Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Звери наших лесов"
консультация на тему
Материал включает в себя игры и упражнения для преодоления у ребёнка ОНР в рамках лексической темы:" Звери наших лесов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zveri_nashikh_lesov.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 463
г. Челябинска
Рекомендации родителям
для преодоления лексико – грамматического
недоразвития речи детей по лексической теме:
Звери наших лесов
Составитель: учитель - логопед
Чичиланова Р.И.
Родителям рекомендуем:
- Поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах.
- Вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
- Рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных.
- Вспомнить загадки о зверях наших лесов:
Кто пчелиный любит мед, Он в берлоге спит зимой
Лапу кто зимой сосет? Под большущею сосной,
( медведь ) А когда придет весна
Просыпается от сна
Всех зверей она хитрей, ( медведь )
Шубка рыжая на ней.
( лиса )
Хвост пушистый
Мех золотистый,
В лесу живет,
А в деревне кур крадет
( лиса )
Это что за шалунишка Кто в дупле живет
Рвет с еловой ветки шишки, Орешки грызет,
Семена в ней выгрызает, На деревьях резвится,
Шелуху на снег бросает? Упасть не боится.
( белка ) ( белка )
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
( ежик )
Чей тоскливый вой
Слышится зимой
( волк )
Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы – лисы или волки?
( волки )
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шубка серая для лета,
Для зимы – другого цвета
( заяц )
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
( лось )
- Активизируйте словарь ребенка за счет
слов- названий: звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, барсук,
лось, рысь, олень, бобр, соболь, куница, кабан;
берлога, нора, пещера, хатка, дупло, гнездо, заросли, водопой;
рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура;
слов- признаков: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрая, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, острые, осторожный, хитрые, …
слов – действий: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться, …
- Помогите подобрать ребенку как можно больше признаков к
названиям животных:
звери ( какие? ) – хищные, травоядные, опасные, пугливые, слабые, беззащитные, …
медведь ( какой? ) – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый,
бурый,
лиса ( какая? ) - …
…
- Подобрать как можно больше действий к предмету:
медведь ( что делает? ) – ходит, переваливается, спит в берлоге,
рычит, ревет, лакомится медом, сосет лапу, охотится, …
заяц ( что делает?) - …
….
- Подобрать родственные слова к названиям зверей:
Медведь - медведица, медвежонок, медвежий, медведушко, медведище, медвежатина, медвежатник, …
Лиса – лисенок, лисонька, лисавета, лисица, лисий, …
Заяц – зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий
….
- Закрепить категории творительного падежа « Кто кем был?»
Медведь был … ( медвежонком ), ёжик был … ( ежонком ),
Лиса была … ( лисенком ), лось был … ( лосенком ), волк был …
волчонком ), белка была … ( бельчонком ), заяц был …(зайчонком)
кабан был …( поросенком ), рысь была …( рысенком ), …
- Закрепить образование притяжательных прилагательных
« Чья семья?»
волк, волчица и волчонок – это волчья семья;
медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья;
заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья;
лось, лосиха, лосенок – это лосиная семья;
…..
« Чей детеныш?»
лисенок – это лисий детеныш;
зайчонок – это заячий детеныш;
бельчонок – это беличий детеныш;
волчонок – это волчий детеныш;
…..
- Помогите усвоению падежных окончаний
« О чем думают животные?»
Медведь в берлоге думает о … ( меде )
Ёж в норе думает о … ( яблочке )
Белка в дупле думает о … ( грибе )
Лиса в норе думает о … ( курочке )
Вол в логове думает о .. ( козленке )
Заяц под кустом думает о … ( морковке )
Лось под деревом думает о … ( травке )
- Закрепить категории творительного падежа. «Кто с кем живет?»
Волк живет с волчицей и волчатами.
Заяц живет с зайчихой и зайчатами.
….
- Закрепить категорию родительного падежа. « Кто кого кормит?»
Волк кормит волчонка ( волчат )
Лисица кормит лисенка ( лисят)
…
- Закрепить категорию предложного падежа. « Кто где живет?»
