Главные вкладки
Мастер-класс совместного родительско-детского собрания на тему "Работа с конфликтами в классе и улучшение микроклимата в детском коллективе"
методическая разработка по психологии
Приобретение навыков разрешения конфликта в детском возрасте имеет большое значение для будущего, как конкретного ребенка, так и общества в целом. Дети, которые умеют конструктивно разрешать конфликты, более успешны в школе, карьере и личной жизни. Работа по разрешению конфликтов в классе требует комплексного подхода, направленного на выявление причин конфликта, устранение существующих разногласий и достижение соглашения между конфликтующими сторонами. Такая работа должна включать в себя: идентификацию проблемы; анализ ситуации — изучение контекста конфликта, включая его историю, позицию участников и возможные решения; коммуникацию — построение диалога между конфликтующими сторонами для обсуждения проблемы и поиска взаимоприемлемого решения; переговоры — использование дипломатических методов и тактик; примирение — восстановление отношений между конфликтующими сторонами и создание условий для предотвращения будущих конфликтов. Цели: • урегулировать острую конфликтную проблему в классе, • выработать эффективные формы взаимодействия учащихся, • разработать план коррекции деструктивного поведения детей. Задачи: - выявить конфликты, существующие в детском коллективе, которые мешают сотрудничеству учащихся; - разработать эффективные формы взаимодействия между детьми в классе и сформировать правила конструктивного общения и сотрудничества; - создать "диаграмму позитивного общения" для детей в школе и сформировать активную группу учащихся для контроля успеваемости; - разработать меры воздействия на учащихся в случае несоблюдения разработанных правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_roditelsko-detskoe_sobranie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр «Психологическое здоровье и образование»
городского округа Самара
Открытое мероприятие
Мастер-класс
совместного родительско-детского собрания
на тему "Работа с конфликтами в классе и улучшение микроклимата в детском коллективе"
Участники мастер класса:
педагоги МБОУ Школы № 50 г.о. Самара
Участники занятия:
обучающиеся и родители 6 класса
МБОУ Школы № 50 г.о.Самара
Ведущий:
О.А.Солдатова
Педагог-психолог
МБУ ДО «Центр «Психологическое
здоровье и образование» г.о. Самара
т. 8(927)742-72-19
Е-mail: soldatovashkola50@mail.ru
Дата проведения:
26 октября 2021г.
Ссылка на публикацию в СМИ:
Самара, 2021.
Актуальность.
Приобретение навыков разрешения конфликта в детском возрасте имеет большое значение для будущего, как конкретного ребенка, так и общества в целом. Дети, которые умеют конструктивно разрешать конфликты, более успешны в школе, карьере и личной жизни.
Работа по разрешению конфликтов в классе требует комплексного подхода, направленного на выявление причин конфликта, устранение существующих разногласий и достижение соглашения между конфликтующими сторонами.
Такая работа должна включать в себя: идентификацию проблемы; анализ ситуации — изучение контекста конфликта, включая его историю, позицию участников и возможные решения; коммуникацию — построение диалога между конфликтующими сторонами для обсуждения проблемы и поиска взаимоприемлемого решения; переговоры — использование дипломатических методов и тактик; примирение — восстановление отношений между конфликтующими сторонами и создание условий для предотвращения будущих конфликтов.
Цели:
• урегулировать острую конфликтную проблему в классе,
• выработать эффективные формы взаимодействия учащихся,
• разработать план коррекции деструктивного поведения детей.
Задачи:
- выявить конфликты, существующие в детском коллективе, которые мешают сотрудничеству учащихся;
- разработать эффективные формы взаимодействия между детьми в классе и сформировать правила конструктивного общения и сотрудничества;
- создать "диаграмму позитивного общения" для детей в школе и сформировать активную группу учащихся для контроля успеваемости;
- разработать меры воздействия на учащихся в случае несоблюдения разработанных правил.
Участники: администрация школы, в лице директора, завуча по воспитательной работе, психолог, классный руководитель, учащиеся, родители.
Место проведения: кабинет для совместной работы всех участников собрания, кабинет для отдельной работы с учащимися.
Оборудование: парты, стулья, ноутбук, проектор, классная доска, ручки, небольшие листы для личных заметок, листы формата А4, карандаши, маленькие мячи.
Форма работы: тренинговая работа в малых и больших группах.
Этапы проблемного собрания:
Вступительная речь директора школы.
Уважаемые родители и учащиеся! Сегодня мы встретились, чтобы разрешить неотложную конфликтную ситуацию в классе. Работа будет строиться следующим образом: родители и дети поочередно работают в своих отдельных группах, затем происходит совместное обсуждение. Приступим к работе.
Первый этап работы.
Задача - выявить проблемные вопросы, которые способствуют возникновению конфликтов среди учащихся.
Родители в отдельной комнате делятся на две группы с помощью психолога и администрации школы. В группах задача родителей - обсудить и записать проблемы, которые способствуют возникновению проблем в общении и конфликтов среди детей, с их точки зрения. При этом родители могут вспомнить и привести примеры того, как они решали подобные задачи в детстве. Ведущий составляет единый список задач, предложенных участниками группы родителей, используя метод "мозгового штурма".
Учащиеся в другом классе делятся на три подгруппы (например, раздавая маркеры разных цветов на входе).
Разминка. Каждый ученик, получив мяч по кругу, должен рассказать, какое у него сейчас настроение, и с чем его можно сравнить: с каким явлением природы, с цветом или животным и т.д. Дети озвучивают свои ассоциации.
