«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
статья по теме

Резкина Валентина Сергеевна

 

В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми,   быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ежегодная Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ

в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

К О Н К У Р С Н А Я   Р А Б О Т А № ____________________

  

«Организация работы

по профилактике наркомании

и пропаганде здорового образа жизни

в муниципальном общеобразовательном учреждении»

 

АВТОР       Резкина Валентина Сергеевна, 

                  заместитель директора   школы  по воспитательной работе

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мендюкинская средняя общеобразовательная школа

Зарайского района Московской области

Адрес АВТОРА:  

140603, Московская область, г. Зарайск, 2 микрорайон, д.32, кв. 47

 телефоны: (49666) 6-02-22 

 

e-mail: school-mendukino@inbox.ru   

2011 г.

Содержание

Введение. Актуализация проблемы наркомании.                  – 3-5 стр.

  1. Направления работы по профилактике наркомании

и пропаганде здорового образа жизни.                         -  5-6 стр.

  1. Основные составляющие системы профилактики

наркомании  в школе.                                                       – 6-10 стр.

  1. Участники профилактической работы.                          – 10-14 стр.
  2. Диагностическая работа.                                         – 14-15 стр.

Заключение.                                                                                      – 15 стр.

Приложения.                                                                                   – 16-20 стр.

Список используемой литературы.                                            – 21 стр.

 

Введение.

Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.

От общего числа наркоманов в России по статистике -

                 20% - это школьники.

                 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет

                 20% - люди более старшего возраста

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.  Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди городских школьников 15— 17 лет в целом по Московской области составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков.

Ситуация в стране осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация, табакокурение и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное время препровождение в сочетании с наркотизацией как стилем  жизни.

Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы.  70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно  здесь. Для образовательных учреждений стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной  профилактики  в  решении проблем  наркомании  и  злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

-        методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;

-        формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» и приема ПАВ;

-        системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми,   быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникла необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ. Система профилактики наркомании будет более эффективной, если: подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим "веществам, умения
правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять
эмоциями и чувствами; в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и
другие специалисты будут едины.

  1. Направления работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни.

На протяжении нескольких лет работы школы над вопросом профилактики наркомании и пропаганде здорового образа жизни, мы определили для себя, какими принципами нужно руководствоваться, чтобы «не навредить». Основными принципами профилактической работы мы считаем:

  • Комплексность или согласованность: взаимодействие специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, психолог, медицинские работники, нарколог, работники по защите прав ребенка, работники КДН и ЗП, ОДН ОВД и др.).
  • Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов, форм работы с
    учетом возраста детей, степени вовлеченности в наркогенную зону.
  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье
    как о важнейшей общечеловеческой ценности,  ответственного отношения к
    своему здоровью и здоровью окружающих.

•        Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы: социальный   аспект  (формирование   моральных   и   нравственных   ценностей,
определяющих   выбор   здорового   образа   жизни,   отрицательного отношения   к
 употреблению алкоголя и наркотических веществ);      психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоении навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

образовательный аспект (формирование системы представления о негативных

последствиях употребления наркотических веществ).

•        Легитимность:   профилактическая   работа   должна   осуществляться   в   рамках
правовой  базы.

  • Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только

учебным процессом, что обеспечивается внеклассной работой, дополнительным образованием.

  • Систематичность:   работа  по  профилактике  должна  вестись  систематически,
    каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, выделяем три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

•        Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»;
работа
 с детьми, употребляющими наркотические вещества.

  • Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической
    работы, организационно-методическая антинаркотическая работа.
  • Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме
    наркомании; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка
    семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.
  1.   Основные составляющие системы профилактики наркомании в школе.

Данное направление проходит через реализацию школьных целевых программ:

«Здоровье»

Цель программы:

  • предоставление всех возможностей школы для формирования психически здорового,
    социально-адаптированного, физически развитого выпускника.

Задачи:

  • формирование у учащихся потребности здорового образа жизни;
  • формирование здоровых взаимоотношений с миром, обществом, самим собой как
    фактором, влияющим на здоровье, организацию здорового досуга;
  • повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
    Прогнозируемый результат:

•        здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и
предназначение в жизни выпускник.

Участники программы:

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники (ОБЖ, химии, биологии, физкультуры, литературы и др.)
  • медицинские работники (сельская амбулатория, центральная районная больница);
  • сотрудники отдела ФСКН;
  • школьные специалисты (психолог, логопед);
  • родители.

