Преодоление нарушений речи в содружестве с семьёй.
план-конспект урока по теме

Макарова Татьяна Владимировна

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и родителей «Чтобы радость людям дарить – надо добрым и вежливым быть!»

Цель:

  • создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и родителей, для более качественной работы по устранению нарушений речи у дошкольников;
  • воспитать любовь к родному языку;
  • воспитать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний страх перед выступлением;
  • совершенствовать навык чтения и «печатания»;
  • развивать навыки самоконтроля за речью;
  • развивать связную речь, речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение;
  • активизировать творческие способности, эмоциональный отклик на командную работу, инициативность, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_radost_lyudyam_darit.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений речи в содружестве с семьёй.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.

Однако зачастую случается так, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению речевого дефекта у ребенка - это связанно с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи у своих детей;

- взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само собой.

За годы работы неоднократно сталкиваемся с такими высказываниями детей: «А мой папа тоже не выговаривает звуки, и я буду как папа!» Это происходит потому, что родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка. А ведь только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

В течение ряда лет, в логопедической группе при проведении индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, в часы досуга, на праздниках подключаем к работе родителей. Это помогает в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Присутствие родителей, их помощь в сочетание с традиционными логопедическими формами и средствами – это удачный метод, используемый при устранении недоразвития речи. Используя этот метод, мы научили детей не только, пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом вооружили их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения. Кроме того, развивая познавательную деятельность детей, вырабатываем умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.

Результаты работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии необходимы, так как они делают детей и родителей ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи. Именно с этой целью продолжается работа по созданию программы взаимодействия «родитель – ребенок - педагог». В рамках проекта «Светелка» разработаны и проведены открытые занятия и развлекательные мероприятия с участием родителей: «Случай в цветочном городе» (посвящение дню города), «Как звери к зиме готовились», «Зимушка хрустальная» спортивно-литературный праздник, «По щучьему велению» - музыкальная сказка для детей и родителей, «Татьянин день - День студента», «Зимняя сказка про Сову и Мышонка», «Светлячок и фонарик», «Наши мамы и мы сами», «9 мая – День победы», «Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина» (спортивно-музыкальный вечер досуг); «Чтобы радость людям дарить – нужно добрым и вежливым быть» (спортивно-литературный вечер досуг ко «Дню защиты детей»).

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и родителей

«Чтобы радость людям дарить – надо добрым и вежливым быть!»

Цель:

  1. создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и родителей, для более качественной работы по устранению нарушений речи у дошкольников;
  2. воспитать любовь к родному языку;
  3. воспитать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний страх перед выступлением;
  4. совершенствовать навык чтения и «печатания»;
  5. развивать навыки самоконтроля за речью;
  6. развивать связную речь, речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение;
  7. активизировать творческие способности, эмоциональный отклик на командную работу, инициативность, самостоятельность.

Оборудование.

Музыкальный цент и диск с фонограммой; музыкальные инструменты (для родителей); плакат со стихотворением про барона Мюнхгаузена; ядро – обычный воздушный шарик, на котором крупно написано: «Ядро»; карточки с буквами Т О К   В   Х А Г О П А С; сапоги очень большого размера (сколько команд, столько и пар) и шляпы (для эстафеты «Кот в сапогах»); платки для завязывания глаз взрослым (эстафета «Кот Базилио и лиса Алиса»); картинки: 1 ряд: пылесос, рак, игла, нос, цыплёнок, единица, сыр, самовар, арбуз; 2 ряд: парта, ранец, индеец, ножницы, цапля; гимнастические палки (для эстафеты «Лягушка путешественница»).

Ход праздника

Организационный момент.

Под музыку «Чтобы солнышко светило» дети входят в зал, выполняют перестроения и поют, подходят к стульчикам и садятся рядом с родителями.

Постановка цели.

