Статья по теме: "Настоящее и будущее медиации в образовании".
статья по психологии
В данной статье рассматриваются перспективы службы медиации в образовании, основанные на анализе теоретических аспектов и актуальных результатах мониторинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediatsiya_-_dlya_sayta.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по теме «Настоящее и будущее медиации в образовании».
…Жизнь полна противоречья,
В Вечности – свечение..!
Как достигнуть равновесья
В этом приключении..?
(Тимофеева А. А.)
Думая о перспективах службы медиации в образовании, не упуская из внимания тот факт, что изначально существует некое противоречие между принципами, на которых основывается медиация, и принципами, на которых, как бытует мнение, строится процесс разрешения конфликтов в образовательных учреждениях без участия медиатора, встает вопрос о способах преодоления этих противоречий.
Соответственно, обладая навыками грамотного медиатора, например, педагог может их самостоятельно применять на практике, используя техники медиации, основываясь на медиативной культуре отношений, а так же способствовать «медиативной грамотности» остальных участников образовательного процесса. Если бы не выше указанное противоречие… Вносящее «диссонанс», к примеру, в такой принцип медиации, как «принцип нейтральности медиатора».
Если обратиться к вопросу вовлечения в процесс медиации учащихся в качестве «медиаторов», то, на мой взгляд, овладение учащимися навыками и техниками медиации, применение этих техник учениками в процессе разрешения споров, а так же, участие в этом процессе двух других сторон может способствовать, в частности, развитию самостоятельности, ответственности у учащихся, повышению их коммуникативной культуры. Совершенствование последнего навыка у данной категории участников образовательного процесса, как показывает практика, весьма актуально. Однако, на мой взгляд, здесь может возникнуть противоречие в следующем: не владея навыками коммуникации или, не обладая ими на определенном уровне, как в данной ситуации учащийся может выступать посредником в разрешении споров…? Даже - в случае специальной подготовки и обучения детей навыкам медиатора со стороны владеющего данными навыками педагога. Быть может, в данном случае на успешность овладения учащимися техниками медиации будет влиять их заинтересованность данным процессом и, с другой стороны, - умение педагога заинтересовать и вовлечь детей в данную «сферу»?
Как показывает опыт и мнение специалистов в области медиации в течение не одного года, её эффективность и результативность высока: по имеющимся данным, в большинстве случаев сторонам конфликта удаётся заключить долгосрочное соглашение, при отсутствии в последствии рецидивов.
Особенно важно, что практическое использование навыков медиации позволяет в ходе преодоления конфликтов обеспечить создание «психологического комфорта» и чувства безопасности для обеих конфликтующих сторон, снизить напряженность; представляя собой «…конструктивный способ преодоления конфликта», помогает, в случае необходимости, «оптимизировать социально-психологический климат в образовательной организации..». С этой точки зрения ценность данного опыта еще более возрастает.
Если обратиться, к одному из основополагающих в медиации принципов - принципу добровольности, то, подразумлевая личную готовность участника конфликта к его разрешению, возникают следующие вопросы в процессе «воплощения» данного принципа в жизнь: с одной стороны, если, например, идёт речь о так называемом «виновнике» конфликта, здесь менее всего ожидаема его заинтересованность как выслушать мнение противоположной стороны, так и признать (и осознать) причину возникновения данной ситуации в принципе. Как говорится, в противном случае, и не возникло бы необходимости в разрешении конфликта, поскольку он бы и не произошёл вовсе … .
Если говорить о принципе конфиденциальности, то его соблюдение со стороны медиатора-профессионала не вызывает сомнения. Но как обеспечить ответственность в этом вопросе со стороны остальных участников медиативного процесса? В этом случае, по-моему, немаловажную роль играет степень личной заинтересованности обеих сторон конфликта в разрешении имеющегося спора, а так же – уровень их коммуникативной культуры и комуникативной (для пелагога – и профессиональной в целом) компетентности… Получается своего рода «замкнутый круг»..!
