«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
статья по теме
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми, быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fskn_formirovanie_antinarkomicheskogo_mirovozzreniya_aprel_2011.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежегодная Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ
в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
К О Н К У Р С Н А Я Р А Б О Т А № ____________________
«Организация работы
по профилактике наркомании
и пропаганде здорового образа жизни
в муниципальном общеобразовательном учреждении»
АВТОР Резкина Валентина Сергеевна,
заместитель директора школы по воспитательной работе
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мендюкинская средняя общеобразовательная школа
Зарайского района Московской области
Адрес АВТОРА:
140603, Московская область, г. Зарайск, 2 микрорайон, д.32, кв. 47
телефоны: (49666) 6-02-22
e-mail: school-mendukino@inbox.ru
2011 г.
Содержание
Введение. Актуализация проблемы наркомании. – 3-5 стр.
- Направления работы по профилактике наркомании
и пропаганде здорового образа жизни. - 5-6 стр.
- Основные составляющие системы профилактики
наркомании в школе. – 6-10 стр.
- Участники профилактической работы. – 10-14 стр.
- Диагностическая работа. – 14-15 стр.
Заключение. – 15 стр.
Приложения. – 16-20 стр.
Список используемой литературы. – 21 стр.
Введение.
Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.
От общего числа наркоманов в России по статистике -
20% - это школьники.
60% – молодежь в возрасте 16-30 лет
20% - люди более старшего возраста
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди городских школьников 15— 17 лет в целом по Московской области составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков.
Ситуация в стране осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация, табакокурение и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное время препровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.
Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно здесь. Для образовательных учреждений стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» и приема ПАВ;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми, быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникла необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ. Система профилактики наркомании будет более эффективной, если: подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим "веществам, умения
правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять
эмоциями и чувствами; в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и
другие специалисты будут едины.
- Направления работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни.
На протяжении нескольких лет работы школы над вопросом профилактики наркомании и пропаганде здорового образа жизни, мы определили для себя, какими принципами нужно руководствоваться, чтобы «не навредить». Основными принципами профилактической работы мы считаем:
- Комплексность или согласованность: взаимодействие специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, психолог, медицинские работники, нарколог, работники по защите прав ребенка, работники КДН и ЗП, ОДН ОВД и др.).
- Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов, форм работы с
учетом возраста детей, степени вовлеченности в наркогенную зону. - Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье
как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
• Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы: социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей,
определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоении навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
образовательный аспект (формирование системы представления о негативных
последствиях употребления наркотических веществ).
• Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках
правовой базы.
- Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только
учебным процессом, что обеспечивается внеклассной работой, дополнительным образованием.
- Систематичность: работа по профилактике должна вестись систематически,
каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, выделяем три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
• Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, употребляющими наркотические вещества.
- Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической
работы, организационно-методическая антинаркотическая работа. - Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме
наркомании; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка
семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества.
- Основные составляющие системы профилактики наркомании в школе.
Данное направление проходит через реализацию школьных целевых программ:
«Здоровье»
Цель программы:
- предоставление всех возможностей школы для формирования психически здорового,
социально-адаптированного, физически развитого выпускника.
Задачи:
- формирование у учащихся потребности здорового образа жизни;
- формирование здоровых взаимоотношений с миром, обществом, самим собой как
фактором, влияющим на здоровье, организацию здорового досуга; - повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
- просвещение родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Прогнозируемый результат:
• здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и
предназначение в жизни выпускник.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники (ОБЖ, химии, биологии, физкультуры, литературы и др.)
- медицинские работники (сельская амбулатория, центральная районная больница);
- сотрудники отдела ФСКН;
- школьные специалисты (психолог, логопед);
- родители.
Педагогические средства:
- пакет диагностик: состояние здоровья учащихся, склонность к вредным привычкам,
уровень качества знаний по теме «Здоровый образ жизни»; - методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся
гигиенических навыков; - программы учебных предметов, формирующих основы здорового образа жизни;
- Дни Здоровья;
- программа работы школьного психолога;
- программа летнего оздоровительного сезона;
- городская спартакиада, школьные мероприятия спортивно-массовой,
оздоровительной работы.
