«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
статья по теме
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми, быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fskn_formirovanie_antinarkomicheskogo_mirovozzreniya_aprel_2011.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежегодная Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ
в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
К О Н К У Р С Н А Я Р А Б О Т А № ____________________
«Организация работы
по профилактике наркомании
и пропаганде здорового образа жизни
в муниципальном общеобразовательном учреждении»
АВТОР Резкина Валентина Сергеевна,
заместитель директора школы по воспитательной работе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мендюкинская средняя общеобразовательная школа
Зарайского района Московской области
Адрес АВТОРА:
140603, Московская область, г. Зарайск, 2 микрорайон, д.32, кв. 47
телефоны: (49666) 6-02-22
e-mail: school-mendukino@inbox.ru
2011 г.
Содержание
Введение. Актуализация проблемы наркомании. – 3-5 стр.
- Направления работы по профилактике наркомании
и пропаганде здорового образа жизни. - 5-6 стр.
- Основные составляющие системы профилактики
наркомании в школе. – 6-10 стр.
- Участники профилактической работы. – 10-14 стр.
- Диагностическая работа. – 14-15 стр.
Заключение. – 15 стр.
Приложения. – 16-20 стр.
Список используемой литературы. – 21 стр.
Введение.
Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.
От общего числа наркоманов в России по статистике -
20% - это школьники.
60% – молодежь в возрасте 16-30 лет
20% - люди более старшего возраста
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди городских школьников 15— 17 лет в целом по Московской области составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков.
Ситуация в стране осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация, табакокурение и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное время препровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.
Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно здесь. Для образовательных учреждений стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» и приема ПАВ;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми, быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникла необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ. Система профилактики наркомании будет более эффективной, если: подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим "веществам, умения
правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять
эмоциями и чувствами; в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и
другие специалисты будут едины.
- Направления работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни.
На протяжении нескольких лет работы школы над вопросом профилактики наркомании и пропаганде здорового образа жизни, мы определили для себя, какими принципами нужно руководствоваться, чтобы «не навредить». Основными принципами профилактической работы мы считаем:
- Комплексность или согласованность: взаимодействие специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, психолог, медицинские работники, нарколог, работники по защите прав ребенка, работники КДН и ЗП, ОДН ОВД и др.).
- Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов, форм работы с
учетом возраста детей, степени вовлеченности в наркогенную зону. - Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье
как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
• Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы: социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей,
определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоении навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
образовательный аспект (формирование системы представления о негативных
последствиях употребления наркотических веществ).
• Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках
правовой базы.
- Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только
учебным процессом, что обеспечивается внеклассной работой, дополнительным образованием.
- Систематичность: работа по профилактике должна вестись систематически,
каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, выделяем три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
• Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, употребляющими наркотические вещества.
- Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической
работы, организационно-методическая антинаркотическая работа. - Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме
наркомании; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка
семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.
- Основные составляющие системы профилактики наркомании в школе.
Данное направление проходит через реализацию школьных целевых программ:
«Здоровье»
Цель программы:
- предоставление всех возможностей школы для формирования психически здорового,
социально-адаптированного, физически развитого выпускника.
Задачи:
- формирование у учащихся потребности здорового образа жизни;
- формирование здоровых взаимоотношений с миром, обществом, самим собой как
фактором, влияющим на здоровье, организацию здорового досуга; - повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- просвещение родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Прогнозируемый результат:
• здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и
предназначение в жизни выпускник.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники (ОБЖ, химии, биологии, физкультуры, литературы и др.)
- медицинские работники (сельская амбулатория, центральная районная больница);
- сотрудники отдела ФСКН;
- школьные специалисты (психолог, логопед);
- родители.
Педагогические средства:
- пакет диагностик: состояние здоровья учащихся, склонность к вредным привычкам,
уровень качества знаний по теме «Здоровый образ жизни»; - методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся
гигиенических навыков; - программы учебных предметов, формирующих основы здорового образа жизни;
- Дни Здоровья;
- программа работы школьного психолога;
- программа летнего оздоровительного сезона;
- городская спартакиада, школьные мероприятия спортивно-массовой,
оздоровительной работы.
