Семьи «группы риска». Коррекционная работа с ними.
презентация к уроку по теме
В семьях "группы риска", как правило,
формируется личность ребенка противоречивая,
импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров.
Оградить ребенка от антипедагогического
воздействия такой семьи, сгладить патологические
процессы внутри семей "группы риска" – одна из
задач школы и родительского актива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semi_gruppy_riska.ppt | 806 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Оградить ребенка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска" – одна из задач школы и родительского актива.
Организация работы с неблагополучными семьями Прежде всего, необходимо применять дифференцированный подход в работе с семьями учащихся. Он строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ . Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса .
1-й тип 2-й тип 3-й тип 4-й тип 5-й тип Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре " особых " забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Неблагополучные семьи Педагогически несостоятельная семья Конфликтная семья Асоциальная (асоциально – криминальная) семья Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов: установление контакта с членами семьи; выявление существа семейных проблем и причин их возникновения; определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи; реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно; патронирование семьи, если оно необходимо.
Педагогически несостоятельная семья , которая занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Ошибками родителей являются: 1) подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка; 2) обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом; 3) неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность; 4) погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.
В конфликтной семье воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. Ошибками родителей можно считать: 1) сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом; 2) тяжелую морально – психологическую атмосферу для всех членов семьи, и в том числе для ребенка; 3) агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения; 4) настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.
В асоциальной (асоциально – криминальной) семье ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны: один вариант – семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Равнодушно отстраненный стиль отношения к ребенку, непонимание его ценности. Нередко ее образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье; другой вариант – семья, где пьют запойно, родители дерутся друг с другом и бьют детей, ведут паразитический образ жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются воровства. Дети живут в нетерпимой обстановке – пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. Дети нередко ведут "челночный" образ жизни: после очередного "воспитательного" мероприятия бегут из дома, а потом возвращаются, что ухудшает их и без того шаткое положение в школе.
АНОМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Аномальные отношения в семье – это неблагоприятные модели отношений в рамках семьи, которые оказывают негативные воздействия на социальное, когнитивное и эмоциональное развитие ребенка. Одни из них непосредственно касаются отношений ребенка с другими членами семьи; другие подразумевают в целом атмосферу семьи, в которой происходит воспитание ребенка.
Недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми. Имеется в виду значительная недостаточность проявления позитивных чувств в отношении ребенка со стороны родителей: беседуя с ребенком, родитель говорит, не проявляя никаких чувств, или пытается поскорее от него отделаться; у родителя отсутствует интерес к деятельности, успехам или достижениям ребенка; родитель не проявляет сочувствия к трудностям ребенка; родитель редко хвалит и подбадривает ребенка; возникновение тревоги у ребенка воспринимается с раздражением или встречает властные требования хорошо себя вести; физическое утешение при тревоге или дистрессе является кратковременным или совсем отсутствует.
Конфликтные отношения между взрослыми в семье Это конфликты между родителями ребенка или другими членами семьи и домочадцами, включая подростков 16 и более лет. Существуют значительные индивидуальные и субкультурные различия форм и степени, в которых люди выражают свои разногласия или раздражение в открытых конфликтах. Их следует считать аномальными, если они: приводят к серьезной и длительной потере контроля; связаны с генерализацией негативных или враждебных чувств; связаны с атмосферой серьезного межличностного насилия, т.е. с драками и нанесением побоев; завершаются уходом одного из членов семьи из дома или запрещением возвращаться в течение некоторого времени.