«Подросток»
Цель: воспитание правопослушного гражданина, адаптированного к жизни в современных условиях.
Задачи:
- формировать коммуникативные качества личности;
- проводить работу по профилактике правонарушений;
- просвещать учащихся в вопросах разрешения конфликтных ситуаций;
- вовлекать учащихся во внеклассную работу школы, в работу системы
дополнительного образования.
Прогнозируемый результат:
- нравственно-здоровый, адаптированный к жизни выпускник.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители;
- врач-педиатр;
- школьный психолог;
- сотрудники ОВД, прокуратуры.
Педагогические средства:
- программы учебных предметов, формирующих активную жизненную позицию
учащихся; - циклограмма работы школы по защите прав детей, предупреждению правонарушений
и преступлений школьников; - план работы школьного психолога;
- методические рекомендации классным руководителям по вопросам изучения уровня
воспитанности учащихся и определения социального благополучия ребенка в семье; - план работы совета школы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- пакет диагностик уровня воспитанности учащихся; нравственной воспитанности старшеклассников; социальное благополучие ребенка; диагностика «Выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»; тестирование «Жизненные ценности старшеклассников»; диагностика «Изучение психологического микроклимата в группе школьников»; диагностика «Уровень сформированности классного коллектива";
- банк данных на детей девиантного поведения; карточка индивидуального изучения школьника группы риска;
- школьные мероприятия.
«Семья»
Цель: организация совместной работы школы и семьи по соблюдению единых требований по вопросам воспитания детей.
Задачи:
- оказывать помощь родителям в вопросах психологии и воспитании детей;
- привлекать родителей к педагогическому всеобучу, к внеклассным занятиям;
- привлекать родителей к решению школьных вопросов.
Прогнозируемый результат: - активный, заинтересованный в жизни школы родитель.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители;
- врач-педиатр;
- школьный психолог;
- сотрудники ОВД, прокуратуры.
Педагогические средства:
- план работы родительского комитета;
- план работы совета школы;
- банк данных на семьи, стоящие на внутришкольном учете, акты обследования этих семей;
- показатели социального статуса и образовательного уровня родителей;
- социальная карта школы;
- пакет диагностик об удовлетворенности родителей работой школы.
«Интеллект»
Цель: развитие умственных способностей учащихся, воспитание интереса к учебно-воспитательной деятельности.
Задачи:
- расширять сеть кружков, факультативов для реализации запросов детей, размаха их творчества и фантазии;
- развивать интеллектуальные способности учащихся, умение логически мыслить;
- предоставить возможности школы для проявления индивидуальности ребенка.
Прогнозируемый результат:
активный, умеющий логически мыслить, стремящийся к самосовершенствованию выпускник.
Участники программы:
- учащиеся; ,
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители;
- руководители объединений дополнительного образования;
- руководители ШМО.
Педагогические средства:
- программы работы объединений дополнительного образования;
- поисково-исследовательская работа;
- школьные мероприятия (предметные недели, интеллектуально-развивающие игры);
- мониторинг качества знаний учащихся;
- анкетирование «Школьная жизнь».
«Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися школы инициативности и самостоятельности, ответственности, искренности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной работе, творчества.
Задачи:
- совершенствовать умения адекватно оценивать проделанную работу;
- развивать инициативность, творческое отношение к делу;
- предоставить возможности школы для проявления индивидуальности ребенка;
- повышать качество мероприятий.
Прогнозируемый результат:
- инициативный, творчески мыслящий, умеющий выступать перед аудиторией выпускник.
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- родители.
Педагогические средства:
- школьный план работы;
- методические рекомендации классным руководителям по организации и проведению мероприятий;
- конкурс «Самый активный класс».
3. Участники профилактической работы.
Проведение работы по здоровьесбережению учащихся заложено в должностной инструкции «Классный руководитель», администрации и педагогов школы.
Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Ежегодно в план внутришкольного контроля включаются вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Работа классного руководителя по антинаркотическому воспитанию», «Работа с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете». Данное направление работы находит свое отражение и в планах работы школьных методических объединений классных руководителей, учителей начальных классов, учителей-предметников.
