Статья "Профилактика зависимого поведения учащихся"
статья по теме

Статья может быть использована для проведения педсоветов, родительских собраний в плане ознакомления с основными видами зависимого поведения учащихся. Факторами  формирования зависимостей. Критериями и функциями зависимого поведения. И направлениями профилактичекой работы в ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_profilaktika_zavisimogo_povedeniya_uchashchihsya..doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 391

Статья

Профилактика зависимого поведения учащихся

(из опыта работы)

Заместитель директора по ВР

 ГБОУ СОШ № 391

Кузина Ольга Викторовна

В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Большое внимание при планировании и организации всей работы школы и в частности воспитательной работы уделяется профилактической работе с детьми

«Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма».

Карл Густав Юнг

В русском языке сильная наклонность, слепое предпочтение чего – либо, страсть к чему – либо…(В.И. Даль, Толковый словарь русского языка)

Рассматривается чаще, как синоним слова «аддикция».

Аддикция от англ. addiction - склонность, пагубная привычка, зависимость

лат. addictus - рабски преданный

Аддикция - ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям.

Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек “вырабатывает” индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

Несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (англ. deviation - отклонение) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Виды аддиктивного поведения

(зависимость)

1. от психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение),

2. от приема пищи  (анорексия, булимия),

3. патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), воровству, поджогам,   бродяжничеству и пр.,

4. компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость),

5. зависимости от людей, предметов и событий, зависимость от деструктивных культов,

6. суицидальное поведение. 

Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется.

Функции зависимого поведения

  1. Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания);
  2. Гедоническая функция (получение удовольствия);
  3. Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения, повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает);
  4. Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);
  5. Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности);
  6. Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики);
  7. Анестетическая функция (избегание боли).

Факторы формирования зависимого поведения

  1. внешние (социально-политические, экономические, социально-психологические, педагогические)
  2. внутренние (индивидуально-биологические и индивидуально-психологические особенности личности)

Биологические и генетические факторы

  1. соматические заболевания,
  2. задержка психического развития,
  3. гиперактивность и дефицит внимания,
  4. поиск новых ощущений,
  5. чувствительность к боли,
  6. алкоголизм у родителей и родственников.

Психологические факторы

  1.  тип акцентуации («отклонение от нормы») характера,
  2. привлекательность возникающих ощущений и их переживание,
  3. выработка гедонических (греч. hedone — удовольствие) установок,
  4. страх причинить себе реальный вред,
  5. отсутствие социальных интересов,
  6. стремление к самоутверждению.

Социальные факторы

  1. доступность,
  2.  мода,
  3. степень грозящей ответственности (несовершенство законодательства),
  4. терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям,
  5. нестабильность социально-экономической ситуации,
  6. негативное влияние СМИ,
  7. влияние группы подростков,
  8. дискриминация по ка кому-либо признаку,
  9. недостаточность социально-позитивного опыта,
  10. отсутствие развитой системы социальной поддержки.

Семья

  1. эмоциональная холодность,
  2. отвержение,
  3. авторитаризм,
  4.  сверхконтроль, гипо- или гиперопека,
  5. воспитание по типу «кумир семьи»,
  6. жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение,
  7. безнадзорность,
  8. низкий социальный статус семьи,
  9. асоциальное или криминальное поведение близких,
  10. психические заболевания родителей,
  11. хроническая психологическая травматизация,
  12. серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

Критерии зависимости

  1. игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;
  2. распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
  3. враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей,
  4. скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
  5. чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
  6. безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.

Этапы формирования

  1. сначала  человек открывает способ, с помощью которого  может относительно легко менять  свое психическое состояние;
  2. затем он привычно использует этот способ в трудные моменты;
  3. наконец, зависимое поведение становится частью его личности и не подлежит критике;
  4. зависимая часть личности начинает полностью определять жизнь человека;
  5. в итоге разрушается психика и физическое здоровье человека.

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая — аддиктология или наука о зависимостях.

