Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ.
методическая разработка на тему
Статья знакомит читателей сайта, что такое СДВГ. Раскрывает основные сиптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности: такие как невнимательность , импульсивность и высокая двигательная активность . Предлагает педагогам программу обследования таких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-_monitoring_po_obsledovaniyu_detey_s_sdvg.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа – мониторинг по обследованию детей с СДВГ.
СДВГ – медицинский диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, рассматривается как психическое состояние ребенка.
R.Barkley (1998 г.) считает, что основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения, все остальные механизмы вторичны. Гиперактивность и дефицит внимания – одна из самых распространенных форм нарушений поведения в дошкольном возрасте. Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, расстройстве внимания, отсутствием мотивации к деятельности, требующей волевых усилий.
Основные проявления состояния:
1 . Невнимательность – повышенная отвлекаемость и снижение концентрации внимания у детей, неспособность удерживать целенаправленное внимание в течение определенного времени, снижение переключаемости и объема внимания, не умение дослушивать инструкции и доводить дело до конца.
2 .Гиперактивность - высокая двигательная и моторная активность ребенка, отсутствие целенаправленности поведения. Активность носит бесцельный характер.
3 . Импульсивность - проявляется в так называемом полевом поведении, отсутствие периода обдумывания, самоконтроля, поведенческая импульсивность часто сочетается с агрессивностью, такие дети неспособны ждать и дожидаться своей очереди в различных групповых ситуациях.
Данное состояние можно рассматривать не только как медицинскую проблему, но и как важный объект психолого-педагогической, дефектологической и логопедической работы.
Комплексная программа коррекционно – развивающей помощи детям с СДВГ включает несколько блоков:
1. Медицинский: заполнение анкеты, сбор анамнестических сведений о ребенке, медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза развития, подбор терапии.
2. Психологический: диагностика проявления психологического дизонтогенеза ребенка, преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности.
3. Дефектологический: проведение интеллектуального обследования, анализ уровня развития когнитивных процессов, поведенческих проявлений.
4. Логопедический: определение особенностей речевого развития ребенка.
Программа базируется на основных общедидактических принципах: взаимосвязь диагностических, коррекционных и развивающих задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Программа – мониторинг по интеллектуальному обследованию включает следующие направления:
1.Общие представления ( Ф.И.О., возраст)
2.Общая моторика.
3. Мелкая моторика.
4. Оследование конструктивного праксиса и сенсорных эталонов: различение предметов контрастных по величине, нанизывание колец в соответствии с величиной, соотнесение однородных предметов по цвету, выбор цвета по инструкции или самостоятельное называние; выбор формы по инструкции или самостоятельное называние и другие задания.
5. Пространственно – временные представления:
сформированность понятий вверху – внизу, впереди – сзади; ориентировка в схеме тела, понимание предложно – падежных конструкций в, на, под, за; определение времен года и частей суток на стимульном материал или без него.
- Состояние элементарных математических представлений:
основы счета, дифференциация один – много, выделение из множества количество предметов по слову или по образцу, сравнение множества больше – меньше, уравнивание множества на конкретном материале, выполнение счетных операций на конкретном материале, соотнесение цифры с количеством предметов и другие задания.
- Общий запас сведений о себе и окружающем:
сколько тебе лет, как зовут родителей, где живешь; знания животных, игрушек, предметов обиходно – бытового круга; какое сейчас время года и другие задания.
- Особенности речевого развития: понимание обращенной речи и собственная речь.
Такие дети обычно болтливы, часто говорят взахлеб, на вопросы отвечают не задумываясь, часто не выслушав их до конца или совсем не слушают обращенную к ним речь.
9.Особенност когнитивных процессов: внимания, работоспособности, памяти, мышления. Работоспособность (слабая, снижена в силу чего, не работает по заданию и т. д.). Мышление (на уровне наглядно – действенного, конкретного, не привлекается к обследованию и т.д.)
Выбор на предметных картинках изображения животных, посуды, одежды, игрушек. Выбор осуществляется с опорой на обобщающее слово, по функциональному значению или самостоятельно группирует картинки. В простых вариантах исключить 4 лишнюю картинку и обосновать свой выбор. Разложить серии сюжетных картинок и установить причинно – следственную зависимость. Прослушать короткий рассказ и понять скрытый смысл, ответить на вопросы по содержанию рассказа.
10. Особенности эмоционально – волевой сферы:
- Поведение во время обследования (полевое или упорядоченное).
- Контактность ( вступает активно, пассивно, формально или не вступает).
- Критичность ( критичен, некритичен, критика снижена),
- Переключаемость с одного вида деятельности на другой ( снижена ,
не переключается).
При обследовании обязательно отмечается характер деятельности выполнения задания, обучаемость и перенос на аналогичное задание, способен ли ребенок организовать игру в свободное от обследования время. Дети с СДВГ предпочитают подвижные игры, во время которых кричат, топают ногами , хлопают в ладоши. Они не могут спокойно и тихо играть, придерживаться инструкций и доводить дело до конца. Часто игры носят деструктивный характер: разломать, разрушить, разбросать.
Эти дети непослушны и трудноуправляемы. Требуется неоднократное повторение вербальной инструкции, чтобы добиться
адекватной реакции. Дети совершенно не могут ждать: ребенок должен получить желаемое здесь и сейчас. В случаи отказа топает ногами, падает на пол или совершает другие протестные действия.
Диагностические критерии, на которые родителям стоит обратить
внимание.
- ребенок бесцельно слоняется по кабинету,
- отсутствует целенаправленность поведения,
- ребенок не может сосредоточиться на задании,
- допускает массу ошибок по невнимательности,
- неспособен вслушиваться в обращенную речь,
-неспособен доводить задание до конца,
- дает протестные реакции на задания, требующие умственного напряжения,
- постоянно отвлекается на посторонние раздражители,
-забывчив.
Это основные критерии которые заставляют родителей задуматься о наличии СДВГ и их необходимо учитывать специалистам при обследовании гиперактивных детей. У таких детей при обследовании обязательно должна быть эмоциональная и физическая разрядка. Необходимо позволить им прыгать и кричать, отвлечься от задания, а затем снова попробовать вернуться к нему через игру. Задания объяснять простым и доступным языком, ставить задачи соответствующие способностям и возрасту ребенка.
Таким образом, диагностика и обучение детей с СДВГ должны базироваться на всей информации, полученной в результате сбора жалоб родителей и анамнеза ребенка, исследования интеллекта и его предпосылок, характеристики поведения и эмоционально – волевой сферы.
Терпение, последовательность и настойчивость – вот три основных дидактических принципа для родителей и педагогов воспитывающих детей с СДВГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста
Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...
Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста
Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...
Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста
Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...
Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ
Статья знакомит читателей сайта что т акое СДВГ , с основными симптмами этого синдрома. Дает полную характеристику детям имеющим синдром дефицита внимания и гиперактивности. Оп...
Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»
Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...
Содержание и описание диагностического материала при обследовании детей с 11 до 14 лет на ГПМПК (по этапам обследования)
Методика Белоконевой, Гращенковой...
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.
Цели:развитие высших психических функций;функциональная активация подкорковых образований мозга;обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психичес...