Логопед. Добрый вечер дорогие ребята и уважаемые гости! Учебный год приближается к завершению, пора подвести первые итоги. Сегодня мы отмечаем «День защиты детей» и наше сегодняшнее мероприятие называется: «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть».

Быть мамой и папой не легкое дело,

К нему приступайте с душой и умело!

Ребенка хвалите за все, берегите,

Игрушки дарите, поите, кормите!

Поспать не удастся вам лунною ночью,

Старайтесь поспать иногда, между прочим:

Поспать за обедом, за стиркой пеленок,

Поспать, пока спит ваш чудесный ребенок!

Растет ваш малютка пусть в сказке чудесной,

В стране погремушек и маминых песен,

В стране добрых книжек, веселых игрушек,

В стране самых верных друзей и подружек!

И пусть вырастет сыночек ваш скоро,

Пусть маме он будет в хозяйстве опорой,

Пусть с папой займется делами мужскими:

Починкой, наладкой, футболом, машиной,

Пусть будет ваш сын справедливым и добрым,

Счастливым, веселым, богатым, здоровым,

Ведь самое главное чудо на свете –

Когда вдруг в семье появляются дети!..

Дети и взрослые исполняют песню «Улыбка»

Воспитатель.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово.

Дети, скажите, пожалуйста, что такое доброта и что такое вежливость? Дети отвечают.

Логопед. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим людям было приятно с тобой общаться.

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество, раз ставит себя и других в неловкое положение.

Известно, что добро сделанное втайне, оплатится явно. Сейчас дети прочтут стихотворение Л.Татьяничева «Что ты сделал хорошего».

1 ребенок.

Достается не дешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

2 ребенок.

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

3 ребенок.

Может, строишь ракету,

Гидростанцию, дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным трудом.

4 ребенок.

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

Ведущий. Много славных дел ждет нас впереди, но, прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Дети исполняют песню-речитатив, сл. С.Маршака, муз. А.Петрова.

Логопед. Для того чтобы быть вежливыми мы должны пользоваться волшебными словами, от которых на душе становится теплее и радостнее. Дети, а вы знаете эти волшебные слова? Назовите их. Дети отвечают.

Ведущий. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, они должны быть такими, чтобы не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни нашим друзьям. Дети исполняют частушки, родители играют на музыкальных инструментах.

1 ребенок.

Заиграй-ка балалайка,

Балалайка – три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите плясуны.

2 ребенок.

Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась

Надо пляской помогать.

3 ребенок.

Лида в круг вбежала смело,

Закрутилась, как юла

И под музыку запела

Про знакомые дела.

4 ребенок.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак

Извините, тетя Сима

Я вам вовсе не батрак.

5 ребенок.

В поезд входят три юнната.

«Ух, народа сколько тут

занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

6 ребенок.

Говорит лентяйке мать:

«Убери свою кровать».

«Я бы мама убрала

Только я еще мала».

7 ребенок.

Витя, очень умный парень.

Может все он смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Ведущий. Доброте и вежливости нас учат персонажи сказок. Вспомним сказки? Викторина «В мире сказок» (отвечают дети и взрослые)

  1. В какой сказке произошло такое событие:
  1. «...Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю...»
  1. О ком это сказано: «У нее только две ножки! Какое убожество! У нее нет даже усиков!...»
  2. Можно ли считать Принцессу из сказки Андерсена «Свинопас» вежливой?
  3. Какой сказочный герой был одним из сыновей старой оловянной ложки?
  4. В какой сказке с помощью горошины принцесса нашла себе жениха?
  5. В каком зеркале прекраснейшие ландшафты выглядели вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродливыми?
  6. Что отвечала Золотая рыбка на каждую просьбу старика?
  7. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок!»?
  8. Как звали принца с хохолком, горбом и косыми глазами в одной из сказок Ш.Перро?
  9. Чьи это слова: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Логопед. Сейчас я буду зачитывать строки стихотворения, написанного на плакате, а вы внимательно слушайте и запоминайте первую букву каждой строчки. После прочтения всего стихотворения, сложите буквы и получите имя сказочного персонажа.

