Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.
материал

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. Анализируя характер и выраженность затруднений, результаты обследования устной речи,  дети – билингвы нашей школы зачисляются в группу  с русскоязычными детьми для проведения логопедической коррекции. Чем младше ребёнок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). По данным логопедического обследования учащихся начальной школы, для 19-22% обучающихся русский язык не является родным.

Проводя ежегодное логопедическое обследование учащихся начальной школы, я отмечаю, что 30-35% детей имеют то или иное нарушение речи. Среди них - значительное количество детей разных национальностей.

Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. Приступая к обследованию данной категории учащихся, нами учитываются особенности фонетики, лексики и грамматики родного детям языка. Логопедическая работа  с такими учащимися имеет положительную динамику, так как наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи осуществляется предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией, сущность это явления заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка в иностранный.  

Анализируя характер и выраженность затруднений, результаты обследования устной речи,  дети – билингвы нашей школы зачисляются в группу  с русскоязычными детьми для проведения логопедической коррекции. Чем младше ребёнок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности. Поэтому профилактику обусловленных билингвизмом трудностей в обучении начинаем как можно раньше, т.е. с учащимися 1 класса. Формы работы – групповая, подгрупповая. Занятия проводят 3 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия ведётся на индивидуальных занятиях. 

Цель логопедической  работы :

Обучить  школьников грамотной свободной речи, чтению и письму, сформировать коммуникативную и культуроведческую компетенции.

Для оптимизации коррекционно–логопедической работы в школе, я для себя выделила следующие  направления работы с детьми с опорой на родной язык ребёнка:

- формирование у детей правильного звукопроизношения;

- формирование  фонематического восприятия;

- развитие связной речи;

- воспитание и социализация детей с опорой на языковые ценности носителей языка.

             Таким образом, для организации продуктивной коррекционной работы, воспитанию и социализации двуязычных детей в условиях  ФГОС НОО мы создали следующие условия:

-это комплексная работа учителей,   учителя-логопеда, педагога-психолога;

- работа с родителями ;

-  своевременная коррекция нарушений речи у ребёнка с двуязычием;

-  сопровождение  педагогом-психологом ребёнка с билингвизмом и коррекция психических процессов.

                              Методы коррекционно-развивающей работы:

1.      Пальчиковая гимнастика (исследователями разных стран установлено и практикой подтверждено, что уровень развития устной и письменной речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук);

2.      Дидактические игры (сохранение эмоционального интереса, развитие речи, мышления, сенсорного восприятия, формирование сотрудничества и овладение способами усвоения общественного опыта);

3.      Уроки с использованием ИКТ-технологии (презентации направлены на формирование основ русского языка, на возможность формирования словесно-логического мышления, через соотнесение знакомых предметов с понятиями);

4.      Логоритмические занятия (развитие личности в целом, создание положительного микроклимата) музыка.

5.      Использование проектного метода в работе с детьми-билингвами (знакомство детей с праздниками, традициями и обычаями стран изучаемого языка);

- достопримечательностями стран изучаемого языка;

- литературными героями, литературой;

- музыкой, песнями;

- выдающимися людьми;

- любимыми игрушками;

- пословицами, поговорками, стихами;

- разыгрывание сценок-диалогов из сказок, отрывков по чтению.

Основные задачи коррекционной работы:

  1. обогащать и уточнять словарный запас детей;
  2. формировать навыки словообразования и словоизменения;
  3. учить произносить слова различной слоговой сложности;
  4. обучать правильному согласованию различных частей речи;
  5. отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;
  6. обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
  7. учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
  8. воспитывать толерантность в условиях межнационального общения.

В результате систематической работы, я добилась продвижений в совершенствовании звукопроизношения у детей с билингвизмом. Результативность подтверждена наличием положительной динамики в развитии звукопроизношения младших школьников. Что доказывает эффективность средств развития фонематических процессов, незрелость и несформированность которых приводит к стойкому нарушению произношения ряда звуков, нарушениям слоговой структуры слов. Само собой предполагается, что у детей-билингв расширяется словарный запас русского языка, дети приобретают навыки построения грамматически - оформленных предложений, формируется речевая активность (т.е у обучающихся сформированы социальные качества и эмоциональное здоровье).

Основными критериями оценки эффективности логопедической работы являются данные, полученные в результате первичного и итогового логопедического обследования, положительная динамика по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Особенности логопедического сопровождения детей с билингвизмом

Статья посвящена особенностям логопедического сопровождения детей с билингвизмом, затрагиваются основные проблемы в этой области науки и рассматриваются возможные пути их решения. Автор поднимает таки...

Положение об оказании логопедической помощи

Положение об оказании  логопедической помощи...

Оказание логопедической помощи в дистанционном режиме

Данная презентация была составлена в апреле 2020 года, в самом начале дистанционной работы в школах из-за карантина (в связи с распространением коронавирусной инфекции).  В презентации рассмотрен...

Положение об оказании логопедической помощи детям.

Настоящее Положение регулирует оказание логопедической помощи в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Веселовском центре творчества реализующей коррекционно-развивающую програ...

Выступление на Питч-сессии для руководящих и педагогических работников Югры по теме: «Опыт работы по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», 2021

Представлен опыт работы образовательной организации по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...