Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы
материал на тему
доклад на тему "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого учебного заведения представлен опыт работы школы с родительской общественностью. Доклад сопровожден презентацией, главной мыслью которой являются слова В.А. Сухомлинского «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.rar | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с. Анучино
Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы
Автор:
директор МБОУ школы № 1 с.Анучино М.Н. Слепцова
2012
Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Свою работу мы строим исходя из анализа социального паспорта школы, особенностей семей. Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного выбора методов, адекватных образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития успешности-неуспешности в обучении, для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Значимость анализа социального состава семей определяется тем, что сегодня отмечается тенденция возрастания их социальной пассивности .
Актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания.
Перед коллективом мы ставили цель создать в образовательном учреждении организованное пространство взаимодействия с семьей, сформировать положительное субъективное отношение родителей к школе как педагогической системе.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. В школе разработана и реализуется программа развития «Базовая школа- ресурсный центр сетевого взаимодействия сельских школ»,ее подпрограмма «Воспитание и дополнительное образование» направлена на совершенствование условий воспитания. Взаимодействие с семьями учащихся мы осуществляем по следующим направлениям:
- Оказание педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи в семье (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
- Повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом ,создание модели распространения положительного опыта семей;
- Создание предпосылок для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в школе- формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомим с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формируем у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
- диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Задачами сотрудничества школы и родителей являются:
- Создание единого воспитательного пространства, полноценным участником которого являются родители -сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
- Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий школы и семьи;
- Нейтрализация возможных негативных влияний на ребенка;
- Компенсация и корректировка семейного воспитания совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать .
Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет учитель, классный руководитель. За годы своей педагогической деятельности мне я пришла к выводу, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.
Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире классными руководителями используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. При этом родители выступают в роли ассистентов, помощников, экспертов, консультантов, организаторов мероприятия и др. Примером такой работы в нашей школе являются - родительские собрания, лектории,школа будущих первоклассников "АБВГДЕЙКА", где применяются различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Следующая форма работы и педагогов– индивидуальные консультации.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Учитель дает возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком. Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. Темы, которые рассматриваются на таких консультациях:" Ребенок не хочет учиться. Как развить плохую память ребенка. Единственный ребёнок в семье. К чему может привести тревожность детей. Талантливый ребёнок в семье."
Наиболее яркой формой взаимодействия школы и семьи является проведение совместных акций, праздников.
Еще одним из важнейших аспектов работы школы является работа с родителями школьной социально –педагогической службы, направленной на формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Следует отметить следующие направления работы социально –педагогической службы:
- мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса школы, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса школы.
- Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах;
3. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.
4. Информационно-просветительская и развивающая работа через проблемные тематические выступления; педагогический всеобуч, действующими лицами которого являются опытные педагоги и узкие специалисты.
5.Психологическая и материальная помощь детям .
В целях профилактики невыполнения учеником своих учебных обязанностей, а также за нарушение школьных правил поведения, с учетом действующего законодательства, используются следующие формы:
- изучение родителями Устава школы и «Закона об образовании» с целью знакомства с обязанностями родителей и об их ответственности за обязательное получение общего образования их детей;
- правовые лектории -вручение родителям памяток - напоминаний «Как правильно выполнить домашнее задание», «Как выучить стихотворение» и т.д.
- консультации учитель –классный руководитель- родитель по ликвидации пробелов знаний;
- заседания Совета профилактики -совместное обсуждение проблем девиантного поведения учащихся;
- рейды родительского комитета в вечернее время, на дискотеки.
- психологические тренинги, игры
- сотрудничество с органами опеки и попечительства, КДН и ЗП
Таким образом организованное конструктивное сотрудничество взрослых способствует эффективному развитию детей. Вспомним слова В.А.Сухомлинского, который со свойственной ему восторженностью и ... правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»
Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...
Доклад "Методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы в условиях ФГОС"
Материал состоит из целей, задач и планируемого результата по реализации методических рекомендаций. В докладе представлены диаграммы, анкеты, нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы....
Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы
На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...
Взаимодействие семьи и школы в деле формирования социально значимой личности. (Из опыта работы)
Выступление на родительском собрании...
Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС
Отчёт о работе творческой группы "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....
выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...
Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.
В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развивают...