Педагогические  средства:

  • пакет диагностик: состояние здоровья учащихся, склонность к вредным привычкам,
    уровень качества знаний по теме «Здоровый образ жизни»;
  • методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся
    гигиенических навыков;
  • программы учебных предметов, формирующих основы здорового образа жизни;
  • Дни Здоровья;
  • программа работы школьного психолога;
  • программа летнего оздоровительного сезона;
  • городская       спартакиада,       школьные       мероприятия       спортивно-массовой,
    оздоровительной работы.

«Подросток»

Цель:   воспитание   правопослушного   гражданина,   адаптированного   к   жизни   в современных условиях.

Задачи:

  • формировать коммуникативные качества личности;
  • проводить работу по профилактике правонарушений;
  • просвещать учащихся в вопросах разрешения конфликтных ситуаций;
  • вовлекать    учащихся    во    внеклассную    работу    школы,    в    работу    системы
    дополнительного образования.

Прогнозируемый результат:

  • нравственно-здоровый, адаптированный к жизни выпускник.

Участники программы:

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • родители;
  • врач-педиатр;
  • школьный психолог;
  • сотрудники ОВД, прокуратуры.

Педагогические средства:

  • программы  учебных  предметов,   формирующих  активную  жизненную  позицию
    учащихся;
  • циклограмма работы школы по защите прав детей, предупреждению правонарушений
    и преступлений школьников;
  • план работы школьного психолога;
  • методические рекомендации классным руководителям по вопросам изучения уровня
    воспитанности учащихся и определения социального благополучия ребенка в семье;
  • план работы совета школы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
  • пакет диагностик уровня воспитанности учащихся; нравственной воспитанности старшеклассников;   социальное   благополучие  ребенка;   диагностика   «Выявление уровня   развития   самоуправления   в   ученическом   коллективе»;   тестирование «Жизненные ценности старшеклассников»; диагностика «Изучение психологического микроклимата в группе школьников»;    диагностика «Уровень сформированности классного коллектива";
  • банк данных на детей девиантного поведения; карточка индивидуального изучения школьника группы риска;
  • школьные мероприятия.

«Семья»

Цель:  организация совместной работы школы и семьи по соблюдению единых требований по вопросам воспитания детей.

Задачи:

  • оказывать помощь родителям в вопросах психологии и воспитании детей;
  • привлекать родителей к педагогическому всеобучу, к внеклассным занятиям;
  • привлекать родителей к решению школьных вопросов.
    Прогнозируемый результат:
  • активный, заинтересованный в жизни школы родитель.

Участники программы:

  • учащиеся;
  •  классные руководители;
  •  учителя-предметники;
  •  родители;
  •  врач-педиатр;
  •  школьный психолог;
  •  сотрудники ОВД,  прокуратуры.

  Педагогические средства:

  • план работы родительского комитета;
  • план работы совета школы;
  • банк данных на семьи, стоящие на внутришкольном учете, акты обследования   этих семей;
  • показатели социального статуса и образовательного уровня родителей;
  • социальная карта школы;
  • пакет диагностик об удовлетворенности родителей работой школы.

«Интеллект»

Цель:   развитие   умственных   способностей   учащихся,   воспитание   интереса   к   учебно-воспитательной деятельности.

Задачи:

  • расширять сеть кружков, факультативов для реализации запросов детей, размаха их творчества и фантазии;
  • развивать интеллектуальные способности учащихся, умение логически мыслить;
  • предоставить возможности школы для проявления индивидуальности ребенка.
    Прогнозируемый результат:

активный, умеющий логически мыслить, стремящийся к самосовершенствованию выпускник.

Участники программы:

  • учащиеся;        ,
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • родители;
  • руководители объединений дополнительного образования;
  • руководители  ШМО.
    Педагогические средства:
  • программы работы объединений дополнительного образования;
  • поисково-исследовательская работа;
  • школьные мероприятия (предметные недели, интеллектуально-развивающие игры);
  • мониторинг качества знаний  учащихся;
  • анкетирование «Школьная жизнь».

«Досуг»

Цель:  создание условий для проявления учащимися школы инициативности и самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе, творчества.

Задачи:

  • совершенствовать умения адекватно оценивать проделанную работу;
  • развивать  инициативность, творческое отношение к делу;
  • предоставить возможности школы для проявления индивидуальности ребенка;
  • повышать качество мероприятий.

Прогнозируемый результат:

  • инициативный, творчески мыслящий, умеющий выступать перед аудиторией выпускник.

Участники программы:

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники;
  • родители.