Учителя-предметники обеспечивают организацию профилактической работы на уроке: использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по физике, окружающему миру, биологии включены занятия на санитарно-гигиеничекие темы; вопросы профилактики наркомании решаются в рамках уроков ОБЖ, литературы, биологии, химии, обществознания. На практике учителя используют такие формы работы с детьми, как викторина, инсценирование, урок-практикум, урок-исследование, урок - игра, семинар.
Для педагогических работников составлена памятка, обеспечивающая действия
при установлении факта употребления психоактивных веществ.
Классные руководители благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психологической и т. д.). Основная форма работы классного руководителя – классный час. В нашей школе проводятся циклы классных часов по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни: «Сделай свой выбор», «Умей сказать «Нет!», «За здоровый образ жизни», «На пороге взрослой жизни».
Проводимые мероприятия должны быть запоминающимися. В связи с этим классными руководителями были изучены и успешно применяются на практике современные воспитательные технологии, а именно: технология критического мышления, технология проведения дискуссий и развивающего диалога, шоу – технологии и другие.
Школьный психолог обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы (тестирование, анкетирование); психологическое консультирование нуждающихся в этом школьников; психологическую поддержку педагогического процесса; выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга и организация индивидуальной работы с ними по запросам классных руководителей и администрации.
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе планирует свою работу в соответствии с общешкольным планом работы. Совет проводит заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники. По необходимости в работе Совета принимают участие: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, школьный инспектор ОДН ОВД, медицинские работники. Патронатный воспитатель, назначенный органами социальной защиты населения из числа педагогов школы, осуществляет индивидуальную работу с трудными детьми и их родителями. Он регулярно посещает семьи, помогает им в решении социальных вопросов, а так же в вопросах обучения и воспитания детей. Воспитатель работает в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, что позволяет своевременно решать возникшие проблемы.
Библиотека обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Библиотекарь организовывает тематические выставки книжной литературы, помогает учащимся в подборе литературы по данной теме для написания творческих работ, подготовки докладов и др.
Дополнительное образование помогает реализовывать принцип непрерывности. В школе на протяжении 10 лет работает кружок валеологической направленности «Эко-десант». Руководитель объединения организовывает проведение конкурсов плакатов, радиопередач, выступление агитбригады, выпуск памяток для учащихся по борьбе с вредными привычками, проведение внеклассных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и профилактику наркозависимости во всех ее проявлениях.
Руководителем и членами объединения были проведены мероприятия: риск- версия «Хочешь быть здоров - будь им», радиопередача «Наркомания - знак беды», агитбригада «Здоровье нации в опасности», «Мир иллюзий», показан опыт «Курящая бутылка», выпуск газеты «СПИД - чума 21 века», конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».
Второй год в 4 классе ведется факультативный курс «Школа докторов природы», на, котором основной темой являются вопросы организации здорового образа жизни. Со следующего учебного года для учащихся 1 – 5 классов планируем ввести образовательный курс «Правильное питание».
Более 10 лет в школе работает спортивный клуб «Лидер». Члены клуба организовывают и проводят спортивные мероприятия, вечера отдыха, которые способствуют пропаганде здорового образа жизни.
Дополнительное образование призвано занять детей в свободное от учебы время, сделать их досуг полезным для души и тела. В настоящее время количество часов в школе, выделенных на дополнительное образование, резко сократилось. Мы решаем эту проблему совместно с сельскими клубами, находящимися на территории микрорайона школы, а так же с городскими учреждениями дополнительного образования. Убеждаем родителей в необходимости занятости детей в свободное время. Уже на протяжении нескольких лет занятость воспитанников в среднем составляет более 87 %. Значительная часть детей посещает спортивные секции.
Органы ученического самоуправления участвуют в антинаркотических мероприятиях, в организации и проведении внеклассной работы. Ежегодно в III декаде января в школе проходят мероприятия под девизом «Здоровым быть модно!». Совет старшеклассников совместно с заместителем директора по ВР и старшей вожатой составляет план мероприятий. Ежегодно одно из занятий школы актива посвящено формированию здорового образа жизни.
