Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе

- Федерального государственного стандарта общего образования

-  Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2006г.)

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykareva_l.n._rabochaya_programma_literat.10-b_2015-16.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО учителей ________________________ гимназии № 446

_________ (_____________)

Протокол № ___ от

«____»___________20   г.

«Рекомендована к использованию»

Решение педагогического совета ГБОУ гимназии №446

Протокол №___________ от

«____»___________20   г.

«Утверждаю»

Директор гимназии № 446

__________ (И.А. Лев)

«___»______________20   г.

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для _10__ класса

Составитель: методист МО учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы высшей категории

                                                           (наименование предмета)

ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Быкарева Лариса Николаевна

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

                   

 

     Пояснительная записка

 

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе

  • Федерального государственного стандарта общего образования
  • Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2006г.)

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Авторы УМК видят задачи  изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • повысить качество чтения;
  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  • развить их литературный вкус;
  • подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;
  • стимулировать творческую активность детей;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: 10 класс – 1 часть линейного курса на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя считаю целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204  часа для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования. В X классе выделяется  102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

 В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

 Предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 10 классов.

Личностные результаты: 

- выявляется приоритет воспитательных и развивающих целей обучения;

- способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов ;

- открывается возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире;

- способствование развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству;

-  воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

 

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

                               Предметные результаты

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-обогащение знаниями в культуре и речи с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды творческих работ;

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  выполнение практических заданий из КИМов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   определение проблемы текста;

   аргументация своей точки зрения;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

 

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

                  Метапредметные результаты

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации метапредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

        В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
  • регулятивные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.

 

Тематический план с основным содержанием всех тем

                 

10 класс (102 часа)

Русская литература и русская история в 18-19 веках.

 Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г.Р. Державина и В.А. Жуковского. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

А.С. Пушкин. Личность поэта. Основные мотивы лирики. Стихи «Деревня». «Вольность». « Пророк». «Я вас любил». «Арион». «На холмах Грузии». «Поэту». «Осень». Роман « Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы лирики. Стихи «Нищий». «Когда волнуется желтеющая нива». «И скучно, и грустно». «Дума». «Поэт». «Молитва». «Родина». «Пророк». «Демон». Роман « Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. Поэма «Мёртвые души».

И.А. Гончаров. «Обломов».

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза».

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети».

Из русской поэзии второй половины 19 века.

Ф.И. Тютчев. Поэт-философ и певец родной природы. «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья», « Как хорошо ты, о море ночное…», «К.Б.».

А.А. Фет. «Поэтам», «Ещё весны душистой нега…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На железной дороге».

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. «Я не люблю иронии твоей», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», « Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Пророк», «Зине».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. «История одного города».

Н.С. Лесков. «Очарованный странник».

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. «Война и мир».

А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь». Пьеса «Вишнёвый сад».

Из зарубежной литературы

И.В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Фауст».

О. де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Гобсек»

Контингент учащихся

 

                          Учащиеся 10 класса являются классом с разноуровневой подготовкой.

 

Технологии, используемые в образовательном процессе

 

  Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии

   Чтение и письмо для развития критического мышления

   ИКТ (ИИП «КМ-ШКОЛА»)

  • Обучение в сотрудничестве
  • Исследовательские методы обучения
  • ТРИЗ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые методы обучения
  • Литературные гостиные
  • Экскурсии по литературным местам Санкт-Петербурга
  • Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
  • Проектные технологии

                                      Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды анализа текста ( пообразный, проблемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задания С Единого государственного экзамена;

 - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-  написание сочинений на литературную тему;

- овладение монологической речью;

- работа над различными жанрами устной и письменной речи

Требования к уровню подготовки выпускников

           

Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются общие и частные знания и умения. Учащиеся должны знать/понимать

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 10 класса должны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка 

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные  факты о жизни и творчестве  изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

  1. Тесты (типа ЕГЭ).
  2. Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
  3. Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
  4. Изложения с творческим заданием.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся

 

Цель проектной деятельности:

направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность учащихся в разнообразных видах школьной жизни, организуемой педагогом.

