ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
статья по теме
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным, необходимо чётко определить задачи логопедической работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Работая над проблемой организации работы с родителями в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что взаимодействие с семьёй ребёнка является одной из сложных сторон моей деятельности.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Я считаю, что если детский сад и семья закрыты друг от друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество с родителями.
Для того, чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для меня важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений, убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Поэтому, я провожу такие формы работы с родителями, как:
родительские собрания
тестирование и анкетирование
изучаем индивидуальные тетради, отслеживаем динамику обучения детей
родительские пятиминутки (личные консультации)
дни открытых дверей
для родителей выставляется «Домашняя игротека». Эта рубрика знакомит родителей с простыми , но очень интересными, а главное полезными играми для детей, которые способствуют развитию речи.
Организовываются выставки «Как умелые ручки язычку помогали» (Выставляются только те работы, которые дети сделали дома вместе с родителями)
Выпускается журнал для родителей «Учимся играя». Журнал посвящен проблемам речевого развития ребенка- грамматического строя, обогащению словаря,, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.
Кроме того, для родителей работает клуб «Семейная академия». Этот клуб организовали воспитатели.
В «Семейной академии» я провожу рубрику «Логоцветик». Эта рубрика включает в себя мастер – классы и консультации – практикумы, где дети совместно с родителями разучивают различные упражнения.
План работы с родителями в рубрике «Логоцветик».
№ занятия | Тема занятия |
1 | Фонетическая ритмика. |
2 | Речедвигательный тренинг. |
3 | Биоэнергопластика. |
4 | «Расскажи стихи руками». |
5 | Карандаш – массажер. |
6 | Гимнастика мозга. |
7 | Психогимнастика. |
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Такие упражнения способствуют формированию фонематического слуха и правильного произношения у детей, позволяют улучшить координацию движений, нормализовать речевое дыхание, развить интонационную выразительность речи. На фонетической ритмике предлагаются для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие таких занятий – эмоционально – положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка. После таких упражнений в коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность, улучшается настроение.
Речедвигательный тренинг - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика. Тренинг направлен на развитие неречевых процессов – слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственного мышления, а так же на развитие речи и моторных особенностей – совершенствование выразительности речи, формирование фонематического слуха, развитие правильного дыхания, зрительно-моторной координации. На тренинге используются двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков, продуктивные виды деятельности (лепка и рисование), психогимнастические упражнения, ауторелаксация.
Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Совместно с родителями на занятии мы подбирали движения рук под артикуляционные упражнения. Этот прием работы способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, особенно, когда родители дома правильно направляют ребенка в выполнении упражнений. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику.
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, особенно когда они выполняют их вместе с родителями, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Карандаш – массажер. Это один из видов нетрадиционного массажа. С помощью шестигранных карандашей ребенок и взрослый массируют запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Всем очень нравятся массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
Гимнастика мозга - представляет собой простые движения и упражнения, они помогают в любом возрасте раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Эти упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Огромная польза и привлекательность гимнастики мозга состоит в ее простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Сюда входят такие упражнения, как:
*перекрестные шаги,
*сгибание шеи (улучшает кровообращение головы, движение спинномозговой жидкости),
*ленивые восьмёрки,
*слон,
*крюки (для быстрого решения проблем),
*дерево,
*массаж ушных раковин,
*лезгинка,
*змейка и т.д.
Несколько минут занятий дают высокую умственную энергию.
С помощью психогимнастики мы не только изучаем различные эмоции, но и учимся ими управлять. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Такие занятия в рубрике «Логоцветик» способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию не только детей, но и их родителей.
Все виды данных занятий относятся к здоровьесберегающим технологиям. Поэтому вся моя работа строится в тесной взаимосвязи с воспитателями, музыкальным работником, физруком и психологом. С психологом мы проводим нейропсихологическую диагностику, по результатам которой строится работа не только с детьми и специалистами нашего детского сада, но и с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...
Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе на тему:«Особенности организации работы логопеда. Результаты логопедического обследования»
Родительское собрание в подготовительной группе....
Тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Коррекционная работа логопеда направлена на речевое, эмоциональное, нравственное и интеллектуальное развитие ребенка и обеспечивает овладение детьми диалогической и монологической формами ...
Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.
В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровен...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...