Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
статья по теме

Кирова Анна Михайловна

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с неблагополучными семьями в своем классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина

Из опыта работы учителя начальных классов

Кировой Анны Михайловны

«Семьи «группы риска». Профилактика семейного неблагополучия».

Обоснование актуальности статьи.

На протяжении 9 лет я работаю в сельской основной общеобразовательной школе.

Село Черкутино находится в нескольких десятках километрах от районного центра, а тем более от города Владимира. Это, на мой взгляд, и хорошо и плохо. Село развивается в ситуации экономической нестабильности: нет рабочих мест для населения. Единственным местом для получения заработка является сельскохозяйственный комплекс. Появились богатые и бедные. У те и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, о у большинства уже развился социальный пессимизм.

Это одна из причин  социальной нестабильности села, снижения нравственных устоев семьи, в молодежной и подростковой семье.

На сегодняшний день увеличилось количество малообеспеченных семей, становится больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания и услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детям – наших учениках. Именно семейное неблагополучие является причиной разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, приходят к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  1. Совместная работа предполагает работу классного руководителя с органами социальной защиты населения, комитетом по образованию в районе, КДН, органами здравоохранения, сельской администрацией.
  2. Сбор информации о семейном неблагополучии в конкретной семье должен осуществляться за счет воспитателей ДОУ, учителей-предметников, классного руководителя, медицинских работников, жителей поселка, участкового инспектора, родственников, соседей, друзей.
  3. Оформление необходимой документации по выявленным фактам неблагополучия в семье.

Сюда относятся материалы психодиагностики, результаты рейдов в семьи с предоставление актов посещений, жалобы и заявления граждан, материалы о правонарушениях, документы социального патронажа.

Какие же показатели являются негативными для ребенка (ученика) в неблагополучной семье?

Нарушения поведения (50%) включают в себя: бродяжничество, агрессивность в поведении и общении, хулиганство, кражи и мелкие правонарушения, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватные реакции на замечания взрослых.

Нарушения в развитии детей (70%): низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, болезни, недоедания, уклонение от учебы.

Нарушения общения (40%): конфликты с учителями, частое употребление неформальной лексики, суетливость или гиперктивность, конфликты с родителями.

Что такое неблагополучная семья?

Я имею в виду неблагополучие по отношению  ребенку (ученику). Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит говорить о том, какие бывают дети со своими психологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие; как отражается неблагополучие в семье на ребенка, склонному к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты; как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, еще больше усугубит психическое состояние ребенка; что должен хотя бы в общих чертах предпринимать классный руководитель, чтобы помочь ребенку.

Как классному руководителю работать с неблагополучными семьями?

Изучив специфику жизни и воспитания ребенка  семье, классному руководителю необходимо заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа».

В режиме этой задачи я выделяю два аспекта:

  1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.
  2. Работа с неблагополучными семьями.

Приемы и методы коррекционной работы с неблагополучными семьями.

  1. Убеждение – разъяснение и доказательства правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-либо поступка.
  2. Моральная поддержка по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
  3. Вовлечение в интересную деятельность предполагает поручение дела, которое приведет ребенка (ученика) к ситуации успеха, укрепит веру в собственные силы.
  4. Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств как у ребенка, так и у родителей.

Что нужно знать классному руководителю о неблагополучной семье в классе?

  1. Материально – бытовые условия семьи.
  2. Эмоционально – нравственный климат в семье.
  3. Организацию режима дня ученика  в семье.
  4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
  5. Семейный досуг.
  6. Уровень педагогической культуры родителей.

Направления и формы работы классного руководителя с неблагополучной семьей.

№ п.п.

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работы с неблагополучной семьей.

1.

Диагностика семейного неблагополучия

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Анкетирование детей и родителей
  3. Тренинги
  4. Анализ документов
  5. Анализ продуктов детского творчества
  6. Составление социально –педагогического паспорта семьи
  7. Анализ состояния здоровья детей
  8. Анализ развития ребенка и успеваемость

2.

Индивидуальная помощь

  1. Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций
  2. Индивидуальные беседы
  3. Индивидуальный педагогический патронаж семьи
  4. Индивидуальные родительские собрания

3.

Групповая работа с родителями

  1. Консультирование
  2. Тематические родительские собрания
  3. Группы по интересам
  4. Семейные вечера

4.

Профилактика семейного неблагополучия

  1. Родительский всеобуч
  2. Ознакомление с психолого – педагогической литературой
  3. Обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей
  4. Лектории
  5. Летний лагерь
  6. Постановка на учет в КДН, ОДН
  7. Дополнительные занятия с ребенком после уроков

5.

Помощь общественности

  1. Материальная поддержка
  2. Беседы  в комиссиях на уровне администрации села
  3. Спонсорская помощь

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.

Убедившись, что ученик живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  1. Объяснить родителям, что из-за конфликтов в семье страдает ребенок, который не должен быть разменной монетой в отношениях взрослых людей.
  2. Если у ученика появились психические аномалии на почве семейного неблагополучия, следует направить ребенка на консультацию к детскому психологу и психиатру.

Дефекты воспитания это и есть первейший, на мой взгляд, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семьях.

Каковы же последствия воспитания ребенка в неблагополучной семье?

Последствия могут быть различными, а именно: детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Система принципов семейного воспитания.

  1. Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  2. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, способствовать его всестороннему развитию.
  3. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
  4. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
  5. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  6. Оптимизм – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Памятка классному руководителю по работе с неблагополучными семьями.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, убедитесь в том, что Ваши цели – это, прежде всего, цели семьи.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семь самостоятельность.
  4. Не давайте окончательно готовых рецептов и рекомендаций.
  5. Поощряйте успехи семьи.
  6. Давайте понять семье, что верите в нее.
  7. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.
  8. Вы должны быть твердыми, но добрыми и отзывчивыми. Ни абсолютная твердость, ни такая же безграничная доброта не подходят в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией в конкретной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия

Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последни...

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико. Каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение...

Программа профилактики семейного неблагополучия и оказания помощи неблагополучным семьям

Куртамышское СУВУ помимо образования и воспитания   выполняет коррекционную функцию девиантного поведения. В училище созданы все условия для социальной, психологической, медицинской защиты в...