Осуществлять формирование и развитие всех видов речевой деятельности.

Задачи:

-  развитие навыков исследовательской деятельности учащихся,

- развитие творческих способностей,

-  стимулирование познавательной активности,

-  углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект,

 - развитие  взаимодействия учащихся сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

- формировать умение связно излагать свои мыслив устной и письменной форме с учетом ситуации общения.

 - формировать умение работать с информацией и использовать специальные программы для создания презентации.

 - воспитывать культуру речевого поведения.

- развивать умение отбирать нужный материал, подбирать художественно – иллюстративный ряд.

                                       Планируемые результаты

         

          Повышение интереса к изучению предмета

     Воспитание нравственных качеств в процессе подготовки и реализации проекта

    Формирование гражданской позиции.

    Создание условий и возможностей для учащихся выразить себя и самоутвердиться в коллективе.

          Подготовка к экзамену ЕГЭ по русскому языку  –   обогащение дополнительными знаниями.

 

                           Тематический список проектов для 10 класса(базовый уровень)

  1.  

  1. Особенности русской литературы 2 половины 19 века.
  2. Художественный мир И.А.Гончарова.
  3. Выдающиеся поэты пушкинской поры.
  4. Образы Ф.И.Тютчева и их воплощение в слове.
  5. Художественный мир поэта (по выбору учащегося).
  6. Достоевский в современном видении.
  7. История и роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
  8. Литературно-музыкальная композиция на основе поэзии 19 века.
  9. Тематические альманахи.

 

 

Критерии оценки:

1 – самостоятельность работы над проектом;

2 – обоснование выбора темы и ее актуальность;

3 – практическая значимость работы;

4 – оригинальность решения проблемы;

5 – артистизм и выразительность выступления;

6 – глубина и широта знаний по проблеме;

7 – компетентность докладчика (ответы на вопросы);

8 – использование наглядности и технических средств.

Каждое положение оценивается по 5-балльной системе. Итого высшая оценка – 40 баллов.

Критерии оценивания презентаций.

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

           

Календарно-тематическое планирование (см. в приложении)

            Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

1

Введение. Основные темы и проблемы литературы Х1Х века.

2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

3

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм творчества поэта.

4

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

7

Философская лирика А.С.Пушкина.

8

Практикум - анализ стихотворений.

9

А.С.Пушкин. "Медный всадник".Тема "маленького человека" в поэме.

10

Образ Петра 1 в поэме "Медный всадник" как царя-преобразователя.

11

Социально-философские проблемы в поэме "Медный всадник"

12

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

13

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

14

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

15

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

16

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

17

Анализ стихотворений "Валерик", "Сон", "Завещание"

18

Философская лирика М.Ю.Лермонтова.

19

Анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу…"

20

Урок внеклассного чиения. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

21

Литературно-музыкальная копмозиция по лирике М.Ю.Лермонтова. Урок внеклассного чтения.

22

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

23

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

24

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

25

Романтические и сатирические произведения Н.В.Гоголя.

26

"Петербургские повести" Н.В.Гоголя.

27

Н.В.Гоголь."Невский проспект". Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя "Невский проспект".

29

Урок внеклассного чиения. Н.В.Гоголь. "Портрет".

30

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

31

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

32

Обзор русской литературы второй половины Х1Х века.

33

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.

34

Роман И.А.Гончарова "Обломов". Диалектика характера Обломова.

35

"Обломов" как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

36

"Что такое обломовщина?" Роман "Обломов" в русской критике.

37

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.

38

Драма А.Н.Островского "Гроза". История создания, система образов.

39

Своеобразие конфликта драмы "Гроза". Смысл названия.

