Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения"
материал (9 класс) по теме

Кретова Татьяна Васильевна

Зависимое поведение традиционно изучалось в рамках медицинского подхода, медикаментозная терапия в подобных случаях была широко распространена. Понятие «зависимость» также заимствовано из медицины. По определению Всемирной организации здравоохранения зависимость есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое (компульсивное) влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физиологическая зависимость от эффекта вещества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc160.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt420 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на

родительском собрании

 от   28 ноября 2013 года

МОУ «СОШ №18» г. Подольска

КретовойТатьяны Васильевны

Профилактика зависимого поведения

Зависимое поведение традиционно изучалось в рамках медицинского подхода, медикаментозная терапия в подобных случаях была широко распространена. Понятие «зависимость» также заимствовано из медицины. По определению Всемирной организации здравоохранения зависимость есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое (компульсивное) влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физиологическая зависимость от эффекта вещества».

Синдром зависимости определяется как «сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество».

Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности и др. К ПАВ, кроме наркотиков, алкоголя, некоторых токсических веществ, относят и никотин. Никотин и алкоголь относятся к легальным ПАВ. Употребление «слабых» ПАВ, таких как табак, нельзя сводить к чисто фармакологическому эффекту. Они формируют привыкание к определенному образу жизни, являясь «втягивающим» наркотиком.

Основные симптомы зависимости:

  • самообман или отрицание своей зависимости как защита личности;
  • повышение толерантности как постоянное увеличение дозы;
  • абстиненция (страдание при отсутствии предмета зависимости);
  • нарушение воли как нарушение осознания цели, принятия решения вследствие самообмана;
  • нарушение внимания.

Зависимость считается заболеванием, если:

1) вследствие часто повторяющегося приема натурального или синтетического ПАВ у человека возникает состояние периодической или хронической интоксикации, представляющей вред и опасность для них самих или их окружающих;

2) у человека наблюдается почти или совершенно непреодолимое влечение к этому ПАВ (психическая зависимость);

3) человек не в состоянии самостоятельно отказаться от приема ПАВ, или психически и органически настолько зависит от него, что внезапное прекращение приема вызывает физически тяжелое и психически непереносимое состояние (физическая зависимость или абстиненция).

Зависимость от ПАВ – болезненный поведенческий паттерн. Он связан с невозможностью обрести безопасность, самоценность и личностное своеобразие и имеет следующие особенности:

  • основан на неадекватной самооценке и потере самоуважения;
  • на некоторое время притупляет ощущение дискомфорта, страха, боли;
  • искажает действительность и создает иллюзию заботы о человеке;
  • вредит физически, психологически, эмоционально;
  • ограничивает личные, профессиональные и социальные возможности;
  • вызывает «синдром хорошего самочувствия», который маскирует подлинные эмоции;
  • поддерживает разобщенность с другими людьми.

Термин аddictus, которым называют человека подчиняющегося, осужденного, связанного долгами, изначально употреблялся в юриспруденции. Метафорически аддиктивным поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая требует от человека тотального повиновения. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение (А.Ф. Усков, 2000).

В 80-х годах XX века в научной литературе появился термин «аддиктивное поведение» (W. Muller, 1984; M. Landry, 1987), под которым понималось злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака до того, как от них сформируется зависимость. В дальнейшем смысл этого термина уточнялся (С.А. Кулаков, 1989; Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, 1990; А.Е. Личко, В.С. Битенский, 1991; А.Г. Амбрумова, Е.Г. Тройнина, 1991; Ю.В. Попов, 1991).

В разговорном английском слово addiction (пагубная привычка, страсть) может быть отнесено практически к любому веществу, занятию или взаимодействию. Теперь говорят, что у людей «есть аддикция» к пище, курению, азартным играм, покупкам, работе, игре и сексу.

Обобщив научную литературу по изучаемому вопросу, можно заключить, что аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Развитие аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости.

Аддиктивное поведение следует отличать от обычного увлечения. Характерные признаки аддиктивного поведения в этом смысле – это:

1) наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами;

2) наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»);

3) возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.).

4) возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.

Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение. Отличить употребление вещества или деятельности от злоупотребления можно, опираясь на два критерия – соматического и социального. Когда человек злоупотребляет чем-либо, у него возникают проблемы с собственным здоровьем и/или проблемы во взаимодействии с окружающими (конфликты с родителями, коллегами).

Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных факторов, таких как социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Значимыми социальными факторами являются:

  • нестабильность общества,
  • доступность ПАВ,
  • отсутствие позитивных социальных и культуральных традиций,
  • контрастность уровней жизни,
  • интенсивность и плотность миграции,
  • мода,
  • степень грозящей ответственности,
  • влияние группы.

К социально-психологическим факторам относятся:

  • высокий уровень коллективной и массовой тревоги,
  • разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами,
  • романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании,
  • отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров.

Среди психологических факторов следует выделить такие как:

  • незрелость личностной идентификации,
  • слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу,
  • низкая переносимость психологических стрессов,
  • высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов,
  • привлекательность возникающих ощущений и переживаний,
  • выработка гедонических установок,
  • отсутствие социальных интересов,
  • стремление к самоутверждению.

Биологическими факторами, способствующими переходу аддиктивного поведения в зависимое, являются:

  • индивидуальная толерантность,
  • нарушение процессов детоксикации в организме,
  • изменяющиеся системы мотиваций и контроля за течением заболевания,
  • отягощение наследственности,
  • органические поражения мозга,
  • хронические болезни,
  • природа употребляемого вещества.

Генезис формирования аддиктивного поведения

На основании модели, предложенной А.Н. Маюровым (2004), можно выделить такие основные этапы генезиса формирования табачной аддикции как: программирование, употребление и установка.

Мотивация формирования аддиктивного поведения

Говоря о процессе формирования аддиктивного поведения, следует отметить, что первоначально объект аддикции выступает как средство удовлетворения потребности, чаще социогенного характера. К примеру, подросток, для того, чтобы проявить чувство взрослости, свойственное его личности, может стремиться в референтную группу старших по возрасту, которые курят, употребляют спиртные напитки, используют ненормативную лексику. И хотя подросток, включаясь в эту референтную группу, бессознательно может стремиться к компенсации своей личностной дефицитарности (к примеру, неадекватной самооценки), ведущей оказывается социогенная потребность – быть принятым. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения с неодушевленными предметами или явлениями.

Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Происходит процесс, который А.Н. Леонтьев называет «сдвигом мотива на цель», формируется новый мотив, который побуждает к новой деятельности, а, следовательно, и новая потребность – потребность в объекте аддикции.

Именно интенсивность переживаемых эмоций играет главную роль в формировании зависимости, фактически человек зависит не от того или иного вещества, а от эмоций. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

А. Лоуэн описывает психологический механизм формирования любой из зависимостей как включающий следующие компоненты.

Первый компонент связан с переживанием себя, собственной уникальности, с формированием Я-концепции, которые могут быть нарушены в детстве или отрочестве в результате травмирующих воздействий (семья, школа, другие), когда происходит диссоциация (разделение между сознанием и телом). Как отмечает А. Маслоу, «феномен «взрослого здоровья» возможен только в случае отсутствия угрозы в детстве».

Второй компонент связан со стремлением каждого человека к тому, чтобы разделять свой мир с другими людьми, иметь отношения любви и дружбы, быть вместе с кем-то. И в случаях слияния, и в случаях внутреннего раскола, человек начинает зависеть от поведения и информации, которую ему дает партнер или группа. Это значит, что он не может иметь настоящих отношений с людьми. Он начинает искать, что могло бы заполнить эту пустоту, этот недостаток самости. И часто это может быть алкоголь, сигарета и даже пища.

Третий компонент связан с двумя моментами: проживанием жизни во времени или вне времени, а также наличием временной перспективы. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок нуждается в прикосновениях родителей и предсказуемости событий. Непоследовательное, непредсказуемое поведение родителей воспринимается как угроза и вызывает страх и тревогу у ребенка. Это ведет к диссоциации и формирует зависимый тип поведения. Для подростков и для взрослых людей отсутствие предсказуемого будущего равнозначно отсутствию смысла жизни. Это вынуждает их либо передавать смыслообразующую функцию кому-то другому, более могущественному, либо строить жизнь по принципу «должен, обязан». Это углубляет диссоциацию и помещает жизнь вне времени. Чтобы чувствовать контроль над собственной жизнью, они формируют у себя поведение ритуального, ритмичного характера, например, табакокурение.

