Работа социального педагога с семьей "группы риска"
статья на тему
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sotspedagoga_s_semey.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
"Работа социального педагога с семьей "группы риска"
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».
На данный момент выявлено несколько причин возникновения «семей группы риска»:
-пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр);
-отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
-жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
-отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
Анализ условий жизни таких семей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.
Работа с детьми должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления - оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье.
В работе с «семьей группы риска», социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
-соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка);
-максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
-защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс);
- тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения.
Работа социального педагога с родителями из «семьи группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье.
Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку данной ситуации.
Этап II. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Этап III. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе, где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д.
Этап IV. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Лучше назначить родителям и ребенку, встречу в учреждении. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить социального педагога в свой дом.
Этап V. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.
Этап VI. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.
Этап VII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего.
Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье. Отсюда следует вывод, что в данном случае мы имеем дело с родителями, для которых ребенок представляет ценность, рассматривается ими как неотъемлемая часть семьи. План совместных действий с такой семьей следует разрабатывать с учетом указанной мотивации родителей.
Иными словами, сохранение ребенка в семье ставится в зависимость от безусловного выполнения родителями реабилитационных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Работа социального педагога с детьми группы риска
В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска....
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"
Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....
Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.
Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...