ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
статья по теме

Цаплина Екатерина Владимировна

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным, необходимо чётко определить задачи логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Работая над проблемой организации работы с родителями в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что взаимодействие с семьёй ребёнка является одной из сложных сторон  моей деятельности.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Я считаю, что если детский сад и семья закрыты друг от друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество с родителями.

Для того, чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для меня важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений, убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Поэтому, я провожу такие формы работы с родителями, как:

родительские собрания

тестирование и анкетирование

изучаем индивидуальные тетради, отслеживаем динамику обучения детей

родительские пятиминутки (личные консультации)

дни открытых дверей

для родителей выставляется «Домашняя игротека». Эта рубрика знакомит родителей с простыми , но очень интересными, а главное полезными играми для детей, которые способствуют развитию речи.

Организовываются выставки «Как умелые ручки язычку помогали» (Выставляются только те работы, которые дети сделали дома вместе с родителями)

Выпускается журнал для родителей «Учимся играя». Журнал посвящен проблемам речевого развития ребенка- грамматического строя, обогащению словаря,, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.

 Кроме того, для родителей работает клуб «Семейная академия». Этот клуб организовали воспитатели.

В «Семейной академии» я провожу рубрику «Логоцветик». Эта рубрика включает в себя мастер – классы и консультации – практикумы, где дети совместно с родителями разучивают различные упражнения.

         

  План работы с родителями в рубрике «Логоцветик».

№ занятия

Тема занятия

1

Фонетическая ритмика.

2

Речедвигательный тренинг.

3

Биоэнергопластика.

4

«Расскажи стихи руками».

5

Карандаш – массажер.

6

Гимнастика мозга.

7

Психогимнастика.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного произношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи. На фонетической ритмике предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие таких занятий – эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. После таких упражнений в коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность, улучшается настроение.

Речедвигательный тренинг - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика. Тренинг направлен на развитие неречевых процессов – слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственного мышления, а так же на развитие речи и моторных особенностей – совершенствование выразительности речи, формирование фонематического слуха, развитие правильного дыхания, зрительно-моторной координации. На тренинге используются двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков, продуктивные виды деятельности (лепка и рисование), психогимнастические упражнения, ауторелаксация.

Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Совместно с родителями на занятии мы подбирали движения рук под артикуляционные упражнения. Этот прием работы  способствует достижению лучших результатов в работе по  постановке звуков, особенно, когда родители дома правильно направляют ребенка в выполнении упражнений. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику.

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, особенно когда они выполняют их вместе с родителями, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Карандаш – массажер. Это один из видов нетрадиционного массажа. С помощью шестигранных карандашей ребенок и взрослый  массируют запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Всем очень нравятся массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Такой массаж  и игры с карандашами  стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

Гимнастика мозга -  представляет собой простые движения и упражнения, они помогают в любом  возрасте раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Эти упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Огромная польза и привлекательность гимнастики мозга состоит в ее простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Сюда входят такие упражнения, как:

*перекрестные шаги,

*сгибание шеи (улучшает кровообращение головы, движение спинномозговой жидкости),

*ленивые восьмёрки,

*слон,

*крюки (для быстрого решения проблем),

*дерево,

*массаж ушных раковин,

*лезгинка,

*змейка и т.д.

Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.

С помощью психогимнастики мы не только изучаем различные эмоции, но и учимся ими управлять. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Такие занятия  в рубрике «Логоцветик» способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию не только детей, но и их родителей.

Все виды данных занятий относятся к здоровьесберегающим технологиям. Поэтому вся моя работа строится в тесной взаимосвязи с воспитателями, музыкальным работником, физруком и психологом. С психологом мы проводим нейропсихологическую диагностику, по результатам  которой строится работа не только с детьми и специалистами нашего детского сада, но и с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Коррекционная работа логопеда  направлена на речевое, эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми диалогической и монологической формами ...

Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровен...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...