Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Головные уборы"
консультация по теме

Чичиланова Рита Ильинична

Дидактические игры и упражнения для преодоления у детей общего недоразвития речи по лексической теме " Головные уборы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golovnye_ubory.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад  № 463 г.Челябинска

Рекомендации родителям

для преодоления лексико – грамматического

недоразвития речи детей по лексической теме:

       Головные уборы

                                           Составитель:

                                                                                  учитель – логопед  Чичиланова Р.И.

   

 Родителям рекомендуем:

  • Напомните ребёнку, что

Головные уборы – это общее название вещей, служащих одеждой для головы.

  • Само  название предмета « головной убор» говорит о том, что он предназначается для убранства головы. Слово « убранство» здесь имеет два значения: во первых,  под головной убор убираются волосы, во – вторых, головными уборами украшают голову.

     Головные уборы чаще всего необходимы нам, что бы укрыть голову от солнца или согреть уши в мороз.

     Представители некоторых профессий перед тем, как начать работать обязательно надевают головные уборы. Так, строители  носят каски,

повара – колпаки, швеи – косынки, а лётчики и танкисты – шлемы. Эти головные уборы помогают своим хозяевам избежать несчастных случаев во время работы. А ещё головные уборы можно носить просто для красоты.

Из истории головных уборов

     Первые головные уборы , положившие начало всем современным головным уборам, появились в античные времена, то есть во времена Древней Греции и Древнего Рима. Древние греки пользовались головным убором только по необходимости, для защиты головы от непогоды и жарких солнечных лучей.

     Головной убор служит так же символом власти и могущества.  

В Древнем Египте, например, только фараону дозволялось носить большой платок из полосатой ткани. Сверху него надевалась корона. И до сих пор корона является символом королевской власти.

     Не смотря на многообразие головных уборов, с древнейших времен они служили  прежде всего защитой головы. Если голова перегреется или промерзнет, человек может серьезно заболеть. Поэтому люди в течение долгого времени придумывали такие головные уборы, которые носят в зависимости от времени года – летние и зимние.

       Летние – это легкие платки и косынки, соломенные шляпы, панамы, легкие кепки, бейсболки. Они изготавливаются из лёгких материалов, хорошо пропускающих воздух.

       Зимние – меховые шапки, теплые платки, вязанные шапочки.

Головные уборы носят женщины и мужчины, а значит, они делятся на мужские и женские. Мужские – это прежде всего шляпы, шапки, кепки. Женщины тоже носят эти вещи, но более необычных и разнообразных форм. К женским головным уборам относится платок, которые мужчины не носят.

        Форменные головные уборы носят одинаково и мужчины и женщины. Форму каждый день надевают тысячи людей разных профессий.

Военные носят фуражки, пилотки, бескозырки, стальные каски, шапки – ушанки, шлемы,

Медики носят шапочки и косынки;

Строители – защитные каски;

Милиционеры – пилотки и фуражки;

 Пожарные  носят фуражки, но во время тушения пожара надевают каски      

 Национальные головные уборы.

« В какой народ придешь, такую и шапку найдешь»,- говорит русская пословица. Это значит, что у каждого народа свой национальный костюм, частью которого обязательно является головной убор – шапка, шляпа, платок  или что – то другое.

  • Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

        слов – названий -  бейсболка, берет, бескозырка, кепка, косынка, панама, пилотка, платок, колпак, соломенная шляпка, фуражка, шапка – ушанка, шапочка вязанная, шляпа мужская …

                       слов признаков -   ситцевый, льняной, шелковый, шерстяной, вязанный, кожаный, меховой, пуховый, зимний, летний, мужской, женский, детский, красивый, модный, модельный …

        слов действий -  одевать, снимать, завязывать, носить, чистить, стирать, беречь  …

  • Загадайте ребенку загадки о головных уборах:

С шапочкой длинной, такой боевой,

Конечно, не раз мы встречались с тобой.

Солдату любому она, как подружка,

И лихо он носит ее на макушке.    ( пилотка )

Бывает из шелка, бывает из ситца,

И очень девчонкам идет круглолицым.

Цветами украшена или в горошек.

Похожи девчонки в ней на матрёшек.  ( косынка )

Что б шахтёру под землей                               Утром выпадет снежок-

Работать без опаски,                Во двор выносим санки,

Он спускается в забой,        Куртку не забыв надеть

Конечно, только в …  ( каске )        И тёплую …   ( ушанку )

Ее мы летом только носим,

Всегда о ней напомнит мама,

Ну, а когда наступит осень,

На полку ляжет вновь … ( панама)

Свой лесной уютный домик        Всегда надеваем мы

Запирая на крючок,        Вместе с футболкой

Погулять уходит гномик,        Спортивную кепку

Шарф надев и … ( колпачок)        С названьем … ( бейсболка)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком,

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу.   ( шапка)

Он есть у танкиста и есть у пилота-

У всех, кто опасною занят работой

И облачаясь в тяжелые латы,

Всегда надевал его рыцарь когда – то   ( шлем )

        Там, где солнце, хлопок, дыни,

        Носят все ее поныне.

        Шапочку назвать сумей-ка

        Вся в узорах …  ( тюбетейка )

  • Закрепите с ребенком образование относительных прилагательных.

« Назови какой?»

        косынка из ситца – ситцевая

                 шляпка из соломы - …

шапка из меха - …

берет из фетра - …

        шапочка из шерсти - …

  • « Назови ласково»

кепка – кепочка

              шляпа - …

берет - …

фуражка - …

панама - …

  • « Четвертый лишний» ( выделить лишнее слово, объяснив свой выбор)

шапка, беретка,  вязанная шапочка, платок

капор, чепец, шляпка, цилиндр

панама, бейсболка, соломенная шляпка, шапка – ушанка

фуражка, бейсболка, кепка, бескозырка

платок, косынка, шарф, треуголка

фуражка, каска, пилотка, котелок

  • Помогите ребёнку составить рассказ – описание:
  • Как  называется головной убор?
  • Как он выглядит? ( внешний вид)
  • Из каких материалов его изготовили?
  • Кто носит этот головной убор?
  • Дополнительные сведения.
  • Прочитайте ребенку сказку Ш. Перро « Красная шапочка»
  • Постарайтесь объяснить ребёнку значение пословиц и поговорок:

Шапками закидать.

По Сеньке и шапка.

Пойти с шапкой по миру.

Прийти к шапочному разбору.

Шапочное знакомство.

Дело в шляпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

        Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие бо...

Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"

Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики ,  игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Звери наших лесов"

Материал включает в себя игры и упражнения для преодоления у ребёнка ОНР в рамках лексической темы:" Звери наших лесов"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Детский сад"

В помощь родителям рекомендованы игры и упражнения для преодоления общего недоразвития речи ребёнка по лексической теме " Детский сад"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Домашние животные"

В помощь родителям: загадки, игры и упражнения для преодоления у ребёнка общего недоразвития речи по лексической теме " Домашние животные"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Игрушки"

В помощь родителям игры и упражнения для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи по лексической теме " Игрушки!...