Родительское собрание с психологом "Ваш ребенок - пятиклассник, или особенности адаптации"
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель: психологическое просвещение родителей (психологические особенности младшего подросткового возраста);анализ особенностей адаптации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в 5 классе | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребёнок - пятиклассник,
или особенности адаптации
Цели:
• психологическое просвещение родителей (психологические особенности младшего подросткового возраста);
• анализ особенностей адаптации учащихся.
Оборудование: видеоматериалы с записями интервью и фрагментами уроков (для просмотра используется оборудование компьютерного класса); вопросы «Экзамена для родителей»; буклет «Мой любимый пятиклассник» для каждого родителя.
Этапы родительского собрания
1. Вступительное слово педагога-психолога
Педагог-психолог: Уважаемые родители! Мы рады видеть вас сегодня на нашей встрече. Сегодня мы заглянем на уроки, проведём маленький экзамен и попробуем понять, что чувствуют наши дети, став пятиклассниками. Слово предоставляется классному руководителю.
Классный руководитель знакомит родителей со своими впечатлениями от класса, особенностями и трудностями, с которыми пришлось встретиться. (Важно, чтобы классный руководитель демонстрировал позитивное отношение к детям и готовность помогать родителям в случае необходимости.)
2. Игра «Экзамен для родителей»
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю вам непосредственно окунуться в жизнь наших пятиклассников и вспомнить, чем отличается жизнь пятиклассника от жизни четвероклассника. Для этого каждый из вас получает вопрос, на который вы наверняка сможете ответить (родители «тянут» билеты, и даётся 2 минуты на подготовку).
Вопросы:
1. Сколько учебных предметов было в 4 классе?
2. Сколько учебных предметов в 5 классе?
3. Сколько учителей преподавали в 4 классе?
4. Сколько учителей преподают в 5 классе?
5. Какой учебный день для детей самый трудный?
6. Какой учебный предмет для детей самый сложный?
7. Какие учебные предметы преподают те же учителя, что и в 4 классе?
8. Назовите предметы, которые изменили в 5 классе своё название.
Педагог-психолог: Здорово! Посмотрим, что скажут дети. (Включить видео, на котором дети отвечают на те же вопросы.) Наши мнения в большинстве случаев совпадают. Это говорит о том, что родители всё-таки знают своих детей и стрем; общаться с ними и помогать им. В начале года мы говорили о том, насколько важно на данном этапе школьной жизни ребёнка быть терпимым и готовым помочь своему пятикласснику.
3. Работа в группах
Педагог-психолог: Опыт показывает, что есть дети которые сталкиваются с определёнными трудностями в пятом классе. С какими трудностями столкнулся ваш ребёнок? С какими трудностями столкнулись вы? Запишите в буклете на чистой странице Возможно, пришлось больше времени проводить за уроками, а может, ребёнок поначалу уставал, может, было трудно перестроиться с требований учителей начальной школы на требования учите средней и т.д. Я прошу вас объединиться в группы по 3 человека (если есть возможность - по 5), выделить самую большую трудность (самый тревожный факт) и обсудить, каким образом мой помочь себе и ребёнку.
По истечении 5-7 минут родителям предлагается вынести групповое решение на суд остальных.
Педагог-психолог: Если вы справились, помогли cвоему ребёнку, то вычеркните эту проблему из списка. Если еще eсть над чем работать, то у вас есть возможность обратиться к некоторым рекомендациям, которые мы отразили в буклете. И есть воз- можность обратиться к психологу (часы работы тоже указаны в буклете).
4. Особенности адаптации учащихся
Педагог-психолог: На сегодняшний момент мы изучили особенности адаптации учащихся нашего класса. Представляем результаты.
У 57% детей выявлен высокий уровень адаптации, у 33% -средний, у 10% - низкий.
Высокий уровень адаптации говорит о том, что ребёнок достаточно уверенно чувствует себя в процессе обучения, он уже сориентировался в требованиях учителей. Для этих детей школа представляет собой определённую ценность (что должно быть свойственно детям данного возраста).
Низкий уровень адаптации говорит о том, что ребёнок ещё недостаточно комфортно чувствует себя в процессе обучения. Такие дети часто болеют, у них повышенный уровень тревожности, они избегают разговоров о школе.
