Психологическая готовность ребёнка к школе
консультация на тему
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе, готовность в сфере общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_k_shkole_v_sfere_obshcheniya.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ
Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе (как с детьми, так и с учителем). Ребёнок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Сфера общения включает:
- Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
- Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
- Развивающиеся способности справляться с ролью ученика в ситуации школьного обучения.
Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми на основе потребности в совместной деятельности.
Важные компоненты социально-психологической готовности к школе:
- Умение налаживать контакты с другими (облегчает процесс адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям);
- Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками, проявляя:
-- доброжелательность
-- уважение к товарищам
-- общительность
-- готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
- Предпосылки включения в школьный коллектив формируются ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок участвует в совместной деятельности со сверстниками в группе. Что должны уметь дети:
-- уметь согласовывать действия с другими;
-- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Уже к 6 годам у ребёнка происходит формирование основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
- Поставить цель
- Принять решение
- Наметить план действий
- Исполнить намеченный план
- Проявить усилие в случае возникновения препятствий
- Оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности родители должны делать на воспитании (формировании) мотивов достижения цели, а именно:
-- не бояться трудностей
-- стремиться преодолевать трудности
-- не отказываться от намеченной цели.
Эмоционально-волевая готовность, это умение слушать + умение слушаться.
Основной показатель развития готовности, является проявление самостоятельности ребёнка. Если ребёнок ежедневно, без напоминания выполняет какие-либо обязанности или поручения, то считается, что ребёнок уже начал проявлять волевую готовность.
Как развить волевую готовность?
- Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:
-- закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение (отмечать словесно о хорошем результате)
-- учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
-- использовать игры по типу «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и Нет не говорить…»
3. Хорошо, если ребёнка, так же, будут хвалить сверстники.
4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам
5. Развивать уверенность в своих силах, через создание ситуации успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций ребёнок должен уметь регулировать своё настроение, проявлять эмоциональную устойчивость. Ребёнок должен уметь откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию (сочувствие). В этом возрасте дошкольник обладает яркими эмоциями, но они поверхностны, так же у ребёнка может быстро меняться настроение, он может быстро переключаться, поэтому родители должны стремиться к развитию следующих качеств:
- Устойчивости чувств
- Глубины чувств и эмоций
- Осознания причин появления тех или иных эмоций
- Эмоционального предвосхищения (осознание ожидания успеха или неудачи).
В развитии готовности в сфере общения, волевой и эмоциональной готовности также может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, рассматривание картин, слушание музыки)…
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ, зачем я иду в школу? За пятёрками? Потому что мама заставляет? Чтобы быстрее вырасти? Чтобы потом получить профессию? Играть? Нет! В школу я иду, чтобы учиться: читать, писать, решать, узнавать новое. Работать. Будет трудно, но я преодолею трудности. Знания – это сила!
Готовность детей к школе
в сфере общения и
эмоционально-волевой сфере.
Информация подготовлена
педагогом-психологом
МБДОУ №5 «Звёздочка» г.Охи
О.В. Марченко
пн, ср, пт 8.00 – 15.00
вт, чт 11.00 – 18.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по повышению уровня готовности ребёнка к школе
Как организовать подготовку ребёнка к школе? Это должны быть непродолжительные приятные для ребёнка занятия....
Речевая готовность ребёнка к школе.
В данном материале говорится о речевой готовности ребёнка к школе...
тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс. Тест предлагает 18 вопросов ответив на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Презентация....
Психологическая готовность ребёнка к школе
Теоретический материал о психологической готовности ребёнка к школе для педагогов и родителей...
Психологическая готовность ребёнка к школе
Что такое психологическая готовность ребёнка к школе? Как понять готов ли ваш ребёнок к школе? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в данной публикации....
Для родителей будущих первоклассников: «Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? К...