"Работа с семьей : опыт и перспектива сотрудничества"
статья по теме

Грязнова Ольга Николаевна

Материал для завучей по воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1. Семинар по воспитательной работе

                    «Работа с семьей: опыт и перспектива сотрудничества»

                     Выступление  заместителя директора

                     по воспитательной работе О.Н. Грязновой

                     на тему «Сотворчество семьи и школы»

                     (фото с родителями)

Слайд 2 «Высказывание Макаренко

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют социум, семья, а школа направляет этот процесс в русло конкретных педагогических задач. Драматург и писатель Виктор Розов писал:

Слайд № 3: ,- « Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом-это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня , расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы,   все-таки основы формирования личности начинаются в семье.».

Семья ,как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом.  На сегодняшний день .актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем старом, традиционным понимании, сколько ,  а прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей. (Слайд «№4)

Понятие воспитание и образование неразделимы . Они играют главную роль в становлении личности ребенка.  Обучая - мы воспитываем, а родители должны быть активными  участниками учебно-воспитательного процесса. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования  и воспитания своих детей.

Каждая школа выбирает свой путь к достижению цели:

В нашем ОУ работа с родителями держится на трех китах: (5 слайд)

1) повышение психолого-педагогических знаний (лекции,  практикумы для родителей, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки и классные мероприятия с посещением родителей, индивидуальные тематические консультации)

2) вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс(организация кружков, секций, групп здоровья, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, родительский патруль ,участие родителей в различных внеклассных мероприятиях  школы)

3) участие родителей и общественности в управлении школой: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, участие родителей в работе Совета школы и Совета по профилактике правонарушений.

На протяжении ряда лет в школе  сложилась традиция проведения ряда мероприятий, активными участниками которых являются родители. В ОУ создан попечительский совет, главная функция которого-оказание содействия в решении актуальных задач развития ОУ. Попечительский совет работает в школе на протяжении трех лет и оказывает практическую помощь многодетным семьям, организует семейные праздники, поездки, экскурсии, приобретает спортивный инвентарь, помогает в организации выпускных вечеров. Не один год в школе ведет свою деятельность общешкольный родительский комитет, задачей которого является помощь педагогам и учащимся в УВП. (Слайд № 6-фото).

Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям, что  в большей степени приемлемо в малокомплектной сельской школе. Это побудило начать работу по адаптированной программе «Взаимодействие семьи и школы»,главными из задач  которой стало следующее :

(Слайд № 7)

- формирование единой политики образовательного учреждения, направленной на комплексное решение проблем социально-психологической помощи ребенку, семье и содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе;

- социально-педагогическое консультирование: оперативное оказание информационной и социально-психологической помощи взрослым и детям по вопросам развития, обучения, воспитания;

- формирование у педагогов, детей и их родителей (лиц, заменяющих их) потребности в социально-педагогических знаниях, желания использовать их в жизни и работе, в интересах собственного развития, создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта учащихся;

- формирование системы взаимодействия между социально-педагогическими и образовательными учреждениями, оказывающими социально-педагогическую поддержку детям, установление связи с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, службой занятости и др.

Большое внимание в ОУ уделяется работе с многодетными, опекунскими и неблагополучными семьями. Формы работы с этими категориями семей разнообразны: беседы, консультации, посещение семей, вовлечение родителей и детей в общешкольные мероприятия, сотрудничество с организациями здравоохранения и  социальной защиты населения. На сегодняшний день в ОУ

8 многодетных семей, 2 опекунских, 4 неблагополучных. (Слайд 8)

Из диаграммы видно, что в 2009-2011 гг наблюдается увеличение числа многодетных и опекунских семей. Это уже сейчас заставляет педагогический коллектив задумываться об активизации  работы с этой категорией семей.