Большой затейник и шутник,

Артист и путешественник,

Романтик и авантюрист

Он самый лучший сказочник.

Не зная горя и тоски

Моря и горы бороздил.

Юмористический рассказ он сочинял

На раз два раз!

Хорош барон и в ратном деле.

Грозой он был для всех врагов,

Атаковал без лишних слов.

Уланский полк и полк турецкий

Заставил он бежать с полей.

Его девиз: «Гляди смелей!

Не вешай нос, цени друзей!»

Правильно! Это барон Мюнхгаузен. Сейчас мы проведём сказочную эстафету «Ядро барона Мюнхгаузена». Ядро – обычный воздушный шарик, на котором крупно написано: «Ядро». Участник эстафеты должен «оседлать ядро», зажав его между колен и придерживая руками. Таким образом, он должен совершить путь до поворотной метки и обратно, передать шарик следующему игроку. Если «ядро» взрывается, команда проигрывает.

Ведущий. Внимание! Пока идёт подготовка ко второму конкурсу, объявляю музыкальную паузу. Дети и взрослые исполняют песню кота Леопольда «Если добрый ты…»

Логопед. Следующая сказка, в которой мы сегодня погостим, знакомит нас с удивительным домашним животным, но надо отгадать зашифрованные слова.

Д/и «Слово рассыпалось» Т О К   В   Х А Г О П А С.

Логопед. Вы справились с заданием великолепно! И следующая наша Игра «Кот в сапогах». Реквизит этой эстафеты – сапоги очень большого размера (сколько команд, столько и пар), широкополая шляпа для каждой команды. По команде, участники одевают: сапоги и шляпу, бегут до поворотной метки, там совершают поклон и возвращаются обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Ведущий. А теперь немного отдохнём и послушаем стихотворение «Урок вежливости» Маршак С.Я.

Ведущий. К сожалению, не только на медведя напрасно время тратили! Вспомните, пожалуйста, хромую лису Алису и кота Базилио - персонажей из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», как вы думаете, с мини учителя не зря тратили своё время?

Дети. Размышляют на заданную тему.

Ведущий. Как вы думаете, друзья, а легко ли было лисе и коту обманывать людей, претворяясь, хромой и слепым? Ответы детей. Предлагаю проверить это в нашем следующем конкурсе.

Игра «Лиса Алиса и кот Базилио» Участники команд разбиваются на пары. В каждой паре взрослому участнику завязывают 1 глаз, и он кладет руку на плечо своему напарнику (ребенку), который в свою очередь сгибает одну ногу в колене и придерживает ее рукой. В таком вот положении (взрослый – слепой, ребенок – хромой) они должны дойти до поворотной метки и возвращаются к старту, передавая эстафету следующей паре.

Логопед. Скажите, друзья мои, а кто в этой сказке был самым злым, коварным и длиннобородым? Конечно – это Карабас Барабас. Именно он пробрался к нам в зал, заколдовал и превратил в картинки название нашей следующей игры.

Д/и «Прочитай по первым буквам слово» (1 ряд картинок: пылесос, рак, игла, нос, цыплёнок, единица, сыр, самовар, арбуз; 2 ряд картинок: парта, ранец, индеец, ножницы, цапля)

Игра «Принцесса и принц» Все как в сказке – Золушка прибывает на бал во дворец и исполняет танец – импровизацию (музыкальное попурри). Танцуют и взрослые и дети.

Ведущий

Вот и кончилась игра,

Отдохнуть нам всем пора!

Ведущий. Назовите мне. Пожалуйста, дорогие дети и уважаемые взрослый, персонажей сказок которые очень любили путешествовать. Ответы. Угадайте, о какой путешественнице моя загадка:

Живёт в пруду квакуша

Зелёная……………

Правильно! И наш следующий конкурс посвящается именно ей.

