Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
методическая разработка по теме
Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости детей. Следовательно, более актуальной является задача обучения детей управлению собственным здоровьем.
Предполагается, что внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающего компонента должно выработать мотивацию на здоровый образ жизни всех субъектов УВП, что повлечет за собой повышение качества образования
Анализ состояния здоровья учащихся показывает, что ведущее место занимают морфо-функциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения в развитии зрительного анализатора, нервной системы, осанки. Наибольшие изменения в опорно-двигательной системе наблюдаются за время обучения в начальной школе. Детей с патологией зрения к пятому классу становится в два с половиной раза больше. Наблюдается нарушение состояния сосудистой и вегетативной нервной системы, аномалии рефракции и аккомодации, невротические расстройства, болезни позвоночника - все это свидетельствует о том , что непосредственной причиной снижения уровня здоровья детей в школе является утомление. Одной из главных причин крайне высокого уровня патологий здоровья у школьников является сама система образования - отсутствиесоответствия между организацией УВП и психофизиологическими особенностями детей, а также отсутствие системы работы по формированию у подрастающего поколения здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_monitoring_zss_kuzmina_v.f.doc | 620 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
МОУ «СОШ №4»
Цель
Разработка концептуальных подходов и технологий сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи
- Проанализировать состояние здоровья учащихся в школе в современных условиях.
- Разработать перспективные направле ния, подходы к решению проблем сохранения здоровья учащихся в школе.
Актуальность
Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости детей. Следовательно, более актуальной является задача обучения детей управлению собственным здоровьем.
Предполагается, что внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающего компонента должно выработать мотивацию на здоровый образ жизни всех субъектов УВП, что повлечет за собой повышение качества образования
Анализ состояния здоровья учащихся показывает, что ведущее место занимают морфо-функциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения в раз витии зрительного анализатора, нервной сис темы, осанки. Наибольшие изменения в опор но-двигательной системе наблюдаются за время обучения в начальной школе. Детей с патологией зрения к пятому классу становится в два с половиной раза больше. Наблюдается нарушение состояния сосудистой и вегетативной нервной системы, аномалии рефракции и аккомодации, невротические расстройства, болезни позвоночника - все это свидетельствует о том , что непосредственной причиной снижения уровня здоровья детей в школе является утомление. Одной из главных причин крайне высокого уровня патологий здоровья у школьников является сама система образования - отсутствие соответствия между организацией УВП и психофизиологическими особенностями детей, а также отсутствие системы работы по формированию у подрастающего поколения здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
создание системы работы в школе, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
улучшение результата в виде улучшения состояния здоровья учащихся,
создание благоприятных условий для обучения и развития;
формирование валеологической культуры участников образовательного процесса,
расширение валеологического опыта учащихся;
внедрение в практику школы здоровьесберегающих технологий,
эффективных приемов диагностики здоровья, коррекции физического и психоэмоционального состояния;
формирование модели системного мониторинга здоровья учащихся в школе.
Механизм выполнения проекта
Механизм реализации проекта предусмат ривает создание банка систематизированной достоверной и объективной информации о ди намике состояния здоровья и психофизическо го состояния учащихся как результата .а системы валеологического мониторинга здоровья и ус ловий обучения учащихся.
Для осуществления мониторинга необхо дима унификация критериев и методик оценки состояния здоровья, психофизического статуса и условий обучения и проживания детей.
Одним из важных результатов мониторинга должно стать выявление групп риска на основа нии анализа факторов риска. Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна со держать индивидуальные результаты объектив ных тестов, характеристику социально-экономи ческого статуса семьи, санитарно-гигиеническую и медико-педагогическую характеристику усло вий обучения. Научно-исследовательская часть работы по мониторингу состоит в разработке конкретных форм анкетных листов, тестов, опи сания и методик проведения тестирования, а так же форм представления соответствующей инфор мации пользователям.
В качестве одного из документов образова тельного учреждения при организации ком плексного мониторинга может быть рекомен дована психолого-педагогическая карта разви тия ребенка, включающая в себя следующие разделы:
- Общие сведения о ребенке.
- Листок здоровья.
- Особенности речевого развития.
- Индивидуально-психологические особен ности личности.
- Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности.
- Мониторинг обученности.
- Развитие личности в процессе воспита ния.
- Листок личных достижений ребенка.
- Рекомендации специалистов, педагогов.
Результаты апробации психолого-педаго гической карты развития ребенка позволяют сделать вывод об эффективности ее примене ния и рекомендовать за основу к использованию при организации диагностических иссле дований при оценке качества образования.
