Основные направления в работе с родителями
статья (8 класс) по теме
Основные направления в работе с родителями,проблемы во взаимодействии школы и семьи, основные этапы в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_v_rabote_s_roditelyami.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления в работе с родителями.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Однако существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи.
Во-первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.
Во-вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.
В-третьих, в обществе происходит обострение не только социально-экономических, экологических, демографических, но и социально-психологических проблем. Оно связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Функционирование деятельности и основные этапы в работе.
Работа школы и семьи включает разделы:
- Работа с родителями учащихся начальной школы. Самым первым этапом родительского образования должен стать дошкольный прогимназический период, когда дети четырех – шести лет только готовятся пойти в школу и, соответственно, к этому непростому переходу от детства к школьной жизни готовятся и их родители. На данном этапе предлагаются такие формы родительского всеобуча как «Материнская школа» и «Клуб молодой семьи». Слушателями в них станут молодые родители, дети которых впервые пойдут в школу.
В школе требования едины для всех. В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ новая социальная ситуация проявляется в ужесточении, стандартизации условий жизни ребенка, и, безусловно, является для него стрессовой. У некоторых детей начинает преобладать тревожное, беспокойное, угнетенное состояние. Появляется устойчивый страх не справиться с предъявляемыми требованиями. Все это отрицательно сказывается на нервной системе маленьких школьников, порождает «уход в болезни»
- Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).
- Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы). При создании воспитательной модели в основной школе предполагается смещение акцентов в ситуации взаимодействия «школа – ребенок»: основой становится личностное развитие детей, а не только и не столько сам учебный процесс, как это было в начальной школе и как будет продолжено в старшей школе.
- Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов. Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:
- Воспитательно-развивающая.
- Формирующая.
- Охранно-оздоровительная.
- Контролирующая.
- Бытовая.
Этапы работы с родителями.
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
- трудности в адаптации,
- агрессивность,
- страхи,
- проблемы общения со сверстниками,
- не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.
Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
- праздники,
- родительские собрания,
- спортивные мероприятия,
- походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Родительские клубы
- Клуб молодой семьи
- Материнская школа
- Родительский университет
- Семейный клуб
- Родительский лекторий
- Консультационная служба
- Семейная гостиная
- Школа родительской любви
- Дистанционная школа для родителей
- Родительские собрания с использованием Интернет-технологий
- Виртуальные родительские собрания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления в работе по изменению условий получения информации кинестетиками и аудиалами на уроках математики
Представленные приемы обучения математике кинестетиков позволяют повысить уровень мотивации к учебному процессу за счет работы ведущего кинестетичного канала восприятия информации (за счет видим...
Основные направления в работе
Основные направления в работе заместителя директора по УВР....
Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»
Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии 2.1. Методы здоровьесберегающих технологий 2.2.Основопол...
Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.
Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет рез...
Основные направления воспитательной работы по направлениям
в воспитательный план...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»
Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...