«Подросток»
Цель: воспитание правопослушного гражданина, адаптированного к жизни в современных условиях.
Задачи:
- формировать коммуникативные качества личности;
- проводить работу по профилактике правонарушений;
- просвещать учащихся в вопросах разрешения конфликтных ситуаций;
- вовлекать учащихся во внеклассную работу школы, в работу системы
дополнительного образования.
Прогнозируемый результат:
- нравственно-здоровый, адаптированный к жизни выпускник.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители;
- врач-педиатр;
- школьный психолог;
- сотрудники ОВД, прокуратуры.
Педагогические средства:
- программы учебных предметов, формирующих активную жизненную позицию
учащихся; - циклограмма работы школы по защите прав детей, предупреждению правонарушений
и преступлений школьников; - план работы школьного психолога;
- методические рекомендации классным руководителям по вопросам изучения уровня
воспитанности учащихся и определения социального благополучия ребенка в семье; - план работы совета школы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- пакет диагностик уровня воспитанности учащихся; нравственной воспитанности старшеклассников; социальное благополучие ребенка; диагностика «Выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»; тестирование «Жизненные ценности старшеклассников»; диагностика «Изучение психологического микроклимата в группе школьников»; диагностика «Уровень сформированности классного коллектива";
- банк данных на детей девиантного поведения; карточка индивидуального изучения школьника группы риска;
- школьные мероприятия.
«Семья»
Цель: организация совместной работы школы и семьи по соблюдению единых требований по вопросам воспитания детей.
Задачи:
- оказывать помощь родителям в вопросах психологии и воспитании детей;
- привлекать родителей к педагогическому всеобучу, к внеклассным занятиям;
- привлекать родителей к решению школьных вопросов.
Прогнозируемый результат: - активный, заинтересованный в жизни школы родитель.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители;
- врач-педиатр;
- школьный психолог;
- сотрудники ОВД, прокуратуры.
Педагогические средства:
- план работы родительского комитета;
- план работы совета школы;
- банк данных на семьи, стоящие на внутришкольном учете, акты обследования этих семей;
- показатели социального статуса и образовательного уровня родителей;
- социальная карта школы;
- пакет диагностик об удовлетворенности родителей работой школы.
«Интеллект»
Цель: развитие умственных способностей учащихся, воспитание интереса к учебно-воспитательной деятельности.
Задачи:
- расширять сеть кружков, факультативов для реализации запросов детей, размаха их творчества и фантазии;
- развивать интеллектуальные способности учащихся, умение логически мыслить;
- предоставить возможности школы для проявления индивидуальности ребенка.
Прогнозируемый результат:
активный, умеющий логически мыслить, стремящийся к самосовершенствованию выпускник.
Участники программы:
- учащиеся; ,
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители;
- руководители объединений дополнительного образования;
- руководители ШМО.
Педагогические средства:
- программы работы объединений дополнительного образования;
- поисково-исследовательская работа;
- школьные мероприятия (предметные недели, интеллектуально-развивающие игры);
- мониторинг качества знаний учащихся;
- анкетирование «Школьная жизнь».
«Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися школы инициативности и самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе, творчества.
Задачи:
- совершенствовать умения адекватно оценивать проделанную работу;
- развивать инициативность, творческое отношение к делу;
- предоставить возможности школы для проявления индивидуальности ребенка;
- повышать качество мероприятий.
Прогнозируемый результат:
- инициативный, творчески мыслящий, умеющий выступать перед аудиторией выпускник.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители.
Педагогические средства:
- школьный план работы;
- методические рекомендации классным руководителям по организации и проведению мероприятий;
- конкурс «Самый активный класс».
3. Участники профилактической работы.
Проведение работы по здоровьесбережению учащихся заложено в должностной инструкции «Классный руководитель», администрации и педагогов школы.
Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Ежегодно в план внутришкольного контроля включаются вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Работа классного руководителя по антинаркотическому воспитанию», «Работа с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете». Данное направление работы находит свое отражение и в планах работы школьных методических объединений классных руководителей, учителей начальных классов, учителей-предметников.
