Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.
статья по психологии (5 класс)
В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Ключевые слова: семья, взаимодействие, психолого – педагогическая служба, тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga-_psihologa_v_vzaimodeystvii_semi_i_shkoly_v_usloviyah_selskoy_mestnosti._1.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
С.М. Шмиткова
Роль педагога- психолога в взаимодействии семьи и школы в условиях сельской местности.
В последнее время возрос интерес общества к семье. Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Ключевые слова: семья, взаимодействие, психолого – педагогическая служба, тренинг.
Семья – неотъемлемый структурный элемент общества, и невозможно преуменьшить ее значения. Для каждого человека семья – начало начал.
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка счастливым, здоровым, успешным, умным. И каждый родитель, независимо от того в какой стране они живут, на каком языке говорят, готов приложить для достижения этой заветной цели максимум усилий.
И, казалось бы, с приходом ребенка в школу родители приобретают добрых, надежных, а главное профессиональных помощников в лице педагогов. Но по данным многочисленных социологических опросов не всегда домашние и школьные воспитатели приходят к взаимопониманию. Педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь педагоги утверждают об изменениях произошедших в сегодняшней семье. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? На этот вопрос можно ответить словами В. А. Сухомлинского : « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской « сильной рукой», для предупреждения об опасностях, « если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матери и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей, и совершенно недопустимо , чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание.
Общение школьных и домашних воспитателей имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу. Знание того, что окружает ребенка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия ( а они случаются, и нередко ). Только такое взаимодействие может быть эффективным. Оно должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни достойного Человека.
А кому же как не педагогу- психологу быть главным помощником в строительстве подобных отношений? Ведь главная цель психолого – педагогической службы – создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. То есть другими словами создание условий для эффективного взаимодействия всех субъектов учебно – воспитательного процесса. Работая педагогом – психологом не первый год, могу сказать, что привлекать родителей к взаимодействию необходимо с первых дней поступления ребенка в школу. Если вы не сделаете этого в начальной школе, то по мере взросления ребенка и перехода его из класса в класс мотивация родителей к выполнению родительских, воспитательных функций постепенно утрачивается.
К сожалению реальность не идеальна. И поэтому общение школьных и домашних воспитателей лучше начинать как можно раньше.
Мое знакомство с родителями происходит до начала школьного обучения детей в нашей школе. Приблизительно с начала второго полугодия мы проводим в школе групповую консультативную работу с родителями. План организации взаимодействия с родителями разрабатывается всегда на основе анализа работы по данному направлению в предыдущем году, а так же на основе конкретных запросов классных руководителей и самих родителей. Очень интересной формой работы оказался родительский лекторий, который организовывается для родителей 2 – 3 раза в год. Это не просто лекция на актуальную тему обучения и воспитания.
Это активное взаимодействие психолога и родителей, где успешно сочетаются такие методы работы как беседа, дискуссия, тренинговые упражнения. Ещё одна форма взаимодействия - родительские собрания. Родительское собрание «Ваш ребёнок – пятиклассник», целью которого было психологическое просвещение родителей, их знакомство с психологическими особенностями возраста, проводилось в нетрадиционной форме. Для более эффективного взаимодействия родителей и психолога использовались тренинговые упражнения «Поделись чувством», «Экзамен для родителей», а также видеозапись интервью учащихся. Это позволило родителям лучше понять всю проблематичность ситуации перехода в основное звено обучения, проанализировать основные трудности, возникающие в данной ситуации, понять проблемы своего ребёнка и осознать важность оказания поддержки на данном этапе развития ребёнка.
Для 7-8 классов проводила тренинг «Формула доброго отношения в семье». Цель данного тренинга дать понять родителям как часто мамы и папы бывают не сдержаны, раздражаются, а самым распространённым методом воспитания становится крик и шлепки. В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, или строгим родителем, или рассуждать как «взрослые». Здесь мы с вами попробуем проиграть, осознать эти роли.…. Были проведены упражнения «Недетские запреты», «Один день из жизни Маши» и др.
Хотя нужно сказать, такие методы групповой работы как тренинги, деловые и ролевые игры пугают многих родителей. Они больше привыкли к лекциям, так как при таком общении, не нужно быть активным участником, а можно просто посидеть, послушать и оставить все как есть, а можно и вообще не слушать, ведь и так проблем хватает. И скорее всего дело не в родителях, а в неправильно организованном общении. Поэтому считаю своей обязанностью помочь педагогам, а особенно классным руководителям в освоении основ эффективного взаимодействия с родителями. Специально для классных руководителей проводятся тренинговые занятия, направленные на обработку конструктивных способов решения конфликтных ситуаций, развитие коммуникативных умений.
Важной сферой деятельности является также работа по психолого-педагогическому сопровождению обучения. Индивидуальные и групповые консультации родителей по особенностям характера, памяти, типа мышления, интересов и склонностей их детей позволяют сделать правильный выбор будущего профессионального пути.
Следующим этапом работы, материал, для которого накапливается, я планирую осуществить в следующем учебном году. Это будут совместные тренинговые занятия педагогов и родителей. Ведь только вместе, семья и школа, два мощных института, в силах сделать так, чтобы ребенок мог с успехом учиться, общаться и развиваться. В заключение хочется сказать словами из книги Шульгиной В. П. « Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его способности.
Литература:
1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- Мн.: Современный литератор, 2006.-448с.
2.Душкина М.-Пять вечеров наедине с психологом.- Спб.:Питер,2004.-176с.
3. Дереклеева Н. И. « Родительские собрания 5-11 классы. ( М.:ВАКО.2004);
Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 1. (Под редакцией Е. Н. Степановой. – М.:ТЦ «Сфера»)
4.Медведева И., Шишова Т.- Книга для трудных родителей. Блиц- педагогика.- г. Клин, 2010.-349с.
5. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/01/12/trening-dlya-roditeley-schastlivaya-semya
7. Шульгина В. П. « 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя»;(Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003);
Об авторе
Шмиткова Светлана Михайловна, педагог- психолог, МОУ «Сотнурская СОШ», с.Сотнур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы
доклад на тему "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...
Доклад "Методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы в условиях ФГОС"
Материал состоит из целей, задач и планируемого результата по реализации методических рекомендаций. В докладе представлены диаграммы, анкеты, нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы....
Педагогический совет "Роль классного собрания во взаимодействии семьи и школы"
Уу школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родител...
Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС
Отчёт о работе творческой группы "Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС" за 2017-2018 учебный год....
Выступление на РМО социальных педагогов и педагогов-психологов «Взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми»
Профилактика употребления психоактивных веществ школьниками....
выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы.
Да, время в принципе, сегодня не простое. Когда родители, они , в большей степени, задействованы решением каких – то своих проблем и привыкли проблемы связанные с обучением и воспитанием детей о...