Модель 1
«Мониторинг
формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
МОУ «СОШ №4»
Обязательные требования нормативных документов, которые должны быть учтены, стандарты и нормы | Параметрическая модель, ключевые критерии и показатели | Периодичность проведения и циклограмма | Источник | Инструментарий системы оценки качества | Приложения (методы, технологии, процедуры оценки качества) |
Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)"; Постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»; Постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)»; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»; СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Приказ Минобразования России от 05.03.04г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». | Материально-техническое оснащение школы
| сентябрь | Статотчет | % столов, стульев, соотв. нормам Сан ПиНа 100% | Таблица №1 |
| сентябрь | статотчет | % кол-во оборудования приходящегося на одного ученика школы 120 конторок 120 парт 9-офтальмотренажеров Сухих бассейнов -2 Увлажнителей- 9 | Таблица №2 | |
| сентябрь | статотчет | % оборудования приходящегося на одного ученика школы | Таблица №3 | |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
| сентябрь | статотчет | Соответствует/не соответствует нормам СанПина 1 (сентябрь) | Таблица №4 | |
| сентябрь | статотчет | Соответствует/не соответствует нормам СанПина 1 (октябрь м-ц) | Таблица №4 | |
| сентябрь | статотчет | Соответствует/не соответствует нормам СанПина Не было | Таблица №4 | |
Учебная деятельность
| Февраль | Справка Ш-231 Г-64 Р- 7 | % победителей от общего числа участников | Диаграмма №1 | |
| Гончарова М.И.-2 Дегтярева Г.А.- 2 | % победителей от общего числа участников | Диаграмма №2 | ||
| Февраль | Справка Дегтяревап Г.А. Гончарова М.И. | % победителей от общего числа участников | Диаграмма №3 | |
| февраль | Приказ 2009-2010г.г. 3 участника , 2 победителя. 2010-2011г.г. 3 призера 10кл -2 уч. 2бкл.-1.уч. | % победителей от общего числа участников | Диаграмма №4 | |
Деятельность педагогов
| май | 17 педагогов. | % прошедших курсовую подготовку по здоровьесберегающим технологиям за 3года от общего количества педагогов | Таблица №5 | |
| Справка 36 педагогов | % применяющих здоровьесберегающие технологии от общего количества педагогов по результатам посещенных уроков | Таблица №6 | ||
| май | 18 | % педагогов, имеющих утвержденные авторские программы, от общего количества педагогов | Таблица№7 | |
| май | Ведомость 63,3% 54 из 85 | % педагогов, работающих в течение учебного года без больничных листов за 3 года от общего количества педагогов | Таблица №8 | |
Деятельность медицинской службы 1.количество учащихся (%), занимающихся в основной, подготовительной и специальной группе здоровья за 3 года | сентябрь | Осн.-662 Подг.-17 Спец.-9 | % учащихся, занимающихся в основной, подготовительной и специальной группе здоровья за 3 года, от общего количества учащихся, имеющих мед. показания | Таблица №9 | |
2.количество учащихся (%), имеющих нарушение осанки за 3 года | сентябрь | Журнал учёта 59 учащихся | % учащихся, количество учащихся (%), имеющих нарушение осанки за 3 года, от общего количества учащихся | Таблица №10 | |
3.Количество учащихся (%), имеющих нарушение зрения за 3 года | сентябрь | Журнал учёта 69 учащихся | % учащихся, количество учащихся (%), имеющих нарушение зрения за 3 года, от общего количества учащихся | Таблица №10 | |
Работа с учащимися 1.количество учащихся (%), занимающихся в спорт. кружках и секциях за 3 года | октябрь | Отчёт 2009-2010г. Ш-196 Г-653 2010-2011г. Ш-245 Г-706 | % учащихся, занимающихся в спорт. кружках и секциях за 3 года, от общего количества учащихся | Диаграмма №5 | |
2.количество учащихся (%), ставших призерами в спортивных соревнованиях (школа, город, регион, Россия) за 3 года | май | Анализ | % победителей от общего числа участников | Диаграмма №6 | |
3.Влияние образа жизни на состояние здоровья (5-9 кл) | сентябрь | Анкеты | Сравнение результатов на начало и конец года по предъявляемым параметрам | Диагностика доктора пед. Наук В.М. Назаренко | |
4.отношение к здоровью и здоровому образу жизни (10-11 кл) | сентябрь | Анкета | Сравнение результатов на начало и конец года по предъявляемым параметрам | Диагностика кандидата психологических наук В.Я. Ясвина и С. Дерябо | |
Работа с родителями
| май | План-график родит. Собраний | % родительских общешкольных собраний, лекториев (%) по вопросам здоровьесбережения 3 года, от общего количества собраний, лекториев | Таблица №11 | |
| май | Приказ Округ-10 Город-11 победителей | % победителей от общего числа участников | Диаграмма №7 | |
Деятельность социально-психологической службы 1. выявление уровня тревожности учащихся школы | На начало года/ на конец года | справка | % учащихся, показавших высокий уровень тревожности, от общего количества учащихся На нач. года – 500чел. обсл. из них 11% - в.т. На конец года – 3% в.т. | Тест Филлипса, Шкала Кондаша, «Эмоциональное отношение к учению» Ч.Д. Спилберг | |
2. Выявление уровня утомляемости | На начало года/ на конец года | справка | % учащихся, показавших высокий уровень утомляемости, от общего количества учащихся На нач. года – 189чел. обсл. из них 25% - ут. На конец года – 9% ут | Корректурная проба Бурдона, Шкала Чертовой | |
3.Охват учащихся горячим питанием | сентябрь | Справка 57% | % учащихся, охваченных горячим питанием за 3 года, от общего количества учащихся | Таблица №12 | |
4. Охват учащихся оздоровительным отдыхом за 3 года | май | Анализ работы соц. Педагога 83% | % учащихся, охваченных оздоровительным отдыхом за 3 года, от общего количества учащихся | Таблица №12 | |
5. Выявление уровня работоспособности | Сентябрь/май | справка | % учащихся, показавших низкий уровень работоспособности от общего количества учащихся На нач. года – 189чел. обсл. из них 18% - низ. раб На конец года – 5%низ. раб | Корректурная проба Тест Бурдона | |
6. Выявление уровня адаптации учащихся 1, 5 тревожность, школьная мотивация. 9 классов к школе | октябрь | справка | % учащихся 1,5, 9 классов, показавших низкий уровень адаптации На нач. года – 181чел. обсл. из них 9% - низ. уров. На конец года – 0%низ. уров. | Карта наблюдений родителей за состоянием ребёнка; тест Филлипс, школьная мотивация по Лускановой | |
7. Выявление объёма и концентрации внимания | Сентябрь/май | справка | % учащихся, показавших высокий уровень объёма памяти и концентрации внимания от общего количества учащихся На нач. года – 189чел. обсл. из них 25% - низ.кон На конец года – 9%низ кон На нач. года – 189чел. обсл. из них 18% - низ. об. вн На конец года – 5%низ. об. вн | Корректурная проба Тест Бурдона |
Анализ мониторинга
формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
МОУ «СОШ №4»
В 2009- 2010 учебном году нами был составлен и внедрен мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся. С целью разработки концептуальных подходов и технологий сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи которые стояли перед нами : анализ состояния здоровья , разработка перспективных направлений и подходов к решению проблем сохранения здоровья учащихся в школе.