Грамотный, компетентный специалист, думается, не допустит возникновения подобных спорных моментов в своей профессиональной деятельности. И, вероятно, всем без исключения следовало бы задумываться над последствиями тех или иных действий, дабы конфликтных моментов не возникало вовсе. Здесь важную роль играет уровень сформированности коммуникативной культуры у всех участников образовательного процесса. А так же - комплекс мер, направленных на предупреждение ситуаций, при которых потребовалась бы поддержка службы медиации. Если говорить конкретно о педагогической деятельности, на мой взгляд, педагогу оприори необходимо владеть навыками коммуникативной компетентности и, в случае несформированности данных навыков у обучающихся, в процессе своей педагогической деятельности формировать у них коммуникативную культуру… - в наиболее младшем школьном возрасте.
Каждая из ситуаций индивидуальна и требует необходимого в конкретном, данном случае, подхода в процессе разрешения конкретного спора. Разноплановость возникающих ситуаций предполагает гибкость в процессе выбора адекватного в конкретном случае подхода в ходе разрешения споров в условиях медиации. Изучение имеющейся литературы практического плана по данной теме позволяет сделать вывод о том, что нет общего «шаблона», а право выбора подходящих техник, в том числе, не противоречащих принципам медиации, остается за медиатором.
Важно, повторюсь, сделать всё возможное для предупреждения конфликта. С целью просвещения (и профилактики) в области медиации, со стороны опытных в данной области специалистов, по-видимому, необходимо проведение среди участников образовательного процесса соответствующих мероприятий, которые не только носили бы просветительский характер, но и в наибольшей степени способствовали росту доверия к службе медиации.
По данным мониторинга АППО СПб 2019 года, наибольшее число обращений в службы медиации производится в связи с возникающими конфликтами между обучающимися. Данный факт свидетельствует о необходимости, во-первых, способствовать повышению коммуникативной культуры обучающихся - со стороны всех участников образовательного процесса, как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности; на этой основе дальнейшее формирование навыков медиации у учащихся представляется наиболее эффективным. Во-вторых, или, как говорится, в рамках несколько иного подхода к решению имеющейся проблемы, целесообразно разработать эффективные технологии подготовки медиаторов среди обучающихся (поскольку на сегодняшний день отсутствуют общепринятые «способы» такой подготовки). На мой взгляд, и первый, и второй подходы – взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. В любом, случае, считаю, на успешность осуществления данных целей немалое влияние оказывает степень заинтересованности самих учащихся. Кроме того, как указывают специалисты, не стоит забывать о главной предпосылке к успешному обучению старшеклассников навыкам медиации - наличии у них определенных личностных качеств: «..адекватная самооценка, социальный интеллект, ответственность, коммуникабельность...».
Нахождение путей решения выше перечисленных задач и имеющихся противоречий, по моему мнению, позволит возможностям медиации в образовании наиболее успешно реализовываться в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание по теме "настоящие и будущие времена английского языка"
Этот тест позволит проверить знание учащимися старшей школы настоящих и будущих времен английского языка...
Самостоятельная работа по теме: "Настоящее простое и настоящее продолженное время".
Самостоятельная работа предназначена для подготовки к контрольной работе по данной теме обучающихся 7-х классов....
Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.
Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов"
Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 12 маяТема: «Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов»Ход урока:1. Настоящее и будущее время ( параграф 116 и 117)1) Чтение материала на...
Презентация по теме" Настоящее простое время и Настоящее продолженное время"
Грамматика для учеников начальных классов .PRESENT SIMPLE TENSE\ PRESENT COUNTINUOUS TENSE...
Лексико-грамматическое упражнение по теме "Настоящее простое и настоящее длительное время" (4-5 класс).
Может использоваться в качестве раздаточного материала для проверки знаний по теме "Настоящее длительное и настоящее простое время" в классе или в качестве домашней работы....
Проверочная работа по теме "Настоящее простое и настоящее длительное время" 5 класс
Данный материал может быть использован в качестве проверочной работы при повторении времен в начале учебного года в 5 классе с целью контроля уровня усвоения Настоящего и Настоящего длительного ...