Факторами, определяющими индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения, являются:

  • психофизиологические особенности человека;
  • семейная предрасположенность;
  • типологические особенности нервной системы;
  • тип характера;
  • невротическое развитие личности;
  • стрессоустойчивость;
  • бездуховность;
  • отсутствие смысла жизни;
  • неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя (Е.В. Змановская, 2003).

Предрасполагающие личностные дефициты:

  • нарушения саморегуляции и самоконтроля;
  • проблемы самооценки;
  • недостаток самоуважения;
  • снижение мотивации достижений;
  • низкая способность к рефлексии и заботе о себе;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • нарушения аффективной сферы;
  • неполноценная психосексуальная организация;
  • агрессивность и нетерпимость;
  • склонность к регрессивному поведению;
  • отсутствие стремления быть в обществе других людей;
  • подчиненность среде;
  • неадекватное восприятие социальной поддержки;
  • слабые адаптационные способности.

Характеристики аддиктивной личности (В.Д. Менделевич, 2007):

  • инфантильность;
  • внушаемость и подражательность;
  • прогностическая некомпетентность;
  • ригидность и упрямство;
  • наивность, простодушие и чувственная непосредственность;
  • любопытство и поисковая активность;
  • максимализм;
  • эгоцентризм;
  • яркость воображения, впечатлений и фантазий;
  • нетерпеливость;
  • склонность к риску и «вкусу опасности»;
  • страх быть покинутым.

Эффект двойной мотивации

Нами выявлен эффект «двойной мотивации» аддиктивного поведения, суть которого заключается в преобразовании иерархии мотивов при переходе от развития аддиктивного поведения к формированию негативного отношения к аддиктивному поведению и освобождению от него. В процессе формирования аддиктивного поведения доминирующими являются внешнеобусловленные мотивы (приобрести друзей, желание выделиться, доказать свою взрослость и независимость, влияние сверстников и их авторитета, мода, влияние родителей), второстепенными – внутренне детерминированные мотивы (любопытство, личные проблемы, слабость воли). В процессе преодоления аддиктивного поведения доминируют внутренне детерминированные мотивы (осознание вреда и самостоятельное принятие решения об отказе), а второстепенными становятся внешнеобусловленные мотивы (избежание наказания, конфликт со значимыми людьми).

Классификация видов аддиктивного поведения может быть представлена следующим образом: химические, эмоциональные, перекрещивающиеся, составные аддикции.

В научной литературе встречается выделение группы перекрещивающихся аддикций. Некоторые люди имеют химическую зависимость от сладкого, но то обстоятельство, что пища доставляет удовольствие, создает ощущение комфорта и успокаивает, порождает эмоциональную аддикцию.

Но чаще всего человеку свойственно иметь составные аддикции. Кофе/чай – чтобы проснуться, сладкий завтрак – чтобы подбодрить себя и начать работать, работоголизм, ургентная аддикция, трата денег – чтобы чувствовать себя комфортнее и увереннее, алкоголь, телевизор, снотворное и т.д. – чтобы «развеяться», снять стресс, заглушить неприятное чувство. Если какое-либо звено в этой цепи выпадает – индивид ощущает дискомфорт, подавленность, агрессию, все то, что относится к психологической составляющей абстинентного синдрома.

1) химические аддикции (табачная, алкогольная, токсикоманическая, наркотическая, лекарственная, от чая, кофе, сахара, соли, шоколада, семечек и др.). В данном случае упор делается на психоактивное вещество, которое может изменять состояние сознания. Поэтому все, что попадает в организм человека и изменяет состояние его сознания, может рассматриваться как ПАВ. Многие люди широко используют химические вещества, такие, как алкоголь, кофе, транквилизаторы. Большинству из них удается сохранять контроль над их употреблением на протяжении всей жизни, и только некоторые становятся аддиктами.

В широком смысле под химической аддикцией (другие названия – лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиата и др.).

2) эмоциональные аддикции (пищевые, трудоголизм, ургентная, гаджет-, спортивная, от здоровьесберегающих технологий, бьюти, танорексия, отношений, любовная, сексуальная, компьютерные, интернет-, телевизионные, денежная, шопинговые, гэмблинг, экстрим-, неразборчивость в чтении, религиозная, «перманентной войны», от домашних животных, «духовного поиска», хобби-, рыбалка, политика, болезнь, тюрьма и др). В данном случае индивид устанавливает тесную эмоциональную связь с объектом аддикции, что помогает ему в регуляции своего эмоционального состояния.

