ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
статья по психологии на тему
Характеристика приоритетной ценнойстной ориентации сташекласснико.Формы, методы и средства ее формирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра педагогики и методик преподавания
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Выполнила:
магистрант группы
ППОм-1402
Картунова А.А.
Научный руководитель:
д.п.н., профессор
Кустов Ю.А.
Тольятти – 2014
Формирование ценностных ориентаций старшеклассников
В условиях постоянных социальных изменений непрерывно меняется соотношение ценностей личности и общества. Эталон и качество жизни становятся достоянием каждого человека в зависимости от его индивидуальной деятельности и активности.
Идея ценностей в жизни человека более значима в общественных науках и практике. Она в той или иной мере раскрывается в этике, эстетике, социальной психологии, педагогической антропологии и включает следующее содержание: ценность - это то, что имеет личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы (В.А.Ядов).
Ценностью может быть всё: предметы и явления реального мира, средства и условия существования, продукты человеческой деятельности, характер человеческих отношений. Универсальная функция ценностей - факторное влияние на определение и самоопределение жизненных установок человека на себя и других людей, на общество в целом и свою деятельность в нем."
Ценности, превратившиеся в мотивы поведения, труда и общения, принято называть ценностными ориентациями.
С позиции психологии ценностные ориентации органически вплетаются во все структурные компоненты личности, являются связующим звеном между ними.
Ценностные ориентации выполняют следующие функции: - координируют связи между направленностью личности и её интегративными качествами (гуманностью, коллективизмом, трудолюбием, ответственностью и др.);
- выступают главной предпосылкой всех видов активности: познавательной, трудовой, общественной, творческой и др.;
- определяют мотивы самовоспитания;
- формируют мотивы отношения к себе в самопознании и определяют его конечный результат.
Эта многозначность ценностных ориентаций раскрывает универсальное значение этого явления с позиций этики. Как подчеркивает Б.П.Ломов, в системе отношений человека решается главное - активизация совести как нравственного качества личности, а также утверждение в его сознании и деятельности форм общечеловеческой морали, потребности служить обществу. При этом в нравственной личности внедряются результаты всех видов организованных и неорганизованных воздействий.
Личность, располагающая социальными ценностными ориентациями, отличается развитым моральным сознанием: способностью и готовностью усваивать нормы и требования общечеловеческой морали; знанием принципов и норм морали; проявлением положительных нравственных чувств. Все это составляет основу нравственности человека в целом.
Эту мысль высказывал и Н.Г.Чернышевский. Проблему ценностей он рассматривал как воспитание познавательных, нравственных и эстетических потребностей в труде, в самообразовании и самовоспитании: "Никакое внешнее принуждение не может поддерживать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней".
Во всех последующих позициях великих мыслителей и современных исследователей ценности рассматриваются как реализация связи достижений общества и личности (А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов, Д.И.Фельдштейн). Выявлено, что через усвоение ценностей общества происходит социализация личности (Е.И.Голо-ваха, М.Г.Казакина, И.С.Кон), а общество через связи с личностью обогащает и актуализирует социальные ценности (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.П.Буева).
По мнению психологов, ценности составляют ядро структуры личности (К.К.Платонов, Л.А.Регуш). Они органически входят в направленность (Л.И.Божович, А.А.Бодалев, А.И.Кочетов, Л.А.Регуш), выступают в качестве критерия выбора идеала старшеклассника (В.Н.Соболев), в значительной мере определяют формирование и развитие мотивационной сферы индивида (И.С.Кон, А.В.Мудрик, Л.В.Скворцов), стимулируют самосовершенствование личности (А.Г.Ковалев, Б.М.Орлов и др.). В силу этого воспитание ценностных ориентаций, в сущности, обеспечивает формирование целостной личности, а значит, должно органически включаться в образовательный процесс.
В настоящее время идет активное перераспределение в структуре и иерархии ценностных ориентация молодежи. В ее глазах заметно меняется роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта. Соответственно растет и понимание человеком себя как самоценности. 70% старшеклассников считают, что в жизни надо думать, прежде всего, о себе. Процесс индивидуализации выходит за рамки допустимого. Такие ценности, как познание, труд, творчество, культура резко переместились в нижнюю часть ценностной иерархии и превратились из ценностей - целей в ценности - средства. Для некоторых опрошенных допустимо применение насилия против личности, для доказательства своей правоты.
Все вышесказанное наталкивает нас на мысль о необходимости серьезно задуматься и незамедлительно решать проблемы утверждения общечеловеческих ценностей с учетом накопленного опыта, формированию у учащихся внутренних установок, соответствующих духу новой ситуации.
Наблюдается слабая социальная защищенность человека, сложная демографическая ситуация (преобладание людей пожилого возраста и в связи с этим отсутствие преемственности практики взаимодействия: поколений); низкий уровень общей и бытовой культуры значительной части населения; примитивное понимание смысла и содержания рыночных отношений, ориентация на личную жизнь, на выживаемость в условиях рынка, порождающие систему эгоистических установок, что серьезно сказывается на решении всех воспитательных задач.
Все это обусловливает сложность в выборе ценностных ориентации и жизненном самоопределении старшеклассников.
Учителя испытывают значительные затруднения в формировании ценностных ориентаций школьников.
Мы должны постараться выяснить каковы основные направления и условия, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций в органическом единстве с воспитанием индивидуальности человека. Изучить ценностные ориентации школьников в современном социуме.