В качестве одного из документов образова тельного учреждения при организации ком плексного мониторинга была внедрена психолого-педагогическая карта разви тия ребенка, включающая в себя следующие разделы:
- общие сведения о ребенке
- листок здоровья
- особенности речевого развития
- индивидуально-психологические особен ности личности
- особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности
- мониторинг обученности
- развитие личности в процессе воспита ния
- листок личных достижений ребенка
- рекомендации специалистов, педагогов.
Для реализации проекта создан банк систематизированной достоверной и объективной информации о ди намике состояния здоровья (по результатам медицинского осмотра), психофизическо го состояния учащихся ( по результатам психологических диагностик) , системы валеологического мониторинга здоровья ( по результатам анкет) и ус ловий обучения учащихся (здоровьесберегающая среда).
Одним из важных результатов мониторинга было выявление групп риска на основа нии анализа факторов риска. Информация полученная по результатам мониторинга со держит индивидуальные результаты тестов, характеристику социально-экономи ческого статуса семьи, санитарно-гигиеническую и медико-педагогическую характеристику усло вий обучения. Научно-исследовательская часть работы по мониторингу состояла в разработке конкретных форм анкетных листов, тестов, опи сания и методик проведения тестирования, а так же форм представления соответствующей инфор мации пользователям.
Для проведения мониторинга была создана творческая группа, состоявшая из администрации, классных руководителей, учителей биологии, физкультуры, психологов, логопедов, социального педагога, медика. Полученные результаты явились реальной картиной состояния здоровья учащихся, показали отношение учащихся к своему здоровью и т.д. На основании полученных результатов были приняты следующие управленческие решения: создание групп ЛФК , организация «Уроков Здоровья», проведение Дней здоровья ( 1 раз в месяц), проведение психолого-педагогических семинаров по вопросам здоровья, проведение родительских собраний и лекториев по вопросам здоровья, организация встреч с врачами .Результаты проделанной работы рассматривались на :
- педагогическом совете,
1.Образовательная стратегия школы на новый учебный год в свете реализации основных принципов городской образовательной политики и модернизации российского образования
Протокол №1 от 28.09.09г.
- административном совете,
1.Определение физической подготовленности учащихся на начало учебного года
Протокол №2 от5.10.09г.
- Совещании при директоре
1.Материально-техническая база учебных кабинетов. Состояние техники безопасности и охраны труда.
Приказ №1 от 28.08.09г.
2.Изучение уровня адаптации учащихся 1, 5, 9,10 классов.
Приказ № 3 от 26.10.09г.
3.Использование здоровьесберегающих технологий в УВП.
Приказ №5 от 15.12.2010г.
- НМС
1.Модель управления здоровьесбережением.
Приказ № от 8.09.10г..
2.Заключительный этап эксперимента по теме «Здоровое развитие детей в УВП». План работы
Работа творческих групп.
Приказ №2 от 17.11.09г.
Вопросы о результативности и целесообразности проходили через систему ВШК .
В результате проделанной работы получили положительную динамику: по группам здоровья; по вопросам применения ЗСТ в учебном процессе; по включению педагогов в работу создание «точечных» программ; участию и результативности в конкурсах и олимпиадах, увеличилось количество педагогов прошедших курсовую переподготовку по применению ЗСТ , увеличилась занятость детей в спортивных секциях, понизился уровень тревожности, утомляемости, работоспособности, концентрации внимания. Рекомендуем данный мониторинг для использования в работе.
Приложения
Таблица № 5
Курсовая подготовка
по здоровьесберегающим технологиям
за 3 учебных года
(2009-2010, 2010-2011, 2011-2012г.г.)