Педагогические средства:

  • школьный план работы;
  • методические рекомендации классным руководителям по организации и проведению  мероприятий;
  • конкурс  «Самый  активный  класс».
    3.  Участники профилактической работы.

 Проведение работы по здоровьесбережению учащихся заложено в должностной инструкции «Классный руководитель», администрации и педагогов школы.

Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Ежегодно  в план внутришкольного контроля включаются вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Работа классного руководителя по антинаркотическому воспитанию», «Работа с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете». Данное направление работы находит свое отражение и в планах работы школьных методических объединений классных руководителей, учителей начальных классов, учителей-предметников.

Учителя-предметники обеспечивают организацию профилактической работы на уроке: использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по физике, окружающему миру, биологии включены занятия на санитарно-гигиеничекие темы; вопросы профилактики наркомании решаются в рамках уроков ОБЖ, литературы, биологии, химии, обществознания. На практике учителя используют такие формы работы с детьми, как викторина, инсценирование, урок-практикум, урок-исследование, урок - игра, семинар.

Для педагогических работников составлена памятка,  обеспечивающая действия

при установлении факта употребления психоактивных веществ.

Классные   руководители   благодаря   более   тесному   взаимодействию   со   школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психологической и т. д.).  Основная форма работы  классного руководителя – классный час. В нашей школе проводятся  циклы классных часов по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни: «Сделай свой выбор», «Умей сказать «Нет!», «За здоровый образ жизни», «На пороге взрослой жизни».

 Проводимые мероприятия должны быть запоминающимися. В связи с этим классными руководителями были изучены и успешно применяются на практике современные воспитательные технологии, а именно: технология критического мышления, технология проведения дискуссий и развивающего диалога, шоу – технологии и другие.

Школьный психолог обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы (тестирование, анкетирование); психологическое консультирование нуждающихся в этом школьников; психологическую поддержку педагогического процесса; выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга и организация индивидуальной работы с ними по запросам классных руководителей и администрации.

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе планирует свою работу в соответствии с общешкольным планом работы.  Совет проводит  заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники. По необходимости в работе Совета принимают участие: администрация школы, классные руководители,  учителя-предметники, школьный инспектор ОДН ОВД, медицинские работники.  Патронатный воспитатель, назначенный органами социальной защиты населения из числа педагогов школы, осуществляет индивидуальную работу с трудными детьми и их родителями. Он регулярно посещает семьи, помогает им в решении социальных вопросов, а так же в вопросах обучения и воспитания детей. Воспитатель работает в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, что позволяет своевременно решать возникшие проблемы.   

  Библиотека обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Библиотекарь организовывает  тематические выставки книжной литературы, помогает учащимся в подборе литературы по данной теме для написания творческих работ, подготовки докладов и др.

Дополнительное   образование помогает реализовывать  принцип непрерывности.   В школе на протяжении 10 лет   работает кружок валеологической направленности «Эко-десант».  Руководитель  объединения   организовывает    проведение    конкурсов    плакатов,    радиопередач,    выступление  агитбригады,  выпуск  памяток  для  учащихся  по  борьбе  с  вредными    привычками, проведение внеклассных мероприятий, направленных на сохранение здоровья    и профилактику наркозависимости во всех ее проявлениях.

Руководителем и членами объединения были проведены мероприятия: риск- версия «Хочешь быть здоров - будь им», радиопередача «Наркомания - знак беды», агитбригада «Здоровье нации в опасности», «Мир иллюзий», показан опыт «Курящая бутылка»,   выпуск газеты «СПИД - чума 21 века», конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».

Второй год в 4 классе ведется факультативный курс «Школа докторов природы», на, котором основной темой являются вопросы организации здорового образа жизни. Со следующего учебного года для учащихся 1 – 5 классов планируем ввести образовательный курс «Правильное   питание».

Более 10 лет в школе работает спортивный клуб «Лидер». Члены клуба организовывают и проводят спортивные мероприятия, вечера отдыха, которые способствуют пропаганде здорового образа жизни.

Дополнительное образование призвано занять детей в свободное от учебы время, сделать их досуг полезным для души и тела. В настоящее время количество часов в школе, выделенных на дополнительное образование, резко сократилось. Мы решаем эту проблему совместно с сельскими клубами, находящимися на территории микрорайона  школы, а так же  с городскими учреждениями дополнительного образования. Убеждаем родителей в необходимости занятости детей в свободное время.  Уже на протяжении нескольких лет занятость воспитанников в среднем  составляет более 87 %. Значительная часть детей посещает спортивные секции.  

