Коррекционная работа с детьми с ОНР
консультация на тему

Хрулёва Светлана Борисовна

Консультация для родителей. Коррекционная работа с детьми с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor._rabota_s_onr.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

    Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы:

- нарушения в произношении слов (упрощения, перестановки слогов) ;

- грамматические ошибки в речи;

- нарушение произношения, путаница звуков;

- меньший словарный запас, чем у сверстников.

Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы, естественно, отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной.

В подготовительной к школе группе логопед проводит обучение грамоте.

Детям с общим недоразвитием речи, если полная коррекция дефектов не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма.

Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, последовательным, то у таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимания прочитанного текста.

письмо детей с общим недоразвитием речи отличается большим количеством ошибок. К их числу относятся:

- орфографические ошибки - нарушение правил правописания;

- графические ошибки - замены прописных букв по зрительному сходству (И-Ш, П-Т, Л-М, Б-Д и т. д) ;

- искажение слоговой структуры слов - перестановки, пропуски, добавление слогов, раздельное написание частей слова и слитное написание двух слов;

- грамматические ошибки - неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний и т. д.

Поэтому, ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения. Реализуется эта задача на занятиях указанного профиля, где можно выделить направления коррекционной деятельности логопеда:

1) создание четких представлений о каждом звуке речи;

2) совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

3) обучение грамоте по особой системе.

Итак, три направления в работе взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На первом году обучения на занятиях по звукопроизношению изучаются легкопроизносимые звуки (М, Н, В, Ф, К, Х и др.) . Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов. Благодаря большому количеству лексических элементов, содержащих конкретный звук, не только создаётся устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняется словарь детей.

На втором году обучения, то есть в подготовительной группе, изучаются более сложные в произносительном плане звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р и др.) .

Задача закрепления звуков в самостоятельной речи, то есть коррекция произношения, из-за необходимости многократных повторений материала, целиком переносится на индивидуальные логопедические занятия.

Слитному, плавному, послоговому чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же требовать и от детей при любой работе с буквами, называния которых произносится отрывисто, как соответствующие звуки в конечной позиции мак, камыш, стол и пр.

Если называния букв произносится традиционно, т. е ша, эс, эм и т. д., то слово Шура ребенку придется прочитать как ша у эр у, а для детей с общим недоразвитием речи подобное чтение нежелательно.

Овладение написанием рукописных букв составляет целиком содержание школьного обучения и не входит в задачи логопедической работы, в противном случае на это потребовалось бы слишком много учебного времени, необходимого для коррекционной деятельности, а также специальная подготовка логопеда. Для детей с речевым недоразвитием гораздо важнее грамматическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях.

В коррекционных группах детских учреждений созданы все условия преодоления дефектов речи у детей и подготовки их к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и  модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...