Учимся писать сочинение по тексту
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Клише сочинения по тексту
- Проблема.
А) Проблема (отцов и детей, добра и зла, жизни и смерти, счастья, смысла жизни, свободы личности, служения делу, нравственного выбора, чести и долга, патриотизма, милосердия, сострадания, совести, духовности, культуры и бескультурья) является одной из важнейших для любого человека (относится к числу вечных, общечеловеческих).
Б) Проблема (экологии, воздействия СМИ на человека, НТР, политической корректности, толерантности, мирного сосуществования, национализма, терроризма и т.п.) возникла не так давно. Это связано с тем, что именно в 20 веке произошло (стремительное развитие науки и техники, резкое изменение общественных отношений, изменение привычной картины мира, расширение сферы влияния…).
В) Вопросы темы ( 2-3: Что..? Почему..? Можно ли..?). Эти важные вопросы ставит в своей статье (известный) писатель (публицист, ученый…). Они отражают суть (содержание) нравственной (философской, социальной, политической, нравственной) проблемы, которая волнует автора.
2. Комментарий проблемы.
Сначала автор говорит о (называем микротему 1 части текста, помня о том, что в тексте выделяем не менее 2, но не более четырех частей).
Далее он показывает…, размышляет о …, описывает, повествует…, обращается к фактам из истории (из личного жизненного опыта).
В заключение…
Аргументируя свою позицию, автор обращается к личному жизненному опыту, фактам биографии известных людей…и рассказывает…
Поэтому так убедительно звучат его слова.
3. Авторская позиция.
а) «Цитата».
К такому выводу приходит автор.
Именно эти слова наиболее ярко (полно) отражают позицию автора.
Именно в этих словах нашла отражение авторская позиция.
На мой взгляд, в этих словах выражена основная мысль текста. Авторская позиция интересна и убедительна.
В этих словах заключена основная мысль статьи. Так автор выражает свое кредо.
В этом заключается философский (нравственный, этический и т.п.) урок произведения.
Б) Своими словами передаем авторскую позицию.
Так я понял основную мысль текста. Позиция автора кажется мне очень убедительной.
Так, на мой взгляд, можно выразить позицию автора.
В этом, на мой взгляд, заключается смысл произведения.
- Изложение собственного мнения по проблеме.
Позиция автора близка мне.
Я разделяю позицию автора.
Не могу сказать, что позиция автора близка мне.
Не могу сказать, что разделяю позицию автора.
Думаю, каждому стоит задуматься (об этом) над выводами автора.
Нельзя не согласиться с автором.
Прочитав текст, я задумался о…
Я тоже задумался над тем, что такое …
Каждый из нас не раз задумывался над этой проблемой.
Раньше я никогда не задумывался о значимости…
Многих писателей волновала проблема…Например, Ф.М Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» говорит о …, показывает …
а) Примеры из художественной литературы.
- Прочитав текст, я вспомнил роман (название и автор) (героя, эпизод из произведения, стихотворные строки, известное изречение, высказывание)
- Недавно я перечитывал произведения (имя автора). Мое внимание привлекла такая мысль писателя (поэта). «Цитата». Это высказывание созвучно с идеей текста. Действительно, (толкование высказывания).
- Вспомнились стихотворные строки, знакомые с детства. «Цитата»
- В книге «Энциклопедия афоризмов» («Мудрые мысли») мое внимание привлекло такое высказывание. «Цитата» Комментарий
- Недавно мне посчастливилось познакомиться с уникальным изданием. Научно-исследовательской словарной лабораторией Магнитогорского университета создан «Большой словарь крылатых выражений русского языка». Это самый полный в мире сборник афоризмов на русском языке. Недавно совместно с германским университетом вышло его второе дополненное и улучшенное издание.
б) Примеры из публицистической литературы
- В газете («Аргументы и факты», «Комсомольская правда») не так давно была опубликована статья (название, желательно имя журналиста), посвященная этой же проблеме. Автор приводит интересный факт. (Содержание факта)
- Автор приводит интересные статистические данные.
По результатам опроса (пенсионеров, студентов, школьников, представителей определенной профессии, жителей какого-то района, региона, города) оказалось, что…
- Просматривая журнал «Юность», «Книжное обозрение», «Наука и жизнь», «Миссия», я обратил внимание на такой афоризм, принадлежащий (имя автора). «Цитата». Эта мысль созвучна с идеей текста. Действительно, (толкование высказывания).
- В журнале (например, «Караван», газете «Аргументы и факты») я прочитал очерк об известном (имя спортсмена, артиста, писателя, телеведущего).
- В журнале (газете) я прочитал интервью с известным (имя спортсмена, артиста, писателя, телеведущего).
На вопрос о …, он дал такой ответ…
Свое кредо он выразил так: «Цитата»
Он высказал такую любопытную мысль.
Он рассказал о важном эпизоде своей жизни.
Он поделился своими впечатлениями о…
в) Примеры из научной литературы.
- В учебнике истории мое внимание привлек такой факт.
- В учебнике химии содержится такая информация о …
- В Большом энциклопедическом словаре я нашел такую информацию.
5. Заключение – вывод
- Я сделал для себя такой вывод. Нужно … Очень важно помнить, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...
Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...
Учимся писать сочинение.
План занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Рассматривается строение сочинения-рассуждения, прилагается презентация....
Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....
Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ....
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...