Враждебное отношение к ребенку или присвоение ему постоянной роли " козла отпущения " Для оценки этого признака важна констатация сосредоточенности на ребенке сильных негативных чувств со стороны одного или обоих родителей или лиц, их заменяющих, других взрослых членов семьи или домочадцев. Ведущим для оценки является признак специфической враждебности к одному ребенку или отведение ему постоянной роли " виноватого ". Это проявляется в следующих чертах: неоправданная тенденция автоматически ставить в вину ребенку любые проблемы или трудности, возникающие в доме, или отрицательные поступки, кем бы они не совершались; постоянная тенденция приписывать ребенку отрицательные характеристики; критика ребенка, доходящая до степени унижения его как личности, с негативной генерализацией его прошлых провинностей и при ожидании будущих проступков; отчетливая тенденция " придираться " к ребенку или затевать ссоры, если взрослый чем –то расстроен или находиться в плохом настроении; несправедливое отношение к ребенку в отличие от других членов семьи, например, взваливание на него большего объема работы или ответственности, меньшее его вовлечение в позитивные семейные взаимодействия или явное отсутствие внимания к потребностям или трудностям ребенка; применение жестоких мер наказания ( запирание ребенка в темных замкнутых пространствах и т.д. ).
Физическое насилие в отношении ребенка Оценка физического насилия должна включать такие случаи, когда ребенок получал телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, и степень тяжести требовала мед. помощи: наказание было настолько тяжелым, что привело к порезам, переломам костей, вывихам суставов или значительным кровоподтекам; наказание включало нанесение ребенку побоев твердыми или острыми орудиями (палкой, пряжкой ремня и т.п.); во время наказания взрослый утрачивал контроль и не учитывал возможных последствий (например, ударяя ребенка о стену или сталкивая с лестницы); насилие включало необычные и неприемлемые формы причинения физических травм (нанесение ребенку ожогов огнем или кипятком, связывание ребенка или удержание его головы под водой).
Сексуальное насилие ( в семье) Сексуальное насилие в семье включает половые сношения, представляющие собой инцест, а также неинцестуозные отношения между ребенком и кем –то из старших домочадцев, при которых взрослым используется значительная физ. сила или психолог. давление авторитетом, чтобы заставить ребенка вступить в секс. отношения: имел место генитальный контакт между старшим по возрасту человеком и ребенком; проводились какие –либо манипуляции с грудью или гениталиями ребенка в любых обстоятельствах, за исключением купания маленького ребенка; ребенка заставляли прикасаться к груди или гениталиям старшего человека; ребенку преднамеренно демонстрировали грудь или гениталии взрослого человека ( исключаются случаи, когда он увидел их случайно при купании или переодевании ); имела место любая другая форма физического контакта или демонстрации интимных частей тела между взрослым и ребенком, которая привела к возникновению у кого –то из них отчетливого чувства сексуального возбуждения.
Психическое расстройство, отклонение или физический недостаток у лиц, осуществляющих первичную поддержку ребенка К этому фактору следует относить расстройства у членов семьи, способные оказать неблагоприятное воздействие и обусловить риск развития у ребенка психических или поведенческих отклонений. К общим признакам следует относить: наличие психического расстройства, физического недостатка или отклоняющегося поведения, вызывающего социальную неполноценность у члена семьи или домочадца ребенка; характер и степень тяжести этого нарушения выражены настолько, что способны оказать влияние на жизнь ребенка путем создания потенциального риска развития у него психической патологии. Это влияние может носить характер неадекватных форм воспитания, ограничений в социальной жизни ребенка, вовлечения ребенка в аномальные формы поведения, недостаточного ухода за ним.
Психическое расстройство ( отклонение ) у родителей Этот признак включает любой тип текущего психического расстройства, вызывающего утрату трудоспособности и продуктивности у родителя ребенка, независимо от того, получает ли больной психиатрическое лечение или нет. Должны присутствовать свидетельства негативного влияния психического расстройства или стойкого нарушения поведения у родителя на ребенка. К ним следует относить: наличие отчетливой социальной стигматизации, выражающей в том, что ребенок подвергается унижению из –за проблемы, имеющейся у родителя; неадекватность заботы или надзора за ребенком со стороны больного родителя; нарушение воспитания, выражающееся, например, в малой отзывчивости на потребности ребенка, неадекватной реакции на его тревожное или оппозиционное поведение или в ограничении игры/общения с ребенком; конфликты и эмоциональное напряжение в семье; ограничение социальной жизни ребенка; возложение на ребенка ответственности, не соответствующей возрасту.