«Быть нормальным в период отрочества –  само по себе ненормально»

 (Анна Фрейд )


 

Подростковый комплекс характеризуется:

  1. беспокойством, тревогой,
  2.  склонностью подростка к резким колебаниям настроения,
  3. меланхолией,
  4. импульсивностью,
  5. негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств,
  6. агрессивностью,
  7. перепады настроения,
  8.  категоричность высказываний и суждений,
  9. желание подростка быть признанным и оцененным другими,
  10. показная независимость и бравада,
  11. борьба с авторитетами и обожествление кумиров…

Особую категорию детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям составляют дети «группы риска»

В педагогической и социально-психологической практике к «группе риска» принято относить детей с отклоняющимся поведением. На сегодняшний день однозначное толкование термина «дети группы риска» отсутствует, тем не менее, к ним, по данным Ю.Е. Егошкина [9], можно отнести:

Дети «группы риска»

  1. дети с чертами невротизации;
  2. дети с психосоматическими заболеваниями, в частности, логоневрозами;
  3. акцентуированные (с чрезмерно выраженными чертами характера) и психопатизированные дети;
  4. дети из неблагополучных в социальном отношении семей;
  5. дети из экологически неблагополучных зон.

В связи с эпидемиологической ситуацией распространения разных  форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и программы профилактики, определяющие цели и основные направления профилактической работы. Стратегию в выборе превентивных мер определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и молодежной политики. Проведенный нами анализ основных документов:

Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Приказ Минобразования РФ от 23.03.1999 №718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999-2000 годах» и профилактических программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал, что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.

ОУ обладают уникальными возможностями для проведения работы по профилактике аддиктивного поведения. Она ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики  личности, поддержки молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.  Цель профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив) и черт совершенствующейся личности, социально – успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Особенности аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. И главными мерами здесь будут не медицинские, а воспитательные.

Профилактика может быть разделена на радикальную, включающую изменение социально – культурных условий жизни населения (пропаганда здорового образа жизни спорт, санитарное просвещение и т. п.), а также меры, запрещающие и контролирующие раннюю стадию зависимого поведения и предупреждение ее развития.

Профилактика может быть общей (со всеми учащимися, и с «детьми группы риска») проводит весь педагогический коллектив и специальной (с детьми зависимого поведения), проводится с подготовленными по этой проблеме специалистами.

Направления профилактической работы в ОУ

  1. совершенствование учебного процесса,
  2. совершенствование педагогических технологий, направленных на справедливое оценивание  и включение учащихся в успешную деятельность,
  3. включение учащихся в значимую для них деятельность во второй половине дня,
  4. профилактические классные часы, беседы…,
  5. организация специальной профилактики через приглашение специалистов в этих областях,
  6. проведения психологических тренингов и т. д,
  7. работа с родительской общественностью и т.д.

Профилактическая работа

  1. информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;
  2.  формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;
  3. формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);
  4.  развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);
  5. формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.

Профилактическая работа проводится через взаимодействие всех структур ОУ: администрации, педагогического коллектива, МО классных руководителей, руководителей объединений и клубов, семьи и родителей, специалистов по данной проблеме, службы здоровья

Служба здоровья охватывает следующие направления работы:

  1. Социально – педагогическое,
  2. Физкультурно – оздоровительное,
  3. Эколого – валеологическое,
  4. Психологическое,
  5. Медицинское,
  6. Информационно – технологическое.

Организация досуга детей:

  1. Через занятость детей в Отделении дополнительного Образования,
  2. Через работу спортивного клуба,
  3. Через участие в работе школьного ученического самоуправления и детского общественного объединения «Мир Чистых Сердец».

Работа с родительской общественностью:

  1. Родительский клуб «От сердца к сердцу»,
  2. МО классных руководителей

Правовое воспитание через работу детского правового клуба «Фемида».

Проблема зависимого поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества.

Надо помнить, что работа с детьми с зависимым (аддиктивным) поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...

Статья "Зависимое поведение и его особенности"

В данной статье раскрывается проблема зависимого поведения, понятие "аддикция", типы аддиктивного поведения, а также формы психопрофилактической работы....

Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...

Семейная профилактика зависимого поведения

Выступление на родительском собрании, посвященном вопросам профилактики зависимого поведения....

Семинар для педагогов "Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся"

Семинар-тренинг для педагогов по теме: ««Профилактика ПАВ  и зависимого поведения у  учащихся.Формирование ЗОЖ» Цель:-Формирование профилактического и воспитатель...

Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)

Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...

Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""

Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...