Сообщение"Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью"
статья по теме
Тема "Сопровождение детей с умеренной умственной отсталостью" очень актуальна сейчас, так как количество таких детей возрастает. В моём классе учатся дети с умеренной умственной отсталостью. Хочу поделиться опытом работы с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie.docx | 34.52 КБ |
soprovozhdenie.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Запрудненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
141960, Московская область, Талдомский муниципальный район, п. Запрудня, ул.Соревнование, д.47
тел./факс: 8- (49620) 7-87-50(51) e-mail: sorevnovanie-intern@yandex.ru
ИНН 5078008460/КПП 507801001 ОГРН 1025007829990
Сообщение
«Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью»
Учитель: Агафонова В. В.
21 ноября 2013 г.
Цель:создание условий для успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс.
2. Формирование доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, злементарной учебной, общения, трудовой)
Тема « Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной и сложной структурой» очень актуальна не только для специальных коррекционных школ, но и в целом для России. Ухудшение зкологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд медицинских и социальных проблем способствует увеличению числа детей с ОВЗ. И одарённые дети, и дети с ОВЗ, все должны получить образование соответствующего уровня.
Главная цель при работе с такими детьми:
Обеспечение социализации детей, полной реабилитации, в т. ч. психологической, медицинской.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
В моём классе 7 человек, 5 из них инвалиды. Помимо умственной отсталости у всех детей наблюдаются самые разнообразные нарушения в развитии, такие как недоразвитие речи, нарушение в поведении, 2 мальчика с аутизмом, 1 – с тугоухостью, у всех нарушения мелкой моторики. Класс разновозрастный ( 8-10 лет, одному мальчику-15 лет, 1-2 классы)
Организуя работу с детьми, я опираюсь на следующие принципы обучения:
1. Использую красочный, содержательный материал. способный активизировать и удерживать внимание ребёнка на протяжении всего процесса познания.
2. Использую материал. доступный пониманию детей
3.Уделяю значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации.
4.Сопровождаю процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросами-подсказками.
5. Эмоционально поддерживаю детей .
Основываясь на данных принципах, в учебной и воспитательной работе применяю игровые технологии (дидактические, настольные, подвижные игры, театрализацию сказок, потешки)
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.»
Ш. Амонашвили
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому я часто применяю игры на уроках по социально-бытовой ориентировке:
«Железнодорожный транспорт»
«Питание» - «Прием гостей», «Магазин». «Готовим обед».
«Культура поведения» - «Запишите меня в библиотеку» ,«Вы пришли в гости», «Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения».
Игры на уроках чтения и развития речи
Игра «Проговаривание слогов».(с перекидыванием мяча)
Игра « Самый внимательный».
Игра « Назови ласково».
Игра « Хлопни в ладошки, если услышишь звук .
Игра “Назови слова, в которых есть данный звук”.
Игры на уроках письма и развития речи
«Волшебницы-буквы»
“Живые слова”.
“Вкусные слова”:
«Чей домик», «Где спрятался звук», «Цепочка» и другие.
«Купи игрушку».
Игру я использую на различных этапах урока. Особенно часто применяю этот приём на этапах повторения и закрепления изученного материала. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать дети.
При включении в урок игровых и занимательных упражнений я руководствуюсь методическими указаниями к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках.
- Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
- Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
- Легкие и трудные игры должны чередоваться.
- Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
- Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
- После игры обязательно должны быть подведены итоги..
Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
Игры, игровые упражнения, применяемые мною на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Учитывая серьёзные нарушения не только психического развития, но и соматического, в процессе обучения активно использую здоровьесберегающие технологии.
При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:
- формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
- использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
- формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности;
- систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни;
Основными приемами пропаганды здорового образа жизни среди школьников, используемыми в учебном процессе, принято считать:
- Формирование знаний о здоровом образе жизни, о собственном здоровье, о привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков;
- Организованная двигательная активность учащихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;
Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Виды физкультминуток:
– упражнения для снятия общего или локального утомления;
– упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом).
– гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
– гимнастика для слуха;
– упражнения, корректирующие осанку;
– дыхательная гимнастика;
– упражнения на релаксацию
Урок я начинаю с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание.
Я стараюсь на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей.
Информационно-комуникационные образовательные технологии.
Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий для обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью очевидна. Поэтому я активно использую мультимедийную поддержку на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при организации досуговой деятельности.
Применяю в своей работе технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.
Использую личностно – ориентированное обучение. На уроках есть общие задания, задания с разным уровнем сложности, индивидуальные задания. Все задания подбираю с учетом конкретного ребенка. Активно внедряю помощь более сильных учеников слабым.
Использую индивидуальные, парные, групповые формы работы.
С моими детьми мы много раскрашиваем, рисуем, лепим, конструируем, делаем аппликации. Все работы выставляем, вывешиваем на выставку.
Большое внимание в работе я уделяю социализации детей. Дети моего класса являются полноценными учениками нашей школы. Трое человек принимают участие в школьных праздниках. Остальные пока являются только зрителями.
Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в мною содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Перспективы
Интеграция в общество человека с оганиченными возможностями здоровья сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, компенсирующих его отклонения в развитии ограничения возможностей.
Заключение.
Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в мною содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Литература по теме:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)
2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.
4. Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.