Игра «Лягушка – путешественница» Реквизит – гимнастическая палка. Два взрослых участника кладут палку на плечи, а ребенок берется за нее руками и отрывает ноги от земли. По сигналу все трое должны дойти до поворотной метки. Если игрок, висящий на палке, касается во время движения пола, то с команды снимаются штрафные очки. На финише «лягушки» отцепляются от палки и остаются там, а «утки» бегут за следующим участником – «лягушкой». Таким образом, вся команда должна оказаться на старте.

Ведущий. В сказках добро постоянно борется со злом. Назовите мне, пожалуйста, тех сказочных отрицательных персонажей, на которых вы бы не хотели быть похожими. Ответы детей. Но, если бы эти персонажей не было бы в сказках, то и сказки былины не интересными, вам так не кажется? Предлагаю послушать произведение Усачёва Андрея «Уроки воспитания»

Следующая наша эстафета посвящается

Красавице-красе

На костяной ноге!

Игра «Баба-Яга» Все помнят, что Баба-Яга путешествует в ступе, помогая при этом помелом. Вместо ступы будет обруч с натянутым на него холщёвым мешком, без дна, а вместо помела будет взрослый, в маске метлы. Участник встает в «ступу» и придерживает его одной рукой, другой рукой держится за «Метлу» («метла» помогает, придерживая второй рукой «ступу»). В таком положении ему надо дойти до поворотной метки, вернуться обратно и передать реквизит следующим участникам.

Ведущий.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам! («Крокодилы» Токмакова Ирина)

Сегодня наши родители подготовили стихи и песни для своих детей. Послушаем их?

Родители читают стихи и исполняют музыкальные номера.

Ведущий. Вот и подошёл к концу наш праздник, но хочется надеяться и верить, что все мы будем радость людям дарить, вежливыми и добрыми быть! Дорогие ребята, вы очень много трудились на протяжении трёх лет над развитием своей речи. Это было не так-то просто. Приходилось много работать, проявлять терпение, волю, верить в победу. И наши гости, и ваши родители сегодня увидели прекрасный результат огромного труда: как вы правильно, красиво произносите звуки, следите за произношением, легко выполняете задания. Не растеряйте свои умения, берегите их! Звучат аплодисменты. А сейчас, я хочу предоставить слово каждому ребенку. Расскажите, пожалуйста, что вам понравилось и запомнилось на нашем празднике (ответы детей). Уважаемые родители и дорогие дети, наш праздник подошёл к концу. Спасибо! И до свидания! Дети и родители под музыку покидают зал.

Список использованной литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999
  3. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Баскакина И.В. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С / И. В. Баскакина, М. И. Лын-ская. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  5. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. реком.
  6. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005.
  7. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005.
  8. Овчинникова Т. Технологии создания музыкальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом детском саду // Науково-практичний освітньо-популярний журнал "Імідж сучасного педагога (спеціальна педагогіка: теорія і практика логопедії)", 2005 - №6-7 (55-56).
  9. Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №5.
  10. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.
  11. Сдельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда// Дошкольное воспитание, 1998 № 5, с. 56-58.
  12. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2000.
  14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преодоления фонематических нарушений речи

В статье раскрывается методика работы над преодолением фонематических нарушений речи....

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

Особенности чтения учащихся с нарушениями речи и нетрадиционный метод преодоления негативизма к чтению

В статье описаны особенности читательской деятельности  "речевых"  детей. Актуальным остаётся вопрос не столько технической стороны чтения, сколько смысловой. Цвет помогает понять содержание...

Релаксация, как элемент комплексной работы по преодолению нарушений речи.

В статье систематизируется опыт использования релаксации в практической работе с детьми логопатами....

Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушений речи у учащихся 1 кл. на школьном логопункте

Вашему вниманию предлагается конспект коррекционного занятия, разработанный для учащихся 1 класса с речевым заключением  ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедический пункт. Тема занятия "Дифференциа...

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...