Учителя-предметники обеспечивают организацию профилактической работы на уроке: использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по физике, окружающему миру, биологии включены занятия на санитарно-гигиеничекие темы; вопросы профилактики наркомании решаются в рамках уроков ОБЖ, литературы, биологии, химии, обществознания. На практике учителя используют такие формы работы с детьми, как викторина, инсценирование, урок-практикум, урок-исследование, урок - игра, семинар.
Для педагогических работников составлена памятка, обеспечивающая действия
при установлении факта употребления психоактивных веществ.
Классные руководители благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психологической и т. д.). Основная форма работы классного руководителя – классный час. В нашей школе проводятся циклы классных часов по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни: «Сделай свой выбор», «Умей сказать «Нет!», «За здоровый образ жизни», «На пороге взрослой жизни».
Проводимые мероприятия должны быть запоминающимися. В связи с этим классными руководителями были изучены и успешно применяются на практике современные воспитательные технологии, а именно: технология критического мышления, технология проведения дискуссий и развивающего диалога, шоу – технологии и другие.
Школьный психолог обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы (тестирование, анкетирование); психологическое консультирование нуждающихся в этом школьников; психологическую поддержку педагогического процесса; выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга и организация индивидуальной работы с ними по запросам классных руководителей и администрации.
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе планирует свою работу в соответствии с общешкольным планом работы. Совет проводит заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники. По необходимости в работе Совета принимают участие: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, школьный инспектор ОДН ОВД, медицинские работники. Патронатный воспитатель, назначенный органами социальной защиты населения из числа педагогов школы, осуществляет индивидуальную работу с трудными детьми и их родителями. Он регулярно посещает семьи, помогает им в решении социальных вопросов, а так же в вопросах обучения и воспитания детей. Воспитатель работает в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, что позволяет своевременно решать возникшие проблемы.
Библиотека обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Библиотекарь организовывает тематические выставки книжной литературы, помогает учащимся в подборе литературы по данной теме для написания творческих работ, подготовки докладов и др.
Дополнительное образование помогает реализовывать принцип непрерывности. В школе на протяжении 10 лет работает кружок валеологической направленности «Эко-десант». Руководитель объединения организовывает проведение конкурсов плакатов, радиопередач, выступление агитбригады, выпуск памяток для учащихся по борьбе с вредными привычками, проведение внеклассных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и профилактику наркозависимости во всех ее проявлениях.
Руководителем и членами объединения были проведены мероприятия: риск- версия «Хочешь быть здоров - будь им», радиопередача «Наркомания - знак беды», агитбригада «Здоровье нации в опасности», «Мир иллюзий», показан опыт «Курящая бутылка», выпуск газеты «СПИД - чума 21 века», конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».
Второй год в 4 классе ведется факультативный курс «Школа докторов природы», на, котором основной темой являются вопросы организации здорового образа жизни. Со следующего учебного года для учащихся 1 – 5 классов планируем ввести образовательный курс «Правильное питание».
Более 10 лет в школе работает спортивный клуб «Лидер». Члены клуба организовывают и проводят спортивные мероприятия, вечера отдыха, которые способствуют пропаганде здорового образа жизни.
Дополнительное образование призвано занять детей в свободное от учебы время, сделать их досуг полезным для души и тела. В настоящее время количество часов в школе, выделенных на дополнительное образование, резко сократилось. Мы решаем эту проблему совместно с сельскими клубами, находящимися на территории микрорайона школы, а так же с городскими учреждениями дополнительного образования. Убеждаем родителей в необходимости занятости детей в свободное время. Уже на протяжении нескольких лет занятость воспитанников в среднем составляет более 87 %. Значительная часть детей посещает спортивные секции.
Органы ученического самоуправления участвуют в антинаркотических мероприятиях, в организации и проведении внеклассной работы. Ежегодно в III декаде января в школе проходят мероприятия под девизом «Здоровым быть модно!». Совет старшеклассников совместно с заместителем директора по ВР и старшей вожатой составляет план мероприятий. Ежегодно одно из занятий школы актива посвящено формированию здорового образа жизни.