5. Программно - методических материалах под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
6. Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Запрудненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
141960, Московская область, Талдомский муниципальный район, п. Запрудня, ул.Соревнование, д.47
тел./факс: 8- (49620) 7-87-50(51) e-mail: sorevnovanie-intern@yandex.ru
ИНН 5078008460/КПП 507801001 ОГРН 1025007829990
Сообщение
«Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью»
Учитель: Агафонова В. В.
21 ноября 2013 г.
Цель:создание условий для успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Максимальное включение обучающихся в образовательный процесс.
2. Формирование доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, злементарной учебной, общения, трудовой)
Тема « Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной и сложной структурой» очень актуальна не только для специальных коррекционных школ, но и в целом для России. Ухудшение зкологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд медицинских и социальных проблем способствует увеличению числа детей с ОВЗ. И одарённые дети, и дети с ОВЗ, все должны получить образование соответствующего уровня.
Главная цель при работе с такими детьми:
Обеспечение социализации детей, полной реабилитации, в т. ч. психологической, медицинской.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Обучение имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
В моём классе 7 человек, 5 из них инвалиды. Помимо умственной отсталости у всех детей наблюдаются самые разнообразные нарушения в развитии, такие как недоразвитие речи, нарушение в поведении, 2 мальчика с аутизмом, 1 – с тугоухостью, у всех нарушения мелкой моторики. Класс разновозрастный ( 8-10 лет, одному мальчику-15 лет, 1-2 классы)
Организуя работу с детьми, я опираюсь на следующие принципы обучения:
1. Использую красочный, содержательный материал. способный активизировать и удерживать внимание ребёнка на протяжении всего процесса познания.
2. Использую материал. доступный пониманию детей
3.Уделяю значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации.
4.Сопровождаю процесс развития мышления многочисленными наводящими вопросами-подсказками.
5. Эмоционально поддерживаю детей .
Основываясь на данных принципах, в учебной и воспитательной работе применяю игровые технологии (дидактические, настольные, подвижные игры, театрализацию сказок, потешки)
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.»
Ш. Амонашвили
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому я часто применяю игры на уроках по социально-бытовой ориентировке:
«Железнодорожный транспорт»
«Питание» - «Прием гостей», «Магазин». «Готовим обед».
«Культура поведения» - «Запишите меня в библиотеку» ,«Вы пришли в гости», «Я иду на день рождения», «У меня сегодня день рождения».
Игры на уроках чтения и развития речи
Игра «Проговаривание слогов».(с перекидыванием мяча)
Игра « Самый внимательный».
Игра « Назови ласково».
Игра « Хлопни в ладошки, если услышишь звук .
Игра “Назови слова, в которых есть данный звук”.
Игры на уроках письма и развития речи
«Волшебницы-буквы»
“Живые слова”.
“Вкусные слова”:
«Чей домик», «Где спрятался звук», «Цепочка» и другие.
«Купи игрушку».
Игру я использую на различных этапах урока. Особенно часто применяю этот приём на этапах повторения и закрепления изученного материала. Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым будут работать дети.
При включении в урок игровых и занимательных упражнений я руководствуюсь методическими указаниями к проведению дидактических игр и занимательных упражнений на уроках.
- Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
- Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
- Легкие и трудные игры должны чередоваться.
- Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
- Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
- После игры обязательно должны быть подведены итоги..
Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.
Игры, игровые упражнения, применяемые мною на уроках, делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Учитывая серьёзные нарушения не только психического развития, но и соматического, в процессе обучения активно использую здоровьесберегающие технологии.
При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:
- формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре;
- использовать на уроках и во внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
- формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности;
- систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни;
Основными приемами пропаганды здорового образа жизни среди школьников, используемыми в учебном процессе, принято считать:
- Формирование знаний о здоровом образе жизни, о собственном здоровье, о привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков;
- Организованная двигательная активность учащихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;
Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Виды физкультминуток:
– упражнения для снятия общего или локального утомления;
– упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом).
– гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
– гимнастика для слуха;
– упражнения, корректирующие осанку;
– дыхательная гимнастика;
– упражнения на релаксацию
Урок я начинаю с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание.
Я стараюсь на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей.
Информационно-комуникационные образовательные технологии.
Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий для обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью очевидна. Поэтому я активно использую мультимедийную поддержку на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при организации досуговой деятельности.
Применяю в своей работе технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.
Использую личностно – ориентированное обучение. На уроках есть общие задания, задания с разным уровнем сложности, индивидуальные задания. Все задания подбираю с учетом конкретного ребенка. Активно внедряю помощь более сильных учеников слабым.
Использую индивидуальные, парные, групповые формы работы.
С моими детьми мы много раскрашиваем, рисуем, лепим, конструируем, делаем аппликации. Все работы выставляем, вывешиваем на выставку.
Большое внимание в работе я уделяю социализации детей. Дети моего класса являются полноценными учениками нашей школы. Трое человек принимают участие в школьных праздниках. Остальные пока являются только зрителями.
Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в мною содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Перспективы
Интеграция в общество человека с оганиченными возможностями здоровья сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, компенсирующих его отклонения в развитии ограничения возможностей.
Заключение.
Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в мною содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Литература по теме:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)
2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.
4. Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.
5. Программно - методических материалах под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
6. Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой, и прогр...
Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...
ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....
"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
Методические приемы и их использование....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга н...
Сообщение Тема: «Содержание профессиональной подготовки лиц с умеренной умственной отсталостью»
В настоящее время профессиональные училища общего типа осуществляют обучение лиц с лёгкой умственной отсталостью, организуя специализированные группы и специализированные отделение с учётом рекомендац...