Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.
материал
В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. Анализируя характер и выраженность затруднений, результаты обследования устной речи, дети – билингвы нашей школы зачисляются в группу с русскоязычными детьми для проведения логопедической коррекции. Чем младше ребёнок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_logopedicheskoy_pomoshchi_detyam_s_bilingvizmom.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.
В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). По данным логопедического обследования учащихся начальной школы, для 19-22% обучающихся русский язык не является родным.
Проводя ежегодное логопедическое обследование учащихся начальной школы, я отмечаю, что 30-35% детей имеют то или иное нарушение речи. Среди них - значительное количество детей разных национальностей.
Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. Приступая к обследованию данной категории учащихся, нами учитываются особенности фонетики, лексики и грамматики родного детям языка. Логопедическая работа с такими учащимися имеет положительную динамику, так как наряду с коррекцией и развитием различных сторон речи осуществляется предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией, сущность это явления заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка в иностранный.
Анализируя характер и выраженность затруднений, результаты обследования устной речи, дети – билингвы нашей школы зачисляются в группу с русскоязычными детьми для проведения логопедической коррекции. Чем младше ребёнок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности. Поэтому профилактику обусловленных билингвизмом трудностей в обучении начинаем как можно раньше, т.е. с учащимися 1 класса. Формы работы – групповая, подгрупповая. Занятия проводят 3 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия ведётся на индивидуальных занятиях.
Цель логопедической работы :
Обучить школьников грамотной свободной речи, чтению и письму, сформировать коммуникативную и культуроведческую компетенции.
Для оптимизации коррекционно–логопедической работы в школе, я для себя выделила следующие направления работы с детьми с опорой на родной язык ребёнка:
- формирование у детей правильного звукопроизношения;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие связной речи;
- воспитание и социализация детей с опорой на языковые ценности носителей языка.
Таким образом, для организации продуктивной коррекционной работы, воспитанию и социализации двуязычных детей в условиях ФГОС НОО мы создали следующие условия:
-это комплексная работа учителей, учителя-логопеда, педагога-психолога;
- работа с родителями ;
- своевременная коррекция нарушений речи у ребёнка с двуязычием;
- сопровождение педагогом-психологом ребёнка с билингвизмом и коррекция психических процессов.
Методы коррекционно-развивающей работы:
1. Пальчиковая гимнастика (исследователями разных стран установлено и практикой подтверждено, что уровень развития устной и письменной речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук);
2. Дидактические игры (сохранение эмоционального интереса, развитие речи, мышления, сенсорного восприятия, формирование сотрудничества и овладение способами усвоения общественного опыта);
3. Уроки с использованием ИКТ-технологии (презентации направлены на формирование основ русского языка, на возможность формирования словесно-логического мышления, через соотнесение знакомых предметов с понятиями);
4. Логоритмические занятия (развитие личности в целом, создание положительного микроклимата) музыка.
5. Использование проектного метода в работе с детьми-билингвами (знакомство детей с праздниками, традициями и обычаями стран изучаемого языка);
- достопримечательностями стран изучаемого языка;
- литературными героями, литературой;
- музыкой, песнями;
- выдающимися людьми;
- любимыми игрушками;
- пословицами, поговорками, стихами;
- разыгрывание сценок-диалогов из сказок, отрывков по чтению.
Основные задачи коррекционной работы:
- обогащать и уточнять словарный запас детей;
- формировать навыки словообразования и словоизменения;
- учить произносить слова различной слоговой сложности;
- обучать правильному согласованию различных частей речи;
- отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;
- обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
- учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
- воспитывать толерантность в условиях межнационального общения.
В результате систематической работы, я добилась продвижений в совершенствовании звукопроизношения у детей с билингвизмом. Результативность подтверждена наличием положительной динамики в развитии звукопроизношения младших школьников. Что доказывает эффективность средств развития фонематических процессов, незрелость и несформированность которых приводит к стойкому нарушению произношения ряда звуков, нарушениям слоговой структуры слов. Само собой предполагается, что у детей-билингв расширяется словарный запас русского языка, дети приобретают навыки построения грамматически - оформленных предложений, формируется речевая активность (т.е у обучающихся сформированы социальные качества и эмоциональное здоровье).
Основными критериями оценки эффективности логопедической работы являются данные, полученные в результате первичного и итогового логопедического обследования, положительная динамика по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...
Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".
ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...
Особенности логопедического сопровождения детей с билингвизмом
Статья посвящена особенностям логопедического сопровождения детей с билингвизмом, затрагиваются основные проблемы в этой области науки и рассматриваются возможные пути их решения. Автор поднимает таки...
Положение об оказании логопедической помощи
Положение об оказании логопедической помощи...
Оказание логопедической помощи в дистанционном режиме
Данная презентация была составлена в апреле 2020 года, в самом начале дистанционной работы в школах из-за карантина (в связи с распространением коронавирусной инфекции). В презентации рассмотрен...
Положение об оказании логопедической помощи детям.
Настоящее Положение регулирует оказание логопедической помощи в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Веселовском центре творчества реализующей коррекционно-развивающую програ...
Выступление на Питч-сессии для руководящих и педагогических работников Югры по теме: «Опыт работы по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР-д/с «Фантазия», 2021
Представлен опыт работы образовательной организации по оказанию ранней помощи детям и их семьям в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...