СТАТЬЯ " СДВГ-диагноз или своеобразие будущего гения?"
консультация на тему
В статьи отражены основные понятия, причины возникновения, особенности проявления и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей 3,5 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_sdvg_dlya_akademikov.doc | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СДВГ - диагноз или своеобразие будущего гения?
Уважаемые мамы и папы, а также дедушки и бабушки, в данной статье речь пойдёт о таком распространённом детском диагнозе как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Итак, что же делать, если вдруг в медицинской карте любимого ребёнка обнаружилась запись врача-невролога, состоящая из этих четырёх букв СДВГ?
Во-первых, не расстраиваться и не пугаться. Ничего страшного в этом диагнозе нет. И хотя существует мнение некоторых учёных в области медицины, что СДВГ неизлечимо и сопровождает человека всю жизнь, психологи придерживаются мнения, что большинство проявлений СДВГ успешно поддаются коррекции.
Для начала определимся что же это такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью… Это синдром, при котором ярко выражен дефицит внимания и проявляется он в дошкольном возрасте в трудностях при концентрации (сосредоточении) внимания, гиперактивности (повышенная активность), а также в импульсивности реакций ребёнка.
Среди причин СДВГ медики отмечают следующие:
- ухудшение экологической ситуации в городах;
- инфекционные болезни, перенесенные будущей матерью;
- действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в период беременности;
- угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору,
- хронические заболевания матери;
- преждевременные, быстрые или затяжные роды;
- отравление наркозом,
- кесарево сечение,
- внутреннее мозговое кровоизлияние у ребёнка в процессе родов,
- родовые осложнения,
- стимуляция родовой деятельности.
- заболевания младенцев с поднятием высокой температуры.
- астма,
- сердечная недостаточность,
- пневмония,
- заболевания почек,
- сахарный диабет
- наследственный фактор.
Как мы видим причины возникновения СДВГ довольно многообразны, однако следствие каждого из этих факторов одно это - нарушение деятельности головного мозга ребёнка, которое и приводит к проблемам с вниманием, усидчивостью, поведением и послушанием.
Диагноз СДВГ ставят и диагностируют, как правило врачи-неврологи в дошкольном возрасте. Начиная с 3,5-4 лет уже можно с уверенностью заявлять, что у ребёнка есть признаки дефицита внимания, гиперактивности, повышенной возбудимости. Иногда родители опрометчиво заявляют: «Да он/она у меня гиперактивный /ая!» Дорогие родители, не торопитесь с выводами, пока не посетите районную поликлинику.
В возрасте до 3 лет мы можем говорить только о склонности к повышенной возбудимости, которая совсем необязательно приведёт в будущем к диагнозу СДВГ, записанному в медкарте ребёнка.
Диагностируют СДВГ на основе психологической характеристики ребёнка , которая включает в себя
- импульсивность, проявляющуюся в неумении держать контроль над своим поведением при определенных требованиях со стороны взрослых.
- быструю реакцию на ситуацию, дети не дожидаются точных указаний и инструкций, неадекватно оценивают требования к заданию.
- рассеянность,
- невнимательность,
- легкомысленность,
- беспечность.
- Гиперактивные дети не могут предотвратить негативные, а также разрушительные, опасные последствия, вызванные их поступками.
- Часто малыши подвергают себя риску, проявляя ненужную смелость и причуды перед сверстниками. В результате происходят несчастные случаи.
- Дети с СДВГ способны легко, не думая нанести материальный урон собственности, сломать или испортить что-либо.
- Ярким признаком СДВГ в дошкольном возрасте является неумение держать дистанцию со взрослым.
- Повышенная речевая активность
- Реже - логопедические нарушения
Чтобы полностью Вам, родителю, быть уверенным в том, что диагноз Вашего ребёнка правильный, могу предложить Вам таблицу симптомов СДВГ.
Если данные проявления Вы наблюдаете у своего ребёнка в течение минимум полугода, значит, диагноз установлен правильно.
Для установления диагноза СДВГ необходимо наличие у ребёнка 6-ти, а также более нижеперечисленных симптомов на “Невнимательность”, на “Гиперактивность”, а также наличие одного признака “Импульсивности”.
Эти признаки должны наблюдаться у ребенка в течении полугода.
