Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать сочинение-рассуждение. Анализ публицистического текста.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokno1.privedion_t._i.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: русский язык Класс: 11
Учитель: Приведион Татьяна Ивановна
Школа: МОУ СОШ №48 г. Белгорода
Тема: Учимся писать сочинение-рассуждение.
Анализ публицистического текста.
Цели:
образовательные: способствовать формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
развивающие:
- Содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников;
- Создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию;
- Формировать навык работы в группах у учащихся.
воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к слову, языку.
Ход урока.
- Организационный момент. Постановка целей.
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока, «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста» Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 10 лет вашей учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку- экзамену в форме и по материалам ЕГЭ, в котором ряд заданий ( А-27 - А-31,
В-1- В-8, С-1) основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение части С-1 отводится 90-100 мин. Написание сочинения- рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.
Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с этой частью экзаменационной работы.
- Этап актуализации знаний. Кластер.
- Я предлагаю вам подумать над словами
Интеллигентность–Воспитанность – Образованность
- Какие ассоциации возникают у вас?
- Всегда ли мы можем поставить знак равенства между этими понятиями?
- Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)
(1) Моя жизнь сложилась так, что я навсегда остался самоучкой. (2) Хорошо это или плохо? (3) Не знаю. (4) Во всяком случае, я ни о чем не жалею. (5) Ибо занимаясь самостоятельно своим образованием «на ощупь», потом все более и более целенаправленно и целеустремленно, я в конце концов нашел свою настоящую любовь, которая заполнила меня всего без остатка, стало смыслом и целью моей жизни, - ИСТОРИЮ.
(6) Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность, на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой, отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а, напротив, должен стремиться именно выделяться…
(12) Очень большое влияние на меня как литератора оказала (и продолжает оказывать) русская классическая и мировая живопись. (13) Музеи научили многое понимать, а картины обострили мой глаз.
(14) У меня очень органично соприкоснулась любовь к русской генеалогии с любовью к русской иконографии. (15) Некоторые думают, что иконография связана с иконами.(16) На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная.(17) Иконография изучает не только портрет, но и судьбу изображённого на ней лица. (18) Вот тут вступает в дело история. (19) Иногда узнаешь имя, отчество, фамилию человека, а дальше – тьма. (20) Судьбы его не знаешь. (21) Чтобы узнать её, требуются годы. (22) Это даже не исследовательская, а следовательская работа.(23) Но работа захватывающе интересная.
( По В. Пикулю)
- О чем этот текст?
-Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.
Назывной план
- Самообучение
- Смысл и цель жизни
- Важность образования
- Показатель образованности
- Определение интеллигентности
- Значимость личности
- Самоутверждение личности
- Обязанность человека
- Влияние живописи
- Генеалогия, иконография.
Проблематика текста
- А как вы понимаете, что такое проблема текста? (ответы учащихся)
- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре ( подготовленный ответ ученика)
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
( Самообразование; проблема важности образования в становлении личности и др.)
Идея текста
- Какова основная идея писательского высказывания?
- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?
- Как определяет автор понятие интеллигентности, образованности?
Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.
Авторская позиция
- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?
Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений текста. Выполните поисковую работу данной информации и отметьте те факты, которые точнее определяют авторское отношение.
Лингвистическая картина текста.
№ 2 – Риторический вопрос
№ 4 – Вводное слово
№ 5 – Сложное предложение
- Деепричастный оборот
- Уточнение
- Приложение
№ 8 – «Не тот, а этот».
- Бессоюзное предложение
№ 9 – Вводное слово
- Однородные члены предложения
№ 11 - Вводные слова
№ 12 - Вставная конструкция
№ 13 - «Музеи научили, картины обострили»
№ 16 – присоединительная конструкция
№ 17 – «Не только, но и»
№19 – Однородные члены предложения.
- «тьма»
№22 – « не исследовательская, а следовательская»
- Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль. Подведем итог по этой части работы:
Тестовые задания.