№ п\п | Ф.И.О. педагога | Название курсов | Место проведе-ния курсов | Год прохождения курсов | ||
1 | СередаТ.И. | Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания | г.Москва | 2009 | ||
2 | Лядова И.П. | г.Москва | 2009 | |||
3 | Айвазян А.Б. | г.Москва | 2009 | |||
4 | Погадаева Л.А. | г.Москва | 2009 | |||
5 | Шульга И.В. | г.Москва | 2009 | |||
6 | Москвичева Е.А. | г.Москва | 2009 | |||
7 | Кузьмина В.Ф. | г.Москва | 2009 | |||
8 | Киселева Г.С. | г.Москва | 2009 | |||
9 | Королева Т.А. | г.Москва | 2009 | |||
10 | Пономарева А.А. | г.Москва | 2009 | |||
11 | Винтовкина Е.Е. | г.Москва | 2009 | |||
12 | Полякова Т.Ю. | г.Москва | 2009 | |||
13 | Митрофанова Т.С. | г.Москва | 2009 | |||
14 | Павлова В.М. | г.Москва | 2009 | |||
15 | Дегтярева Г.А. | г.Москва | 2009 | |||
16 | Гончарова М.И. | г.Москва | 2009 | |||
17 | Ермакова А.С. | г.Москва | 2009 | |||
Таблица № 6
Применение здоровьесберегающих технологии
в образовательном процессе
(2009-2010, 2010-2011, 2011-2012г.г.)
№ п\п | ФИО педагога | Название технологии | Формы, методы, используемые педагогом в учебном процессе | Форма занятий (урок, внеклассное мероприятие, кружок) | |
1 | Начальная школа | школа 21 века | урок | ||
2 | Москвичёва Е.А | проблемное обучение | урок | ||
3 | Зива Л.Я | проблемное обучение | урок | ||
4 | Сухарева И.Е | проблемное обучение | урок | ||
5 | Кузьмина В.Ф | модульная технология | урок | ||
6 | Статникова С.Г. | модульная технология | урок | ||
7 | Королёва Т.А. | модульная технология | урок | ||
8 | Проценко А.Н. | модульная технология | урок | ||
9 | Киселёва Г.С | программа Эльконина-Давыдова | урок | ||
10 | Шульга И.В. | адаптивная система обучения | урок | ||
11 | Дегтярёва Г.А | интеграции обучения | урок | ||
12 | Сухарева И.Е. | интеграции обучения | урок | ||
13 | Малкова И.Н. | интеграции обучения | урок | ||
14 | Лядова И.П. | проектная технология | урок | ||
15 | Уч.англ.яз. | проектная технология | урок | ||
16 | Полякова Т.Ю. | личностно-ориентированный подход | урок | ||
17 18 | Филипьева Л.Д. Шинкарюк Т.Д. | личностно-ориентированный подход личностно-ориентированный подход | урок урок | ||
19 | Мосейчук В.А. | дифференцированное обучение | урок | ||
20 | Гончарова М.И. | дифференцированное обучение | урок | ||
Таблица №7
Разработка педагогами авторских программ
по проблемам здоровьесбережения
(2009-2010, 2010-2011, 2011-2012г.г.)
№ п\п | ФИО педагога | Название программы | Где и кем рецензии-рована программа | Год создания программы | ||
1 | Айвазян А.Б. | «Программы общешкольных мероприятий по тематике здоровья». | 2009 | |||
2 | Москвичева Е.А. | «Программа формирования психологического здоровья школьников на уроках гуманитарного цикла» | 2009 | |||
3 | Лядова И.П. | «Программа организации работы по воспитанию культуры здоровья учащихся». | 2009 | |||
4 | ПавловаВ.Н. | «Программа организации работы по предупреждению употребления ПАВ учащимися основной школы и старших классов». | 2009 | |||
5 | Ермакова А.С. | «Программа организации работы по валеологическому просвещению родителей учащихся» | 2009 | |||
6 | Кузьмина В.Ф. | «Программа интеграции вопросов здоровья в содержании учебных программ по обществознанию». | 2009 | |||
7 | Гончарова М.И. | «Программа комплексного формирования здоровьесберегающего пространства школы» | 2009 | |||
8 | Хайруллина Л.С. | «Программа совершенствования мониторинга, состояния психологического здоровья школьников» | ||||
9 | Грызунова Е.Е. | «Программа совершенствования мониторинга, состояния физического здоровья школьников» | ||||
10 | Митрофанова Т.С. | «Программа психолого-педагогического сопровождения (поддержки) учащихся групп риска по состоянию здоровья». | ||||
Таблица №8
Количество педагогов , работающих в течение учебного года без больничных листов за 3 года
№ п\п | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Количество педагогов , работающих в течение учебного года без больничных листов, процент от общего числа | 54чел из 85 (63,3%) | ||
Всего |
Таблица №9
Группы здоровья
Название группы/ % от общего числа | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-1012 |
Основная | 665 | ||
Подготовительная | 14 | ||
Специальная | 9 |
Таблица №10
Отклонения в показателях здоровья уч-ся
Количество учащихся,% | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Нурушение осанки | 59 уч-ся из 681 | ||
Нарушение зрения | 69 уч.из 681 |
Таблица №11
Проведение родительских общешкольных собраний. лекториев, семинаров по вопросам здоровьесбережения
Тематика мероприятия, % от общего числа | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-1012 |
собрания | 4 | ||
лектории | 6 | ||
и др.(семинары) | 4 |
Таблица №12
% от общего числа | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-1012 |
Количество учащихся (% от общего числа), охваченных горячим питанием | 57% | ||
Количество учащихся (% от общего числа), охваченных оздоровительным отдыхом | 83% | ||
Охват учащихся горячим питанием и оздоровительным отдыхом
Диагностики
- Диагностика « Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
( по рекомендациям В.М. Назаренко доктора педагогических наук МПГУ г. Москвы)
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Учащимся 10-11 классов предлагается провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья по опроснику, состоящему из 7
факторов образа жизни.