Упражнение "Назовите проблему". Каждому участнику предлагается подумать, какие проблемы мешают хорошему общению учащихся в классе, и записать их на своем листке бумаги. После этого каждый участник зачитывает свой список. Ведущий составляет общий список проблем, предложенных микрогруппами, используя метод "мозгового штурма".
Затем дети возвращаются в аудиторию, где работали родители.
Обсуждение: один представитель от каждой группы (детей, либо родителей) озвучивает список проблем и дает краткое обоснование для каждого пункта. Остальные участники могут дополнять. Списки, составленные родителями и детьми, сравниваются, а затем составляется общий список. Родители могут привести примеры из своего школьного опыта и поделиться тем, как они выходили из трудных конфликтных ситуаций.
Второй этап работы. Учащиеся возвращаются в отдельный класс для работы в малых группах.
Задача этапа - выработать эффективные способы взаимодействия в классе и сформировать общие правила конструктивного общения и сотрудничества.
Упражнение "Правила поведения в нашем классе". Участникам предлагается сначала записать на своих листочках, что можно делать и что запрещено в случае ранее зафиксированных проблем. Затем каждый зачитывает свой список, и с помощью "метода мозгового штурма" составляется единый список правил конструктивного поведения.
В это время ту же работу выполняют члены родительской группы.
Затем дети возвращаются в аудиторию, где работали родители.
Обсуждение: один представитель группы (детей, либо родителей) озвучивает и объясняет список правил конструктивного поведения.
Исходя из вариантов, предложенных, общий список "правил конструктивного общения" выводится на экран или пишется на доске. Участники имеют право что-то добавлять, объяснять.
Задача третьего этапа - создать "диаграмму позитивного общения" для детей в классе и сформировать активную группу учащихся для контроля за результативностью.
Обсуждение "Диаграммы позитивного общения".
В целях дальнейшего контроля за соблюдением правил поведения, детям предлагается создать "диаграмму позитивного общения", на которой выбранная активная группа класса будет отмечать поведение детей в конце каждого учебного дня двумя цветами (красным – следование правилам, синим - несоблюдение правил). Это предложение закрепляется голосованием учащихся класса и родителей. В конце недели члены активной группы, совместно с классным руководителем, предлагают варианты мер воздействия на учеников в случае несоблюдения установленных правил. Для обсуждения можно предложить варианты мер воздействия – это добрые и полезные дела на территории школы: помыть парты, починить мебель, помочь персоналу столовой, помогать одноклассникам с домашним заданием и т.д. Это предложение также закрепляется голосованием родителей и детей.
Завершение.
Дети снова работают в отдельном кабинете для подведения итогов работы. Учащиеся занимают свои места в микрогруппах.
Упражнение "Мое настроение до и после". Ребят просят вспомнить, в каком настроении они были в начале занятия, и с каким настроением они заканчивают работу. Дети делятся своим настроением в кругу.
Упражнение "Лучшее качество". Каждый участник получает чистый лист бумаги и, подписав внизу листа свою фамилию и имя, передает его по кругу. Когда участник получает лист одноклассника, он должен написать какое-то одно из его лучших качеств, которое, с его точки зрения, наиболее ценно в этом человеке, и какое-то пожелание на будущее, которое поможет ему в будущем общаться с другими людьми. Можно написать добрые слова, пожелания, либо нарисовать небольшой рисунок. Обращение должно быть в одном или двух предложениях. Затем каждый загибает верхнюю часть листа со своим пожеланием, чтобы его не было видно, и передает следующему участнику по кругу. И так, пока каждый не получит обратно свой лист с записями. В результате такого кругового обмена, каждый из участников обменивается взаимными положительными эмоциями. Ведущий может посоветовать сохранить листок и в сложные моменты жизни, заглядывать в него.
Рефлексия. Участникам встречи предлагается ответить на вопрос о том, что им понравилось, запомнилось и какие выводы можно сделать из этой проблемной встречи. Ведущий подводит итоги.
Выводы:
Разработанная нами программа родительско-детского собрания позволила нам комплексно подойти к разрешению конфликтов в детском коллективе, т. к. включала в себя все этапы работы: идентификацию проблемы, анализ ситуации, построение диалога между сторонами, переговоры, примирение. Это позволило выработать эффективную тактику и добиться положительного результата в разрешении существующей проблемы в детском коллективе.
Литература:
- А.Я. Анцупов. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Кнорус. 2020г.
- Д. Валкер. Тренинг разрешения конфликтов. Речь. 2001г.
- Е.Ю. Барабаш. Разрешеник конфликтов в школе. Ставрополь. 2019г.
Интернет ресурсы:
- https://urok.1sept.ru/articles/682770
- https://videouroki.net/razrabotki/trieninghovoie-zaniatiie-konflikt-i-puti-iegho-razrieshieniia.html
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/05/08/gruppovoe-zanyatie-s-elementami-treninga-konflikt-i-puti-ego
Педагог- психолог Солдатова О.А.
Директор МБУ ДО
«Центр «Психологическое здоровье
и образование» Клюев А.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Воспитательная модель класса, организация добровольческой деятельности в детском коллективе как механизм воспитания личности".
Опыт работы классного руководителя, роль добровольческой деятедльности в воспитании подрастающего коллектива...
"Знеете ли вы закон"(совместное родительское собрание с детьми) Мастер- класс и презентация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с. ЛозноеЧернянского района Белгородской области» Мастер-класс «...
Презентация для родительского собрания "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"
Роль родительско – детских отношений в развитии личности ребенка...
Родительское собрание "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"
Выступление на родительском собрании для родителей 5-8 классов....
Доклад «Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке является необходимым в условиях современной действительности....
Консультация для родителей «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ МИКРОКЛИМАТ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовл...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»...