Диагностика

  • Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков
  • Опросник выявления предрасположенности к зависимому поведению (В.Ю. Завьялов)
  • Тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ»
  • Методика диагностики склонности к различным видам зависимости (Лозовая Г.В.)
  • Тест-анкета для оценки уровня мотивации и готовности курящего к отказу от курения (В.Ф. Левшин)
  • Определение работоголизма (Б. Киллинджер)
  • Опросник по выявлению интернет-зависимости (К. Янг)
  • Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков)
  • Мини-сочинение «Письмо курящему сверстнику» (В.А. Хриптович)
  • Опросник «Отношение подростков к табакокурению»

Провокаторы аддиктивного поведения

  • глобализация средств массовой информации и рынков;
  • массированное воздействие агрессивных методов продажи, сбыта и маркетинга потребительских продуктов, в том числе табака и алкоголя;
  • социально-экономические перемены;
  • отсутствие ясных перспектив личностного и социального роста.

Противоречия теории и практики профилактики

  • нарастание процесса наркотизации в обществе и недостаточная готовность образовательного сообщества скоординировать свои усилия для противостояния;
  • малоэффективность традиционных способов воздействия на учащихся и рост числа наркотизирующих молодых людей;
  • потребность в комплексном подходе к профилактике и отсутствие современных здоровьесберегающих технологий;
  • изолированность действий педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов в противостоянии наркотизации, необходимость целенаправленного и скоординированного взаимодействия.

Основное противоречие

  • создание антинаркотической установки у учащихся в изолированном виде при отсутствии возможности практического закрепления приобретенных навыков и знаний с отрывом от его личностной жизненной позиции при недостаточно эффективных психологических технологиях профилактики наркотизации

Внешние условия профилактики

  • организация жизненного пространства учащегося, направленная на продуктивное развитие личности;
  • наличие значимого взрослого;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • творческая или инновационная деятельность;
  • включение в общественную жизнь;
  • формирование антинаркотических установок в учебном и воспитательном процессе вуза.

Внутренние условия профилактики

  • осознание себя как целостной, активной и жизнеспособной личности;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • активизация личностных ресурсов;
  • организация процесса самовоспитания;
  • возможность организовать деятельность, альтернативную наркотизации.

Направления антинаркотической профилактики

  • здорового образа жизни и регулирование хаотичного влияния среды;
  • перехода от воспитательного воздействия к взаимодействию (субъект - субъект), где педагогическое содействие обеспечивает самовоспитание личности с антинаркотической позицией в жизни и возможность самореализации;
  • активного внедрения принципов социального партнерства социальных и воспитательных подструктур для сведения к минимуму влияния обстоятельств, определяющих выбор молодого человека в пользу аддиктивного поведения.

Среди направлений психопрофилактической работы можно выделить несколько основных.

  • просвещение,
  • организация социального партнерства,
  • социокультурное проектирование,
  • образовательная деятельность,
  • организационно-управленческая деятельность,
  • психологическая помощь и поддержка,
  • волонтерская деятельность,
  • индивидуальная консультационная и коррекционная работа.

1. Организация социальной среды. 

Повысить эффективность профилактических мероприятий возможно и необходимо. Для этого важно помнить, что основными сферами жизнедеятельности школьника являются семья, образовательные учреждения и микросоциальное окружение. Не секрет, что в настоящее время психопрофилактическая работа проводится главным образом в учреждениях образования. Недостатком такой работы является, в первую очередь, то, что сформированные установки, приобретенные умения не находят подкрепления в семье и микросоциуме подростка. Таким образом, необходимым представляется кооперация усилий всех структур, связанных с воспитанием и обучением школьников. Главная задача профилактики – формирование у школьника типа поведения, отвергающего применение психоактивных веществ для изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения должно осуществляться в масштабах всего общества, например через создание негативного общественного мнения по отношению к аддиктивному поведению. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Важным фактором профилактической работы являются и методы воспитания школьника в семье. Выявлено, что наиболее продуктивным методом, позволяющим формировать личность школьника, свободного от аддиктивного поведения, является метод самоэффективности родителей, включающий информационный аспект, личный опыт поведения, вербальное убеждение и эмоциональное равновесие. А. Бандура считает, что самоэффективные родители – люди, умеющие трезво оценивать свои способности и выстраивать конструктивное поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации.