Предлагаемые симптомы на “Невнимательность”:
- ребёнок неспособен удерживать долго внимание на деталях, по небрежности и легкомыслию допускает ошибки при выполнении заданий
- с трудом сосредотачивается при выполнении заданий, а также во время игр
- Вам кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
- ребенок часто не в состоянии выполнить предлагаемые инструкции в детском саду или справиться с уроками по школьной программе без внешних на то причин
- самостоятельно ребенок не в состоянии выполнить задание или преступить к другим видам деятельности
- по возможности избегает заданий, которые требуют умственного сосредоточения (школьная домашняя работа)
- ребенок теряет школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетрадки, линейки, ластики)
- ребенок легко отвлекается на посторонние вещи
- проявляет постоянно забывчивость
Предлагаемые симптомы на “Гиперактивность”:
- у ребенка часто присутствуют беспокойные самопроизвольные движения в кистях, а также стопах
- сидя на стуле, ребенок постоянно крутится, подвижен, встает со своего места во время уроков, когда требуется сидеть
- проявляет бесцельную активность в движениях: крутится, прыгает , бегает, куда-то лезет
- не может спокойно играть или тихо заниматься чем-то
- находится в постоянном движении, как- будто с “моторчиком”
- чрезмерно болтлив
Предлагаемые признаки “Импульсивности”:
- ребенок отвечает, не задумываясь и не выслушав до конца
- у ребенка нет терпения, дождаться чего-либо
- ребёнок мешает другим беседовать, перебивает разговор.
Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребёнка есть 6 и более признаков по невнимательности, гиперактивности и один признак по импульсивности, что же делать дальше?
Во-первых, успокоиться и не впадать в панику.
Во-вторых, успокоить паникующих родственников, особенно бабушек и дедушек, которые скорее всего тоже склонны к гиперактивности (не будем забывать про наследственный фактор)
И, в-третьих, глубоко и ритмично подышав, начать постепенно следовать следующим рекомендациям.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЁНКОМ С СДВГ.
- Коррекция СДВГ предполагает комплексный подход нескольких специалистов -врачей, психологов, воспитателей, учителей, родителей.
- Однако не кидайтесь сразу давать ребёнку прописанные врачом препараты. Лекарства - это крайняя мера, когда педагоги и психологи оказались бессильны перед тяжестью симптомов. Эффективны в лечении СДВГ препараты, которые улучшают работу мозга, обмен веществ и общий тонус организма, а также увеличивают тонус коры головного мозга, активизируют высшие психические функции - память, внимание, мышление, речь. Параллельно врачи назначают препараты, состоящие из аминокислот для улучшения обмена веществ головного мозга.
- Старайтесь выбирать для ребёнка такие игры, где он будет одерживать победу, и одновременно концентрировать внимание (всевозможные детские лото, головоломки и т.д.).
- Поощрения и наказания должны быть чётко выстроены. Поощрять и наказывать в семье должен кто-то один. Нельзя допускать, чтобы мама наказала, а бабушка или папа пожалели. Также ребёнку нужно каждый раз объяснять, за что его похвалили, а за что наказали. Причём объяснение должно быть доходчивым и распространённым, например «Ты молодец, потому что выполнил аккуратно задание, раскрасил ровно и точно фигуру…» «Я наказала тебя за то, что ты разбил мою чашку. Она была моей любимой чашкой и мне очень плохо от этого. Очень её жалко». Наказания ни в коем случае не должны быть физическими. Наказать можно лишением любимого дела, лишением похода в кино, лишением игры за компьютером.
- Кстати детям с СДВГ противопоказаны компьютерные игры, а также планшет и просмотр телевизора больше чем 15 минут в день.
- Хорошо таким деткам посещать бассейн.
- Соблюдение режима дня обязательно с отведением на сон и отдых большего количества времени, чем на период бодрствования.
- Обязательно предупредите медицинского работника и психолога дошкольного или образовательного учреждения о том, что у Вашего ребёнка стоит диагноз СДВГ. Специалисты грамотно доведут нужные сведения до педагога.
- Запишите ребёнка (если он не посещает детский сад) в какой - либо кружок, секцию, клуб, где ребёнок будет иметь опыт общения с другими детьми, тем самым он постепенно научиться подстраивать своё поведение под окружающих.
- Не перегружайте ребёнка с СДВГ дополнительными занятиями. « А ещё кружок по фото, а ещё мне петь охота….» - в данном случае не Ваш вариант. Бассейна и одного дополнительного занятия или спортивной секции будет вполне достаточно.
- Обязательно договоритесь с психологом, чтобы ребёнок посещал коррекционные занятия в саду, школе, детском клубе. В нашем клубе для детей с СДВГ отлично подойдут творческие занятия с песочным столом и арт-терапия.
Если ребёнок проявляет агрессию по отношению к сверстникам, взрослым или неодушевленным предметам, не ругайте его (особенно на людях). Лучше спокойно поговорите дома, что побудило Вашего ребёнка так себя вести, а в момент агрессии подойдите и обнимите его, подержите возле себя некоторое время.
- Обнимайте ребёнка чаще. Таким детям важен телесный контакт с мамой.
- На ночь купайте детей в настое успокаивающих трав (череды, мелиссы). Есть специальные расслабляющие гели для купания на ночь.
