Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушений речи у учащихся 1 кл. на школьном логопункте
презентация к уроку на тему
Вашему вниманию предлагается конспект коррекционного занятия, разработанный для учащихся 1 класса с речевым заключением ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедический пункт. Тема занятия "Дифференциация звуков Ы - И" . К конспекту прилагается презентация, которая может быть использована во время проведения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 24.78 КБ |
Презентация к конспекту | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по коррекции нарушений речи
Группа, класс: группа № 1, 1 кл.
Возраст: 7 – 8 лет
Речевое заключение: ФФНР, ОНР
Тема: Дифференциация звуков И - Ы
Лексическая тема: Инструменты
Цель: учить дифференцировать звуки [ы] – [и]
Задачи:
- Коррекционные:
- учить дифференцировать звуки [ы] – [и] с опорой на артикуляторные, акустические признаки;
- учить дифференцировать согласные звуки перед гласными [ы] – [и];
- развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, закрепить навыки звукобуквенного анализа слов;
- развивать навыки словоизменения существительных по числам;
- расширять и уточнять лексический запас по теме «Инструменты»
- Образовательные:
- закрепить знания о понятиях «звук», «буква», «гласный звук»;
- закрепить знания о гласных звуках [ы] – [и];
- закрепить знания о многозначных словах.
- Воспитательные: воспитывать внимательность, навыки самоконтроля.
Оборудование: презентация «Звуки и буквы: И – Ы»; карточки с условным обозначением звуков [ы] – [и]; дидактическое пособие «Многозначные слова»; индивидуальные карточки с заданиями
Ход занятия
- Организационный момент. Постановка цели, объявление темы урока.
Приветствие. Прозвенел сейчас звонок, начинается урок! Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно и, конечно же, приятно! (слайд 2)
Как ваше настроение? Готовы ли вы узнавать новое? А глазки готовы? А ручки? А ушки? А ротики? Тогда начинаем!
Посмотрите на экран (слайд 3). Кто здесь нарисован? Да, корова. Настроение у неё такое же хорошее как у вас? Что же случилось? Послушайте:
-Что глядишь, Корова,
Строго и сурово?
- Мишка – лодырь! Через «а»
Написал «ка – ро – ва»
- Напишите вы
Мишка через «ы».
Проучите Мишку –
Превратите в мышку!
Кошка мышку хвать. Будет лодырь знать!
Из – за чего же расстроилась Корова? Как автор стихотворения хочет проучить Мишку?
Каким звуком отличаются слова «мишка» и «мышка»? Правильно.
Сегодня мы с вами научимся различать уже знакомые вам звуки [ы] – [и]. Тема нашего урока: Звуки и буквы Ы – И.
- Основная часть
- Артикуляция звуков [ы] – [и], характеристика звуков.
Вспомним, как произносится звук [и]? Потянем звук долго – долго: и – и – и. Губы у нас в улыбке, это «улыбающийся» звук. Логопед выставляет условное обозначение звука [и]. Воздух, который выходит при произнесении звука [и] встречает какую – нибудь преграду? Нет. Значит, это звук гласный. Как мы обозначаем гласный звук? Красным квадратом.
Звук [и] Звук [ы]
А теперь произнесем звук [ы]. Рот раскрыт, губы растянуты, и похожи на овал. Логопед выставляет условное обозначение звука [ы]. Воздух, который выходит при произнесении звука [ы] встречает какую – нибудь преграду? Нет. Значит, это звук гласный. Как мы обозначаем гласный звук? Красным квадратом.
Итак, звуки [ы] – [и] – гласные. Чем же они отличаются? Правильно, разная форма губ и разное звучание.
- Закрепление зрительного образа букв И – Ы со звуками [и] – [ы].
Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем на письме звуки [ы] – [и]? Они обозначаются буквами. Чем отличается «звук» и «буква»? Молодцы, звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.
Какой звук обозначает эта буква? (слайд 4) На экране появляется печатная буква И, а затем рукописная буква и. Правильно, это буква И – заглавная печатная и строчная печатная. Но в тетрадках мы с вами такие не пишем. Мы пишем рукописные буквы. А вот и рукописная буква И – заглавная и строчная.
А какой звук обозначается этой буквой? Правильно – Ы. Это буква печатная, а это рукописная. Посмотрите, ребята, а почему нет заглавной буквы Ы? Верно, потому что нет слов, которые начинались бы с этой буквы.
- Развитие слухового внимания и фонематического анализа и синтеза. Закрепление навыка осуществления звукобуквенного анализа слов.