2. Информирование. 

Профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Начало реализации профилактической работы должно предварять экспериментирование. Работа с подростковой субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где школьники проводят свой досуг и общаются. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

Профилактическая работа должна избегать тактики прямого запугивания, с помощью которой школьников стараются отвратить от употребления психоактивных веществ. Сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся с взглядами учащихся на окружающее, вызывают сомнения в достоверности источника и эффект когнитивного диссонанса. К примеру, профилактика табачной аддикции традиционно опирается на информацию о страшных последствиях курения, таких как рак легких, эмфизема, инфаркт. Да, это так. Но возвращаясь из школы домой, школьник сталкивается с курящим родителем, который молод, здоров (пока еще), социально активен, полон жизненных сил. Возникает диссонанс между полученной в школе информацией теоретического характера и наглядным практическим примером, представленным значимым взрослым. Ответ на вопрос: чье воздействие в данном случае окажется более значимым – очевиден. Кроме того, известно, что подростковый возраст характеризуется суженной временной перспективой, вот почему информация о возможных далеких последствиях курения не производит должного впечатления на них. Вообще информирование само по себе не снижает уровень аддикций. В некоторых же случаях, проведенное или слишком рано, или поздно, напротив, стимулирует усиление интереса к ним. Информируя школьников, необходимо оказывать адресную помощь, то есть проводить работу только со школьниками группы риска, имеющими склонность к формированию аддиктивного поведения.

Школьникам следует сообщать все факты с максимальной честностью. Профилактика должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Сведения, предъявленные осторожно и честно, дадут больший эффект, чем однобокая устрашающая информация, особенно если в дальнейшем школьники столкнутся с альтернативными или противоречивыми фактами.

3. Активизация личностных ресурсов. 

Главный мотив убеждения должен быть позитивным. Профилактическая работа должна взывать к тщеславию школьников, их самолюбию и уверенности в себе, чувству гордости за свои достижения. Надо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Вот почему неотъемлемой частью любого курса профилактики формирования аддиктивного поведения должны быть занятия, направленные на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами. В этом помогают тренинги, наиболее действенными из которых являются:

  • тренинг личностного роста (обеспечивает некоторую устойчивость школьников по отношению к желанию экспериментировать с психоактивными веществами);
  • тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию (позволяет изменить установки на аддиктивное поведение, сформировать навыки распознавания рекламных стратегий, развить способность говорить «нет» в случае давления сверстников, информирует о возможном негативном влиянии взрослых, употребляющих алкоголь);
  • тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения (обучает распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом, формирует навыки принятия решения, повышает самооценку, стимулирует процессы самоопределения и развития позитивных ценностей);
  • тренинг формирования жизненных навыков (умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способности принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыков самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации).

4. Организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению. 

Успех в профилактике аддиктивного поведения достигается в тех случаях, когда школьник увлечен чем-то, что захватывает его целиком, принося при этом положительный эмоциональный эффект. Заинтересованность индивида в деятельности, достижении целей во многом определяют включение личностной активности. Следовательно, необходимо формировать культ здорового образа жизни в школьной среде, пропагандируя соответствующие способы активности (спорт, художественное творчество и др.).

Необходимо помогать школьникам организовывать деятельность, альтернативную аддиктивному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте аддиктивного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышении самооценки или интеграции в референтную среду. Предполагается, что школьники используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная). Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий. Работа с подростками должна начинаться с самого раннего возраста и продолжаться в течение ряда лет. Возобновляемая время от времени работа эффективнее одноразовой шумной кампании.

Школьникам необходимо помогать в выявлении и анализе внутренних скрытых эмоциональных или социальных причин аддиктивного поведения, помощь нужна также в обретении навыков реального решения личных проблем, чтобы избавиться от потребности в объекте аддикции как иллюзорном средстве «облегчения жизни».

5. Организация здорового образа жизни

6. Активизация личностных ресурсов

7. Минимизация негативных последствий аддиктивного поведения

Просвещение родителей

Начинать нужно с себя. Родители и педагоги должны принять на себя ответственность за здоровье и поведение детей. Предъявляя правильную модель воспитания, взрослый избавляет себя от сложной и кропотливой психопрофилактической работы.