- Если ребёнок с СДВГ младший школьник, старайтесь, чтобы уроки он делал в период с 16.00 до 18.00 в самое продуктивное для деятельности головного мозга время и обязательно после прогулки на свежем воздухе или дневного сна с открытой форточкой. Перед умственной нагрузкой клетки мозга должны насытиться кислородом.
- Ребёнок с повышенной возбудимостью не должен быть свидетелем скандалов в семье, криков, ругани, ссор между родителями. Такие детки тяжелее эмоционально переживают и развод мамы с папой.
- Будьте готовы к тому, что до поступления в школу проблемы СДВГ не будут явно выражены, а вот в период обучения ребёнка в начальной школе, они доставят много хлопот и Вам, и ребёнку, и педагогам. Поэтому, если Вам кажется, что с Вашим ребёнком что-то не так, обратитесь за консультацией психолога до поступления ребёнка в первый класс.
- Если Ваш сын или дочь не могут долго сосредоточиться на выполнении задания, займитесь вместе с ними самыми кропотливыми видами работ, например бисероплетением, выцарапыванием гравюр, лепкой из пластилина или теста.
- Ребёнку-школьнику с СДВГ в процессе приготовления уроков разрешайте делать паузы. Если ребёнок хочет делать уроки, лёжа на полу или кровати, предоставьте ему такую возможность, даже если Ваши педагогические взгляды от этого сильно пострадают. ( Учителю не следует сообщать подробности о том, в какой позе ребёнок выполняет уроки )
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите сыну или дочери "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
21.Поручите ребёнку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
22.Заведите дневник самоконтроля, и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в саду или в школе. Клейте наклейки или рисуйте в нём смайлики.
23. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.
24. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. Не сравнивайте достижения Вашего чада с другими детьми. Каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути.
25. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
26. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
27. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
28. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
29.Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по двум –трём предметам , пусть даже это будет рисование и труд. Здесь, конечно безгранично пострадает родительское самолюбие, зато Ваш ребёнок будет спокоен и доволен учёбой, ему будет хотеться идти в школу. Со временем и у него появиться желание быть не хуже одноклассников- хорошистов или даже отличников.
30. Создайте ребёнку необходимые условия для работы дома . У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
31. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие. Плюс, нахождение в закрытом, душном помещении длительное время лишает мозг ребёнка необходимого кислорода и клетки мозга начинают страдать.
32. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности.
33. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
34. Развивайте у детей осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть сын/дочка посчитает от 10 до 1. Двойная польза, ребёнок успокоится , и , заодно, повторит математику.
35. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка. Будьте спокойными и доброжелательными внешне , даже если Вы сильно раздражены поведением сына/дочери.
36.Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию в подвижных играх на детской площадке.
37. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя успешным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребенку и повышали его уверенность в себе.
Кроме того, помните, что диагноз СДВГ – это не так страшно. Ваш активный и подвижный ребёнок может вырасти в гениального спортсмена , стать потрясающим артистом театра или кино, ведь гиперактивные дети имеют такую подвижную и живую мимику лица… Эти дети отличаются нестандартным мышлением и творческим взглядом на мир, возможно Ваш сын или дочка прославят в будущем Вашу фамилию, став знаменитыми художниками или скульпторами… А если Вы заведёте для гиперактивного ребёнка домашнего питомца, чтобы приучить Вашего малыша к ответственности, возможно ребёнок в будущем проявит интерес к ветеринарии…
Со временем малыш научиться контролировать себя и с вашей помощью и любовью достигнет успехов в любой области, начиная с математики и заканчивая домоводством.
Возможностей для ребёнка с СДВГ бесконечное множество, если мы с Вами окружим наших детей заботой, безусловной любовью и принятием их со всеми их достоинствами и недостатками. Вовремя увидев проблемы ребёнка и оказав ему своевременную помощь, Вы, безусловно, вырастите образованного, воспитанного и во всех смыслах достойного члена нашего общества.
Удачи Вам, дорогие родители!
Педагог-психолог
Фирсова В.А.
2014-09-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Своеобразие сатирических приёмов в цикле Николая Васильевича Гоголя «Миргород»"
Материал данной статьи можно использовать при знакомстве с понятием "сатира", а также при изучении особенностей раннего творчества великого писателя-сатирика Н.В.Гоголя....
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"...
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"...
Статья на тему «Робототехник - профессия будущего»
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века...
Статья Роль английского языка в будущей жизни учащихся
Умение учиться необходимо для каждого человека. Это - залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Статья "Роль английского языка в жизни учащихся" ...
Статья "Художественное своеобразие "страшилок"В.Роньшина.
Статья посвященна произведениям Валерия Роньшина, который работает в жанре "страшилок"....
Статья по теме: "Настоящее и будущее медиации в образовании".
В данной статье рассматриваются перспективы службы медиации в образовании, основанные на анализе теоретических аспектов и актуальных результатах мониторинга....