Статья "Профилактика зависимого поведения учащихся"
статья по теме
Статья может быть использована для проведения педсоветов, родительских собраний в плане ознакомления с основными видами зависимого поведения учащихся. Факторами формирования зависимостей. Критериями и функциями зависимого поведения. И направлениями профилактичекой работы в ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_profilaktika_zavisimogo_povedeniya_uchashchihsya..doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 391
Статья
Профилактика зависимого поведения учащихся
(из опыта работы)
Заместитель директора по ВР
ГБОУ СОШ № 391
Кузина Ольга Викторовна
В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Большое внимание при планировании и организации всей работы школы и в частности воспитательной работы уделяется профилактической работе с детьми
«Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма».
Карл Густав Юнг
В русском языке сильная наклонность, слепое предпочтение чего – либо, страсть к чему – либо…(В.И. Даль, Толковый словарь русского языка)
Рассматривается чаще, как синоним слова «аддикция».
Аддикция от англ. addiction - склонность, пагубная привычка, зависимость
лат. addictus - рабски преданный
Аддикция - ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям.
Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека могут быть моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п. Для реализации этой цели человек “вырабатывает” индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.
Несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие.
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (англ. deviation - отклонение) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.
Виды аддиктивного поведения
(зависимость)
1. от психоактивных веществ (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение),
2. от приема пищи (анорексия, булимия),
3. патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг), воровству, поджогам, бродяжничеству и пр.,
4. компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость),
5. зависимости от людей, предметов и событий, зависимость от деструктивных культов,
6. суицидальное поведение.
Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется.
Функции зависимого поведения
- Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания);
- Гедоническая функция (получение удовольствия);
- Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения, повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает);
- Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);
- Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности);
- Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики);
- Анестетическая функция (избегание боли).
Факторы формирования зависимого поведения
- внешние (социально-политические, экономические, социально-психологические, педагогические)
- внутренние (индивидуально-биологические и индивидуально-психологические особенности личности)
Биологические и генетические факторы
- соматические заболевания,
- задержка психического развития,
- гиперактивность и дефицит внимания,
- поиск новых ощущений,
- чувствительность к боли,
- алкоголизм у родителей и родственников.
Психологические факторы
- тип акцентуации («отклонение от нормы») характера,
- привлекательность возникающих ощущений и их переживание,
- выработка гедонических (греч. hedone — удовольствие) установок,
- страх причинить себе реальный вред,
- отсутствие социальных интересов,
- стремление к самоутверждению.
Социальные факторы
- доступность,
- мода,
- степень грозящей ответственности (несовершенство законодательства),
- терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям,
- нестабильность социально-экономической ситуации,
- негативное влияние СМИ,
- влияние группы подростков,
- дискриминация по ка кому-либо признаку,
- недостаточность социально-позитивного опыта,
- отсутствие развитой системы социальной поддержки.
Семья
- эмоциональная холодность,
- отвержение,
- авторитаризм,
- сверхконтроль, гипо- или гиперопека,
- воспитание по типу «кумир семьи»,
- жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение,
- безнадзорность,
- низкий социальный статус семьи,
- асоциальное или криминальное поведение близких,
- психические заболевания родителей,
- хроническая психологическая травматизация,
- серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.
Критерии зависимости
- игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;
- распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
- враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей,
- скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
- чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
- безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
Этапы формирования
- сначала человек открывает способ, с помощью которого может относительно легко менять свое психическое состояние;
- затем он привычно использует этот способ в трудные моменты;
- наконец, зависимое поведение становится частью его личности и не подлежит критике;
- зависимая часть личности начинает полностью определять жизнь человека;
- в итоге разрушается психика и физическое здоровье человека.
Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction-зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая — аддиктология или наука о зависимостях.