На письме буквы Ы и И – командиры. Ы – командир «твердый» - командует читать твёрдо, а И – командир «мягкий», командует читать мягко!
Сейчас проверим, умеете ли вы читать так, как командуют нам буквы Ы и И? (слайд 5,6)
На экране будут появляться буквы. Поочередно к этим буквам будут подбегать наши буквы Ы или И. Будем читать получившееся слоги, а затем попробуем придумать с этими слогами какие – нибудь слова. Готовы?
Буквы: п, т, р, м, н, в.
Слоги: пи – пы, ти – ты, ри – ры, ми – мы, ни – ны, ви – вы.
Картинки: пила, пышка, тиски, тысяча, рис, рысь, мишка – мышка, нитки, нырок, вишня, вышка.
Дети читают получившееся слоги хором, затем по цепочке. Затем придумывают слова, начинающиеся на эти слоги. На экране также появляются картинки, начинающиеся на прочитанный слог.
Молодцы! Запишем в тетрадь слова: мишка – мышка. Какой звук мы слышим в слове «мишка»? Какой согласный звук смягчился благодаря звуку [и]? Правильно – согласный звук [м] превратился в звук [м']. Какой звук слышим в слове «мышка»? Правильно – звук [ы]. Звук [ы] смягчил звук [м], нет, он звучит твердо.
Логопед делает запись на доске с предварительным анализом.
Записали? А теперь сделаем звукобуквенный разбор этих слов. Двое у доски, а остальные в тетради.
Дети выполняют звукобуквенный разбор слов. Проводится анализ каждого звука в слове. Затем логопед просит посмотреть на экран (слайд 7) и сравнить разбор со своим.
МИШКА МЫШКА
Чем отличаются звуковые схемы между собой?
- Развитие фонематического восприятия
Вы справились с очень сложным заданием, молодцы! А теперь поиграем в игру «Топни – хлопни». Я буду называть слова (слайд 8). Если в слове вы услышите звук [и] – вы будете хлопать, а если звук [ы] – будете топать. Готовы?
Картинки – слова: Мила – мыло, мышка – миска, сыр – сироп, лист – лыжи, рис – рысь.
- Закрепление навыка по словоизменению существительного по числам. Работа над словарем. Разъяснение значения малоизвестных слов. Работа над многозначными словами.
Наш Мишка испугался, что его вдруг смогут превратить в мышку. Да и не нравится ему, когда его называют «лодырем» А кто скажет, кто такой «лодырь»? Да, это ленивый человек, бездельник. И решил Мишка перевоспитаться, заняться делом. А чем же он собирается заняться? Попробуйте догадаться.
Логопед читает стихи Б. Заходера (слайд 9)
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка!
Чем же будет Мишка заниматься? Наверное, он будет что – то мастерить. Что же понадобилось Мишке? Дети перечисляют инструменты, которые запомнили. Логопед перечисляет еще раз инструменты, на экране появляются картинки. Логопед рассказывает и показывает инструменты, неизвестные детям: клещи, тиски, ножовка.
Ребята, скажите, пожалуйста, а как можем одним словом назвать все эти предметы? Инструменты. А сноровка – это тоже инструмент? Что такое сноровка? Это умение что –то делать хорошо.
А какое еще значение имеет слово «ключ»? Есть дверной ключ, подземный ключ. Логопед демонстрирует картинки Дидактического пособия «Многозначные слова».
Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете инструменты.
Поиграем в игру: «Один – много» (слайд 10, 11) На экране будут появляться инструменты. Вы будете называть инструмент, когда он один, а затем изменять слово так, как будто инструментов стало много. Затем будем определять, какой звук мы слышим в конце слова.
Картинки: молоток – молотки (звук [и]); пила – пилы (звук [ы]); ключ – ключи (звук [и]); напильник – напильники (звук [и]),отвертка – отвертки(звук [и]); .
Это рабочие инструменты. Кому они пригодятся в работе? Плотнику, слесарю, строителю.
Картинки: лопата – лопаты (звук [ы]); лейка – лейки (звук [и]); коса – косы (звук [ы]); грабли (звук [и]); вилы (звук [ы]).
Обратите внимание грабли и вилы не имеют единственного числа. Все перечисленные инструменты – садовые. Кому они пригодятся в работе? Есть ли другое значение у слова «коса»? Какое? Правильно, коса – это тоже многозначное слово, «коса» - инструмент, орудие труда, «коса» - заплетенные волосы. Логопед демонстрирует картинки из дидактического пособия «Многозначные слова».
- Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.
