Статья к Всероссийской конференции "Этнокультурное образование: опыт и перспективы
статья на тему
Статья посвещена проблемам толерантности. В данном материале делается акцент, что именно семья формирует у ребенка отношение к представителям различных конфессий, культур, национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_etnokonfessionalnoy_tolerantnosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании
этноконфессиональной толерантности.
николаева а.Ю.
учитель истории
МОУ «ГИмназия №20»
XXI век – век «тесный» в культурном смысле. Процесс глобализации, с одной стороны, разрушил рамки, границы между представителями культур различного типа, с другой стороны – грозит нивелировкой этнокультурной и этноконфессиональной идентичности. Недопущение вышеуказанных крайних следствий возможно при позитивном диалоге культур и формировании основ толерантного мировоззрения на уровне государства, общества, семьи.
Тема семьи возникла при изучении проблем этноконфесиональной толерантности неслучайно. Анализ особенностей развития общества, которое в разные времена переживает масштабные социальные трансформации, а также проблематизация современных социальных конфликтов определили выход в основное пространство их формирования и развития – семью. Именно в семье сходятся многие нити более масштабных социальных конфликтов.
Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и общезначимыми на протяжении веков. Семья как культурная общность объединяет людей, связанных определенным единством жизненных ценностей и социальных позиций; именно в семье закладывается фундамент тех ценностных ориентаций, которые затем становятся критериями отбора информации, предпочтения одних ее форм и источников другим.
Семья в любую эпоху предстает как «единство разделенного», то есть как то пространство, где в сложной диалектике отношений различных «я» рождается «мы»; где производится важнейшая работа по созиданию социального и культурного, оформляются семейные коды, которые передаются посредством семейного воспитания и семейной преемственности. Культура понимания и терпимости, в конечном счете, здесь и производится, вбирая в себя все аспекты толерантности – религиозный, национальный, гендерный и др. Семья становится зеркалом, отражающим степень толерантности общества.
С лингвистической точки зрения толерантность – это терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, не совпадающее с собственным. «Толерантность – это основа признания единства и многообразия человечества и готовность уважать историческое право на непохожесть как индивида, так и целого народа». В декларации принципов толерантности (утверждена ЮНЕСКО в 1995 г.) это явление рассматривается следующим образом: как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Иными словами, толерантность выступает как социально-психологическая характеристика людей и социальных групп, которая проявляется в их взаимодействии с другими людьми и социальными группами.
Мордовия является одним из регионов показательных в отношении этноконфессиональной толерантности. Наша республика на протяжении столетий формировалась как многонациональный и в определенной степени поликонфессиональный регион.
В мордовских языках этнотолерантности соответствует синонимический ряд: терпимость, уживчивость, неагрессивность, понимание, доброжелательность, признание за другими жить по своим обычаям, что выражено в пословицах: «Мзяра ломаньда - сняра койда и илада» - «Сколько людей, столько обычаев и правил», «Сембе ломаттне эряйхть эсь обоцяснон коряс» - «Каждый народ живет по своим обычаям». Эти этнокультурные начала зарождались и передавались в семье.
Практически до середины XX столетия на территории Мордовии повсеместно встречались большие семьи, имевшие в составе три, а то и четыре поколения, что создавало позитивные условия для сохранения традиций и обычаев. Традиции доброжелательного отношения к другим народностям видимо складывались внутри семьи, где строго соблюдались обычаи приличия, воспитание уважения к старшим. Это наблюдалось на примере функционирования у мордвы регламентированной системы родства, которую отмечал еще в конце XIX столетия В.Н. Майнов.
Опыт межэтнического общения был заложен испокон веков в семейных обрядах, обычаях, традиционном обычае гостеприимства. Первые письменные сведения о нем датируются XIII в. О чрезвычайном хлебосольстве мокши и эрзи писали зарубежные и русские путешественники. Обычаи гостеприимства внедрялись в мировоззрение народа через систему народной педагогики, основа которой была заложена в семье. Они впитывались в сознание молодого поколения как опосредованно, так и путем выполнения ряда гостевых ритуалов. В традиционном миропонимании гостеприимство считалось важным условием интернациональной связи между народами, источником симпатий, взаимного понимания и поддержки.
О роли и значимости гостеприимства в культуре мордвы свидетельствуют данные языка: в основе слов «инжи» (мокш.) и «инже» (эрз.) – «гость» заключен корень «инь», «инее» - «наивысший», «наибольшой». Гостеприимство мордвы распространялось не только на родственников или односельчан, но и на представителей других народностей и конфессий. А вообще во взаимоотношениях с окружающими культивировался принцип: «Человека не бойся, бойся его оскорбить, огорчить».
В виду сосуществования на территории мордовского края различных национальностей встречались (в настоящее время значительно чаще) этнически смешанные браки, что создавало благополучную почву для развития доброжелательных отношений между народами-соседями. Например, в селе Живайкино Симбирской губегрнии издавна вместе жили русские, татары, чуваши. Как сообщал Ф. Бутузов: «…Мордва берут невест у русских, а русские у мордвов.»
А в мордовском селе дубровки Петровского уезда Саратовской губернии в 1920-х гг. проживало несколько татарских семей, переселившихся туда из деревни Усть-Узы-Мурзы этого же уезда. Они говорили почти исключительно на мордовском языке, хотя знали и татарский. «Эти несколько семейств, - писал М.Т, Маркелов, - так слились с мордвой, что трудно отличить их. Мордва, приняв их в свое общество, стала уже забывать их принадлежность к другой народности».
Итак, тенденция толерантного сосуществования различных этноконфессиональных общностей усилилась в XX веке, приобретая в веке XXI еще более широкий размах в условиях глобализирующегося мира, наступления культуры постмодерна или информационного общества. Но позитивные интеграционные тенденции нивелировали этнокультурные и этноконфессиональные формы идентификации, проявлявшие себя подчас в весьма некрасивых и опасных формах: от рьяного национализма до претензии на «лучшую религию». Отход от этих крайних форм может осуществлен только через приобщение к культуре своего этноса, близкое знакомство с этнокультурой других народов и понимание того, что в основе всех этнических культур – единый знаменатель. Только осознав это, человек самостоятельно сможет сформировать толерантное отношение к другим людям, представителям других наций и культур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация для участия в Международной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития» ГОУ Республики Марий ЭЛ «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Одним из направлений духовно-нравственной работы с обучающимися коррекционных школ является опора на национальную культуру, народные промыслы. Обучающиеся коррекционных школ- и...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Статья .Современная школа: Внедрение ФГОС (опыт, проблемы, перспективы) .Материалы республиканской НПК
В сборнике представлены материалы конференции, посвященные актуальным проблемам внедрения и реализации стандартов второго поколения....
Статья в сборник "Поликультурное образование:опыт и перспективы"
quot;Сказка как средство формирования этнокультурной компетенции учащихся" - статья об интеграции мордовских сказок в курс изучения Устного народного творчества на уроках литературы в 5 классе....
ПЛАН проведения коллегии отдела образования по теме: «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»
ПЛАНпроведения коллегии отдела образования по теме: «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»...
Статья в сборнике «Актуальные вопросы современного образования: опыт, проблемы, перспективы»
В сборнике представлены материалы участников очной региональнойнаучно-практической конференции «Актуальные вопросы современногообразования: опыт, проблемы, перспективы», организованной по ...
Статья в сборнике «Актуальные вопросы современного образования: опыт, проблемы, перспективы»
В сборнике представлены материалы участников очной региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современного образования: опыт, проблемы, перспективы», организованной п...