Факторы образа жизни: 1.Особенности питания.
2. Особенности двигательной активности
3. Закаливание.
4. Особенности режима дня, труда и отдыха.
5. Особенности эмоционального состояния.
6. Жизненная позиция.
7. Вредные привычки: курение;
употребление алкоголя;
употребление наркотиков.
Опросник «Влияние образа жизни на состояние здоровья»
Ход работы: Из предложенных вариантов ответа нужно выбрать наиболее характерный для каждого ученика.
- Особенности питания
А. Вы всегда придерживаетесь правил рациональног питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (+2 балла)
Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь своё питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п. (+1 балл)
В. Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (- 1балл)
Г. Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье (-2 балла)
2. Особенности двигательной активности
А. Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаёте большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (+2 балла)
Б. Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно. (0 баллов)
В. Выполняете физические упражнения очень редко ( в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочитаете любое другое занятие, например компьютор
(-1 балл)
3. Закаливание
А. Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие. (+2 балла)
Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия ( в основном летом), либо в зависимости от настроения. (+1 балл)
В. Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно. (0 баллов)
4. Особенности режима дня, труда и отдыха
А. Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (+2 балла)
Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правил труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм. (+1 балл)
В. Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (-1 балл)
5. Особенности эмоционального состояния
А. Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (+2 балла)
Б. Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительные депрессии и пессимистическое настроение. (0 баллов)
В. Мельчайшие мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться в раздражённом состоянии, со знакомыми часто конфликтуете. (-2 балла)
6. Жизненная позиция
А. Если какое=то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (+2 балла)
Б. Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием. (-2 балла)
В. Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А,Б), если оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
7. Вредные привычки
Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в – 4 балла.
Программные действия:
1. Самоанализ.
Каждый ученик определяет сумму баллов по таблице и оценивает влияние своего образа жизни на состояние здоровья.
Анализ оценки влияния образа жизни на состояние здоровья
Результаты | Кол-во баллов | Количество учеников В цифрах в % |
1. Образ жизни способствует укреплению здоровья. | От +9 до +12 | |
2. Образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. | От +6 до +8 | |
3. Образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате. Нужно серьёзно задуматься о своём будущем. | Менее +5 |
- Формирование учениками собственных выводов и сравнение с общими.
Вывод: результаты анализа не оставляют учеников равнодушными и привлекают интерес к изучению составляющих здорового образа жизни.
Человек не сможет сохранить здоровье, если его организм подвергается влиянию факторов риска, а лучший способ - здоровый образ жизни.
Рекомендации:
- В своей жизни следует приобрести навык анализировать различные стороны своего образа жизни и оценить его влияние на здоровье.
- Необходимо соблюдать и знать составляющие здорового образа жизни:
А) через информационные источники;
Б) положительные примеры конкретных людей.
3. Здоровье человека нуждается в поддержании и укреплении, а это возможно эффективно только через соблюдение здорового образа жизни: занятие спортом, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, закаливания, активной жизненной позиции.
ДИАГНОСТИКА «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
Методика измерения, рекомендованная С.Дерябо, В.Ясвиным кандидатами психологических наук, кафедры экологической психологии Московского психолого-педагогического института апробирована и внедрена: - в работе с учениками 10-11 классов для определения существующего уровня отношения к здоровью и здоровому образу жизни с целью планирования работы по здоровьесбережению;
- диагностика применена, как элемент исследования в н/и работе ученицы 11 класса Кашафутдиновой Э. «Влияние образа жизни на состояние здоровья школьников». Выход работы на городскую научно-практическую конференцию был успешным -2 место.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.
- Из двух предлагаемых высказываний А и Б, которые описывают противоположные мнения, ситуации, выберите то, которое более подходящее для вас.
- Если вам полностью подходит вариант А, вы зачёркиваете букву А
- Если вы скорее склоняетесь к варианту А, но не можете полностью с ним согласиться, то в средней части вы рисуете стрелку в сторону буквы А.
- Если вам полностью подходит вариант Б, вы зачёркиваете букву Б.
- Если вы скорее склоняетесь к варианту Б, но не можете полностью с ним согласиться, то в средней части вы рисуете стрелку в сторону буквы Б
Рекомендация.
Если вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для вас, всё-таки постарайтесь сделать выбор. В опроснике, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов: ваше мнение ценно именно таким, какое оно есть.
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает ваше мнение.