Организация просвещения родителей по проблемам наркомании. Это направление работы находит свое отражение в планах воспитательной работы классных руководителей, в общешкольном плане работы. В работе с родителями используются следующие формы деятельности: проведение бесед, родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка, работа с конфликтными семьями, включая совместные мероприятия с службой социальной защиты, органами местного управления, ОВД, КДН и ЗП, ОДН ОВД.
С целью проведения просветительской работы среди родителей были проведены общешкольные родительские собрания: «Молодежь косит пивной алкоголизм», «Духовно-нравственное воспитание в семье», «На повестке дня - свободное время школьника». Так как родители обучающихся, в основном, - выпускники нашей школы, нам легче найти с ними общий язык, выбрать правильную тактику ведения разговора во время беседы, предупредить ошибки в воспитании детей, помочь детям в обучении там, где родители этого самостоятельно сделать не могут. Общение с родителями строится на доверии и взаимопонимании. Но не каждый родитель может поделиться своей бедой. В связи с этим в школе были разработана «Памятка родителям (борьба с наркоманией)». В фойе школы мы оформили стенд «Для вас, родители», на котором размещена информация обо всех службах, взаимодействующих с образовательным учреждением; номера телефонов доверия, а так же список и место размещения нормативно – правовых документов, которыми в своей деятельности руководствуется школа.
Сотрудники Луховицкого МРО 5 службы ФСКН РФ по Московской области проводят информационно – просветительскую работу с учащимися; лекционную работу с педагогическим составом; по необходимости, проводят консультации с родителями.
Сотрудники правоохранительных органов проводят занятия по правовой грамотности обучающихся; осуществляют учет обучающихся, замеченных в приеме, распространении наркотических средств и алкогольной продукции; являются связующим звеном с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
СМИ и Интернет. В школе работает объединение «Юный корреспондент». Одним из направлений его работы является профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни. В районной газете «За новую жизнь» статьи учащихся и их руководителя были размещены неоднократно: «Никогда не теряйте надежды» (нет наркотикам), «Не перешагнуть черту». «Есть на свете такая боль», «Непридуманная история. Сашка», «Нет – наркотикам!». По данному направлению педагоги школы пользуются информацией с Интернета. Широко используем материалы сайта Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (www.fskn.gov.ru). С адресом сайта были ознакомлены дети и их родители. Родителям настоятельно рекомендуется следить за тем, какие сайты посещают дети и в какие компьютерные игры играют.
Медицинские работники проводят с учащимися профилактические беседы по наркомании и по сохранению и укреплению здоровья. Работа проводится как групповая, так и индивидуальная.
4. Диагностическая работа.
Любая работа не может считаться полноценной и эффективной без проведения диагностики.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
С целью определения уровня эффективности работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, ее корректировки в школе проводится диагностическая работа.
Анкетирование «Моё отношение к вредным».
Изучение было начато с учащихся 5 класса, которое проводится на протяжении четырех лет. Результаты следующие: количество детей, попробовавших курить, увеличилось с 23,5% до 52,6%, но курящих детей стало 9 %. Увеличилось число детей, попробовавших алкоголь, с 17,7% до 26,3%. Мнение ребят, что алкоголь вреден для здоровья, утвердилось – с 88,2% до 94,8%. Попробовавших и употребляющих наркотики - нет. Это, на наш взгляд, неплохой результат. Но работать есть над чем.
В текущем учебном году на внутришкольном учете и учете ОДН ОВД увеличилось количество детей, задержанных за употребление спиртных напитков (по прошлому году было 2 человека, добавилось еще 2). В дальнейшей работе необходимо заострить внимание на профилактике употребления алкоголя, пива.
В конце каждого учебного года проводится диагностика по определению обобщенного показателя социального благополучия детей, состоящих на внутришкольном учете. По результатам прошедшего года итоги следующие:
к группе повышенного риска относятся 2 человека (25%), повышенный риск в школьной успеваемости -1 человек (12,5%), имеют отклонения в развитии 4 человека (50%),
низкий доход семьи - 6 человек (75%),
жизненные цели ребенка: четко определенные -1 (12,5%)
позитивная ориентация - 4 (50%),
отсутствие целей – 4 (50%).
В связи с тем, что у большинства детей было выявлено отсутствие определенных целей и планов на будущее, в школе был разработан план профориентационной работы.