Каждый из вас получает лист, на котором описаны особенности адаптации вашего ребёнка. Прочитайте, пожалуйста. Если у вас возникли вопросы, вы можете задать их сейчас или обратиться в индивидуальном порядке.
Пример заметок для родителей
А) Юля умеет находить общий язык со сверстниками в школе, не боится ситуаций самовыражения. Она достаточно серьёзно относится к проверке знаний. Но при этом для неё очень важно соответствовать ожиданиям окружающих (особенно родителей). Девочка стремится сделать так, чтобы значимые люди её одобряли, вселяли ей надежду и уверенность. Очень важно поддержать девочку и делать всё, чтобы она была уверенна в том, что родители всегда придут ей на помощь.
Уровень адаптации к обучению диагностируется как низкий (основные факторы, снижающие адаптивные возможности: страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Возможно, стоит уделить особое внимание здоровью ребенка).
Б) Рома умеет находить общий язык со сверстниками в школе стремится к тому, чтобы быть лучшим среди них, стремится быть успешным. Но при этом переживает, что может не соответствен ожиданиям окружающих (особенно родителей). Такие переживания могут возникать у ребёнка, если его сравнивают с другими, более успешными, по мнению взрослых, детьми.
Уровень адаптации к обучению диагностируется как средний.
5. Тест для родителей «Я - родитель пятиклассника»
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами рассмотрели особенности возраста наших детей, особенности их адаптации! заключение предлагаю вам проверить самих себя. На обратной стороне буклета есть несколько вопросов. Я даю вам 3-4 минуты для того, чтобы вы ответили на них. И сделали выводы о том, как же способствовали адаптации своего ребёнка
Тест «Я - родитель пятиклассника»
Слева от номера вопроса поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, «-», если не согласны.
1. Я помогаю ребёнку собирать портфель.
2.Я знаю все успехи и трудности своего ребёнка по всем предметам.
3.Я подошёл к каждому учителю и узнал требования к домашним заданиям, оформлению тетради, самостоятельным работам ребёнка.
4. Каждый день я интересуюсь самочувствием своего ребёнка.
5.Япомогаю своему ребёнку в подготовке домашних заданий.
6.Я не считаю, что отметки у моего ребёнка должны быть только отличными.
7.Для меня важнее, какие взаимоотношения складываются ребёнка с учителями, нежели его отметки. I
Подсчитайте количество «+». Если у Вас их 5 и более, значит Вы супер-родитель, Вы умело способствуете хорошей адаптации своего ребёнка.
6. Видеомонтаж с уроков класса.
Педагог-психолог: Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы заглянуть на уроки в наш класс? Сейчас вам предоставляется уникальная возможность сделать это (демонстрируется видеомонтаж с фрагментами уроков).
7. Подведение итогов
Педагог-психолог: Какие у вас возникли вопросы по ходу нашей работы? (беседа с родителями)
Спасибо всем за активную работу! Надеюсь, наше сотрудничество будет продолжаться. До новых встреч!
Приложение 1
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемые__________________________________________
Приглашаем Вас на родительское собрание.
Мы поговорим о проблемах адаптации детей в 5 классе.
Побываем на уроках (для Вас приготовлены видеофрагменты уроков).
Обсудим организационные вопросы.
Ждём Вас в школе_____октября 2010 года.
Классный руководитель: Галкина Марина Николаевна
Психолог: Сидорова Ольга Валентиновна
Материал для буклета
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПЯТИКЛАССНИК
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Адаптация к обучению в 5 классе — постепенное приспособление организма ребёнка к условиям обучения в старшей школе.
Трудности 5 класса____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила помощи ребёнку
при выполнении домашнего задания
Неукоснительное выполнение режима дня
•Чётко определите время, в которое ребёнок должен приниматься за выполнение домашней работы.
• Придерживайтесь этого расписания настолько строго, насколько это возможно.
•Время, отведённое на выполнение домашних заданий, не должно ничем прерываться (телефон, телевизор, компьютер и т.п. подождут).
Распределение заданий по степени сложности.
Целесообразно предложить ребёнку начинать выполнение заданий с самых лёгких. Таким образом, за сравнительно короткое время оказывается выполнено большее количество заданий, что порождает чувство удовлетворённости.
Сначала отметить то, что выполнено правильно.
Сначала отметьте те задания, которые выполнены верно, без ошибок. Относительно заданий, выполненных неверно, скажите Ребёнку: «Я думаю, что если ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя будет другой ответ». Это побуждает ребёнка возвращаться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Помощь при заучивании информации из учебника.