Органы ученического самоуправления участвуют в антинаркотических мероприятиях, в  организации и проведении внеклассной работы. Ежегодно в III декаде января в школе проходят мероприятия под девизом «Здоровым быть модно!». Совет старшеклассников   совместно с заместителем директора по ВР и старшей вожатой составляет план мероприятий.  Ежегодно  одно  из занятий  школы  актива посвящено  формированию здорового образа жизни.  

 Организация просвещения родителей по проблемам наркомании. Это направление работы находит свое отражение  в планах воспитательной работы классных руководителей, в общешкольном плане работы. В работе с родителями  используются  следующие формы деятельности: проведение бесед, родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка, работа с конфликтными семьями, включая совместные мероприятия с службой социальной защиты, органами местного управления, ОВД, КДН и ЗП, ОДН ОВД.

С   целью   проведения   просветительской   работы   среди   родителей   были   проведены общешкольные родительские собрания: «Молодежь косит пивной алкоголизм», «Духовно-нравственное воспитание в семье», «На повестке дня - свободное время школьника».  Так как родители обучающихся, в основном, - выпускники нашей школы, нам легче найти с ними общий язык, выбрать правильную тактику ведения разговора во время беседы, предупредить ошибки в воспитании детей, помочь детям в обучении там, где родители этого самостоятельно сделать не могут. Общение с родителями строится на доверии и взаимопонимании. Но не каждый родитель может поделиться своей бедой. В связи с этим в школе были разработана «Памятка родителям (борьба с наркоманией)». В фойе школы мы оформили стенд «Для вас, родители», на котором размещена информация обо всех службах, взаимодействующих с образовательным учреждением; номера телефонов доверия, а так же список и место размещения нормативно – правовых документов, которыми в своей деятельности руководствуется школа.

Сотрудники Луховицкого МРО 5 службы ФСКН РФ по Московской области проводят информационно – просветительскую работу с учащимися;  лекционную работу с педагогическим составом;  по необходимости, проводят консультации с родителями.

Сотрудники правоохранительных органов  проводят занятия  по правовой грамотности обучающихся; осуществляют учет обучающихся, замеченных в приеме, распространении наркотических средств и алкогольной продукции; являются связующим звеном с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

СМИ и Интернет. В школе работает объединение «Юный корреспондент». Одним из направлений его работы является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни. В районной газете «За новую жизнь» статьи учащихся и их руководителя были размещены неоднократно:  «Никогда не теряйте надежды» (нет наркотикам), «Не перешагнуть черту».  «Есть на свете такая боль», «Непридуманная история. Сашка», «Нет – наркотикам!».   По данному направлению педагоги школы пользуются информацией с Интернета. Широко используем материалы сайта   Федеральной службы  Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (www.fskn.gov.ru). С адресом сайта были ознакомлены дети и их родители.   Родителям настоятельно рекомендуется следить за тем, какие сайты посещают дети и в какие компьютерные игры играют.

Медицинские работники проводят с учащимися профилактические беседы по наркомании и по сохранению и укреплению здоровья. Работа проводится как групповая, так и индивидуальная.

4. Диагностическая работа.

Любая работа не может считаться полноценной и эффективной без проведения диагностики.

Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

С целью определения уровня эффективности работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, ее корректировки в школе проводится диагностическая работа.

   Анкетирование «Моё отношение к вредным».        

Изучение было начато с учащихся 5 класса, которое проводится на протяжении четырех лет. Результаты следующие: количество детей, попробовавших курить, увеличилось с 23,5% до 52,6%, но  курящих детей стало 9 %. Увеличилось число детей, попробовавших алкоголь, с 17,7% до 26,3%. Мнение ребят, что алкоголь вреден для здоровья, утвердилось – с 88,2% до 94,8%. Попробовавших и употребляющих наркотики - нет. Это, на наш взгляд, неплохой результат. Но работать есть над чем.

В текущем учебном году на внутришкольном учете и учете ОДН ОВД увеличилось количество детей, задержанных за употребление спиртных напитков (по прошлому году было 2 человека, добавилось еще 2). В дальнейшей работе необходимо заострить внимание на профилактике употребления алкоголя, пива.

   В конце каждого учебного года проводится диагностика по определению обобщенного показателя социального благополучия детей, состоящих на внутришкольном учете. По результатам прошедшего года итоги следующие:

к группе повышенного риска относятся 2 человека (25%), повышенный риск в школьной успеваемости -1 человек (12,5%), имеют отклонения в развитии 4 человека (50%),

низкий доход семьи - 6 человек (75%),

жизненные цели ребенка: четко определенные -1 (12,5%)

позитивная   ориентация   - 4 (50%),

отсутствие целей – 4 (50%). 