Лиса живет в … норе.
Белка живет в … дупле.
Волк живет в … логове.
Медведь живет в … берлоге.
- Помогите ребенку в усвоении различных конструкций с предлогами. « Кто за кем бегает?»
Волчонок бегает за волком
Бельчонок бегает за белкой
Лосенок бегает за лосем.
….
« Кто с кем играет?»
Лиса играет с лисенком.
Рысь играет с рысенком.
Барсук играет с барсучонком.
- « Повтори и угадай»
Злой, голодный, серый, зубастый…. ( волк )
Хитрая, рыжая, хищная, плутоватая … ( лиса )
Рыжая, маленькая, быстрая, запасливая … ( белка )
Неповоротливый, бурый, сильный, косолапый… ( медведь ).
- Усвоение падежных форм множ. числа существительных и прилаг.
Кто? Рыжие белки белые зайцы колючие ежи
Нет кого? … … …
Даю кому? … … …
Вижу кого? … … …
Доволен кем? … … …
Говорю о ком? … … …
- Усвоение притяжательных прилагательных: « Чей? Чья? Чьи?»
Лиса заяц белка кабан бобер
Нос лисий … … … …
лапа … … … … …
глаза … … … … …
- « Закончите предложения»
Заяц зимой белый, а летом …
У зайца хвост короткий, а уши …
Заяц пушистый, а ёж …
Ёж спит днем, а охотится …
Ёж маленький, а медведь …
Белка зимой серая, а летом …
У белки хвост длинный, а у зайца…
Лисы шерсть мягкая, а у волка ..
Лиса живет в норе, а волк в …
- Учите ребенка сравнивать.
- Как охотится волк и лиса ( лиса- в одиночку, волк – стаей, в стае есть вожак, волки охотятся на более крупных зверей )
- Как готовятся к зиме белка и ёж? ( Ёж не делает запасов, а белка делает. Ёж утепляет нору, белка – дупло.)
- Как зимуют ёж и медведь? ( Оба спят до весны )
- Как спасаются от врагов белка, заяц, ёж? ( Зайца спасают ноги, ежа – колючки, белка прячется в ветвях деревьев или в дупле )
- Как зимуют лиса, волк, медведь? ( Делают ли запасы? Спят ли? Есть ли жилище? )
- Кто из зверей меняет цвет шубки весной и осенью: заяц. Белка, медведь, лиса?
- Объясните ребенку почему в народе так говорится:
- Каждая лиса о своем хвосте заботится.
- Белку ловить – ножки отбить.
- Ежа без рукавиц не удержишь.
- Рыщет, как голодный волк.
- Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.
- Близ норы лиса на промысел не ходит.
- Зайца в поле не угонишь.
- Тексты для пересказа
Медведь
К осени у медведя заканчивается линька. Его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира. С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги. нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.
По А. Клыкову
Ёж
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно стало находить жуков и лягушек.
В ясные осенние дни готовит ёж себе теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки мягкий мох. Скоро он заберется в норку на всю долгую зиму.
По И. Соколову- Микитову
- Помогите ребенку составить описательный рассказ об одном из
зверей наших лесов, придерживаясь плана:
- название
- внешний вид ( размер, окрас, шерсть
- повадки
- чем питается ( как добывает пищу? )
- враги ( как защищается от врагов )
- детеныши
- жилище
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»
Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие бо...
Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»
Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"
Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики , игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Головные уборы"
Дидактические игры и упражнения для преодоления у детей общего недоразвития речи по лексической теме " Головные уборы"...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Детский сад"
В помощь родителям рекомендованы игры и упражнения для преодоления общего недоразвития речи ребёнка по лексической теме " Детский сад"...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Домашние животные"
В помощь родителям: загадки, игры и упражнения для преодоления у ребёнка общего недоразвития речи по лексической теме " Домашние животные"...
Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Игрушки"
В помощь родителям игры и упражнения для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи по лексической теме " Игрушки!...