Организация просвещения родителей по проблемам наркомании. Это направление работы находит свое отражение в планах воспитательной работы классных руководителей, в общешкольном плане работы. В работе с родителями используются следующие формы деятельности: проведение бесед, родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка, работа с конфликтными семьями, включая совместные мероприятия с службой социальной защиты, органами местного управления, ОВД, КДН и ЗП, ОДН ОВД.
С целью проведения просветительской работы среди родителей были проведены общешкольные родительские собрания: «Молодежь косит пивной алкоголизм», «Духовно-нравственное воспитание в семье», «На повестке дня - свободное время школьника». Так как родители обучающихся, в основном, - выпускники нашей школы, нам легче найти с ними общий язык, выбрать правильную тактику ведения разговора во время беседы, предупредить ошибки в воспитании детей, помочь детям в обучении там, где родители этого самостоятельно сделать не могут. Общение с родителями строится на доверии и взаимопонимании. Но не каждый родитель может поделиться своей бедой. В связи с этим в школе были разработана «Памятка родителям (борьба с наркоманией)». В фойе школы мы оформили стенд «Для вас, родители», на котором размещена информация обо всех службах, взаимодействующих с образовательным учреждением; номера телефонов доверия, а так же список и место размещения нормативно – правовых документов, которыми в своей деятельности руководствуется школа.
Сотрудники Луховицкого МРО 5 службы ФСКН РФ по Московской области проводят информационно – просветительскую работу с учащимися; лекционную работу с педагогическим составом; по необходимости, проводят консультации с родителями.
Сотрудники правоохранительных органов проводят занятия по правовой грамотности обучающихся; осуществляют учет обучающихся, замеченных в приеме, распространении наркотических средств и алкогольной продукции; являются связующим звеном с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
СМИ и Интернет. В школе работает объединение «Юный корреспондент». Одним из направлений его работы является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни. В районной газете «За новую жизнь» статьи учащихся и их руководителя были размещены неоднократно: «Никогда не теряйте надежды» (нет наркотикам), «Не перешагнуть черту». «Есть на свете такая боль», «Непридуманная история. Сашка», «Нет – наркотикам!». По данному направлению педагоги школы пользуются информацией с Интернета. Широко используем материалы сайта Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (www.fskn.gov.ru). С адресом сайта были ознакомлены дети и их родители. Родителям настоятельно рекомендуется следить за тем, какие сайты посещают дети и в какие компьютерные игры играют.
Медицинские работники проводят с учащимися профилактические беседы по наркомании и по сохранению и укреплению здоровья. Работа проводится как групповая, так и индивидуальная.
4. Диагностическая работа.
Любая работа не может считаться полноценной и эффективной без проведения диагностики.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
С целью определения уровня эффективности работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, ее корректировки в школе проводится диагностическая работа.
Анкетирование «Моё отношение к вредным».
Изучение было начато с учащихся 5 класса, которое проводится на протяжении четырех лет. Результаты следующие: количество детей, попробовавших курить, увеличилось с 23,5% до 52,6%, но курящих детей стало 9 %. Увеличилось число детей, попробовавших алкоголь, с 17,7% до 26,3%. Мнение ребят, что алкоголь вреден для здоровья, утвердилось – с 88,2% до 94,8%. Попробовавших и употребляющих наркотики - нет. Это, на наш взгляд, неплохой результат. Но работать есть над чем.
В текущем учебном году на внутришкольном учете и учете ОДН ОВД увеличилось количество детей, задержанных за употребление спиртных напитков (по прошлому году было 2 человека, добавилось еще 2). В дальнейшей работе необходимо заострить внимание на профилактике употребления алкоголя, пива.
В конце каждого учебного года проводится диагностика по определению обобщенного показателя социального благополучия детей, состоящих на внутришкольном учете. По результатам прошедшего года итоги следующие:
к группе повышенного риска относятся 2 человека (25%), повышенный риск в школьной успеваемости -1 человек (12,5%), имеют отклонения в развитии 4 человека (50%),
низкий доход семьи - 6 человек (75%),
жизненные цели ребенка: четко определенные -1 (12,5%)
позитивная ориентация - 4 (50%),
отсутствие целей – 4 (50%).