С целью определения нравственной воспитанности учащихся и ценностных отношений к жизни, людям, самим себе проведено диагностирование старшеклассников. Опрошено 36 человек. В ходе работы установлено: для большинства значимо - соблюдение законов, труд, учёба, оптимистическое отношение к людям, духовное благополучие. Настораживает то, что
по сравнению с показателями прошлого года уменьшилось число ребят, для которых менее значимо стало стремление к достижениям в жизни, самоопределение в жизни. В связи с выявленными проблемами в этом учебном году на заседании ШМО классных руководителей был рассмотреть вопрос об организации работы по социализации личности.
На протяжении 6 лет в школе проводится отслеживание уровня воспитанности учащихся школы и, в частности, воспитанников, состоящих на внутришкольном учете. Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что работы с детьми «риска» по корректировке их поведения отношения к окружающему имеет положительный результат, т.к. с момента постановки на учет и снятия с него, уровень воспитанности учащихся качественно повышается. Средний показатель уровня воспитанности по школе в целом имеет положительную динамику.
С 2005/2006 учебного года в школе начата работа по выявлению трудовоспитуемых учащихся в классе. Начальный этап изучения – первая ступень обучения. Цель: общее изучение личности воспитанников с тем, чтобы проводить адресную раннюю профилактическую работу, сократить повышение риска в адаптационный период (5 класс). Ежегодно в 5 классе школьным психологом проводится изучение мотивов поведения детей, прибывших из Протекинской начальной школы, определяется группа «риска».
Заключение.
Профилактика наркомании в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной. Профилактика наркомании должна осуществляться в доступной детям форме. Профилактика наркомании должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков. Профилактика наркомании, осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Профилактика наркомании должна быть систематической, а не разовой акцией. Профилактика наркомании должна носить массовый характер.
Систематизируя имеющийся опыт работы школы по данному направлению, совершенно очевидно, для того чтобы эта система работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни имела полный успех, предстоит еще немало потрудиться.
Приложение
АНКЕТА
по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств «трудного»
Поэтому первый этап диагностики «трудного» - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение «комплекса трудного». В этом необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применять и упрощенную педагогическую методику, которая фиксирует только самые ярки, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе – анкета, дополняемая наблюдениями, беседами.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных по 3 поданкетам. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
Анкета № 1
- интересно ли тебе на уроках?
- стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- пытаешься ли найти ответ, если тебе что-то непонятно?
- пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- стремишься ли вести себя так, чтобы не получать замечания?
- переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- сам ли стираешь себе белье (носки, майки)?
- принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- помогаешь ли дома по хозяйству?
- совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- куришь ли ты?
- приходилось ли тебе убегать из дома?
Анкета № 2
- приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- приходилось ли в кабинете директора или завуча держать ответ за плохое поведение?
- случалось ли быть участником драки в школе?
- доводилось ли помогать проводить классные часы или школьные мероприятия?
- бывали ли случаи, что ты убегал с классных мероприятий?
- пытался ли избегать общественных поручений?
- пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса?
- старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?
- можешь ли устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
Анкета № 3
- с полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- выполняешь ли ты домашние задания?
- связываешь ли ты получение знаний в школе со своим будущим?
- вежлив ли с взрослыми вне школы?
- вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- считаешься ли с мнением родителей?
- проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- выбирали ли тебя в актив класса?
- делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине твоего плохого поведения на улице?
- встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Обработка результатов
На каждый вопрос могут быть три варианта ответов: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом
+1, - 1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N больше 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Литература
1 .Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / М. - 1999
2.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
3. Рацимор А.Е. Создание муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.-М.:Новая школа, 2006 г.
4. Левин Б.М. Наркомания и наркоманы: книга для учителя / М. - 199
5. http://narkonet.ucoz.ru/index
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни
Система работы Силантьева Алексея Николаевича по пропаганде здорового образа жизни...
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни
Профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни через волечение учащихся в волонтёрское движение Клуба Юных Друзей правопорядка"Фемида"...
Выступление на родительском собрании по теме: "«Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни»
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название...
«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»
Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся...
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....
Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…
Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...