Проблемная консультация: «Формы антинаркотической, антитабачной и антиалкогольной пропаганды в общеобразовательном учреждении»
консультация по теме
Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для вредных привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_konsultatsiya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Панаевская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Проблемная консультация:
«Формы антинаркотической, антитабачной и антиалкогольной пропаганды в общеобразовательном учреждении»
Автор-разработчик: Большакова С.Ю.,
педагог-организатор
Панаевск, 2013
Цели:
- воспитание стремления к здоровому образу жизни;
- формирование активной жизненной позиции;
- расширение области познания детей;
- практическая направленность.
Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для вредных привычек.
Понимание того, каковы причины вредных привычек подростков и как происходит приобщение подростка к табаку, алкоголю и наркотику, имеет исключительное значение для планирования и проведения профилактической работы. Результаты обследования школьников, употребляющих сигареты и алкоголь позволяют составить рейтинг причин, которые, по мнению самих подростков, сыграли решающую роль в их приобщении к сигаретам и алкоголю.
1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.
2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема сигарет и алкоголя.
3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.
4. Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф".
5. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.
6. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.
7. Демонстративный протест.
Таким образом, наиболее действенной причиной приобщения подростков к табаку и алкоголю является желание походить на своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.
Табакокурение, алкоголизм и наркомания – тяжелые заболевания.
В физическом плане мы собой представляем то, что едим и пьем. А в душевном и духовном смысле мы представляем то, в какой информационной среде мы живем.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос информационном окружении, соответствующем его текущему уровню психологического развития. Если, мы - воспитатели, для наших воспитанников начальной школы, чтобы их чем-то занять, ставим мультфильм, в котором нет слов, но есть междометия и агрессия, мы должны понимать, что это тоже повлияет на развитие ребенка.
Спектр детских эмоций после получения такого опыта останется очень узким. А эмоциональная бедность повышает риск зависимого поведения. Ведь в этом случае ребенок не будет знать полутонов в эмоциях.
И там, где нормальный человек просто спустится на одну ступеньку в настроении вниз, эмоционально неразвитый «упадет» туда, где горе уже заливают вином.
Что делать?
Нам нужно развивать у воспитанников умение понимать и выражать свои эмоции, а начинать это надо с его активного участия в жизни семьи. Это покажет ребенку разнообразие чувств людей.
Следующие факторы риска появляются тогда, когда из девочек и мальчиков дети начинают становиться мужчинами и женщинами. Половое созревание – само по себе фактор риска для подростка.
«Подростки – это как весенняя погода: то дождь, то солнце, то порыв снега. Они все время трепещут, они все время меняются, они все время другие. Им трудно не только к внешнему миру адаптироваться, к самим себе им трудно адаптироваться. Они по определению всегда тревожны и всегда немножко депрессивны.
Что делать?
В это время нам необходимо быть максимально чуткими и внимательными к детям. Постараться сохранить доверительные отношения – для того, чтобы в случае серьезных проблем воспитанники обращались не к психоактивным веществам, а к воспитателям и родителям.
В подростковом возрасте ребенок всегда ищет какую-то группу, в которой он находит себя. Компания в школе, на улице, друзья из социальных сетей.
Иногда личность подростка проявляется только в группе. В одиночестве он никто – пустота. Или тревожное мечущееся несчастное существо. Такие дети без группы себя не мыслят. Если в группу кто-то из «своих» приносит наркотики или алкоголь, пить или употреблять наркотики станут все. Или придется покинуть группу, что менее вероятно.
Что делать?
Всегда обращайте внимание на друзей и знакомых ваших воспитанников. Жесткий контроль не убережет ребенка, но открытость информации о друзьях – показатель ваших хороших отношений с подростком.
И пусть он чувствует себя полноправным участником еще одной недоступной для многих группы – вашей семьи.
«Все факторы риска могут не сработать как факторы зависимого поведения, если кто-то не научит подростка употреблять алкоголь, пиво, сигареты» — говорит нарколог. Существуют алкогольные, наркотические, а в последние 10–15 лет – даже особая пивная субкультура.
Ведь подросток осознанно не выбирает алкоголь, сигареты и наркотики. Он выбирает стиль жизни, стиль одежды, стиль музыки: примыкает к определенной молодежной субкультуре.
Что делать?
Воспитывать у ребенка умение отказываться – сегодня он откажется от сладостей, подсунутых родственниками, а завтра сможет отказаться от психоактивных веществ.
Формирование ценностей, альтернативных вредным привычкам, обращение к ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие воспитателей и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.
Первичная профилактика достаточно сложна. Школа должна работать в тесном контакте с медиками и правоохранительными органами, кроме того необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, подростком, молодым человеком (лекции, беседы, тренинги с малыми группами более эффективны).
Необходимы программы, начиная с начальной школы. Но начинать надо с семьи, группы. Особенно сейчас, когда идет разобщенность в обществе, коллектив, как таковой, потерял свою значимость. Родители, воспитатели либо мало обращают внимания на детей, либо присутствует гиперопека, т.е. из ребенка делают кумира. Гиперопека, вседозволенность приводит к плохим последствиям. Одним из факторов, влияющих на распространение вредных привычек, является незанятость подростков, отсутствие возможности чем-то заниматься. Основное профилактическое звено в предупреждении психоактивных заболеваний несовершеннолетних является трезвенническое воспитание, программа ориентирования жизненных навыков и профилактики потребления психоактивных веществ, проводимых психологической службой. Цель этой программы: обучение подростка здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобщению к психоактивным веществам.