Сейчас мы с вами тоже побудем немного мастерами. Повторяйте за мной! Логопед читает стихотворение и показывает движения, имитирующие различные виды работ, дети повторяют.
Стул сломали мы вчера! | Одна рука согнута под прямым углом в локте перед собой. После слов «сломали», рука наклоняется в сторону. |
Мы ребята – мастера! | Хлопаем себя по груди. |
Молотком – тук-тук, стучали, Гвозди крепко забивали. | Имитируем работу молотка. Стучим кулаком по кулаку. |
Получилось как-то криво. | Рука с наклоном как в первой строчке. |
Отпилили мы красиво, | «Пилим» ребром одной ладошки по другой. |
Зашкурили шкуркой ровно, | Трем ладошкой по ладошке. |
Покрывали лаком тонким, | Имитируем движение кисточкой по ладони другой руки. |
Красной краской расписали, | Круговые движения рукой. |
Папу посмотреть позвали! | «Зовем» рукой. |
- Дифференциация звуков [и] – [ы] на уровне словосочетаний и предложений.
Вы настоящие мастера! Я знаю, что вы еще мастера находить и исправлять ошибки. Проверим. Посмотрите на экран (слайд 12). Прочитайте словосочетания. Здесь допущены ошибки, исправьте их. А мы потом проверим. Логопед раздает индивидуальные карточки со словосочетаниями.
Словосочетания: острие гвозды, красывый стул, высокый дом, умелий мастер, тяжёлий молоток.
Прочитайте словосочетания, которые у вас получлись по цепочке. А теперь проверьте, правильно ли вы все исправили. На экране появляются исправленные словосочетания (слайд 12).
Переверните карточки. На них записаны предложения. Но в предложениях пропущены слова. Прочитайте, вставьте подходящее по смыслу слово. Слова – подсказки даны в скобках.
Щенок был м…л
Петя пол м…л (мил, мыл)
Скворец в…л гнездо.
Волк в…л в лесу. (выл, вил)
Саша б…л в цирке.
Отец б…л молотком (бил, был)
Коля п…л кисель.
Спортсмен умерил свой п…л.(пил, пыл).
Логопед разъясняет значение слова пыл.
- Дифференциация звуков [и] – [ы] на уровне текста.
Посмотрите на экран, в стихотворении не хватает букв. Вставим пропавшие буквы и прочитаем стихотворение о том, чем сегодня занимался Мишка. (слайд 13)
Мы п..лили,
Мы руб…ли, цел…й день мы стул ч…нили.
Громко молотком стучал…,
Свежей краской покр…вали.
Мама очень нас хвал…ла,
И печеньем угост…ла!
По ходу работы на экране появляются пропущенные буквы. Дети читают стих еще раз.
Чем же занимался наш Мишка? Теперь можно назвать его лодырем? Почему?
- Подведение итогов
А чем же занимались сегодня мы? Какие звуки мы научились различать? Как мы отличим звуки [и] – [ы]? А как вы оцените свою работу? Можно ли вас назвать лодырями? Конечно же нет! Вы молодцы, настоящие трудяги! Пора прощаться! До новых встреч!
Литература:
- Дидактическое пособие: Грамматика в картинках. Многозначные слова. – М.: Издательство «Мозаика – Синтез», 2014. – 10 с.
- Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. / Е. В. Мазанова. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 184 с. (с. 39)
- Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013. – 80 с.
Презентация прилагается на диске.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок! Говорим красиво, внятно, Чтобы было всем понятно!
КА – РО – ВА
И и ы
П И П Ы Т И Т Ы
Р И Р Ы М И Ы М Н И Ы В Н И В Ы
МИШКА МЫШКА
Мила
Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, А всего нужней сноровка!
острие гвозды , красывый стул, высокый дом, умелий мастер, тяжёлий молоток острые гвозди, красивый стул, высокий дом, умелый мастер, тяжёлый молоток
Мы п..лили, Мы руб…ли, Це л… й день мы стул ч… нили . Громко молотком стучал…, Свежей краской покр …вали. Мама очень нас хвал … ла , И печеньем угост … ла !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия для детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим нарушением речи.
"Гости из Простоквашино " (Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ])....
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.
Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...
Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида
В работе представлены теоретический материал о нарушение чтения у младших школьников и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....
"Развиваем речь, играем, рисуем и поем"(использование интегрированного подхода на коррекционных занятиях по преодолению детьми общего недоразвития речи)
В последнее время тяжелые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом встречаются, к сожалению, чаще. Это дети 1, 2 уровня общего недоразвития речи. У таких детей в первую очере...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ
Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических занятий, а подразумев...