КРУГЛЫЙ СТОЛ для родителей воспитанников старшей группы № 2 и специалистов Колпинского района Санкт-Петербурга
методическая разработка по теме
Роль игры для речевого и умственного развития ребенка
Программа выступлений специалистов:
1. Визитная карточка ГБДОУ № 34. Заведующий Германова Маргарита Александровна.
2. Организация игровой деятельности в старшей группе № 2. Старший воспитатель Сушко Людмила Александровна
3. «Возрастные особенности развития ребёнка от 5 до 6 лет». Педагог – психолог Пшенникова Ольга Валерьевна
4. «Использование игр и пособий для речевого развития детей» (практическое введение в игру)
Учитель – логопед Статкевич Елена Олеговна
5. «Давайте поиграем» Педагог – психолог Пшенникова О.В.
6. Подведение итогов, обмен мнениями.
Содержание выступления за круглым столом
старшего воспитателя Сушко Людмилы Александровны
19.12.12 г, организованного для родителей группы № 2
Тема: Организация игровой деятельности в группе
Главные педагоги - это вы, родители, а мы помощники.
Игра - это серьезно для ребенка. Игра-это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто - это труд, преодоление себя. Словом, игра -это целый мир....
И руководство детской игрой- серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, умение постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, умение любить.....
Купили игрушку - ребенок должен сам играть.
Это совсем не так. Например, покупаете игрушечную кассу. Помните,что игрушка будет интересной и дорогой для ребенка, если Вы предварительно покажите и объясните, что делает кассир в магазине, каковы его обязанности, как строятся его отношения с покупателями. Вы увидите, какую радость после рассказа принесут вашему ребенку подаренная касса, мешочки с предметами, имитирующими продукты.
Необходимо научить ребенка играть, взяв на себя роль, например водителя грузовой машины с продуктами. Непринужденность, терпение, такт- это основное требование к поведению взрослых. Не стесняйтесь подыграть ребенку. Помимо функциональных игрушек, копирующих реальные предметы для полноценной игры, необходимы предметно неоформленные игрушки. Это игрушки широкого диапазона, позволяющие производить разнообразные действия: кубики, бруски, палочки, лоскутки, веревки. Палочки и кубики могут в игре выполнять разнообразные функции: быть едой, инструментами, лекарствами, словом замещать отсутствующие реальные предметы.
Поэтому, как ни трудно поддерживать при наличии этого “хлама” порядок в квартире, придется нам взрослым потерпеть.
Важной особенностью игры с неоформленными материалами является то, что ребенок действуя с ними самостоятельно планирует и контролирует все возможные превращения. А это очень важно для формирования способности ставить сознательные цели и стремиться к выполнению того, что намечено.
По опросу детей многие не знают кем работают его родители, какая их профессия. Чем занимаются на работе? Наша с вами задами познакомить ребенка со своей профессией.
Название, орудия труда, результат, значение для общества.
Игрушки лучше покупать намеченные ранее с детьми, что нужно для продолжения вашей сюжетно-ролевой игры. Не ругайте ребенка, если он разобрал телефон с целью посмотреть из чего он сделан или как работает.
Дети очень любят играть в своих папу и маму. Подыграйте им, взяв на себя роль ребенка.
Увидите себя, свое поведение, поступки.
Помните, что всему вы должны научить, а игре в первую очередь.
Детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых... Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее. Я.Корчак
Игровая деятельность в группе (кратко):
дидактические игры- предварительная работа к организованной совместной деятельности с детьми; хороводные, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные. Частота планирования, соответствие возрасту. Руководство игрой.
Выступление
учителя-логопеда Статкевич Елены Олеговны,
организованного для родителей воспитанников старшей группы № 2
и для специалистов Колпинского района Санкт-Петербурга
Тема: Роль игры для речевого и умственного развития ребенка.
Что дети любят больше всего? Конечно играть-в разные игры,с разными партнерами,с фантастическими
и разнообразными атрибутами. Игра-это особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности?
Почему она так манит к себе и отдельных детей,и группы и большие детские образования.
На эти вопросы нам предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях. До школы игровая
деятельность у детей считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность
совмещается с игрой.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра обладает мощными развивающими характеристиками.Она влияет на развитие всех познавательных процессов:внимания,памяти,мышления,воображения.
С эмоциональной точки зрения технология игры феноминальна и не похожа на другие воспитательные технологии.
Она предлагает детям удовольствие,разнообразные развлечения и одновременно с этим развивает и обучает его.
Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки.ребенок приучается соблюдать правила игры, испытывает радость победы от выигрыша,и что более значимо.учится принимать поражения,когда проигрывает.
Кроме того в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умение общения.
Именно в игре развивается воля ребенка,ведь игра требует решения новых,постоянно усложняющихся задач.
Ребенок следуя правилам игры,должен быстро сообразить,какого поступка ждут от него участники игры.
Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Игра вместе с родителями является мощнейшим средством эмоциональной связи и общения для ребенка на родном языке.
Дети с удовольствием проводят время с родителями.
Одним из средств эмоциональной релаксации ,отвлечением от психологических трудностей ,возникших
при речевых контактах является игра. В своей работе использую авторские многофункциональные игры и пособия ,
опробированные на практике,реализующие одновременно различные цели и этапы работы по коррекции речи детей,
некоторые из них предлагаю вашему вниманию.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ВЕСЕЛЫЙ ШАРИК»
Цели: -закрепление понятий по лексическим темам
- формирование навыка определения наличия звука в слове
- формирование навыка определения первого и последнего звука в слове
- формирование навыка определения места звука в слове
- развитие пространственного праксиса
- понимание и употребление в речи предложно-падежных конструкций
- развитие ручной моторики
- развитие психических процессов
Игровой материал : поле из 9 клеток, разделенных липучкой, схемы для определения места звука в слове,
схемы для звукового анализа, теннисный мячик, наборы картинок на заданные звуки, наборы картинок по лексическим темам.
