Психологическая готовность ребёнка к школе
консультация

Карпук Юлия Викторовна

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе? Как понять готов ли ваш ребёнок к школе? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в данной публикации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

 Здравствуйте уважаемые родители! Рады приветствовать вас в нашем клубе «Первоклассные родители». Сегодня мы поговорим о психологической готовности ребенка к школе.

  1 слайд

   Психологическая готовность ребенка-главное условие, чтобы ребенок адаптировался к школе. По данным мониторингов у 40% первоклассников  один или несколько компонентов психологической готовности не сформированы. В результате ребенок оказывается неспособным справиться с новыми требованиями. Испытывает трудности в обучении и психологические проблемы ( неадекватная самооценка, эмоциональное благополучие). Часто болеет.

Психологическую готовность нельзя измерить через умение ребенка считать читать, заучивать стихи.  Она базируется на внутренней позиции школьника, когда ребенок принимает новую социальную позицию – ученик.

2 слайд

Психологическая готовность включает 7 компонентов, конечно же они условно разделены. Т.к. они все взаимосвязаны. Остановимся на каждом подробнее. Вы мне поможете выбрать. Предлагайте, «компоненты» у вас на столах.

1.Физическая готовность: необходимый уровень зрелости и работоспособности детского организма. Показатели: рост, вес, мышечный тонус и др., должны соответствовать нормам для детей 6-7 лет. Состояние слуха, зрения, моторики. Нервной системы- позволят ему выполнять учебные задания и переносить нагрузки.

Намного хочется вспомнить о развитии мелкой моторики рук. Для этого на слайде вы видите «тренажеры», т.е. те предметы, которые помогут укрепить мышцы кисти, руки и пальцев. А также предлагаю выполнить несколько упражнений с карандашом:  вертолётик, горка, подъемный кран и др.

2.Эмоционально-личностная готовность - это умение регулировать свое состояние в ситуациях, которые связаны с эмоциональным напряжением. Ребенок должен быть готов к препятствиям, которые он должен преодолевать, прилагая усилия, т.е. научен трудиться. Должен быть готов к выполнению инструкций, к такому виду труда как самообслуживание

3.Социально-психологическая готовность - наличие качеств и умений для всех форм общения в ситуациях школьного обучения. Уметь работать в подгруппе, в паре, в команде, т.е. научен общаться без конфликтно. Уметь уступать  или наоборот отстаивать свою точку зрения, брать на себя инициативу или подчиняться правилам.

4.Волевая готовность - произвольность поведения, способность действовать в соответствии с правилом, требованием. Когда ребенок может управлять своим поведением  и умственной деятельностью, доводить дело до конца.

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ- это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Ситуация. Исследования нейропсихологов показывают, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода управляемое поведение ребенка затруднено. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения.

Как наиболее разумно использовать этот период развития мозговых структур  ребенка?

Решение. Так как поведение ребенка до 7 лет нерегулируемое, непосредственно-эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, развивать его двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метаниях и т.д.

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Взрослый должен:

  • ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
  • направлять, помогать в достижении цели;
  • приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
  • воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребенка должны быть сформированы следующие волевые качества:

  • организованность поведения,
  • умение организовать рабочее место,
  • своевременно начинать работу и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,
  • уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Психолог предлагает рад нейроупражнений для игры с детьми.

5.Мотивационная готовность - предполагает у ребенка стремления к общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности –учению. Желанию ходить в школу. Обратите внимание на слайды.

Известно, что наиболее большие трудности для самих детей и взрослых связаны с нежеланием детей - учиться. Заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Поэтому, мотивационная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, например интеллектуальная готовность.

Достаточно долгое время вопросы мотивационной готовности к школе больше интересовали педагогов и психологов , занимающихся научными исследованиями . Лишь в конце 80-х годов, когда в нашей стране начался образовательный эксперимент по обучению в начальной школе шестилеток, вопросы мотивационной готовности старших дошкольников были переведены в практическую плоскость. Несмотря на то, что данный эксперимент давно завершился, причём с отрицательным результатом, и дети вновь поступают в школу с семи лет, вопрос мотивации к школе старших дошкольников и младших школьников не утратил своей актуальности, по причине изменившейся социальной ситуации.

В связи с этим, можно сформулировать ПРОБЛЕМУ: достаточно распространённая сегодня практика подготовки детей к школе способствует значительному снижению в дальнейшем учебной мотивации учащихся.

Рассмотрим структуру мотивационной готовности к школе.
 

Интерес и положительное отношение к школе
 

  1. Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
  2. У ребёнка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.
  3. У многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей «субботней» школой. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?», дети отвечают: «А я и так уже учусь в школе».
  4. Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

6.Интеллектуальная готовность - это достаточный кругозор, соответствие познавательного развития возрастной норме 9 восприятие. Памяти, мышления, воображения). Мы приготовили вам памятки, с которыми вы ознакомитесь дома.

7.Речевая готовность предполагает сформированность у ребенка звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическую правильность речи.

Рекомендации родителям:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Игры на развитие фонематического слуха.

(«Поймай звук», «В какой части слова звук?»,

«Назови слово со звуком…»)

  • Игры на согласование слов(число, род. ).

(«Один-много»)или(большой-большие-большая).

  • Игры на обогащение словаря.
  • Составление рассказа по картинке.
  • Пересказ.
  • Хочется закончить наш разговор пожеланием, а выражено оно вот в таких стихах:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по повышению уровня готовности ребёнка к школе

Как организовать подготовку ребёнка к школе? Это должны быть непродолжительные приятные для ребёнка занятия....

Речевая готовность ребёнка к школе.

В данном материале говорится о речевой готовности ребёнка к школе...

тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс.  Тест предлагает 18 вопросов ответив  на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Теоретический материал о психологической готовности ребёнка к школе для педагогов и родителей...

Психологическая готовность ребёнка к школе

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе, готовность в сфере общения...

Для родителей будущих первоклассников: «Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? К...