Психологическая готовность ребёнка к школе
консультация по теме

Иванова Алла Владимировна

Теоретический материал о психологической готовности ребёнка к школе для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkole_teoriya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические материлы для консультации по теме:

 «Готовность к обучению в школе».

                                                                  Педагогам и родителям.

Психологическая готовность ребенка к школе

Подготовка к школе включает в себя прежде всего формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» — позиции школьника, имеющего круг определенных обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается прежде всего в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к   самому  себе.

Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлекает внешними атрибутами, потому что, по существу, дети о школе знают немного: «Школа у нас во дворе, новая и большая», «У меня друг в школе учится». Многие дети объясняют свое желание пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься новой, важной учебной деятельностью: «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «В школе задачки интересные решают». Особое значение для успешности обучения в школе имеют его познавательный интерес, любознательность. Если в пять лет ребенок уверен, что он много знает, то в семь он утверждает, что знает мало и хочет знать больше. Далеко не у всех детей, поступающих в школу, развита познавательная мотивация, и далеко не всегда школа способствует ее формированию и сохранению.

Многие психологи справедливо утверждают, что если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер.

Однако особое опасение вызывают те дошкольники, которые не хотят идти в школу. Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестер: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают». Другие запуганы школой. Если ребенку постоянно твердят: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?»,   «Вот   пойдешь  в   школу,   там   тебе   покажут!» — вряд ли можно рассчитывать на то, что у него   возникнет   желание   учиться.

Следовательно, ребенка нужно психологически готовить к школе. Исследования показывают, что информация о школе, сообщаемая детям, должна быть им понятна и эмоционально насыщена. Для этого используют экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своих любимых учителях, посещение старшими дошкольниками уроков в школе и общение их с учащимися, просмотр фильмов и диафильмов о школе   и  т. д.

Очень важный аспект личностной готовности ребенка к обучению в школе связан с его взаимоотношениями со взрослыми. Как уже говорилось, общаясь и взаимодействуя со взрослым, к концу дошкольного возраста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении).

Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является объем знаний, которым он владеет. Безусловно, определенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором строится усвоение нового. Но это далеко не все. Программа начальной школы потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых способов познания.

Мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов,, что позволяет им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Однако достаточно   высокого   уровня   познавательной   деятельности дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Преобладающим же в дошкольном возрасте, как мы знаем, является образное мышление. Оно п первую очередь обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений действительности. Именно на этот уровень мышления опирается в своей работе учитель начальных   классов.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. И хотя все эти компоненты, как мы уже говорили, еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличается произвольностью. Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолеть боль, подчинить свое желание необходимости что-либо сделать. Однако в педагогической работе со вчерашними дошкольниками учителю необходимо учитывать, что, во-первых, существуют индивидуальные различия в волевой готовности детей к школе и, во-вторых, требования к произвольности познавательной деятельности маленьких школьников увеличивать нужно постепенно, по мере того, как в самом процессе   учения   происходит   ее   совершенствование.

Завершая разговор о развитии ребенка в дошкольном возрасте, выделим основные психические новообразования дошкольника:

  1. осознание ребенком себя, своего места среди людей, своих действий, поступков, мыслей и чувств;
  2. соподчинение мотивов, лежащих в основе волевого поведения ребенка, которое начинает развиваться в дошкольном возрасте;

      3) относительная произвольность психических процессов, составляющая основу его активной познавательной деятельности;

      4)  формирование внутреннего плана действий, способствующего переходу на качественно новый уровень всех познавательных процессов (восприятия, памяти, образного мышления, воображения), а также развитию его личности (мира устойчивых чувств, рефлексии и т. д.);

   5) развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по повышению уровня готовности ребёнка к школе

Как организовать подготовку ребёнка к школе? Это должны быть непродолжительные приятные для ребёнка занятия....

Речевая готовность ребёнка к школе.

В данном материале говорится о речевой готовности ребёнка к школе...

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс.  Тест предлагает 18 вопросов ответив  на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе, готовность в сфере общения...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе? Как понять готов ли ваш ребёнок к школе? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в данной публикации....

Для родителей будущих первоклассников: «Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? К...