику детям  имеющим   синдром дефицита внимания и гиперактивности.  Оп...

Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ.

Статья знакомит читателей сайта, что такое СДВГ. Раскрывает основные сиптомы синдрома дефицита внимания   и гиперактивности: такие как невнимательность , импульсивность  и высокая двига...