ОПРОСНИК
1. А если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненнон вздутие, то я заметил бы это очень быстро. 2. А. когда я от нечего делать пролистываю журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю. 3. А. если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь. 4. А. я решительно вмешиваюсь, если кто-то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью. 5. А. я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д. 6. А. я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья. 7. А. если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. 8. А. когда я выбираю подарок кому то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что либо из предметов личной гигиены. 9. А. когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всём организме. 10. А. когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. 11. А. я стараюсь уклоняться от различных профилактических обследований. 12. А. мне удалось заинтересовать своих друзей книгами и статьями о здороволм образе жизни. 13. А. по-моему те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать по улице, - это не совсем нормальные люди. 14. А. я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать своё здоровье на должном уровне. 15. А. я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь. 16. А. порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нём что-то разладилось. 17.А. когда в гостях я вижу библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья. 18. А. когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оз-доровительный» эффект, подчёркиваемый в рекламе. 19. А. мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. 20. А. у меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п. 21. А. я никогда не ищу литературу с описаниями методик оздоровления организма. 22. я ежедневно занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. 23. я с удовольствием занимаюсь спортом и понимаю важность для организма. | Б я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим. Б. я их просматриваю более внимательно в первую очередь. Б. я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами. Б. пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться. Б. мне это сразу же бросается в глаза. Б.я не трачу на это деньги. Б. я всё равно лучше спокойно подъеду на автобусе или такси. Б. я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими. Б. я прежде всего просто утоляю жажду. Б. я с удовольствием включаюсь в беседу. Б. они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего здоровья. Б. я не предпринимал таких попыток. Б. я даже завидую им, ведь забота о своём здоровье – это радостное и увлекательное занятие. Б. такие люди для меня не более интересны, чем другие. Б. я в целом придерживаюсь правил здорового питания. Б. любая боль в организме – это всего лишь определённая реакция нервной системы. Б. у меня вызывает интерес другая литература. Б. для меня это важно, потому что я во всём стараюсь учитывать, как это повлияет на моё здоровье. Б. у меня нет такого опыта. Б. я полностью разделяю чувства таких людей. Б. мне приходилось это делать. Б. я уделяю время своему здоровью только в случае необходимости. Б. мне лень этим заниматься. |
Как подсчитывать результаты?
Результаты определяются с помощью «КЛЮЧА»
За полное соответствие ответа с ответом в ключе даётся 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа -2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе – 0 баллов.
КЛЮЧ
1. А. 5.Б 9.А 13.Б 17. Б 21.Б ( эмоциональная шкала)
2. Б 6.А 10.Б 14.А 18. Б 22. А (познавательная шкала)
3.А 7.А 11.Б 15.Б 19.А 23. Б (практическая шкала)
4. А 8.Б 12.А 16.Б 20.А (шкала поступков)
Затем подсчитывается сумма баллов по каждой строке и общая сумма, являющаяся показателем «интенсивности».
Эмоциональная шкала | Познавательная шкала | Практическая шкала | Шкала поступков | Интенсивность |
1. 5 и менее 2. 6 3. 7-8 4. 9 5. 10-11 6. 12 7. 13-14 8. 15-16 9. 17-18 | 1. - 2. 0-1 3. 2-3 4. 4-5 5. 6 6. 7-8 7. 9-10 8. 11 9. 12-18 | 1. 0-2 2. 3-4 3. 5-6 4. 7 5. 8-9 6. 10-11 7. 12-13 8. 14 9. 15-18 | 1. – 2. 1-2 3. 3 4. 4-5 5. 6 6. 7-8 7. 9 8. 10 9. 11-18 | 1. 13 и менее 2. 14-18 3. 19-23 4. 24-28 5. 29-34 6. 35-39 7. 40-44 8. 45-49 9. 50 и более |
Анализ результатов:
Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным проявлениям своего организма.
Высокие баллы говорят о том, что отношение к здоровью в большей степени проявляется в эмоциональной сфере. Человек способен получать удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер. Забота о здоровье для него – это просто необходимость, но никак не увлекательное занятие, он «глух» к жизненным проявлениям своего организма.
Познавательная шкала. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни, вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме.
Высокие баллы говорят о том, что человек проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию, но сам не проявляет активности в её поиске и т.п.
Практическая шкала. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своём здоровье, когда они организуются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.
Высокие баллы говорят о том, что человек активно заботится о свеем здоровье: посещает спортивные секции, делает зарядку, закаливается, развивает у себя умения и навыки вести здоровый образ жизни.
Низкие баллы говорят о том, что человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае он может что-то предпринимать, если от него потребует ситуация.
Шкала поступков. Измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков. Направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, на общество в целом.
Высокие баллы говорят о том, что человек активно стремится изменять своё окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма, вообще создавать вокруг себя здоровую жизненную среду.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остаётся «личным делом» этого человека, он не стремится как-то изменить своё окружение и т.д.
Показатель интенсивности отношения получается путём суммирования баллов по четырём предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.
Высокие баллы по интенсивности в целом говорят о том, что у человека есть сформированное хорошее отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека сформировано плохо, он находится в «зоне риска; в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.
Рекомендуемая деятельность по программе:
1.Проведение исходной диагностики в 10-11 классах - сентябрь ( отв. класс.рук.)
2. Анализ и обработка результатов – 3-я неделя сентября, ученики и кл. рук.
3. Использование результатов анализа в планировании воспитательной работы по здоровьесбережению - совет по здоровью.
4.Проведение диагностики в конце учебного года, выявление изменений в отношении учеников к здоровью и здоровому образу жизни – кл . рук.
