Родительское собрание для родителей первоклассников по теме «Повышение механизмов адаптации к школьному обучению»
консультация
В целом период адаптации ребенка может длится от 2-3 недель до полугода.
Как она пройдет зависит от уровня подготовленности ребенка к школе, его индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений с окружающими. Что же включает в себя психологическая готовность к школе можно прочитать в статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание для родителей первоклассников по теме
«Повышение механизмов адаптации к школьному обучению»
Педагог-психолог: Бабич М.Б.
В целом период адаптации ребенка может длится от 2-3 недель до полугода.
Как она пройдет зависит от уровня подготовленности ребенка к школе, его индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений с окружающими.
Мне бы еще раз хотелось заострить Ваше внимание на готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе включает:
1. личностную готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
2. волевую готовность к школе (произвольность поведения) – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни, управлять своим поведением.
Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:
- слушать учителя на уроках, выполнять задания;
- работать по правилу;
- работать по образцу;
- соблюдать дисциплину.
3. интеллектуальную готовность к школе – речь идёт о сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.
На пороге школы ребёнок должен уметь:
Внимание.
- Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
- Находить до 10 отличий между двумя картинками;
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
- Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
- Находить фрагменты картинок;
- Проходить взглядом лабиринты из линий;
- Выполнять самостоятельно, быстро и правильно задание по предложенному образцу;
- Копировать в точности узор или движение.
Память:
- Запоминать до 8-10 картинок в течение 30 секунд;
- Запоминать и повторять ряд из 5-6 слов из 10 предложенных;
- Запоминать и повторять по памяти фразы, произнесённые 1-2 раза;
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений;
- Запоминать ряд из 5-6 цифр;
- Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней;
- Рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картин.
Мышление
- Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
- Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
- Находить закономерности в логических цепочках;
- Определять последовательность событий;
- Складывать картинку из 8-10 частей;
- Находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- Находить среди предложенных предметов лишний и объяснять свой выбор.
Математика
- Называть числа в прямом и обратном порядке;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться арифметическими знаками действия;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Ориентироваться на листе бумаги;
- Определять время по часам.
Развитие речи
- Правильно произносить все звуки;
- Определять место звука в слове;
- Использовать в речи сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы по сюжетной картине или серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений;
- Составлять предложения из 5-6 слов, членить простые предложения на слова;
- Делить слова на слоги.
Развитие мелкой моторики
- Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
Общая осведомленность
Должен знать:
- Свое полное имя и фамилию;
- Возраст (количество лет);
- Дату рождения;
- Фамилию, имя, отчество родителей;
- Место работы и должность родителей;
- Есть ли брат или сестра, сколько им лет, старше они или младше;
- Домашний адрес;
- Город в котором живет;
- Страну;
- Цвета;
- Геометрические фигуры;
- Времена года и их последовательность;
- Месяцы по временам года;
- Время суток;
- Дни недели и их последовательность.
- Отличать хищных животных от травоядных;
- Отличать перелетных птиц от зимующих;
- Отличать садовые цветы от полевых;
- Отличать деревья от кустарников;
- Называть все природные явления.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Сначала определимся, какие трудности подстерегают школьников в начале учебного года?
- Прежде всего, изменение режима, часто довольно резкое.
- Напряженный график работы, острый дефицит времени.
- Большое количество обязанностей: уроки, кружки и др.
- Необходимость высокой концентрации внимания, сосредоточенности.
- А еще необходимость общаться с большим количеством людей.
- Переносить поездки на транспорте (автобусы).
И половины из перечисленного достаточно, чтобы вызвать у ребенка сильнейший стресс.
ЧТО МЫ ВИДИМ?
У ребенка порой проявляется чрезмерное возбуждение, он становится плаксивым, может проявлять агрессию. Или наоборот — может наблюдаться заторможенность, повышенная тревожность, нарушение сна.
В результате — равнодушие к учебе и нежелание идти в школу в лучшем случае, а в худшем — различные заболевания (как обострение прежних, так и приобретение новых).
Что же делать, что бы помочь ребенку успешнее адаптироваться к новым условиям?
- Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок пройдет адаптация.
- В трудный момент необходимо поддержать ребенка, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
- Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию.
- Необходимо находить время, чтобы обстоятельно, в эмоционально благоприятной обстановке, беседовать с ребенком, для того чтобы выяснить, что его тревожит, в чем необходима помощь. Главное — ребенок должен усвоить: родители всегда готовы прийти на помощь и любить его, вне зависимости от школьных успехов и неудач; любые трудности преодолимы и даже полезны как средство выработки характера.
- Важная тема семейных разговоров — настрой на работу. Только не обязательно все время повторять, что ученье — свет. Поговорите с ребенком о его жизненных целях, интересах, желаниях. Поговорите об увлечениях: спорте, музыке, рисовании… Это даст ему перспективу, прибавит оптимизма.
- Особая забота — соблюдение режима дня.
- Важно следить, чтобы ребенок высыпался. И обращать внимание не только на время сна, но и на его качество (тишина, свежий воздух…).
- В первые недели обучения постарайтесь не быть слишком требовательны к школьнику, не ждите от него невероятных успехов — только того, что ему точно по силам. Даже если нет особых побед на учебном фронте, как можно чаще создавайте ребенку ситуацию успеха (это вселяет уверенность, повышает самооценку).
Я считаю, что эти не сложные рекомендации позволят Вашим детям стать более успешными и не только в период адаптации, но в дальнейшем. И они будут удовлетворены обучением в школе, будут с удовольствием её посещать, без особого труда справятся с учебной программой, будут расти самостоятельными и прибегать к Вашей помощи только в случаях необходимости, будут удовлетворены межличностными взаимоотношениями с одноклассниками и учителем.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»
Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...
Родительское собрание (с родителями и учащимися): Завершение адаптации на средней ступени обучения
Описание разработки.1. Родительское собрание на тему «Подводим итоги адаптации учащихся 5В класса на средней ступени обучения ». Занятие провел классный руководитель совместно ...
ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Признаки успешной адаптации"
Родительское собрание №2 в 5 классе...
Родительское собрание "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"
Цель родительского собрания: ознакомление родителей с психологическими особенностями периода адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене.Задачи: 1.Проанализировать психологи...
Родительское собрание"Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"
Родительское собрание...
Памятка для родителей "Как помочь своему ребенку в адаптации к школьному обучению"
В памятке расписаны рекомендации, которые помогут и подскажут родителям, как облегчить период адаптации первоклассников к школьному обучению....