Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Звери наших лесов"
консультация на тему

Чичиланова Рита Ильинична

Материал включает в себя игры и упражнения для преодоления у ребёнка ОНР в рамках лексической темы:" Звери наших лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zveri_nashikh_lesov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

центр  развития ребенка - детский сад № 463  

г. Челябинска

Рекомендации родителям

для преодоления лексико – грамматического

недоразвития речи детей по лексической теме:

Звери наших лесов

                                                                     Составитель: учитель - логопед

                                                                                            Чичиланова Р.И.

Родителям рекомендуем:

  • Поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах.

  • Вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище.

  • Рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных.

  • Вспомнить загадки о зверях наших лесов:

        

                     Кто пчелиный любит мед,                    Он в берлоге спит зимой

        Лапу кто зимой сосет?                          Под большущею сосной,

        ( медведь )              А когда придет весна

                             Просыпается от сна

                     Всех зверей она хитрей,        ( медведь )

        Шубка рыжая на ней.

        ( лиса )

                     Хвост пушистый

        Мех золотистый,

                     В лесу живет,

                     А в деревне кур крадет

        ( лиса )

        Это что за шалунишка        Кто в дупле живет

        Рвет с еловой ветки шишки,        Орешки грызет,

                Семена в ней выгрызает,        На деревьях резвится,

                     Шелуху на снег бросает?        Упасть не боится.

        ( белка )        ( белка )

        Кто колючий, словно елка,

        Носит на спине иголки?

        ( ежик )

                     Чей тоскливый вой

                     Слышится зимой

        ( волк )

        Есть у нас такой обычай

        Ходим стаей за добычей,

        Прячемся у темной елки,

        Кто мы – лисы или волки?

        ( волки )

                     

                      Не барашек и не кот,

                      Носит шубу круглый год

        Шубка серая для лета,

                      Для зимы – другого цвета

                                                 ( заяц )

                 

                    Трав копытами касаясь

                    Ходит по лесу красавец,

                    Ходит смело и легко,

                    Рога раскинув широко.

                                                   ( лось )

  • Активизируйте словарь ребенка за счет

    слов- названий: звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, барсук,

    лось, рысь, олень, бобр, соболь, куница, кабан;

    берлога, нора, пещера, хатка, дупло, гнездо, заросли, водопой;

    рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура;

 

   слов- признаков: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрая, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, острые, осторожный, хитрые, …

   слов – действий: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться, …

  • Помогите подобрать ребенку как можно больше признаков к

        названиям животных:

 звери ( какие? ) – хищные, травоядные, опасные, пугливые,          слабые, беззащитные, …

        медведь ( какой? ) – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый,

        бурый,

        лиса ( какая? ) - …

         …

  • Подобрать как можно больше действий к предмету:

             медведь ( что делает? ) – ходит, переваливается, спит в берлоге,

        рычит, ревет, лакомится медом, сосет лапу, охотится, …

        заяц ( что делает?) - …

         ….

  • Подобрать родственные слова к названиям зверей:

        Медведь -  медведица, медвежонок, медвежий, медведушко, медведище, медвежатина, медвежатник, …

             Лиса – лисенок, лисонька, лисавета, лисица, лисий, …

             Заяц – зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий

              ….

  • Закрепить категории творительного падежа  « Кто кем был?»

     Медведь был … ( медвежонком ), ёжик был … ( ежонком ),

        Лиса была … ( лисенком ), лось был … ( лосенком ), волк был …

        волчонком ), белка была … ( бельчонком ), заяц был …(зайчонком)

             кабан был …( поросенком ), рысь была …( рысенком ), …

  • Закрепить образование притяжательных прилагательных

        « Чья семья?»

   волк, волчица и волчонок – это волчья семья;

медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья;

        заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья;

             лось, лосиха, лосенок – это лосиная семья;

        …..

             « Чей детеныш?»

             лисенок – это лисий детеныш;

             зайчонок – это заячий детеныш;

             бельчонок – это беличий детеныш;

             волчонок – это волчий детеныш;

        …..

  • Помогите усвоению падежных окончаний

        « О чем думают животные?»

        Медведь в берлоге думает о … ( меде )

Ёж в норе думает о … ( яблочке )

Белка в дупле думает о … ( грибе )

Лиса в норе думает о … ( курочке )

Вол в логове думает о .. ( козленке )

Заяц под кустом думает о … ( морковке )

Лось под деревом думает о … ( травке )

        

  • Закрепить категории творительного падежа. «Кто с кем живет?»