5. Предоставление сравнительной информации о тенденциях среди учащихся в совет по здоровью для коррекции проводимой воспитательной работы по созданию здоровьесберегающей среды в школе – члены совета по здоровью,
Тест школьной тревожности Филлипса
На выходе из начального звена и на входе в среднее звено общеобразовательной школы проводится тест школьной тревожности по методике Филлипса.
Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые зачитываются школьникам или предлагаются в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно «Да или Нет».
При обработке можно проследить следующие факторы, которые играют важную роль в формировании и становлении здоровой личности:
- Общая тревожность в школе
- Переживание социального стресса
- Фрустрация потребности в достижении успеха
- Страх самовыражения
- Страх ситуации проверки знаний
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями
Тест школьной тревожности Филлипса
1. Трудно ль тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказывать на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывают ли времена, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и нее можешь ответить на вопросы учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым уважением?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников на обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты.
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение №2
Карта наблюдений за состоянием ребёнка (1 класс) (заполняется родителями)
Дата ________________ Ф.И. ребёнка ________________________________________
Класс ________ Возраст ____________
Критерии оценки: 0 – симптомы отсутствуют;
1 – слабо выражены, отмечаются редко;
2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически;
3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.
Уважаемые родители! Наблюдайте за ребёнком в течение недели!
№ п/п | Показатели состояния | 0 | 1 | 2 | 3 |
1. | Ребёнок под разными предлогами неохотно идёт в школу (не выспался, плохое самочувствие, болит живот, голова, горло и т.п.) | ||||
2. | Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей. | ||||
3. | После школы вялый, сонливый или, наоборот чрезмерно возбуждённый, раздражительный, агрессивный. | ||||
4. | Частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту. | ||||
5. | К вечеру чрезмерно возбуждён, отказывается ложиться спать, долго не может уснуть. | ||||
6. | Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, крутиться, зовёт родителей. Энурез. | ||||
7. | Отмечаются такие нарушения как неконтролируемые подёргивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч), заикание, разного рода страхи (темноты, одиночества, замкнутого пространства) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание носом» и т.п.) | ||||
8. | В домашних условиях характерны постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мест, особенно непривычных, таких как театры, праздники) | ||||
9. | Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к замечаниям учителя, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя | ||||
10. | Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается. Как правило, не помнит, какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль со стороны учителя и родителей. | ||||
Суммарный балл |
Анализ результатов: в каждой карте подсчитывается суммарный балл и определяется уровень адаптации ребёнка к школе.
от 0 до 3 – высокий уровень адаптации;
от 4 до 12 – средний уровень адаптации;
от 13 и выше – низкий уровень адаптации.
Приложение №3
Анкета «Изучение учебной мотивации» автор Лусканова Н.Б. (1-5 классы)
1. Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или
тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем
ученикам, желающим можно остаться дома?
а) не знаю
б) остался дома
в) пошёл в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Анализ результатов:
Ответы а – 3 балла;
б – 1 балл;
в – 0 баллов
Максимальная оценка 30 баллов.
Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-З0 баллов — сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная
мотивация.
20-24 балла — отношение к себе как к школьнику практически сформировано, нормальная
учебная мотивация.
15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, внешняя учебная мотивация.
10-14 баллов отношение к себе как к школьнику не сформировано, негативное отношение к школе, низкая учебная мотивация.
Приложение №4
Методика для изучения объёма и концентрации внимания, утомляемости и работоспособности
Название методики: «Корректурная проба» (1 – 11 классы)
Автор: Бурдон
Описание методики:
Обследуемым предлагается бланк с рядами букв: 40 рядов по 40 букв в каждом.
Испытуемые должны в каждом ряду вычёркивать определённую букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин.
Инструкция:
«Даны ряды букв. Ваша задача, просматривая строчки слева направо, вычёркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы 5 минут».
Стимульный материал
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ НКЕПВАПРСИ
ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗСЫВАМИППРАВЫ
КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУСВАПЫЧИАПРО
ВРЕСОАКВМТАВНШЗIЧВИЦФВДБОТВЕСМВАВСИТМЫСРИ
НСАКРВОЧТНУЫИПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩАПРИМСВФ
Р ВО Е С НАРЧК РЛБ КУВС РФЧЗХ Р ЕЛЮР Р КИАНПРИНРК
ЕНРАЕ РСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕАПРМВНГЧФРО
ОСКВНЕ РАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОНАЫБВЧОПРАСТОВК
ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫИЦНЕПВИТБЕЗБРВКЕНГСАВУ
СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСКЛРКЕМВНСМВ
Оценка результатов:
Объём внимания и работоспособности оценивается по количеству просмотренных букв.
Нормы объёма внимания и работоспособности:
6 - 7 лет (1 кл.) – 400 знаков и выше (12 рядов);
8 - 10 лет (2-4 кл.) – 600 знаков и выше (15 рядов);
11 – 15 лет (5-9 кл.) – 800 знаков и выше (24 ряда);
с 16 лет и дальше - 850 знаков и выше (с 24 по 33 ряд).
Концентрация внимания – по количеству сделанных ошибок.
Нормы концентрации внимания:
6 - 7 лет (1 кл.) – до 10 ошибок;
8 - 10 лет (2-4 кл.) – до 5 ошибок;
11 – 15 лет (5-9 кл.) – до 5 ошибок;
с 16 лет и дальше – до 5 ошибок.
Утомляемость – по количеству сделанных ошибок.