«Быть нормальным в период отрочества – само по себе ненормально»
(Анна Фрейд )
Подростковый комплекс характеризуется:
- беспокойством, тревогой,
- склонностью подростка к резким колебаниям настроения,
- меланхолией,
- импульсивностью,
- негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств,
- агрессивностью,
- перепады настроения,
- категоричность высказываний и суждений,
- желание подростка быть признанным и оцененным другими,
- показная независимость и бравада,
- борьба с авторитетами и обожествление кумиров…
Особую категорию детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям составляют дети «группы риска»
В педагогической и социально-психологической практике к «группе риска» принято относить детей с отклоняющимся поведением. На сегодняшний день однозначное толкование термина «дети группы риска» отсутствует, тем не менее, к ним, по данным Ю.Е. Егошкина [9], можно отнести:
Дети «группы риска»
- дети с чертами невротизации;
- дети с психосоматическими заболеваниями, в частности, логоневрозами;
- акцентуированные (с чрезмерно выраженными чертами характера) и психопатизированные дети;
- дети из неблагополучных в социальном отношении семей;
- дети из экологически неблагополучных зон.
В связи с эпидемиологической ситуацией распространения разных форм негативной зависимости интенсивно разрабатываются концепции и программы профилактики, определяющие цели и основные направления профилактической работы. Стратегию в выборе превентивных мер определяют концепции Министерства образования, здравоохранения и молодежной политики. Проведенный нами анализ основных документов:
Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Приказ Минобразования РФ от 23.03.1999 №718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999-2000 годах» и профилактических программ (в частности разработанных по заказу Минобразования) показал, что в их основу положен принцип формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а базовой ценностью признается здоровье.
ОУ обладают уникальными возможностями для проведения работы по профилактике аддиктивного поведения. Она ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики личности, поддержки молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Цель профилактики состоит в формировании у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив) и черт совершенствующейся личности, социально – успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Особенности аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. И главными мерами здесь будут не медицинские, а воспитательные.
Профилактика может быть разделена на радикальную, включающую изменение социально – культурных условий жизни населения (пропаганда здорового образа жизни спорт, санитарное просвещение и т. п.), а также меры, запрещающие и контролирующие раннюю стадию зависимого поведения и предупреждение ее развития.
Профилактика может быть общей (со всеми учащимися, и с «детьми группы риска») проводит весь педагогический коллектив и специальной (с детьми зависимого поведения), проводится с подготовленными по этой проблеме специалистами.
Направления профилактической работы в ОУ
- совершенствование учебного процесса,
- совершенствование педагогических технологий, направленных на справедливое оценивание и включение учащихся в успешную деятельность,
- включение учащихся в значимую для них деятельность во второй половине дня,
- профилактические классные часы, беседы…,
- организация специальной профилактики через приглашение специалистов в этих областях,
- проведения психологических тренингов и т. д,
- работа с родительской общественностью и т.д.
Профилактическая работа
- информирование о последствиях злоупотребления психоактивными веществами;
- формированию навыков здорового образа жизни и антинаркотических установок;
- формирование эффективных стратегий преодоления кризисных ситуаций (стрессоустойчивость);
- развитию коммуникативных навыков, способности противостоять давлению группы (умение сказать «нет»);
- формированию мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, ценности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.
Профилактическая работа проводится через взаимодействие всех структур ОУ: администрации, педагогического коллектива, МО классных руководителей, руководителей объединений и клубов, семьи и родителей, специалистов по данной проблеме, службы здоровья
Служба здоровья охватывает следующие направления работы:
- Социально – педагогическое,
- Физкультурно – оздоровительное,
- Эколого – валеологическое,
- Психологическое,
- Медицинское,
- Информационно – технологическое.
Организация досуга детей:
- Через занятость детей в Отделении дополнительного Образования,
- Через работу спортивного клуба,
- Через участие в работе школьного ученического самоуправления и детского общественного объединения «Мир Чистых Сердец».
Работа с родительской общественностью:
- Родительский клуб «От сердца к сердцу»,
- МО классных руководителей
Правовое воспитание через работу детского правового клуба «Фемида».
Проблема зависимого поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных сил общества.
Надо помнить, что работа с детьми с зависимым (аддиктивным) поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...
Статья "Зависимое поведение и его особенности"
В данной статье раскрывается проблема зависимого поведения, понятие "аддикция", типы аддиктивного поведения, а также формы психопрофилактической работы....
Родительское собрание "Профилактика зависимого поведения подростков"
Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...
Семейная профилактика зависимого поведения
Выступление на родительском собрании, посвященном вопросам профилактики зависимого поведения....
Семинар для педагогов "Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся"
Семинар-тренинг для педагогов по теме: ««Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся.Формирование ЗОЖ» Цель:-Формирование профилактического и воспитатель...
Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)
Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...
Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""
Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...