Огромное значение во взаимодействии семьи и школы  имеет работа классных руководителей  с семьями учащихся. Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также  систематическое наблюдение и выявление особенностей семей и условий семейного воспитания ребенка.  В начале учебного года  классные руководители заводят дневники , в которых отмечается  работа проводимая с учащимися и их законными представителями: беседы с классным руководителем, зам. директора по учебной и воспитательной работе, директором школы, учителями-предметниками с целью добиться единства требований к ребёнку со стороны родителей и школы.  Совместно с заместителем директора по ВР, участковым Кочетовым Е.А, классные руководители ежемесячно посещают семьи учащихся с целью  и выявления домашнего микроклимата ребенка и оказание  педагогической помощи в воспитании детей .Результаты посещения заносятся в тетрадь «Работа с семьями». Следует отметить, что такая работа дает положительные результаты В 2007-2008 уч.г, по сравнению с 2006-2007 уч.г наблюдается (уменьшение пропусков занятий,  активное посещение учащимися кружков, потребность родителей в активной деятельности ОУ).  Совместно с родителями классные руководители проводят интересные семейные праздники, спортивные соревнования, классные воспитательные мероприятия. Следует отметить увеличение посещений родителями родительских собраний . (Слайд № 9 – диаграмма).Привлечение внимания к жизни ребенка со стороны родителей, активное и плодотворное участие в ней -это главная задача в работе классного руководителя. Старый школьный афоризм гласит:» Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями», поэтому сотрудничая с родителями, стараемся строить работу корректно, безконфликтно, опираясь на следующие правила: (слайд 10-Правила общения с родителями)

  1. Никогда не вести беседу в агрессивном тоне! Тон должен быть дружелюбным и спокойным.
  2. При встрече с родителями. улыбнитесь(это задаст тон общению).
  3. Не поучайте ,а советуйте!( Не стоит забывать , что родители- делитанты во многих вопросах, а вы -педагог.)
  4. Общайтесь с родителями с помощью «дневника школьника»!
  5. Заранее договаривайтесь о посещении.
  6.  Не планируйте свой визит больше чем на 30 мин!
  7. Беседа с родителями должна быть естественной и не принужденной!
  8. Классный руководитель должен всегда находить слова похвалы в адрес ребенка и его родителя. Это оставляет приятное впечатление от встречи.

Все средства хороши, если они имеют положительный результат. И это не пустые слова. На собственном опыте педагогический коллектив школы ежедневно убеждается в том, что в настоящий момент сотрудничество семьи и школы выходит на более качественную ступень. Это взаимодействие необходимо всем участникам процесса как воздух.

Родители – это пример для ребенка.  В семье закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация, убеждения, а школа обеспечивает активное удовлетворение потребностей ребенка, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Семья и школа –это единое целое, направленное на формирование личности,  способной строить жизнь, достойную человека.

Вместе- мы сила! (Слайд № 11 фото)

Как говориться «Любая теория  хороша, когда она подкрепляется практикой», я предлагаю вам посетить классные часы и внеклассные мероприятия, в ходе проведения которых мы постараемся  на деле показать  работу с семьей.

Составляя программу семинара, педагогический коллектив решил отразить работу с родителями по нескольких направлениям.  Ведь как говорил Макаренко «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается».

Вашему вниманию, уважаемые коллеги предлагается : знакомство с программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы....

Система работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности: опыт, проблемы, перспективы.

Эта работа выполнена в форме презентации .Выступлние проводилось в рамках работы творческой группы учителей математики г.Кандалакша....

Организация профориентационной работы: опыт, проблемы, перспективы

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда уч...

Патриотическое воспитание: опыт и перспективы воспитательной работы.

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ  О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ . ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К МУЗЕЙНОЙ РАБОТЕ. В школе создан виртуальный музей. Фунуции музея, опыт ра...

“Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.

ldquo;Музейная педагогика” как педагогическое направление. Исторический опыт, современное состояние и перспективы сотрудничества народов России и Башкортостана.Материалы Всероссийской научно-пр...

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессиона...

«МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ взаимодействие при организации работы в отношении семей с детьми, опыт и перспективы развития»

В БУ «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» состоялась рабочая встреча по вопросу межведомственного взаимодействия при организации работы с семьями несовершенно...