статья "Актуальные проблемы здоровьесбережения на Губкинской территории: опыт и перспективы"
статья по теме
Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Молодых Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Прасолова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» города Губкина Белгородской области
МОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области
Актуальные проблемы здоровьесбережения на Губкинской территории: опыт и перспективы
Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье - у того есть надежда. У кого есть надежда - у того есть все!» В ней определены два самых главных принципа, на которых строятся основы человеческого бытия: здоровье является значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию не только души, но и тела. В нем заключается высшая ценность общества, так как качество человеческой жизни и состояние человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества.
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни. Именно на этом сосредоточено внимание в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства».
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Ведущее место в решении этих задач отводится учреждениям образования, т.к именно в них закладываются основы национальной идеи.
В современных условиях, когда в образовании реализуется идея модернизации существенно меняются социальные установки и потребности, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы стали важными направлениями работы образовательных учреждений. В 21 веке особенностью образовательного процесса становится опора на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий.
Высший смысл пребывания человека в образовательной системе – максимальное раскрытие способностей и воспитанность, проявляющаяся в его реальном поведении. Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов определяет особую значимость инноваций при решении проблемы формирования творчески мыслящей личности. Ведь эта личность прежде всего должна быть здорова. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы воспитания у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельности, поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения. В пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа Губкинской территории, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную образовательную Программу, учитывающую региональные, культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств ее осознанной саморегуляции. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновлении и применении в нестандартных жизненных ситуациях. Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится первостепенной задачей школы.
На Губкинской территории созданы все условия для полноценного укрепления здоровья граждан: совершенствуется материально-техническая база общеобразовательных учреждений, расширяется сеть детско-юношеских спортивных школ, благоустраивается территория округа, практически в каждом дворе построена спортивная площадка. С целью активизации здорового образа жизни детей, развития физкультуры и спорта, их духовно-творческого потенциала приняты и реализуются программы: «Дети Губкинской земли на 2007-2010 гг.»; «Охрана и укрепление здоровья здоровых» на 2004-2010 гг.»; «Развитие физической культуры и спорта на территории Губкинского городского округа на 2009-2010 гг.»; «Развитие футбола на территории Губкинского городского округа на 2009-2012 гг.». И в реализацию данных программам свой вклад вносит педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», объявлена на территории «Школой здоровья».
Еще в 2004 году нами была разработана программа эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков. К этому нас подтолкнул анализ заболеваемости учащихся, согласно которому практически здоровых детей в школе насчитывалось 80%, а у остальных 20% были заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, психоневрологические. В контексте рассматриваемой проблемы и была разработана программа «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в школе», в которой была учтена работа по преодолению отклонений и нарушений в здоровье детей в образовательном пространстве школы. Отсюда пристальное внимание к соблюдению гигиенических требований к освещенности, соблюдению принципов рассаживания учащихся, уменьшение зрительной нагрузки, организация двигательных мероприятий на уроке, снижение эмоциональной нагрузки.
За годы работы в рамках эксперимента была отмечена положительная динамика состояния здоровья детей, а именно: снижение заболеваемости ЛОР - заболеваниями, ОРВИ (например, на 25%), заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной системы, неврозов (на 18%), вегето-сосудистых дистоний (на 20%). На фоне эпидемии гриппа последних лет, когда большинство школ закрывалось на карантин, в нашей школе посещаемость была высокая. Поэтому педагогический коллектив школы пришел к выводу, что мы стоим на правильном пути, и первоочередной задачей на будущее мы поставили сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них понимания ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В условиях модернизации образования в нашей школе была разработана здоровьесберегающая программа, уделяющая внимание внедрению современных здоровьесберегающих технологий, которые позволяют оптимизировать учебный процесс и повысить качество знаний учащихся. Цель, которую мы ставили перед собой в рамках эксперимента, –переход от эпизодического применения инновационных технологий до широкого систематического внедрения этих технологий в педагогическую практику школы.
Интересные возможности по сохранению и укреплению здоровья детей, на наш взгляд, дает технология В.Ф. Базарного, эффективно используемая учителями начальной школы. Это методики: «Сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла», «зрительно-координационных упражнений», экологическое панно, прописи по Базарному. Благодаря использованию в системе уроков этих методик учителя добиваются развития у детей внимания, памяти, воли, творческого воображения, а также отмечено улучшение зрения, снижение заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Уникальный оздоровительный метод А.Н. Стрельниковой используется учителями среднего и старшего звена. Особенностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Этот оздоровительный метод помогает в лечение органов дыхания, сколиозов, болезней сердечно-сосудистой системы. Полезным в плане оздоровления, на наш взгляд, является так называемый гигиенический массаж. Он улучшает крово - и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках. Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
Большое значение в организации учебного процесса в соответствии с идеями здоровьесберегающего образования имеют систематически выполняемые кинезиологические упражнения, которые стимулируют творческую деятельность, помогают мобилизоваться учащимся перед интенсивной умственной нагрузкой. Применение данного метода позволяет улучшить память, внимание, речь, снижает утомляемость, повышает работоспособность, активизирует интеллектуальную деятельность.
Среди инновационных методик, используемых в школе, следует назвать хромотерапию. Это бесконтактный метод лечения светом и цветом. Он основан на том, что психологически различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности и др. Свойства конкретных цветов прекрасно известны и, используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов.
В своей практике педагоги школы широко используют элементы хромотерапии. С этой целью на уроке используются карточки, таблицы, изображение на компьютере фигур определенного цвета. Это влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. В зависимости от этапа урока можно добиться следующих результатов: расслабления после интенсивной работы или повышения работоспособности.
Важную роль в сохранении здоровья учащихся и повышении их интеллектуальных способностей играет туристско-краеведческая работа, проводимая учителем физической культуры Борисенко В.Н. Экскурсии, туристические походы, соревнования, организуемые в рамках «Школы здоровья», способствуют совершенствованию духовно-нравственного, интеллектуального и физического здоровья учащихся.
Все применяемые нами формы работы, проверены на практике, не наносят вреда здоровью ученика и учителя. Наш главный принцип - «Не навреди!». Работа по сохранению здоровья детей должна вестись не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. Подводя итог, хочется сказать, что общеобразовательная школа не только обучает, на наш взгляд, ее основная задача – формирование личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.
Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.
Мое здоровье - богатство нации,
здоровье нации – сила государства!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы
Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы....
Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Одним из направлений духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся коррекционных школ- и...
Статья к Всероссийской конференции "Этнокультурное образование: опыт и перспективы
Статья посвещена проблемам толерантности. В данном материале делается акцент, что именно семья формирует у ребенка отношение к представителям различных конфессий, культур, национальностей....
Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.
Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека....
"Работа с семьей : опыт и перспектива сотрудничества"
Материал для завучей по воспитательной работе....
Сообщение"Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью"
Тема "Сопровождение детей с умеренной умственной отсталостью" очень актуальна сейчас, так как количество таких детей возрастает. В моём классе учатся дети с умеренной умственной отсталостью. Хочу поде...