В связи с тем, что у большинства детей было выявлено отсутствие определенных целей и планов на будущее, в школе был разработан план профориентационной работы.
С целью определения нравственной воспитанности учащихся и ценностных отношений к жизни, людям, самим себе проведено диагностирование старшеклассников. Опрошено 36 человек. В ходе работы установлено: для большинства значимо - соблюдение законов, труд, учёба, оптимистическое отношение к людям, духовное благополучие. Настораживает то, что
по сравнению с показателями прошлого года уменьшилось число ребят, для которых менее значимо стало стремление к достижениям в жизни, самоопределение в жизни. В связи с выявленными проблемами в этом учебном году на заседании ШМО классных руководителей был рассмотреть вопрос об организации работы по социализации личности.
На протяжении 6 лет в школе проводится отслеживание уровня воспитанности учащихся школы и, в частности, воспитанников, состоящих на внутришкольном учете. Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что работы с детьми «риска» по корректировке их поведения отношения к окружающему имеет положительный результат, т.к. с момента постановки на учет и снятия с него, уровень воспитанности учащихся качественно повышается. Средний показатель уровня воспитанности по школе в целом имеет положительную динамику.
С 2005/2006 учебного года в школе начата работа по выявлению трудовоспитуемых учащихся в классе. Начальный этап изучения – первая ступень обучения. Цель: общее изучение личности воспитанников с тем, чтобы проводить адресную раннюю профилактическую работу, сократить повышение риска в адаптационный период (5 класс). Ежегодно в 5 классе школьным психологом проводится изучение мотивов поведения детей, прибывших из Протекинской начальной школы, определяется группа «риска».
Заключение.
Профилактика наркомании в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной. Профилактика наркомании должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика наркомании должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Профилактика наркомании должна носить массовый характер.
Систематизируя имеющийся опыт работы школы по данному направлению, совершенно очевидно, для того чтобы эта система работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни имела полный успех, предстоит еще немало потрудиться.
Приложение
АНКЕТА
по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств «трудного»
Поэтому первый этап диагностики «трудного» - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение «комплекса трудного». В этом необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применять и упрощенную педагогическую методику, которая фиксирует только самые ярки, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе – анкета, дополняемая наблюдениями, беседами.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных по 3 поданкетам. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
Анкета № 1
- интересно ли тебе на уроках?
- стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- пытаешься ли найти ответ, если тебе что-то непонятно?
- пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- стремишься ли вести себя так, чтобы не получать замечания?
- переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- сам ли стираешь себе белье (носки, майки)?
- принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- помогаешь ли дома по хозяйству?
- совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- куришь ли ты?
- приходилось ли тебе убегать из дома?
Анкета № 2
- приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- приходилось ли в кабинете директора или завуча держать ответ за плохое поведение?
- случалось ли быть участником драки в школе?
- доводилось ли помогать проводить классные часы или школьные мероприятия?
- бывали ли случаи, что ты убегал с классных мероприятий?
- пытался ли избегать общественных поручений?
- пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
- старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
- можешь ли устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета № 3
- с полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- выполняешь ли ты домашние задания?
- связываешь ли ты получение знаний в школе со своим будущим?
- вежлив ли с взрослыми вне школы?
- вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- считаешься ли с мнением родителей?
- проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- выбирали ли тебя в актив класса?
- делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине твоего плохого поведения на улице?
- встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Обработка результатов
На каждый вопрос могут быть три варианта ответов: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом
+1, - 1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N больше 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Литература
1 .Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / М. - 1999
2.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
3. Рацимор А.Е. Создание муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.-М.:Новая школа, 2006 г.
4. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / М. - 199
5. http://narkonet.ucoz.ru/index
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни
Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни...
Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников «Семь шагов к себе»
Данный проект разработан в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических м...
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни через волечение учащихся в волонтёрское движение Клуба Юных Друзей правопорядка"Фемида"...
«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»
Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся...
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....
Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…
Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...