Так как ценностные ориентации связаны с направленностью личности, то они, вероятно, выступают основанием для взаимосвязи социальных ценностей среды и индивидуальных жизненных позиций человека. Отсюда, идеал творческой личности как индивидуальности будут выступать связующим звеном между социальной и личной ориентированностью старшеклассника. Осознание себя как творческой личности становится, главным направлением психологической и практической подготовки старшеклассников к жизни в обществе.
В качестве ведущих условий формирования ценностных ориентации могут выступать гуманистическая направленность педагогической деятельности, непрерывная ориентированность воспитательного процесса на активную позицию старшеклассников в их собственном развитии, постоянное побуждение к объективной самооценке.
Ценностные ориентации в жизненном самоопределении старшеклассников являются основным структурирующим элементом, определяющим цель и смысл жизни, направленность, мотивацию, выбор профессии и содержание профессионально-нравственного самовоспитания, выполняют в структуре личности, следующие педагогические функции;
- согласование развития элементов целостной структуры личности старшеклассников;
- обеспечение активной позиции индивида в целостном учебно-воспитательном процессе;
- взаимосвязь личных и социальных ценностей в процессе социализации и адаптации выпускников школ к новым общественным отношениям и экономическим условиям;
Педагогические функции ценностных ориентаций связываются с социально-психологическими, если целостный воспитательный процесс и образовательные учреждения носят творческий характер и формируют творческую личность. В этом случае ценностные ориентации в гармонии определяют жизненные установки на себя и других, на общество и деятельность человека, на образ жизни людей и их поведение, отношение к добру и злу.
Ведущими предпосылками, обеспечивающими формулирование ценностных ориентаций старшеклассников являются:
- наличие политических условий, вносящих определенность в отношении будущего устройства общества;
- выбор средств и методов воспитания в соответствии с реальными социальными процессами;
- наличие единой системы ценностей, принятой большинством педагогов, учащихся и их родителей;
- осознание педагогами ценностей жизни и: ценностей "Я" как фундамента воспитания школьников;
- подготовка педагогических кадров, способных работать в новых условиях.
На формирование ценностного отношения к человеку влияют четыре основных фактора. К основным факторам формирования ценностного отношения к человеку относятся система гуманных семейных отношений и родительские установки на ребенка в раннем детстве. К числу вспомогательных факторов формирования ценностного отношения к человеку относятся различного рода благотворительная деятельность родителей и учащихся, поощрение дружбы и товарищества, ориентация на образцы труда и учения, воспитание на примере жизни и деятельности великих людей, прежде всего известных соотечественников.
Корректирующими факторами, влияющими на ценностные ориентации при выборе профессии, выступают исследовательская направленность учебного процесса, индивидуализация заданий в труде, спорте, участии в трудовых десантах, туристических походах, экспедициях, а также побуждение педагогов к самоанализу и самооценке качества проделанной работы.
На ценности в образе жизни влияют четыре основных фактора: общественная жизнь (политическая деятельность), экономика, материальное благосостояние населения, национальные традиции в данном регионе (например, образ жизни казаков), в семье, ценностные установки в зоне ближайшего социального окружения, а также приобщение к духовной культуре региона, страны, мировой культуре.
В качестве корректирующих факторов влияния на ценности образа жизни выступают материальные условия жизни семьи, образ жизни родителей, оптимистичность, эстетическая направленность школьной жизни, поощрение увлечений, хобби, обучение различным эстетическим умениям и навыкам, обучение этикету.
В настоящее время приоритетными ценностными ориентациями для старшеклассников в первую очередь является профессиональное самоопределение. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного специалиста можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.
В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной ориентации относятся:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
- методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [12].
Составными компонентами профориентационной работы являются:
- профессиональное просвещение;
- изучение школьников в целях профориентации;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. [13]
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению включает в себя:
- профинформацию
- профпропаганду
- профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе, это и средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [10].
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация, прежде всего, носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [15].
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [9].
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
Список литературы
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
- Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
- Анисимова Т.е. Человек в системе современного образования. Курск: 1995. 80 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. / Казань: Изд. КГУ, 1988. - 238 с.
- Архангельский Л. М - Социально-эстетические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 182 с.
- Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
- Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
- Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
- Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с.
- Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
- Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
- Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
- Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с.
- Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация старшеклассников
Представление родителей о роли семьи в профессиональной ориентации, информация родителям о высших и средних специальных учебных заведениях города Самары...
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей
В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...
Автореферат "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
Очевидным стал факт того, что демократические преобразования, признание приоритета гуманизма, плюрализма культур и социальных свобод в нашей стране создали условия для становления личности, осознающей...
Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
Изменения в социальной, экономической, политической сферах жизни современного российского общества не могли не повлиять на социокультурную ситуацию в стране. Они отразились не только...
Помощь в профессиональной ориентации старшеклассникам.
Данная методическая разработка создана с целью оказания помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации....
Статья "Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях школы-интерната".
В данной статье отражен опыт работы по профориентации детей, имеющих нарушения слуха, в условиях коррекционной школы-интерната № 23 г. Белгорода....
Сочинение ученицы 10 класса Золкиной Галины на тему "Жизненная стратегия человека" ( профессиональная ориентация старшеклассников)
В сочинении автор повествует о своей будущей профессии и взглядов на будущее...