Часто школьники не знают, на что следует обращать внимание при изучении текста. Можно воспользоваться следующими приёмами:
- перед прочтением текста обратить внимание на вопросы, щщ рые приведены в конце параграфа, а при первоначальном прочтен попытаться найти в тексте ответы на них и отметить карандашом;
- параграф обычно разбит на смысловые части, поэтому целесообразно в каждой части выделить карандашом главную мысль отрывка;
- составить краткий план пересказа параграфа.
Обращайте внимание на неречевые сигналы, которые Вы посылаете детям (жесты, мимику).
Гримасы, напряжённость позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» воспринимаются детьми острее, нежели Ваши слова. Злоупотребление такими неречевыми сигнала) только добавляет напряжённость в ваши взаимоотношения, связан- ные с домашней работой.
Советы доктора Захарова
• Пожелайте ребенку в начале дня доброго утра, а в конце дня спокойной ночи. Помните, что в первые 30 минут после сна и п следние 30 минут до сна в доме должна царить атмосфера спокойствия, любви и ласки. Это залог сохранения крепкой нервной системы у вас и у вашего ребёнка. J
• Для нормального самочувствия ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день. Не забывайте ласково обнимать своего ребёнка, сколько бы лет ему ни было.
• Медленно, методично и последовательно помогайте ребёнку (если это необходимо) самоорганизовываться: собирать портфель следить за своим внешним видом, выполнять несложные домашние поручения.
•Не ругайте ребёнка за школьные «неуспехи». Лучше вместе с ребёнком, с учителем подумайте, как помочь в данной ситуации. Помните, не ошибается тот, кто ничего не делает. J
Я - родитель пятиклассника
Слева от номера вопроса поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, «-», если не согласны.
1. Я помогаю ребёнку собирать портфель.
2. Я знаю все успехи и трудности своего ребёнка по всем предметам.
3.Я подошёл к каждому учителю и узнал требования к домашним заданиям, оформлению тетради, самостоятельным работам ребёнка.
4. Каждый день я интересуюсь самочувствием своего ребенка.
5. Я помогаю своему ребёнку в подготовке домашних заданий.
6. Я не считаю, что отметки у моего ребёнка должны быть только отличными.
7. Для меня важнее, какие взаимоотношения складываются у ребёнка с учителями, нежели его отметки.
Подсчитайте количество «+». Если у Вас их 5 и более, значит Вы супер-родитель, Вы умело способствуете хорошей адаптации своего ребёнка.
Литература
1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005.
2. Грецоа, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.:Питер, 2006.
3.Зицер Дима и Наташа. Азбука НО: Практическая педагогика. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещения», 2007.
4. Кипнис, М. Тренинг лидерства. - М.: Ось-89, 2005.
5.Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Здание. Екатеринбург: издательство APT ЛТД, 1997.
6.Козлова, Г.Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г.Н. Ком Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова. - М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
7.Николаева, Е.И. 111 баек для детских психологов. – СПб.: Питер, 2008.
8.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1996. 1
9. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
10.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер с нем.; в 4-х томах. - М.: Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Мой ребёнок – пятиклассник»
советы родителям...
Ваш ребенок - пятиклассник, или Особенности адаптации
Родительское собрание в 5-х классах об особенностях адаптации детей...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Признаки успешной адаптации"
Родительское собрание №2 в 5 классе...
Методическая разработка выступления на родительском собрании для родителей обучающихся 1 курса на тему "Адаптация студентов 1 курса"
В методической разработке представлена информация об особенностях адаптации студентов к учебному процессу в колледже, к специфике обучения в учреждениях среднего профессионального образования, даны ре...
Родительское собрание в 5 классе "Я пятиклассник"
Родительское собрание "Я пятиклассник"...
Родительское собрание для родителей первоклассников по теме «Повышение механизмов адаптации к школьному обучению»
В целом период адаптации ребенка может длится от 2-3 недель до полугода. Как она пройдет зависит от уровня подготовленности ребенка к школе, его индивидуальных особенностей, характера взаимоотнош...
Родительское собрание на тему "Ваш ребенок пятиклассник"
Темы для обсуждений:•Как помочь пройти адаптацию ребенку?•Тревожные дети особенности •Гармония общения. Дети. Родители. Учителя.• Результаты диагностики...