Проблемные аспекты подготовки учащихся к творческим конкурсам в общеобразовательных учреждениях.
статья по изобразительному искусству (изо)
В данной статье мне захотелось рассмотреть основные проблемные аспекты подготовки учащихся общеобразовательных школ к творческим конкурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_aspekty_podgotovki_uchashchihsya_k_tvorcheskim_konkursam.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Киселева Е.А.
учитель МХК,
изобразительного искусства ГБОУ СОШ №383
г. Санкт-Петербурга
Проблемные аспекты подготовки учащихся к творческим конкурсам в общеобразовательных учреждениях
Современный подход к образованию регламентируется ФГОС. Изменения, которые вносятся в учебные планы общеобразовательных школ на сегодняшний день, требуют от учителей поиска новых возможностей для развития творческих способностей учащихся. Большой блок предметов эстетического цикла таких как: история и культура Санкт-Петербурга, МХК, изобразительное искусство, зачастую убираются из перечня изучаемых дисциплин с 5 по 11 класс. В то время как желание учащихся и огромный творческий потенциал, говорят нам о необходимости их изучения. Многие коллеги отмечают тот факт, что дети перегружены и не могут участвовать в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Мне захотелось разобраться в этом вопросе и рассмотреть основные проблемные аспекты подготовки учащихся общеобразовательных школ к творческим конкурсам.
1. На Всероссийском съезде учителей предметной области «Искусство» от 15.10.2020 г. были затронуты наиболее важные вопросы преподавания таких учебных дисциплин как: МХК, изобразительное искусство, черчение. Большинство участников Съезда высказались в пользу сохранения данных предметов в учебных планах школ. Ведение часов внеурочной и урочной деятельности в общеобразовательных учреждениях позволяет детям расширять свой кругозор непосредственно в стенах учебного заведения. Это, безусловно, положительный момент так как:
- не все дети имеют возможность посещать изостудии, художественные школы района, города из-за их удаленности от дома или неудобного расписания занятий;
- художественные школы проводят ограниченный конкурсный отбор будущих воспитанников;
- занятия в кружках и изостудиях частных организаций требуют больших финансовых затрат, а, соответственно, не многие родители могут себе это позволить.
2. На уроках гуманитарной и эстетической направленности, в ходе работы с классом, учитель может заметить интерес учащихся к той или иной теме. Это позволяет учителю построить для ребенка индивидуальный маршрут для расширения знаний по изучаемому предмету или конкретной области искусства.
3. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы участия детей в олимпиадах разного уровня. Так, например, в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Искусство» (МХК) участвуют ребята с 5 по 11 класс. Многие из них становятся призерами и победителями этого этапа и приглашаются для участия в районном туре, где также занимают призовые места. Но, как показывает практика, подготовить учащихся только на уроках практически невозможно. Для большинства ребят участие в олимпиаде – это способ проверить свои знания, но есть и те, кто нацелен на более высокий результат, например, необходимый для поступления в колледж или ВУЗ. В этом случае на помощь приходят дистанционные формы подготовки и направлены они будут на достижение индивидуального результата.
Есть учащиеся, которые испытывают неуверенность в своих силах и знаниях. В этом случае роль учителя-предметника очень велика, ведь именно он может направить, помочь, рассказать о том, как проходит олимпиада, привести примеры из опыта участия ребят прошлых лет.
4. Мы живем в век информатизации, новых технологий. Огромное количество анонсов конкурсов, положений о мероприятиях разного уровня, поступающих к современному школьнику, не всегда вызывают желание в них участвовать. Ребенок буквально захлебывается в таком потоке информации, которую предлагают интернет - источники, школа, организации дополнительного образования. По этой причине, основной обязанностью педагога, заинтересованного в участии детей в конкурсах и олимпиадах, становится, прежде всего, отбор материала, грамотное распределение нагрузки, которая выпадет на участников мероприятия.
5. Следует отметить и тот факт, что современный школьник все меньше усидчив. Повышенная речевая и двигательная активность на уроках, к сожалению, не является показателем хорошей работоспособности. Ученик XXI века старается выполнить задание как можно быстрее, лишь бы было сделано, но не задумывается о качестве своей работы. Выполнив задание, он старается отдохнуть, заняться своими делами, не имеющими отношения к теме, изучаемой на уроке. И этот факт не «говорит» о том, что ребенок не заинтересован, к сожалению, это психологическая особенность большинства современных школьников.
Таким образом, рассмотрев лишь некоторые аспекты, влияющие на работу детей, принимающих участие в творческих конкурсах, можно сделать следующие выводы:
- роль педагога в подготовке ребенка к участию в олимпиадах, конкурсах очень велика: отбор информации, распределение нагрузки, индивидуальные занятия, в том числе с использованием дистанционных технологий, консультации, оформление необходимых документов согласно положениям и т. д.
- чтобы заинтересовать ребенка, необходимо обращаться «адресно», то есть к конкретному ученику или группе учащихся. Ребята должны чувствовать, что выполнение этой работы доверяют именно им, в них заинтересованы.
- в современной школе мы часто сталкиваемся с проблемой правильного доведения информации до сведения учителей-предметников, классных руководителей, а, следовательно, и учащихся. Положение о конкурсе, скинутое в рассылке электронной почты, в социальной сети, чате или даже озвученное на уроке, часто воспринимается так: «Это для всех! Не мне же лично! Могу не участвовать! Кто-нибудь сделает!» Такая подача недопустима!
- несмотря на то, что современному школьнику мир стал открыт с точки зрения информационной, это совершенно не означает, что он стал более понятен ребенку, близок. Ведь, как известно, если ученик не освоил то или иное пространство, оно не станет для него значимым. Тоже происходит и с информационным полем.
Подводя итоги, мне бы хотелось еще раз акцентировать внимание на том, что роль учителя в подготовке учащихся к конкурсам очень значима. Умение педагога объяснить, направить, заинтересовать – это бесценный труд, а, главное, возможность для ребенка раскрыть свой творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Основные методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации"
Современное математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развити...
Программа семинара " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности" Выступление.
Выступление на семинаре " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности"...
Информационная справка о проведении муниципального творческого конкурса агитбригад отрядов «Юные друзья полиции» - «Я и мои права!» среди учащихся 5 – 10-х классов общеобразовательных учреждений городского округа Щёлково Московской области.
В декабре 2020 года в МАУДО ДООЦ «Лесная сказка» состоялся муниципальный творческий конкурс агитбригад «Я и мои права!» для отрядов «Юные друзья полиции» из общеобр...
Проект «Новогодние чудеса» методическая разработка по организации проектной деятельности «Коллективно-творческое дело в общеобразовательном учреждении»
Самый любимый праздник детей – это Новый год. Он имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки...
Статья «Использование новых технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ выпускников общеобразовательных учреждений»
Биология - предмет необязательный для итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...