Чем больше ошибок, тем выше утомляемость.
Нормы по утомляемости:
6 - 7 лет (1 кл.) – до 10 ошибок;
8 - 10 лет (2-4 кл.) – до 5 ошибок;
11 – 15 лет (5-9 кл.) – до 5 ошибок;
с 16 лет и дальше – до 5 ошибок.
Приложение № 5
Методика «Диагностика эмоционального отношения к учению в средних и старших классах».
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д.Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 г.г.
Экспериментальный материал
Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см. на следующей странице.
Порядок проведения
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.
Обработка результатов
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке .
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Бальные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитывается в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Нормативные показатели
Шкала | Уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
10-11 лет | 12-14 лет | 15-16 лет | |||||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | ||
Познавательная активность | Высокий Средний Низкий | 31-40 26-31 10-25 | 28-40 22-27 10-21 | 28-40 21-27 10-21 | 27-40 19-26 10-18 | 29-40 18-28 10-17 | 30-40 21-29 10-20 |
Тревожность | Высокий Средний Низкий | 27-40 20-26 10-19 | 24-40 17-23 10-16 | 25-40 19-24 10-18 | 26-40 19-25 10-18 | 25-40 17-24 10-16 | 23-40 16-22 10-15 |
Гнев | Высокий Средний Низкий | 21-40 14-20 10-13 | 20-40 13-19 10-12 | 20-40 14-19 10-13 | 23-40 15-22 10-14 | 21-40 14-20 10-13 | 19-40 12-18 10-11 |
Анализируется сочетание показателей по всем трём шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний:
ШКАЛА | Интерпретация | ||
Познавательная активность | Тревожность | Гнев | |
высокий | Низкий, средний | низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению |
средний | Низкий, средний | низкий | позитивное отношение к учению |
низкий | Низкий, средний | Низкий, средний | Переживание «школьной скуки» |
средний | Низкий, средний | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение |
средний | Низкий, средний | высокий | Диффузное эмоциональное отношении при фрустрированности значимых потребностей. |
низкий | Низкий, средний | высокий | Негативное эмоциональное отношение |
низкий | низкий | высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению |
высокий | высокий | высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей |
высокий | высокий | средний | Повышенная эмоциональность на уроке |
Низкий, средний | высокий | Низкий, средний | Школьная тревожность |
высокий | высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребности | |
Высокий средний | высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту |
Приложение № 6
Методика
«Измерение степени выраженности
астенического состояния»
автор: Т.Г. Чертова
Цель диагностики: выявление степени выраженности
астении.
После заполнения тестового бланка производится подсчёт путём суммирования набранных испытуемым баллов. Весь диапазон шкалы,
Включает от 30 до 120 баллов.
Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объём шкалы можно разделить на четыре диапазона:
Диапазон 1 от 30 до 50 баллов - «отсутствие астении»;
Диапазон 2 от 51 до 75 баллов - «слабая астения»;
Диапазон 3 от 76 до 100 баллов - «умеренная астения»;
Диапазон 4 от 101 до 120 баллов - «выраженная астения».
Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырёх степеней выраженности астении.
Шкала астенического состояния
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к Вашему состоянию в данный момент, отметьте один из четырёх вариантов ответов правой части бланка>)
Варианты ответов: 1 — нет, неверно; 2 — пожалуй, так; З — верно; 4— совершенно неверно.
1.Я работаю с большим напряжением.
2. Мне трудно сосредоточится на чём- либо
3. Моя личная жизнь не удовлетворяет меня
4. Ожидание нервирует меня
5. Я испытываю мышечную слабость
6. Мне не хочется ходить в кино или в театр
7. Я забывчив
8. Я чувствую себя усталым
9. Мои глаза устают при длительном чтении
10. Мои руки часто дрожат
11. У меня плохой аппетит
12. Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании
13. Я уже не так хорошо понимаю прочитанное
14. Мои ноги и руки холодные
15.Меня легко задеть
1б. У меня болит голова
17. я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим
18. у меня бывают утром головокружения
19 у меня бывают подёргивания мышц
20. у меня шумит в ушах
21. Меня беспокоит моё физиологическое развитие
22. Я испытываю тяжесть в голове
23.Я испытываю общую слабость
24. Я испытываю боли в темени
25. Жизнь для меня связана с напряжением
26. Моя голова как бы стянута обручем
27. легко просыпаюсь от шума
28. Меня утомляют люди
29. Когда я волнуюсь ,я покрываюсь потом
30 Мне не дают заснуть беспокойные мысли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»
Доклад на педсовете по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»...
Формирование здоровьесберегающей среды в школе через создание службы здоровья.
Служба здоровья в школе - необходимость и возможность создания в условиях современных требований к образованию. Из опыта работы школы....
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....
Формирование здоровьесберегающей среды - приоритетное направление работы школы
Проблема здоровья учеников на сегодняшний день одна из основных проблем, стоящих перед современной школой. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки делают задачу сохранения и укрепления...
Статья "Формирование здоровьесберегающей среды в рамках творческого объединения "Школа хороших привычек" - Сборник "ЗОЖ: Профилактика физических, психологических и нравственных патологий учащихся"(г.Воронеж, 2014 г)
Материалы областной научно-практической конференции (г.Воронеж, 2014 г.)...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...