Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
статья по теме
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с неблагополучными семьями в своем классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семьи группы риска". Профилактика семейного неблагополучия. | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А. Солоухина
Из опыта работы учителя начальных классов
Кировой Анны Михайловны
«Семьи «группы риска». Профилактика семейного неблагополучия».
Обоснование актуальности статьи.
На протяжении 9 лет я работаю в сельской основной общеобразовательной школе.
Село Черкутино находится в нескольких десятках километрах от районного центра, а тем более от города Владимира. Это, на мой взгляд, и хорошо и плохо. Село развивается в ситуации экономической нестабильности: нет рабочих мест для населения. Единственным местом для получения заработка является сельскохозяйственный комплекс. Появились богатые и бедные. У те и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, о у большинства уже развился социальный пессимизм.
Это одна из причин социальной нестабильности села, снижения нравственных устоев семьи, в молодежной и подростковой семье.
На сегодняшний день увеличилось количество малообеспеченных семей, становится больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания и услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детям – наших учениках. Именно семейное неблагополучие является причиной разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, приходят к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
- Совместная работа предполагает работу классного руководителя с органами социальной защиты населения, комитетом по образованию в районе, КДН, органами здравоохранения, сельской администрацией.
- Сбор информации о семейном неблагополучии в конкретной семье должен осуществляться за счет воспитателей ДОУ, учителей-предметников, классного руководителя, медицинских работников, жителей поселка, участкового инспектора, родственников, соседей, друзей.
- Оформление необходимой документации по выявленным фактам неблагополучия в семье.
Сюда относятся материалы психодиагностики, результаты рейдов в семьи с предоставление актов посещений, жалобы и заявления граждан, материалы о правонарушениях, документы социального патронажа.
Какие же показатели являются негативными для ребенка (ученика) в неблагополучной семье?
Нарушения поведения (50%) включают в себя: бродяжничество, агрессивность в поведении и общении, хулиганство, кражи и мелкие правонарушения, вымогательство, аморальные формы поведения, неадекватные реакции на замечания взрослых.
Нарушения в развитии детей (70%): низкая успеваемость, неврастения, отсутствие навыков личной гигиены, неуравновешенность психики, подростковый алкоголизм, болезни, недоедания, уклонение от учебы.
Нарушения общения (40%): конфликты с учителями, частое употребление неформальной лексики, суетливость или гиперктивность, конфликты с родителями.
Что такое неблагополучная семья?
Я имею в виду неблагополучие по отношению ребенку (ученику). Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит говорить о том, какие бывают дети со своими психологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие; как отражается неблагополучие в семье на ребенка, склонному к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты; как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, еще больше усугубит психическое состояние ребенка; что должен хотя бы в общих чертах предпринимать классный руководитель, чтобы помочь ребенку.
Как классному руководителю работать с неблагополучными семьями?
Изучив специфику жизни и воспитания ребенка семье, классному руководителю необходимо заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа».
В режиме этой задачи я выделяю два аспекта:
- Корректировка воспитания в отдельных семьях.
- Работа с неблагополучными семьями.
Приемы и методы коррекционной работы с неблагополучными семьями.
- Убеждение – разъяснение и доказательства правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-либо поступка.
- Моральная поддержка по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
- Вовлечение в интересную деятельность предполагает поручение дела, которое приведет ребенка (ученика) к ситуации успеха, укрепит веру в собственные силы.
- Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств как у ребенка, так и у родителей.
Что нужно знать классному руководителю о неблагополучной семье в классе?
- Материально – бытовые условия семьи.
- Эмоционально – нравственный климат в семье.
- Организацию режима дня ученика в семье.
- Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
- Семейный досуг.
- Уровень педагогической культуры родителей.
Направления и формы работы классного руководителя с неблагополучной семьей.
№ п.п. | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работы с неблагополучной семьей. |
1. | Диагностика семейного неблагополучия |
|
2. | Индивидуальная помощь |
|
3. | Групповая работа с родителями |
|
4. | Профилактика семейного неблагополучия |
|
5. | Помощь общественности |
|
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.
Убедившись, что ученик живет в тяжелых условиях, педагог должен:
- Объяснить родителям, что из-за конфликтов в семье страдает ребенок, который не должен быть разменной монетой в отношениях взрослых людей.
- Если у ученика появились психические аномалии на почве семейного неблагополучия, следует направить ребенка на консультацию к детскому психологу и психиатру.
Дефекты воспитания это и есть первейший, на мой взгляд, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия в семьях.
Каковы же последствия воспитания ребенка в неблагополучной семье?
Последствия могут быть различными, а именно: детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Система принципов семейного воспитания.
- Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, способствовать его всестороннему развитию.
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
- Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
- Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
- Оптимизм – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Памятка классному руководителю по работе с неблагополучными семьями.
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, убедитесь в том, что Ваши цели – это, прежде всего, цели семьи.
- Не берите все на себя, предоставьте семь самостоятельность.
- Не давайте окончательно готовых рецептов и рекомендаций.
- Поощряйте успехи семьи.
- Давайте понять семье, что верите в нее.
- Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.
- Вы должны быть твердыми, но добрыми и отзывчивыми. Ни абсолютная твердость, ни такая же безграничная доброта не подходят в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией в конкретной семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет «Школа для родителей» - современный подход к профилактике семейного неблагополучия»
...
Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми
В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...
« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия
Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последни...
Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации
Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...
Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.
Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико. Каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение...
Программа профилактики семейного неблагополучия и оказания помощи неблагополучным семьям
Куртамышское СУВУ помимо образования и воспитания выполняет коррекционную функцию девиантного поведения. В училище созданы все условия для социальной, психологической, медицинской защиты в...
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....