Профессиональная ориентация старшеклассников
методическая разработка (11 класс) на тему
Представление родителей о роли семьи в профессиональной ориентации, информация родителям о высших и средних специальных учебных заведениях города Самары
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила Назарова Е.П.
Родительское собрание
«Профессиональная ориентация старшеклассников»
Цели:
• содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников;
• информировать родителей о высших и средних специальных учебных заведениях города.
Участники: родители учащихся 11-го класса, классный руководитель, социальный педагог, представитель администрации школы.
Подготовка.
I. Проводится анкетирование старшеклассников.
Анкета
1. Любишь ли ты трудиться? (Выбери ответ и подчеркни).
а) да;
б) нет.
2. Какой труд тебе больше нравиться? (Выбери ответ и подчеркни).
а) умственный;
б) физический;
в) умственный и физический (оба).
3. Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?
4. Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?
5. Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу.
6. Какие виды физического труда ты выполняешь?
а) ежедневно - …
б) одни-два раза в неделю - …
в) иногда - …
7. Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически? Когда ты занят трудом, что больше всего нравится?
8. Что ты испытываешь, когда ничем не занят?
9. Что побуждает тебя трудиться? (Выбери ответ и подчеркни.)
а) интерес;
б) веление сердца и разума;
в) требование родителей;
г) любовь и уважение к родителям или другим взрослым людям;
д) материальная нужда;
е) что-то еще (напиши)________________________________
10. Какое общественное поручение ты выполняешь?
11. Что побуждает тебя заниматься общественной работой? (Выбери ответ и подчеркни.)
а) интерес;
б) «давление» классного руководителя;
в) общественное мнение коллектива класса;
г) что-то еще (напиши)________________________________
12. Осознаешь ли ты важность выполняемой работы?
13. Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению?
II. Во время классного часа учащиеся пишут мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия».
Оформление и оборудование.
1. На доске пишутся слова В.Г.Белинского: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта-ученого, выше дурного стихотворца».
2. Внизу доски помещаются мини-сочинения «Моя будущая профессия» (без подписей).
Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя о теме родительского собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы.
2. Выступление социального педагога.
С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идет этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье?
Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основными условиями гражданского воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчеркивал: «Молодежь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности – тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».
Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.
Выпускник с новеньким аттестатом о среднем образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы четко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.
В записных книжках А.П.Чехова есть такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой».
Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами они занялись бы любимым делом.
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.
Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определенными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в ВУЗ не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.
На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.
Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».
Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.
3. Выступление классного руководителя.
Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, у многих ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в поэзии, увлекаюсь вязанием, но выбрать себе профессию не могу. Как найти свое место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а делать дело с удовольствием?» Беда девушки в том, что она живет лишь духовной жизнью. Когда дело доходит до работы (неважно какой, любой конкретной работы), здесь девушка занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать все, но не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность (не привычка, а именно потребность) в труде, в общественно полезной деятельности. (Классный руководитель информирует родителей о результатах анкетирования учащихся.)
Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, тот ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.
4. Выступление с информацией о находящихся в городе, колледжах и техникумах, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.
5. Заключительно слово.
Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, и педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны. Когда-то Н.К.Крупская писала: «Только когда профессия ему по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, - тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей
В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...
Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Моя презентация выступления на конференции.Тема "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Характеристика приоритетной ценнойстной ориентации сташекласснико.Формы, методы и средства ее формирования....
Помощь в профессиональной ориентации старшеклассникам.
Данная методическая разработка создана с целью оказания помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации....
Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".
В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....
Сочинение ученицы 10 класса Золкиной Галины на тему "Жизненная стратегия человека" ( профессиональная ориентация старшеклассников)
В сочинении автор повествует о своей будущей профессии и взглядов на будущее...
Статья на тему: «Взаимосвязь ценностных ориентаций старшеклассников и их профессионального самоопределения»
Очень часто мы сталкиваемся с большим числом случаев, когда учащиеся (выпускники школ) еще не определили свои профессиональные склонности, не выбрали своей будущей профессии...