Мастер-класс родительского собрания
материал (11 класс) по теме

Букреева Екатерина Евгеньевна

Мастер-класс родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_roditelskogo_sobraniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс родительского собрания

«Современный подросток – кто он?»

Подготовили:

Букреева Е.Е., Гуменко О.О.

Цель мастер-класса: показать одну из форм проведения родительского собрания с использованием современных технологий.

План работы мастер-класса:

  1. Выступление  Букреевой Е.Е.«Различные виды и формы родительских собраний»
  2. Элементы родительского собрания «Современный подросток – кто он?»:

а) Вступительное слово– Гуменко О.О., Букреевой Е.Е. о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих. Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

б) Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

в) Педагогический тренинг «Современный подросток – кто он?»

  1. ребёнок – родитель,
  2. преподаватель – обучающийся.

     

   д) Подведение итогов. Рефлексия. Распространение памяток для родителей.

3. Подведение итогов работы мастер-класса.

Ход мастер класса.

  1. Выступление  Гуменко, Букреевой «Различные виды и формы родительских собраний»

Общая цель родительского собрания состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей и администрации для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.

Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:

  1. оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и

неудачи детей в учёбе;

  1. тема должна учитывать возрастные особенности детей;
  2. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер – разбор ситуации, тренинги, дискуссии и т.д.;
  3. собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся.

По содержанию родительские собрания могут быть:

  1. Организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;
  2. Тематические – это собрания, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся;
  3. Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития коллектива за определённое время.

       

      А по форме самые разнообразные:

  1. педагогические ринги (столкновение мнений детей и родителей, каким быть обучающемуся, каким быть родителю);
  2. собрание – диспут;
  3. деловая игра;
  4. родительская конференция по обмену опытом воспитания;
  5. конференция отцов;
  6. итоговые совместные собрания детей и родителей;
  7. собрание – чаепитие «за круглым столом»;
  8. презентация семейного воспитания;
  9. пикник и т.д.

     

  1. Родительское собрание «Кто ты, подросток?»

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Цель: научиться понимать внутренние мотивы студента, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростком.

Задачи:  

  1. помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;
  2. побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;
  3. тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;
  4. обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

а) Вступительное слово Гуменко, Букреева о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих.

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

б) Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

Каждой подгруппе (родители и дети) выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, которые им свойственны, дополняют этот список и таким образом составляют портрет современного подростка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение (См. приложение 1.)

в) Педагогический тренинг «Современный подросток – кто он?»

Привести примеры диалогов с детьми, ответить на вопросы

Вопросы для обсуждения ситуаций.

  1. Какой конфликт был показан в данном примере?
  2. Назовите причину конфликта.
  3. Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Обсуждения в группах: «родители» и «дети»;

  г) Подведение итогов. Рефлексия. Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с родителями я буду…» (подростки); «Теперь я знаю…», «В общении с ребёнком я буду…» (родители).

Распространение памяток для родителей. Информационный стенд (советы профессора Валентины Зайцевой).

Притча. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» 

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

  1. Подведение итогов работы мастер-класса.
  2. «Каковы ваши впечатления? С каким настроением вы сегодня уйдёте с нашего мастер-класса?»

На доску прикрепляется изображение солнышка. Всем присутствующим раздаются смайлики (грустные и смешные), они выбирают смайлик, соответствующий результатам увиденного мастер-класса и отдают его ведущему. Все смайлики прикрепляются к солнышку.

«Как видите – сегодня у вас прекрасное настроение!»

Приложение 1.

«Портрет современного подростка»

Слишком говорлив

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Чрезмерно подозрителен

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение

Увлекается музыкой

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Высокая самооценка

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Самостоятелен

Приложение 2.

Анкета «Подростковые конфликты»

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время

  1. в кругу своей семьи
  2. с друзьями
  3. в одиночестве

2. Чувствовал ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать свои вопросы с друзьями, чем с родителями?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

 3. Чье внимание для тебя важнее всего независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?

  1. Родителей
  2. Друзей
  3. Классного руководителя
  4. Учителей
  5. Бабушек и дедушек
  6. Незнакомых людей

 4. Случались ли в твоей жизни конфликты с окружающими тебя людьми?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

 5.  С кем ты чаще всего конфликтуешь?

  1. Родителями
  2. Одноклассниками
  3. Учителями
  4. Друзьями
  5. Свой ответ

 6.  Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

 7. Как ты ведёшь себя в конфликтной ситуации?

  1. Предпочитаешь, чтобы ответственность за разрешение конфликта брал кто-то другой
  2. Настойчиво стремишься добиться своего
  3. Пытаешься найти компромиссное решение

8. Нужно ли людям учиться разрешать конфликтные ситуации?

  1. Да
  2. Нет
  3. Не знаю

 9. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?

  1. Родителями
  2. Классным руководителем
  3. Учителями
  4. Друзьями
  5. Одноклассниками

Приложение 3.

«Вопросы социологического опроса»

  1. Какие проблемы чаще всего возникают в семьях, где есть подростки?
  2. Допускаете ли Вы, чтобы взгляды Вашего ребёнка отличались от Ваших собственных?
  3. Был ли в вашей жизни конфликт с Вашим ребёнком и как Вы вышли из этой ситуации?
  4. Влияет ли улица на поведение детей? Вредна ли свобода для подростка?

Приложение 4.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям 
при взаимодействии с подростком

  1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
  2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
  4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
  7. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.

Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.

- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов

- Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.

- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.

- Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями

-  Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную., чтобы уменьшить нервно – психическое напряжение ребенка (можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)

- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.

- Научите сочувствовать другим людям.

- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.

- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.

- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Работа с родителями. Проведение родительского собрания.

Мастер -класс был дан в рамках методической недели. Демонстрировался метод работы с родителями. Были использованы звуковые письма ученика и учителя. Тема показанного родительского собрания " Проблемы ...

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

"Знеете ли вы закон"(совместное родительское собрание с детьми) Мастер- класс и презентация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. ЛозноеЧернянского района Белгородской области»     Мастер-класс «...

Воспитание традициями. Мастер-класс Родительское собрание Семейное чтение

Мастер-класс в форме родительского собрания. Проводится по направлению "Воспитание традициями"и направлен на возрождение забытой традиции, когда были популярными семейные вечера. Семейное общение позв...

Мастер-класс "Детско-родительский конфликт: профилактика"

Мастер-класс "Детско-родительский конфликт: профилактика"...

Мастер-класс Детско-родительские конфликты: профилактика

Мастер-классДетско-родительские конфликты: профилактика...

Мастер-класс для родительского сообщества "Безопасный интернет: факторы, способствующие определить психологическое состояние подростка"

Мы никогда не могли подумать, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. В повседневной жизни интернет используется как для поиска информации, так и для общения и ра...