В связи с тем, что  у большинства детей было выявлено отсутствие определенных целей и планов на будущее, в школе был разработан план профориентационной работы.

   С целью определения нравственной воспитанности учащихся и ценностных отношений к жизни, людям, самим себе проведено диагностирование старшеклассников. Опрошено 36 человек.  В ходе работы установлено: для большинства значимо - соблюдение законов, труд, учёба, оптимистическое отношение к людям, духовное благополучие.  Настораживает то, что

по сравнению с показателями прошлого года уменьшилось число ребят, для которых менее значимо стало стремление к достижениям в жизни, самоопределение в жизни. В связи с выявленными проблемами в этом учебном году на заседании ШМО классных руководителей    был    рассмотреть    вопрос    об     организации  работы по социализации личности.  

   На протяжении 6 лет в школе проводится отслеживание уровня воспитанности учащихся школы и, в частности, воспитанников, состоящих на внутришкольном учете. Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что работы с детьми «риска» по корректировке их поведения отношения к окружающему имеет положительный результат, т.к. с момента постановки на учет и снятия с него, уровень воспитанности учащихся качественно повышается. Средний показатель уровня воспитанности по школе в целом имеет положительную динамику.

   С 2005/2006 учебного года в школе начата работа по выявлению трудовоспитуемых учащихся в классе. Начальный этап изучения – первая ступень обучения. Цель: общее изучение личности воспитанников с тем, чтобы проводить адресную раннюю профилактическую работу,  сократить повышение риска в адаптационный период (5 класс). Ежегодно в 5 классе школьным психологом проводится изучение мотивов поведения детей, прибывших из Протекинской начальной школы, определяется группа «риска».

Заключение.

Профилактика наркомании в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной. Профилактика наркомании должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика наркомании должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Профилактика наркомании должна носить массовый характер.

Систематизируя имеющийся опыт работы школы по данному направлению, совершенно очевидно, для того чтобы эта  система работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни   имела полный успех, предстоит еще немало потрудиться.

Приложение

АНКЕТА

по выявлению трудновоспитуемых в классе

Инструкция  

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств «трудного»

Поэтому первый этап диагностики «трудного» - это общее  изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение «комплекса трудного». В этом необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применять и упрощенную педагогическую методику, которая фиксирует только самые ярки, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе – анкета, дополняемая наблюдениями, беседами.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных по 3 поданкетам. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

Анкета № 1

  1. интересно ли тебе на уроках?
  2. стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. пытаешься ли найти ответ, если тебе что-то непонятно?
  4. пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. стремишься ли вести себя так, чтобы не получать замечания?
  6. переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. сам ли стираешь себе белье (носки, майки)?
  8. принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. куришь ли ты?
  15. приходилось ли тебе убегать из дома?

Анкета № 2

  1. приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. приходилось ли в кабинете директора или завуча держать ответ за плохое поведение?
  5. случалось ли быть участником драки в школе?
  6. доводилось ли помогать проводить классные часы или школьные мероприятия?
  7. бывали ли случаи, что ты убегал с классных мероприятий?
  8. пытался ли избегать общественных поручений?
  9. пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
  13. старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
  14. можешь ли устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета № 3

  1. с полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. выполняешь ли ты домашние задания?
  3. связываешь ли ты получение знаний в школе со своим будущим?
  4. вежлив ли с взрослыми вне школы?
  5. вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. считаешься ли с мнением родителей?
  7. проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. выбирали ли тебя в актив класса?
  9. делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине твоего плохого поведения на улице?
  15. встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Обработка результатов

На каждый вопрос могут быть три варианта ответов: да, нет, иногда.

Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом  

+1, - 1, 0 (иногда).

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N больше 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Литература

1 .Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / М. - 1999

2.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

3. Рацимор А.Е. Создание муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.-М.:Новая школа, 2006 г.

4. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / М. - 199

5. http://narkonet.ucoz.ru/index 

6. www.fskn.gov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.

Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....

Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни

Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни...

Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников «Семь шагов к себе»

 Данный проект разработан в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических м...

Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни

Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни через волечение учащихся в волонтёрское движение Клуба Юных Друзей правопорядка"Фемида"...

«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»

Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся...

Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:

Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....

Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…

Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...