Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Игрушки"
консультация на тему

Чичиланова Рита Ильинична

В помощь родителям игры и упражнения для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи по лексической теме " Игрушки!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка  детский сад  № 463 г. Челябинска

Рекомендации родителям для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи детей по лексической теме:

Игрушки

 Составитель:    учитель – логопед                           Чичиланова Р.И

Родителям рекомендуем:

  • Рассмотреть с ребенком несколько игрушек;
  • Определить материал, из которого каждая из них сделана

( деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая ).

□        Отметить внешние признаки игрушки:

  • форму - круглая, квадратная, овальная, прямоугольная
  • цвет
  • качество - мягкая, твердая, гладкая, шершавая.
  • Проведите с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам.
  • В качестве экскурсии сводите ребенка в магазин, где продают игрушки.
  • Активизируйте словарь ребенка за счет слов:

названий игрушек:         

слов - признаков: интересный, забавный, заводная, железная, мягкая любимая, красивая, плюшевая, резиновая, новая, и т.д. слов-действий: играть, заводить, подбрасывать, отбивать , ловить, строить, возить, складывать, укладывать и т.д.

□        Поиграйте с ребенком в игры:

« Назови ласково »

мяч - мячик кукла- ... машина - ... дом - ...

синий мяч - синенький мячик круглый - ... новый -   ...

голубые глаза - голубенькие

« Подбери признак »

мяч ( какой? ) - большой, резиновый, упругий, круглый, красивый, футбольный, теннисный, гладкий ...

« Подбери действия »

мяч (что делает?) - летит, прыгает, падает, подскакивает, катится ..

« Подбери предметы к признакам »

плюшевый - мишка, зайка, ... плюшевая - лисица, белка ...

плюшевое - платье, покрывало... плюшевые - игрушки, мишки ...

« Из чего сделана игрушка» ( образование относительных прилагательных)

Машина сделана из железа, она – железная

Самолет сделан из пластмассы, он – пластмассовый.

Матрешка сделана из дерева, она – деревянная.

Мишка сделан из плюша, он – плюшевый.

Мячик сделан из резины, он – резиновый

« Образуй признаки » ( от предметов )

игрушка - игрушечный кукла  - кукольный стол   - настольный

« Один - много »

кукла - куклы – кукол

мишка – мишки - мишек

лошадка – лошадки - лошадок

мяч – мячи - мячей

пирамидка- пирамидки - пирамидок

« Чего не стало? » (родит, падеж существительного в единств, числе)

 не стало мишки -\-\-\-\-\- куклы -\-\-\-\-\- пирамидки -\-\-\-\-\- мяча

« Посчитай игрушки »

один (одна)  мяч мишка     матрешка   грузовик   трансформер
два ( две )     мяча
пять        мячей

« Узнай игрушку по описанию »

(Взрослый рассказывает об игрушке, а ребенок ее называет)

« Узнай игрушку на ощупь »

(Предложите ребенку закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать ее).

□ Помогите ребенку составить описательный рассказ об игрушке,

опираясь на план:

  • название игрушки
  • внешний вид ( величина, цвет, форма )
  • материал, из которого изготовлена
  • почему игрушка понравилась?
  • как с ней можно играть?

Пример: Это кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У нее есть голова, шея, руки, туловище, ноги. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно.

  • Помогите ребенку отстучать количество слогов:

Пи-ра-ми-да, мя – чик, кук – ла, не-ва-ляш-ка, ма – ши – на.

  • Выучите с ребенком считалку:

    ( на каждую строчку 4 удара мяча )

Чуть ударишь этот мячик-

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

  • Поиграй те в речевые подвижные игры

    ( ритмично подниматься на носочки и опускаться на пятки)

Наша Маша рано встала.

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке.

Две Иринки – на перинке.

А петрушка в колпаке –

На дубовом сундуке.

На большом ковре и в ряд           маршировать на месте,

Куклы Танины стоят .                  остановиться

Два медведя, Буриатино,             изображать персонажей

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три,  четыре, пять.          прыгать на месте

Вместе мы идем гулять.                маршировать, продвигаясь вперед

  • Поупражняйте ребенка в отгадывании загадок:

Ростом разные подружки,                                 Совсем не нужен ей водитель

Все похожи друг на дружку,        Ключом ее вы заведите -

Все они сидят друг в дружке,        Колесики начнут крутиться

А всего одна игрушка   ( матрешка)        Поставьте, и она помчится

                                                                                               ( заводная машинка)

Зверь забавный сшит из плюша.  

Есть и лапы, есть и уши                                     Пляшет крошка,

Мёду зверю дай немного        А всего одна ножка.

И устрой ему берлогу.   ( медвежонок)                                          ( юла)

В пути не смолкает, в даль увлекает,

Сам не шагает, шагать помогает.    (  барабан)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

        Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие бо...

Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"

Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики ,  игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Звери наших лесов"

Материал включает в себя игры и упражнения для преодоления у ребёнка ОНР в рамках лексической темы:" Звери наших лесов"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Головные уборы"

Дидактические игры и упражнения для преодоления у детей общего недоразвития речи по лексической теме " Головные уборы"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Детский сад"

В помощь родителям рекомендованы игры и упражнения для преодоления общего недоразвития речи ребёнка по лексической теме " Детский сад"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Домашние животные"

В помощь родителям: загадки, игры и упражнения для преодоления у ребёнка общего недоразвития речи по лексической теме " Домашние животные"...