Статья на тему «Робототехник - профессия будущего»
статья (6 класс) на тему

С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_opisanie_innovatsionnogo_produkta_2018.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного продукта,
участвующего в районном конкурсе педагогических достижений
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

номинация «Лучший инновационный продукт»

2018-2019 уч.г.

Полное наименование образовательной организации:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Инновационный статус образовательной организации:

В соответствие с распоряжением Комитета по образованию от 04.08.2014 № 3364-р «Об утверждение Положения о региональной инновационной площадке» и решением Совета по образовательной политике при Комитете по образованию от 22.04.2016 признать экспериментальной площадкой Санкт-Петербурга с 01.01.2017 по 31.12.2019  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» по теме «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для организации работы с одаренными детьми».

Автор: Шиловская Екатерина Сергеевна

Телефон: 8-921-879-91-82

Электронная почта: shilovskayes@gmail.com

Наименование инновационного продукта:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса робототехники"

Форма инновационного продукта:

Программа

Тематика инновационного продукта*:

Содействие развитию дополнительного образования и социализации детей

Номинация:

Образовательная деятельность

Ссылка на описание инновационного продукта: http://www.oo-lyceum-533.ru/44.html

Ссылка на инновационный продукт: http://www.oo-lyceum-533.ru/44.html

Общее описание инновационного продукта:

С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов.

В настоящее время активное развитие школьной робототехники наблюдается в Москве, в Челябинской области и некоторых других регионах России. Санкт-Петербург существенно отстает по количеству школ, занимающихся робототехникой. Назрела необходимость вовлечь детей нашего округа в процесс изучения робототехники.

В школах данное направление удобнее всего реализовать с помощью отделения дополнительного образования. Именно поэтому, специально была разработана рабочая программа «Чудеса робототехники».

Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования.

Робототехника – это научная и техническая база для проектирования, производства и применения роботов.

Рабочая программа по реализации робототехники в школе будет являться инновационном продуктом, потому что дает возможность одаренным детям развить свои таланты и способности на более глубоком уровне. В частности, логическое мышление, технические навыки, программирование и конструирование.

Цель – создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой.

Обучающие задачи:

  • ознакомление обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;
  • решение обучающимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением.

Развивающие задачи:

  • развитие у школьников навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
  • развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;
  • развитие креативного мышления, и пространственного воображения обучающихся.

Воспитательные задачи

  • формирование у обучающихся стремления к получению качественного законченного результата;
  • формирование навыков проектного мышления, работы в команде.

Данная образовательная программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов. Элементы кибернетики и теории автоматического управления адаптированы для уровня восприятия детей, что позволяет начать подготовку инженерных кадров уже с 5-ого класса школы. Существующие аналоги предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. ребенок создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности. Ребенок создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.

Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, состязаниями, конференциями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах. Обучающие стабильно занимают призовые места в Красногвардейском районе по различным видам соревнований связанных с робототехникой. На городском уровне выходим в ¼ финала. Дальнейшее развитие – выход на Всероссийский и международный уровень соревнований.

Данная рабочая программа обеспечивает не только теоретические знания в различных областях науки, но возможность использовать эти знания на практике. Обучающиеся получают на выходе готовый продукт в виде робота, который способен выполнять поставленные перед ним задачи. Итогом успешного усвоения материала является защита проекта на заданную тему.

Необходимость реализации рабочей программы обусловлена наличием позитивного опыта в сфере робототехники, реализации потенциала одаренных детей и успехи учащихся, подтверждённые итогами на различных соревнованиях по робототехнике.  Потребность в тиражировании трансляции позитивного опыта в контексте реализации ключевой идеи вводимого профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: одаренными, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, детьми инвалидами, сиротами, мигрантами и другими.

Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), в которой (подпрограмма 2) говорится о разработке «Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации».

Актуальность результатов использования инновационного продукта для развития системы образования является:

  • выявление одаренных детей, нацеленных на дальнейшее развитие по направлению робототехника;
  • развитие потенциала одаренного ребенка, расширение знаний в предметной области физики и информатики, умения выстраивать свою образовательную деятельность (формулировать цель и задачи, выделять этапы свой деятельности, делать выводы, получать продукт соответствующие посаленной цели);
  • актуализация знаний педагога, возможность освоения новых методов и технологий;
  • возможность выхода на различные уровни соревнований и конференций, что способствует расширению кругозора как в общение со сверстниками и коллегами, так и усвоение новых знаний в различных предметных областях;
  • поступление в высшие учебные заведения на техническую специальность (на данный момент самые востребованные специальности, связанные с робототехникой и программирование, так как способствуют развитию и модернизации экономике страны).

Рабочая программа по робототехнике готова к внедрению в системе образования по следующим критериям:

  1. Реализация прав обучающихся и их законных представителей на обучения по направлению робототехника в зависимости от психофизиологического развития обучающегося, его потребностей, возможностей и мотивации.
  2. Совершенствование системы профильного обучения в лицеи за счет реализации гибких ИОТ в профильных областях и предметах, реализуемых в лицее.  Возможность их корректировки в соответствии с динамикой обучающегося и по результатам регулярной самоэкспертизы и самооценки деятельности образовательного учреждения, позволяющей выявить позитивные изменения и проблемные зоны функционирования и развития лицея. Предоставление возможности одаренным учащимся перераспределять нагрузку в соответствии с индивидуальным планом подготовки и участия в различных олимпиадах, конкурсах, учебно-тренировочных сборах и т.п. с целью успешного выполнения дополнительной образовательной программы.
  3.  Создание оптимальных условий для учащихся с особыми потребностями (учащихся, потенциально имеющих или демонстрирующих способности в освоении отдельных предметов). Возможность углубить свои знания в отдельном предмете или конкретной темы, для дальнейшего создания проекта.
  4.  Оптимизация управленческой и педагогической деятельности с целью выделения организационных ресурсов для документального и учебно-методического обеспечения учебного процесса по робототехнике. Определить наиболее действенные психолого-педагогические приемы и механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Решение этих задач сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Занимаясь с детьми в кружках робототехники, мы подготовим специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.

Для обеспечения данной программы необходимо создать «меры по: совершенствованию методической и материально-технической базы образовательных организаций для организации работы по развитию одаренности детей и молодежи; повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере педагогики и психологии одаренности, а также в сфере организации работы по развитию одаренности детей и молодежи, выявлению, обучению, воспитанию и развитию молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации»[1]. Эти и другие направления работы, связанные с поддержкой интеллектуальной одаренности ребенка, нужно совершенствовать и тиражировать в наше образовательное учреждение.

 

          ____________________                                        Шиловская Е.С.              

                                                                      подпись автора

                                                                    инновационного продукта                              расшифровка подписи

               _______                                       ________ Кунц М.Ю.________

подпись руководителя
образовательной организации                              расшифровка подписи

МП

«20» октября 2018


[1] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Подпрограмма 2. Мероприятие 2.4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"

Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"...

статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"

статья на тему: "Аспекты становления будущего  учителя иностранных языков"...

статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"

статья на тему: "Аспекты становления будущего  учителя иностранных языков"...

Статья по теме: "Настоящее и будущее медиации в образовании".

В данной статье рассматриваются перспективы службы медиации в образовании, основанные на анализе теоретических аспектов и актуальных результатах мониторинга....

Эссе на тему "Педагог - профессия века?! - настоящее и будущее профессии"

Из опыта работы учителя технологии Рудновой И.В....

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"...