Резюмируя сказанное, хочется отметить, что стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

Алгоритм занятия:

  • факты
  • видеоролик
  • дискуссия «за» и «против»
  • сценка «Умей сказать «нет»»
  • проект
  • защита

Проекты:

  • кроссворд
  • карта города
  • указ
  • сказка
  • коллаж

Ток-шоу:

  • Режиссер
  • Ведущий
  • Герой
  • Эксперты
  • Видеорежиссер
  • Видеооператор
  • Студия

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Локус контроля

  • интернальный (внутренняя ответственность за происхожящие события и за жизнь в целом)
  • экстернальный (происходящие события – результат случая или действий других людей)

Ответственность проявляется:

  • В области достижений (считает, что всего добился сам или приписывает свои успехи внешним обстоятельствам);
  • В области неудач (обвиняет себя в неудачах или приписывает их другим людям и невезению);
  • В семейных отношениях (ответственен за события семейной жизни или считает членов семьи причиной значимых ситуаций, возникающий в семье);
  • В учебных отношениях (самостоятельно организует свою учебную деятельность и складывающиеся в школе отношения или приписывает ответственность педагогам, одноклассникам, невезению);
  • В межличностных отношениях (контролирует свои неформальные отношения с людьми, вызывает к себе уважение, симпатию или не считает себя способным активно формировать свой круг общения);
  • В отношении здоровья и болезни (считает себя ответственным за свое здоровье, в случае болезни полагает, что выздоровление зависит от его действий или надеется на то, что выздоровление придет в результате действий родителей и врачей).

Как формировать ответственность

  • демонстрировать модель поведения, ответственного перед собой, семьей, работой, обществом, государством;
  • демонстрировать проявление волевых усилий, направленных на формирование ответственности;
  • помнить, что идеальная модель становится недосягаемой, следовательно неинтересной.

Как формировать ответственность

  • установить четкие правила поведения;
  • помнить, что правила распространяются на всех;
  • правила должны «расти» вместе с ребенком;
  • иногда правила можно нарушить;
  • быть твердым не означает быть злым.

Правила

  • качественно и своевременно готовить домашнее задание;
  • возвращаться домой с прогулки не позже оговоренного времени;
  • поддерживать в чистоте и порядке личные вещи;
  • выполнять определенные домашние обязанности;
  • контролировать время, проводимое за компьютером;
  • не употреблять психоактивные вещества;
  • участвовать в семейных мероприятиях, праздниках;

Рекомендации

  • быть самоэфективными родителями;
  • «взрослеть вместе с ребенком, переходя от взаимодействия «родитель-ребенок» к взаимодействию «взрослый-взрослый»;
  • установить оптимальную дистанцию в отношениях;
  • помнить о «зеркальном эффекте» во взаимоотношениях;
  • ежедневно уделять время общению;
  • Учиться доверять, найдя равновесие между терпимостью и контролем;
  • учиться слушать, не оценивая;
  • создавать ситуацию выбора;
  • обсуждать житейские истории, рассуждая;
  • спрашивать совета у подростка;
  • не давать готового решения в ответ на вопрос.

Что почитать

  • Франсуаза Дольто. «На стороне ребенка». У-Фактория, Екатеринбург, 2004.
  • Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы… Как воспитать у ребенка чувство ответственности», Триада, 2008.
  • Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». АСТ: Астрель, 2008.
  • Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. Генезис, 2005.
  • А. Подольский. «Подросток в современном мире. Заметки психолога». КАРО, 2007.
  • Хайм Жинот. «Родители и подросток». Феникс, 1997.
  • Рита Эмметт. «Книга для лентяя, или Как научиться не откладывать все на потом». Амфора, 2008.
  • Анна Прихожан «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе». Питер, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

Статья "Профилактика зависимого поведения учащихся"

Статья может быть использована для проведения педсоветов, родительских собраний в плане ознакомления с основными видами зависимого поведения учащихся. Факторами  формирования зависимостей. Критер...

Статья "Зависимое поведение и его особенности"

В данной статье раскрывается проблема зависимого поведения, понятие "аддикция", типы аддиктивного поведения, а также формы психопрофилактической работы....

Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Семья и школа вместе в вопросах профилактики зависимого поведения.В помощь классным руководителям при подготовке к родительскому собранию.

В статье раскрывается понятие "Зависимое поведение" и  "Профилактика зависимостей" , подробно рассматривается роль семьи в деле профилактики зависимостей....

Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)

Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...

Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""

Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...