Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Домашние животные"
консультация на тему

Чичиланова Рита Ильинична

В помощь родителям: загадки, игры и упражнения для преодоления у ребёнка общего недоразвития речи по лексической теме " Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom.zhivotnye.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 463 г. Челябинска

Рекомендации родителям

для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи детей  по лексической теме:

Домашние животные

Составитель;

учитель- логопед  Чичиланова Рита Ильинична

Родителям рекомендуем:

  • Показать ребенку домашних животных ( при невозможности использовать иллюстрации).
  • Обсудить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.п.
  • Поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.
  • Расскажите ребенку, что нельзя представить нашу жизнь без четвероногих друзей и помощников. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам соё тепло и ласку, пробуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму. нередко брали на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать и поднимать с лежки зверя. Часть добычи люди отдавали собакам, так с общей охоты и началась дружба человека собаки.

Когда первобытные люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детенышей этих зверей- поросят, телят, козлят, ягнят в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не выпускали. Шло время, столетие проходило за столетием, домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду и по характеру. Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту. В то же время домашние животные растеряли качества, необходимые для выживания в дикой природе: неприхотливость, выносливость. Зато у них выработались свойства, полезные для человека: домашние коровы и козы стали давать больше молока, чем их дикие предки, овцы - больше пуха и шерсти, свиньи - больше мяса и сала. Во все времена люди с любовью и заботой относились к четвероногим помощникам, кормильцам и друзьям. О них слагали стихи, сказки и легенды. О кошках, собаках, коровах, лошадях, козах и свиньях придумано множество пословиц и поговорок, а поведение этих животных отразилось в большом количестве народных примет, связанных с природными явлениями и жизнью человека, люди изображали своих любимцев сначала на наскальных рисунках, потом на глиняной посуде, вышивали их на занавесках, полотенцах, скатертях, вырезали из дерева и камня. Они и сейчас живут рядом снами - наши верные друзья и неизменные спутники- домашние животные.

□        Активизируйте словарь ребенка:

словами - названиями: корова, лошадь, свинья, кошка, собака, кролик, осел, верблюд, коза, овца, баран, бык, слон, олень, теленок, жеребенок, поросенок, котенок, щенок, верблюжонок, козленок, ягненок, слоненок, олененок, стадо, пастух, ферма, конюшня, конура, клетка, свинарник, коровник, крольчатник, сено, трава, луг, овес, колючки, молоко, конюх, доярка, телятница, свинарка, телега, груз, корм, туловище, ноги, голова, грива, рога, копыта, вымя, масло, творог, сыр, кефир, сливки, йогурт, кумыс, шерсть, мясо, шкура...

словами - признаками: мягкий, пушистый, твердый, домашний, сторожевая, охотничья, пожарная, санитарная, злая, ласковая, ручная, преданная, породистая, рогатая, бодливая ...

словами - действиями: ходит, прыгает, бегает, пасется, жует, грызет, лакает, рычит, мычит, ржет, хрюкает, блеет, мяукает, лает, кусает, охраняет, сторожит, перевозит, бодает, лягает, царапает....

□        Поиграйте с ребенком в игры:

« Кто как голос подает?»

Корова ... ( мычит) собака ... (лает)

свинья ... (хрюкает )

 лошадь ... (ржет)  овца ... ( блеет)

« Один - много»

кошка - кошки собака - собаки котенок - котята лошадь - лошади

« Кто чем питается?»

кошка - молоком, мышами

корова - травой

собака

лошадь

« У кого - кто?»

у кошки - котенок у собаки - щенок у овцы - ягненок у козы лошади

« Кто как ест?» корова - жует собака - грызет кошка - лакает

« Расскажи какой?»

кошка ( какая?) - пушистая, ласковая, ручная, зеленоглазая ...

собака ( какая? ) - сторожевая, охотничья, добрая, преданная,

зубастая, забавная, игривая, умная ...

« Кто где живет?»

 Кошка живет в доме.

Собака живет в конуре. Лошадь живет ...

Корова живет ...

Свинья живет ...

□  Загадайте ребенку загадки:

Хвост крючком, нос пятачком

(свинья) )

Лежит под крылечком, хвост колечком

(собака)

Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.

(корова)

Я большой и я красивый,

 Я бегу и вьется грива.

Длинный, шелковый хвосток.

И копытами цок- цок.

(Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

 Мяу, как мне часто снится.

Блюдце с теплым молочком

                                ( конь)                                                                        ( кошка)

                                                                                                   

Кто я - догадайтесь сами.

Я везу зимою сани.

Что легко скользят по снегу.

Летом я везу телегу.

(лошадь)

Гладишь - ласкается.

 Дразнишь - кусается.

(собака)

И сметану, и кефир

Молоко и вкусный сыр,

Что бы были мы здоровы

Даст на пестрая ... ( корова )

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

              (кошка)

Вместо хвостика - крючок.

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок - вертлявый.

(свинья)

У порога плачет.

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

( кошка)

□        Помогите в составлении описательного рассказа:

.        назнание животного

.        внешний вид (размер, окраска, шерсть, строение ...)

.        повадки

.        чем питается?

.        как голос подает?

.        детеныши

.        какую пользу приносит?

Корова - крупное домашнее животное, у коровы длинное, широкое туловище с раздутыми боками. Хвост длинный на конце с кисточкой. Им корова отгоняет насекомых. На голове рога. У коровы большие уши. Живут коровы в коровнике. Зимой едят сено и солому, а летом пасется на лугах и жуют свежую траву. Коровы дают людям молоко, а из него приготавливают разные молочные продукты: масло, кефир, сыр, творог, сливки, йогурт... У коровы есть телята. У нее на ногах - копыта. Это парнокопытное животное.

□        Объясните значение пословиц и поговорок:

.        Кошка из дома - мыши на стол.

.        При верной собаке - сторож спит.

.        Коли есть за коровой уход - получишь доход.

.        Корова на дворе - так и еда на столе.

□        Проверьте с ребенком народные приметы:

.        кошка моется - гостей зазывает

•        кошка мордочку прячет - к морозу или ненастью

.        свинья чешется - к ненастью

.        конь ложится и катается - к теплу

.        собака по снегу валяется - к вьюге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

        Заикание есть симптомокомплекс, характеризующийся судорожным расстройством речи, обусловленным, по-видимому, определенными эмотивными побуждениями вследствие бо...

Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Перелётные птицы"

Для родителей представлен материал по развитию детского словаря в рамках данной тематики ,  игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, алгоритм для составления описательн...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Звери наших лесов"

Материал включает в себя игры и упражнения для преодоления у ребёнка ОНР в рамках лексической темы:" Звери наших лесов"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Головные уборы"

Дидактические игры и упражнения для преодоления у детей общего недоразвития речи по лексической теме " Головные уборы"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Детский сад"

В помощь родителям рекомендованы игры и упражнения для преодоления общего недоразвития речи ребёнка по лексической теме " Детский сад"...

Рекомендации родителям для преодоления общего недоразвития речи у ребёнка по лексической теме" Игрушки"

В помощь родителям игры и упражнения для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи по лексической теме " Игрушки!...