Ход игры:
1 вариант
Ребенку предлагается назвать предметы, размещенные по клеткам поля, если это предметы одной из лексических тем - дать обобщающее понятие.(в соответствии с программой).Предлагается назвать предметы, в названиях которых есть заданный звук. Ребенку дается маленький шарик, который«хочет путешествовать» по полю (направо, налево, вверх, вниз).Ребенок следует инструкции логопеда и двигая по полю шарик,называет предмет к которому дошел шарик.
Усложнение- логопед называет предмет, а ребенок с помощью шарика,двигаясь по полю озвучивает направление движения.
2 вариант
Ребенку предлагается из предложенных картинок выбрать картинки с заданным логопедом звуком и разместить по игровому полю, правильно произнося звуки в словах. Далее ребенок ,следуя инструкции логопеда находит с помощью шарика картинку и определяет первый и последний звук в слове. Затем ход передается другому ребенку.
Усложнение- логопед называет предмет, а ребенок с помощью шарика,двигаясь по полю озвучивает направление движения.
3 вариант
Логопед предлагает разместить по полю изображения предметов,указывая место расположения с использованием предлогов: справа от ложки поместим вилку и т.д.Дается обобщающее понятие, еслииспользуются предметы по лексическим темам. Далее предлагается с помощью шарика найти определенный предмет и с помощью схемы определить место заданного звука в слове.
Усложнение- Исправить на схеме ошибку ,сделанную заранее логопедом ,при определении места звука в слове, передвинув на схеме кружок на нужное место.
4 вариант
Выполняется звукобуквенный анализ выбранного слова.
Усложнение-исправление заранее сделанной логопедом ошибки в звуковой схеме слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА», «КАРУСЕЛЬ».
Цели: - формирование связной речи
- развитие фонематического слуха
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развитие ручной моторики
- развитие внимания, памяти, мышления
Игровой материал:
Штативы-подставки, детали для цветов: для серединки цветков используются музыкальные диски с разноцветными центрами (синий, зеленый, желтый, красный), лепестки с липучками на них для картинок, наборы картинок на заданные звуки, лексические темы, наборы цифр на липучках, букв, наборное полотно.
Ход игры:
1 вариант
Детям предлагается из предложенных деталей собрать цветочную поляну.
Лепестки цветов украшаются картинками, в названии которых есть заданные логопедом звуки. Детьми составляются предложения с употреблением существительных в форме Творительного падежа.
2 вариант
Детям предлагается отобрать и разместить на лепестках картинки с изображениями предметов, в названии которых, заданный логопедом звук находится: в начале, середине, конце слова. Затем предлагается поиграть в игру «Много чего?» (употребление формы Родительного падежа множественного числа существительных). И в игру «Чего не стало?» - для развития мышления и зрительной памяти.
3 вариант
Детям предлагается отобрать и разместить на лепестках картинки с изображением предметов, в названии которых :один, два, три или более слогов. Затем предлагается игра: «Посчитаем» (употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными) и игра «Что лишнее?» -для развития психических процессов.
4 вариант
Детям предлагается отобрать и разместить на лепестках:
Изображения предметов, в названиях которых определенное количество звуков.
Изображения предметов, названия которых начинаются: с гласного звука, твердого или мягкого согласного звука, звонкого или глухого согласного звука.
Предлагается выполнить звукобуквенный анализ данного слова на наборном полотне. Затем проводятся игры «Что где?» - употребление предложно-падежных конструкций. Игра «Чего не стало?» - для развития психических процессов.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЯ: «ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ»
Цели: - развитие фонематических процессов
- развитие общий моторики, координаций движений
Ход игры:
Взрослый вместе с ребенком произносит правила игры:
Если слышим гласный звук,
То гуляет всё вокруг.
Звонкий звук в начале слова –
Быстро мы бежим от дома.
Если слышим звук глухой –
Возвращаемся домой.
Перечень предлагаемых слов:
Например: «Азбука, Ослик» - ходьба (гуляем вокруг)
«Дом, Бубен» - бег
«Папка, Топор» - возвращения домой (к взрослому)
Ребенок дифференцирует на слух звуки, стоящие в начале слов и выполняют соответствующие движения.
Затем, можно предложить ребенку роль взрослого, а взрослый исполняет роль ребенка.
Выступление педагога-психолога Пшенниковой О.В.
для родителей старшей группы № 2 и специалистов Колпинского района
г.Санкт-Петербурга
тема: Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Это ещё возраст «почемучек», ребёнок задаёт много вопросов. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.Самое главное не забывать, что ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_dlya_rechevogo_i_umstvennogo_razvitiya_rebenk1.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры для речевого и умственного развития ребенка
Программа выступлений специалистов:
1. Визитная карточка ГБДОУ № 34. Заведующий Германова Маргарита Александровна.
2. Организация игровой деятельности в старшей группе № 2. Старший воспитатель Сушко Людмила Александровна
3. «Возрастные особенности развития ребёнка от 5 до 6 лет». Педагог – психолог Пшенникова Ольга Валерьевна
4. «Использование игр и пособий для речевого развития детей» (практическое введение в игру)
Учитель – логопед Статкевич Елена Олеговна
5. «Давайте поиграем» Педагог – психолог Пшенникова О.В.
6. Подведение итогов, обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...
План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Цель урока:· расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...
Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...
Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство» – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...
Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна
Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...