Задание № 1
Определите, какое утверждение неверно:
- Самообразованием В.Пикуль сразу начал заниматься по определенной системе.
- Целью и смыслом жизни автора стала история.
- Образованность - постоянное стремление человека к знаниям.
- Человек должен в жизни самоутвердиться.
Задание № 2.
Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора?
- Интеллигентность определяется воспитанием человека.
- Интеллигентность определяется нравственными качествами человека.
- Интеллигентность определяется степенью образованности.
- Интеллигентность определяется уровнем культуры.
Аргументация собственной позиции
Цель – убедить, в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение.
Схема рассуждения
Тезис – Аргументация – Вывод.
Тезис- главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументы – доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты , примеры, утверждения, объяснения.
Аргументы «ЗА» должны быть:
- Правдивыми, опираться на авторитетные источники
- Доступными, простыми, понятными
- Отражающими объективную реальность, соответствующие здравому смыслу.
Аргументы «против»:
- Должны убедить в том, что аргументация автора не убедительна
- Опровержения должны быть тактичны и подчеркнуто, корректны (см. приложение)
Приложение
Используйте связующие слова:
- К тому же;
- В то же время;
- Тем не менее;
- Хотя, даже;
- Несмотря на то что;
- Вместо того;
Используйте слова, представляющие разные точки зрения:
- С одной стороны; с другой стороны;
- В этом случае; в другом случае;
- Это может означать;
- Трудно не согласиться
Чтобы ваша позиция выглядела убедительно, пишите ( когда это возможно ) «Мы».
- Мы все об этом слышали.
- Наше будущее зависит.
- Мы не можем остаться равнодушными.
- Проблемы, с которыми сталкивается общество.
- это влияет на всех нас.
Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.
- Трудно не согласится с автором в том, что…
- Автор прав, утверждая, что…
- Справедливо утверждение автора о том, что…
- Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…
Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:
- Трудно согласиться с автором в том, что …
- Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
- Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …
Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:
- Неужели это применимо для нашего общества?
- Может ли мне кто – то сказать…
- Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.
Типичные ошибки
- Не превращайте сочинение в изложение
- Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «В этом тексте говорится…», «автор этого текста пишет…» и т.п.
- Не повторяйте доводы автора, используйте свои собственные.
- Аргументы должны приводиться по силе возрастания, потому что последний в памяти фиксируется лучше, чем первый.
- Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.
Несколько советов в работе над сочинением.
- Прочитайте текст
Внимательно прочтение поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.
- Запишите аргументы «За» или «против» позиции автора.
Постарайтесь понять Точку зрения автора.
- Продумайте вступление, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.
- Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и подумайте о концовке.
Вы можете еще раз повторить ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.
Суммировать все сказанное.
Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.
Использовать открытый финал – закончить сочинение риторическим вопросом.
Сочинение необходимо закончить вовремя . Оставьте время на окончание.
Никогда не пренебрегайте финалом. Даже хорошая работа может выглядеть оборванной на полуслове.
Концовка сочинения так же важна, как и начало.
- Пишите сочинение, не забывая об образности и красоте собственной речи.
- Следите за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.
Соединяйте мысли вашей работы в единое целое. Не «прыгайте» с одной мысли на другую.
Начинайте каждую новую мысль с новой строки.
- Работа в группах
- Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы- формированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности , я разделила вас на 3 группы.
Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.
Вторая группа будет формулировать тезисы , в которых выразит позицию автора.
Третья группа выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.
У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.
- Итак, можете приступать к работе. Удачи!
- Этап контроля знаний. Чтение полученных фрагментов сочинения.
Учимся зачитывать свои работы как единое целое.
- Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился
вам урок, чем понравился (ответы)
- Итог урока и домашнее задание.
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"
Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...
Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"
Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию домашн...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс
Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...
Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)
Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....
разработка урока русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению (9.3.)"
Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий по подготовке к государственной итоговой атт...