Психическое расстройство ( отклонение ) или физический недостаток у сиблинга Значимые признаки: ограничение социальной жизни ребенка из –за того, что он стесняется приводить домой друзей или из –за необходимости заботиться о больном сиблинге, что определяет ограничения его социальной активности; искажение взаимодействия между ребенком и родителями или социальной активности семьи из –за того, что родители вынуждены больше заниматься больным сиблингом; постоянное унижение со стороны сверстников из –за странностей поведения, физических или психических недостатков его сиблинга; физические неудобства, испытываемые ребенком в связи с тем, что он должен, например, спать в одной постели со страдающим энурезом сиблингом или подвергаться проявлениям его агрессивного поведения; возложение не соответствующей возрасту ответственности на ребенка в связи с заботой о больном сиблинге.
Неадекватное или искаженное общение в семье Нарушение внутрисемейного общения обуславливает риск развития психических расстройств и отклонений поведения. Ключевыми аспектами искаженного внутрисем. общения являются запутанные и противоречивые высказывания ("двойные послания"), неспособность эффективного использования общения для разрешения семейных дилемм, проблем и конфликтов. Искаженное внутрисемейное общение характеризуется следующими признаками: высказывания являются отчетливо противоречивыми по содержанию и/или присутствует значительное несоответствие между вербальным содержанием и эмоциями, выражаемыми интонациями голоса или мимикой; существует отчетливая тенденция к произнесению длинных, ни к кому конкретно не обращенных тирад при отсутствии реакции на то, что говорят другие члены семьи; бесплодные споры, не приводящие к продуктивному решению или согласию; утаивание ключевой семейной информации, приводящее к нарушению адаптации ( например, ребенку не сообщают о факте усыновления ); регулярные попытки справиться с семейными трудностями путем отказа от их разрешения и обсуждения.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями установление контакта с членами семьи; выявление существа семейных проблем и причин их возникновения; определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи; реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно; патронирование семьи, если оно необходимо .
Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы с помощью педагогов, психологов родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Беседы, преследующие эту цель, требуют большого такта, ибо родители, как правило, остро переживают свое педагогическое фиаско. Начинать разговор следует не с обнажения негативных проблем, а, наоборот, с выявления позитивного. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений – это часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми.
В работе с конфликтной семьей ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту. Важно выявить основные причины конфликтности, среди которых: личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации, психические расстройства, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта); кризис супружеских отношений, ситуация развода, вызывающая повышенное напряжение в отношениях с ребенком; резкое падение уровня жизни семьи, депрофессионализация родителей, утрата работы, вызывающие стрессовые состояния, обострение отношений между супругами.
Асоциальная (асоциально – криминальная) семья Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально –криминальных семьях. устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально –экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Это определяет комплексный характер подхода к решению проблем подобных семей: школа действует при поддержке КДН, ОДН, учреждений здравоохранения, различных служб, ориентированных на работу с людьми, испытывающими зависимость от алкоголя, наркотиков и т.д. Спектр возможных вариантов помощи семье, которые могут обсуждаться с ней, достаточно широк: помощь в решении медико – социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей в условиях специализированных медицинских учреждений); содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса); правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении); содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей (помещение их в стационар или школу – интернат; организация с помощью разных структур различных видов материально – бытовой помощи; облегчение доступа к определенным социальным услугам); психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).
Оградить ребенка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска" – одна из задач школы и родительского актива.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы с семьями «группы риска»
Каждый классный руководитель знает такие семьи в своем классе. Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт класса, из которого видно количество каждой категории семей....
Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...
Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».
Доклад «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
презентация "Современные социально-педагогические технологии в работе в детьми и семьями "группы риска"
Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии , тнеобходимые для социального педагога...
"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"
Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....
Работа социального педагога с семьей "группы риска"
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей....