Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)
тест
Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perechen_psihodiagnostik_rmts.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»
ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
_________________________________________________________________________________
Перечень диагностических методик исследования авитальной активности несовершеннолетних
РМЦ МБОУ «СШ № 40»
Условно, методики разделены на четыре группы:
1. Относительные методики, не содержащие прямые вопросы и указания на суицидные действия.
2. Методики с прямыми вопросами- методики, содержащие прямые вопросы и указания на суицидные действия, должны использоваться с крайней степенью осторожности.
3. Косвенные – методики, направленные на уточнение причин, способствующих суицидальным проявлениям
4. Методики, основанные на наблюдениях педагогов, педагогов-психологов и родителей.
1. Относительные методики (без прямых вопросов)
- «Методика исследования склонности к виктимному поведению в редакции Андронниковой О.О.» - Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (активный тип потерпевшего);
- Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья» - позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников;
- Методика «Опросник Р.Кеттелла» (в адаптации А.Ю.Панасюка) – шкалы «Степень эмоциональной устойчивости», «Неврастения, фактор Гамлета», «Самоуверенность-склонность к чувству вины», «Степень внутреннего напряжения» и др4
- Методика «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) - Экспресс-диагностика суицидального риска;
- Методика «Тест выявления суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) - для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся;
- Методика Р.Сильвера «Нарисуй историю» (Draw-a Story, DAS) - диагностика эмоциональных нарушений, в том числе, депрессий, включая их маскированные варианты;
- Методика «Шкала безнадежности А.Бека» (англ. Beck Hopelessness Inventory, сокр. BHI) – является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно;
- Методика «Определение уровня депрессии» (Т.И. Балашова) - Предназначена для определения уровня депрессии;
- «Методика диагностики суицидального поведения» (Горская M.B.) - диагностики суицидального поведения подростков;
- Эмоционально-личностный тест Луизы Дюсс «Сказка «Похороны» (адаптация М. Габрунер, В. Соколовская) - для исследования размышлений о смерти. Работа с понятием смерти – нужна осторожность;
- «Мой символ смерти» С.З.Завражин, Н.В. Жукова - для исследования размышлений о смерти; Работа с понятием смерти – нужна осторожность;
- Графический тест «Ваши мысли о смерти» Л.Б. Шнейдер - для определения суицидальных наклонностей субъекта. Работа с понятием смерти – нужна осторожность;
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению «СОП» (А.Н. Орел) - диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП);
- Тематический апперцептивный тест (четыре фотографии) (для индивидуальной работы с суицидентом или человеком, контактирующим с ним) -
2. Методики с прямыми вопросами.
- Методика дифференцированной диагностики депрессивных состояний (В.А. Жмурова) - для оценки депрессивных состояний;
- Диагностическая анкета определения критических ситуаций подростков - Предназначена для определения степени риска суицидальных ситуаций.
- Методика дифференцированной диагностики депрессивных состояний (В. Зунга, адаптация Т.И. Балашовой) - для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии;
- «Методика определения суицидальной направленности» (Личностный опросник ИСН) - для выявления суицидально опасных установок у подростков;
- Методика «Опросник акцентуаций характера» (Г.Шмишек) - для изучения индивидуальных свойств человека (акцентуаций);
- Опросник детской депрессии - определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения;
- Тест «Ваши суицидальные наклонности» (3. Королева) - определение суицидальных наклонностей субъекта. Интерпретация прямая, метод спорный.
- Методика «Шкала депрессии А.Т. Бека» - Позволяет определить степень тяжести депрессивного расстройства;
- Шкала депрессии Цунга - определение сниженного настроения и субдепрессии;
- Анкета изучения отношения подростков к смерти (И.Н. Лаврикова) - для изучения отношения подростков к смерти;
- Методика диагностики суицидальных наклонностей «Противосуицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин) - позволяет выявить и количественно оценить девять основных мотивационных аспектов противосуицидального поведения;
- Методика диагностики суицидальных наклонностей «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин) - позволяет выявить и количественно оценить семь основных мотивационных аспектов суицидального поведения;
- Опросник суицидального риска (ОСР) Шмелѐва А.Г. - диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений;
- Методика Психодиагностика суицидальных намерений у детей «ПСН «В» (В. Войцех, А.Кучер, В. Костюкевич) - для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся;
- Скриннинг-тест для выявления суицидального поведения (Л. Юрьева) - для выявления критериев суицидального поведения;
- Диагностика «СР-45» (П.И. Юнацкевич) - для выявления склонности к суицидальным реакциям.
3. Косвенные
- «Диагностика враждебности» (по шкале Кука – Медлей) - предназначена для исследования враждебности личности по трем диагностическим шкалам - цинизма, агрессивности и враждебности;
- Методика «Личностный опросник Айзенка» (в адаптации А.Ю.Панасюка) – нейротизм;
- «Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина» - исследование направленности личности учащегося, системы его отношений;
- «Цветовой тест М. Люшера» - предназначен для исследования личности путем анализа ее субъективных предпочтений при выборе цветовых стимулов;
- Методика «Ценностные ориентации и направленности личности» (Л .Н.Силантьева) - изучения ценностных ориентаций личности;
- «Методика диагностики стресс-совладающего поведения» (Д. Амирхан) - исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса;
- «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д.Рассела и М.Фергюсова - для определения уровня одиночества;
- Методика определения смысложизненной ориентации (адаптация Д. А. Леонтьева) - исследуются представления старшеклассников о будущей жизни;
- Методика Рене Жиля - Изучение социальной;
приспособленности ребенка, а также взаимоотношения ребенка с окружающими;
- «Методика самооценки школьных ситуаций» О.Кондаша - предназначена для диагностики тревожности;
- «Методика личностной тревожности» А.М.Прихожан - тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни.
- Методика «Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера» (State-TraitAnxietyInventory - STAI) - самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека);
- Методика «Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла» (детский вариант) - для изучения личностных характеристик;
- Методика «Самооценка психических состояний личности» (Опросник Г. Айзенка, адаптация М.В. Горской) - для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность;
- «Определение направленности личности» (ориентационная анкета) - для определения преобладающей направленности личности;
- Методика «Опросник агрессивности» (А.Басса–А.Дарки) (Buss-DurkeyInventory) - Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций;
- Опросник Р.Гудмана Сильные стороны и трудности - Предназначена для выявления детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами;
- Опросник С.Г. Корчагина «Одиночество» - диагностировать глубину переживания одиночества;
- Методика «Опросник социально-психологической адаптации» (К.Роджерса–Р.Даймонда) - для выявления особенностей адаптационного периода личности;
- Методика «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) Личко А.Е. - для определения в подростковом возрасте типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы;
- Тест «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) - для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено;
- Методика «Тест уверенности в себе» (С.Рейзас) (Rathus Assertiveness Schedule) - для диагностики степени уверенности в себе (ассертивности) и определения собственного поведения в конфликте;
- Методика «Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга» - для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности;
- Методика «Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья» (методика Н.К. Смирнова) - оценивает психологическое здоровье учащихся;
- Методика «Факторный личностный опросник Р.Кеттелла» - для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой;
- Методика «Шкала социально-ситуационной тревоги» (О.Кондаш)- Предназначена для выявления разных видов тревожности;
- «Незаконченные предложения» (вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева) - позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки;
- «Метод цветовых выборов» адаптированный Л.Н.Собчик - глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека.
4. По наблюдениям педагогов, педагогов-психологов и родителей
- Карта экспертной оценки суицидального риска - Предназначена для определения степени выраженности риска суицидального поведения;
- Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнайдер) - для определения степени выраженности факторов риска суицида у подростков;
- «Методика определения степени риска совершения суицида» (И.А. Погодин) - установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях;
- «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» (АН. Волкова) - предназначена для оценки риска суицида у детей и подростков;
- Методика «Шкала тревожности Р.Сирса» - предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников;
- Медицинская схема обследования суицидента (Д.С. Исаев) - для обследования несовершеннолетних, совершивших попытку суицида;
- Общая схема получения дополнительной информации в индивидуальной беседе (С.А. Пакулина) - для получения дополнительной информации (анамнез);
- Примерная схема социально-психолого-педагогического обследования несовершеннолетних, совершивших попытку суицида (М.А. Алимова) - для обследования несовершеннолетних, совершивших попытку суицида;
- Примерные утверждения для психолого-педагогического анкетирования родителей, старшеклассников и педагогов по проблеме выявления информированности и детском суициде - для изучения информированности о детском суициде;
- Схема распознавания в процессе диагностической беседы личностного стиля суицида - для исследования личностного стиля суицида;
- Шкала намерения суицидов (А.Т.Бек) - оценка степени суицидальной интенции;
- Шкала суицидальных интенций Пирса - дополнительный метод оценки стремления к суицидальному поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Профилактическая работа с подростками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в...
Комплексная программа по профориентации подростков с девиантными формами поведения
Данная программа направлена на формирование у подростков с девиантными формами поведения готовности к профессиональному самоопределению и выбору профессии.Программа разработана в соответствии с Концеп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профилактических занятий с учащимися учащиеся 5-11 кл. (склонные к девиантному поведению) «Профилактика девиаций через вовлечение в волонтерскую деятельность» с использованием историко-природно-ландшафтных ресурсов музея-усадьбы в д
Концепция развития волонтерского движения в музее-усадьбе - сохранение, восстановление и развитие мемориального природного комплекса и не мемориального исторического природного ландшафта «...
«Из опыта работы на уроках английского языка с подростками, склонными к девиантному поведению»
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также выявлению различных зависимостей, обучающихся МКОУ Ос
Аналитическая справка о прохождении обучающихся психологического диагностирования, направленного на выявление девиантного и суицидального поведения, отклонений в эмоционально-личностной сфере, а также...
Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отм...