Подросткам и детям надо говорить о страшных вещах, связанных с вредными привычками, надо говорить, о том, что это добровольное сумасшествие, патологическое восприятие мира, психогенные расстройства. Беседы в семьях нужны, но это должны быть очень грамотные беседы, если мы будем говорить неграмотно о сигаретах, алкоголе и наркотиках, то только толкнем подростков к запретному плоду. Очень сложно проводить такую беседу, нельзя, чтобы их проводил неспециалист, только самые большие специалисты. Обязательно нужны лекции на эту тему, чтобы подростки понимали, как надо вести себя в компании, чтобы срабатывала система защиты. Если человек грамотный, он сам сделает выбор. Но если неграмотный человек попался на удочку, это вина всего общества.
Нужны научные фильмы, программы о вредных привычках с обязательным комментариями. Возможно, надо показать более страшные последствия от этих болезней.
И последнее, уважаемые воспитатели, всегда будьте готовы прийти ребенку на помощь.
Реализация в школе-интернате профилактических программ.
В нашей школе мы работаем по профилактической программе «ДОМ. Выбираю жизнь» При реализации этой программы мы, испытывали некоторые трудности. Так как не имели специальной подготовки для реализации программы, и для проведения занятий необходимо было постоянно искать соответствующих специалистов (соц. педагога или психолога). Анкетирования показывали, что дети начинают курить и пробовать алкоголесодержащие напитки уже с 10 лет. И перед нами стояла проблема профилактической работы с более младшими учащимися.
Нам необходимо было совершенствовать систему первичной профилактики среди детей, чтобы действительно способствовать снижению уровня вовлеченности подростков и молодежи в среду потребителей ПАВ.
Вот уже больше года мы реализуем профилактические программы «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор». Пока о результативности мы можем говорить частично. При анализе профилактической работы мы используем результаты анкетирования по выявлению вредных привычек. А они неутешительные. Но, со временем возможно и снижение уровня вовлеченности подростков и молодежи в среду потребителей ПАВ. Так как в семье в настоящее время организована система реализации профилактических программ, процент вовлеченности учащихся в первичную профилактику постоянно увеличивается.
Организация условий для развития навыков здорового образа жизни.
Обучение здоровому образу жизни начинается, прежде всего, с ежедневных утренних зарядок и физкультминуток до начала урока и самоподготовки. В школе выбраны члены спортивной комиссии, которые разрабатывают комплекс упражнений для обучающихся и проводят с ними физкультминутки.
Мы проводим большую работу по профилактике законопослушного поведения учащихся. Для детей проводим тематические классные часы, беседы с привлечением психолога школы-интерната, социального педагога. Классные руководители тесно сотрудничают с нами, помогают проводить профилактические занятия по программе «Ключи жизни» для учащихся 2-6 классов.
Чтобы научить школьников принимать рациональные решения в ситуациях, связанных с риском здоровью и жизни, обучающие занятия с учащимися в прошлом году проводил пом. участкового Салов Алекс. , а в этом году сотрудник МЧС Мельников Сер. Алекс..
Особое внимание в семье уделяем физическому воспитанию учащихся. В зимнее время на пришкольной ледовой площадке проводим турниры по футболу с мячом на снегу.
Систематически в семье проводим Дни Семьи (во время осенних, зимних и весенних каникул), организуем детские и семейные праздники. В программу праздников включаются спортивные соревнования. Ежегодно в сентябре проводим День Здоровья, в феврале - спортивные соревнования «А ну-ка, парни!», где наряду с веселыми заданиями нужно показать и свою физическую подготовку.
В школе организованы общедоступные кружки и спортивные секции. В школе работают 5 секций для учащихся различного возраста. Занятия ритмикой, организованные в начальной школе, учат правильно держать осанку. А старшеклассники уже по желанию занимаются в клубе спортивных бальных танцев, который ведет профессиональный специалист Пенкин В.В.
Свои достижения, умения и навыки, полученные в спортивных секциях, учащиеся демонстрируют на традиционных школьных соревнованиях. Занятия спортом позволяют нашей семье не только активно участвовать в спортивных мероприятиях, но и занимать там призовые места.
Индивидуальная работа с семьями и учащимися, требующими особого внимания
Мы, с активом школьного самоуправления стараемся своевременно выявлять учащихся, требующих особого внимания, оказываем родителям и учащимся своевременную психолого-педагогическую помощь. С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводим индивидуальную работу с привлечением органов системы профилактики.
По нашей просьбе психолог Хороля Н.Г. проводит социально-психологическую диагностику учащихся и дает рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними. С учащимися «группы риска» (Езынги Руслан, Вэнго Едейко) проводим неоднократные беседы.... Стараемся найти индивидуальный подход к каждому ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
Выступление по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"
Выступление на ГМО учителей английского языка по теме "Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по английскому языку (в новой форме) в 2011 году"...
«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...
Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...
Антиалкогольная пропаганда на уроках литературы
В этой статье подобраны пословицы и поговорки, высмеивающие пьянство. Перечислены авторы и их произведения, в которых звучат призывы к трезвому образу жизни....
Проблемные аспекты подготовки учащихся к творческим конкурсам в общеобразовательных учреждениях.
В данной статье мне захотелось рассмотреть основные проблемные аспекты подготовки учащихся общеобразовательных школ к творческим конкурсам....
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...