40

Город Калинов и его обитатели. Изображение "жестоких нравов" "темного царства".

41

Протест Катерины против "темного царства". Нравственная проблематика пьесы.

42

Споры критиков вогруг драмы А.Н.Островского "Гроза"

43

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

44

И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа "Отцы и дети".

45

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

46

"Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети".

47

Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

48

Анализ эпизода "Смерть Базарова".

49

Сочинение - анализ эпизода.

50

Зачетная работа.

51

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике поэта.

52

Анализ стихотворений философского характера.

53

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева.

54

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

55

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

56

Любовная лирика А.А.Фета.

57

Урок внеклассного чтения. А.К.Толстой. Основные мотивы, темы и образы.

58

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.

59

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в творчестве Н.А.Некрасова.

60

Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова.

61

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова.

62

"Кому на Руси жить хорошо": замысел, история создания, композиция.

63

Образы крестьяни помещиков в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

64

Образы народных аступников в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

65

Особенности поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

66

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Особенности "Сказок".

67

Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города".

68

Образы градоначальников.

69

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания писателя.

70

Урок внеклассного чтения. Народ и война в "Севастопольских рассказах"

71

История создания романа "Война и мир".Особенности жанра. Образ автора.

72

Духовные искания А.Болконского

73

Духовные искания Пьера Безухова

74

Женские образы в романе "Война и мир"

75

Семья Ростовых и семья Болконских

76

Тема народа в романе "Война и мир"

77

Народные образы в романе "Война и мир"

78

Кутузов и Наполеон

79

Проблемы истинного и ложного в романе "Война и мир"

80

Художественные особенности романа "Война и мир"

81

Анализ эпизода из романа "Война и мир"

82

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

84

История создания романа "Преступление и наказание"

85

"Маленькие люди" в романе "Преступление и наказание"

86

Духовные искания героя. Теория Раскольникова

87

"Двойники" Раскольникова

88

Значение образа Сонечки Мармеладовой. Роль эпилога.

89

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество

90

Повесть "Очарованный странник" и ее герой Иван Флягин

91

Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. Рассказ Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"

92

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

93

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов

94

Душевная деградация человека в рассказе "Ионыч"

95

Особенности драматургии Чехова

96

"Вишневый сад". История создания, жанр, система образов

97

Своеобразие чеховского стиля. Символ сада в пьесе

98

Зачетная работа.

99

Урок внеклассного чтения. К.Хетагуров. Жиизнь и творчество.

100

"Вечные вопросы" в зарубежной литературе.Ги де Мопассан. "Ожерелье"

101

Урок внеклассного чтения. А. Рембо. "Пьяный король"

102

Нравственные уроки русской литературы 19 века.

Контроль уровня обученности

             Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

Конкретизированная диагностика сформированности ЗУН у обучающихся

  1. Тест на выявление уровня литературного развития – сентябрь.
  2. Практикум – письменный анализ стихотворения А.С.Пушкина – сентябрь.

3.   Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина – октябрь.

  1. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова – ноябрь.
  1. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя – декабрь.

6.Зачетная работа за 1 полугодие – декабрь.

7.Сочинение-анализ эпизода по творчеству И.С.Тургенева – январь.

8.Домашнее сочинение по творчеству Л.Н.Толстого – февраль.

9.Письменная работа по творчеству Ф.М.Достоевского – март.

10.Зачетная работа за 2 полугодие – апрель.

11. Итоговое тестирование – май.

Критерии оценивания  достижений обучающихся.

Оценка сочинений.

        В основу оценки сочинений по русскому языку должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по  литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                                        Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ.

        Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

        При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

 

Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы, электронные издания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX  века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  2. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  3. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
  4. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
  7. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
  8. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
  9. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.

 

 

Интернет-ресурсы:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар.

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Автор Шевченко Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Представлена программа по русскому языку для 5 класса. В данной программе отражены личностные, предметные и предметные цели с учетом ФГОС....

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...