        Волк живет с волчицей и волчатами.

             Заяц живет с зайчихой и зайчатами.

             ….

  • Закрепить категорию родительного падежа. « Кто кого кормит?»

        Волк кормит волчонка ( волчат )

        Лисица кормит лисенка ( лисят)

        …

  • Закрепить категорию предложного падежа. « Кто где живет?»

Лиса живет в …    норе.

Белка живет в …   дупле.

Волк живет в …    логове.

Медведь живет в … берлоге.

  • Помогите ребенку в усвоении различных конструкций с предлогами. « Кто за кем бегает?»

Волчонок бегает за волком

Бельчонок бегает за белкой

Лосенок бегает за лосем.

….

« Кто с кем играет?»

Лиса играет с лисенком.

Рысь играет с рысенком.

Барсук играет с барсучонком.

  • « Повтори и угадай»

     Злой, голодный, серый, зубастый…. ( волк )

Хитрая, рыжая, хищная, плутоватая … ( лиса )

Рыжая, маленькая, быстрая, запасливая  … ( белка )

Неповоротливый, бурый, сильный, косолапый… ( медведь ).

  • Усвоение падежных форм множ. числа существительных и прилаг.

        Кто?                  Рыжие белки     белые зайцы     колючие ежи

Нет кого?        …                      …                       …

Даю кому?        …             …        …

        Вижу кого?        …        …        …

Доволен кем?        …            …        …

        Говорю о ком?        …        …        …

  • Усвоение притяжательных прилагательных: « Чей?  Чья?  Чьи?»

             Лиса              заяц         белка         кабан      бобер

Нос      лисий               …            …              …             …

    лапа         …        …           …              …              …

 глаза         …        …            …             …              …

  • « Закончите предложения»

      Заяц зимой белый, а летом …

У зайца хвост короткий, а уши  …

Заяц пушистый, а ёж …

Ёж спит днем, а охотится …

Ёж маленький, а медведь …

Белка зимой серая, а летом …

У белки хвост длинный, а у зайца…

Лисы шерсть мягкая, а у волка ..

Лиса живет в норе, а волк в …

  • Учите ребенка сравнивать.
  • Как охотится волк и лиса ( лиса-  в одиночку, волк – стаей, в стае есть вожак, волки охотятся на более крупных зверей )
  • Как готовятся к зиме белка и ёж?  ( Ёж не делает запасов, а белка делает.   Ёж утепляет нору, белка – дупло.)
  • Как зимуют ёж и медведь?  ( Оба спят до весны )
  • Как спасаются от врагов белка, заяц, ёж? ( Зайца спасают ноги, ежа – колючки, белка прячется в ветвях деревьев или в дупле )
  • Как зимуют лиса, волк, медведь? ( Делают ли запасы? Спят ли? Есть ли жилище? )
  • Кто из зверей меняет цвет шубки весной и осенью: заяц. Белка, медведь, лиса?

  • Объясните ребенку почему в народе так говорится:
  • Каждая лиса о своем хвосте заботится.
  • Белку ловить – ножки отбить.
  • Ежа без рукавиц не удержишь.
  • Рыщет, как голодный волк.
  • Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.
  • Близ норы лиса на промысел не ходит.
  • Зайца в поле не угонишь.

  • Тексты для пересказа

                       Медведь

  К осени у медведя заканчивается линька. Его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира. С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги. нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

                                                          По А. Клыкову

                             Ёж

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно стало находить жуков и лягушек.

    В ясные осенние дни готовит ёж себе теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки мягкий мох. Скоро он заберется в норку на всю долгую зиму.

        По И. Соколову- Микитову

  • Помогите ребенку составить описательный рассказ об одном из

 зверей наших лесов, придерживаясь плана:

  • название
  • внешний вид ( размер, окрас, шерсть
  • повадки
  • чем  питается ( как добывает пищу? )
  • враги ( как защищается от врагов )
  • детеныши
  • жилище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

        Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие бо...

Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"

Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики ,  игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Головные уборы"

Дидактические игры и упражнения для преодоления у детей общего недоразвития речи по лексической теме " Головные уборы"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Детский сад"

В помощь родителям рекомендованы игры и упражнения для преодоления общего недоразвития речи ребёнка по лексической теме " Детский сад"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Домашние животные"

В помощь родителям: загадки, игры и упражнения для преодоления у ребёнка общего недоразвития речи по лексической теме " Домашние животные"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Игрушки"

В помощь родителям игры и упражнения для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи по лексической теме " Игрушки!...