Психологическое занятие на тему «Обида»
план-конспект по психологии
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, а так же развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
Задачи:
- развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;
- формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях;
- обучение детей техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением иностранных языков»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Психологическое занятие
на тему «Обида»
Педагог-психолог Горшкова Надежда Владимировна
2020 год
Тема: Обида
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста, а так же развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций.
Задачи:
- развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;
- формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях;
- обучение детей техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.
Ход занятия:
1. Приветствие «Привет Андрей».
Участники берутся за руки, каждый участник по очереди называет своё имя, например, Андрей, а остальные говорят «Привет Андрей».
Правила занятия.
2. Упражнение «Новое, хорошее».
Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.
Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни (обсуждение по кругу).
3. Обсуждение понятия «Обида».
Цель: осознание личностного смысла понятия «обида», её позитивных и негативных сторон.
Ребята, что значит для вас «обида», или какие ассоциации вызывает у вас это слово? (ответы детей)
Психолог: У всех нас обида бывает разной. У одних из нас, обида быстро забывается, тает, как снежинка на тёплой руке. А у других она живёт долго, и тогда она напоминает иголку в ботинке - постоянно колет нас и заставляет нас грустить или злиться на обидчика.
Обсуждение:
1. Помните ли вы долго свою обиду или быстро прощаете обидчика?
4. Ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели».
Сейчас я вам раздам ситуации агрессивного поведения, ваша задача проиграть ситуацию, и выбрать наиболее подходящий способ разрешения конфликта.
Образцы ситуаций для ролевого проигрывания на занятиях.
Ситуация 1
Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Что ты сделаешь, чтобы разнять их?
Ситуация 2
Ты очень обидел своего друга. Попробуйте помириться с ним.
Ситуация 3
Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой (предметом), как у одного из ребят из вашего двора. Как можно попросить её?
Ситуация 4
Катя и Света на школьной площадке. Они находят на земле яркую ручку. Обе тянутся к ней. Света выхватывает ручку из руки Кати. Она настаивает, что увидела ручку первая и, значит, имеет на неё право. Света прячет ручку за спину и кричит, что ручка её как помирить девочек?
Ситуация 5
Вы одолжили учебник своему другу, и он его потерял. Что вы чувствуете? Как поступите со своим другом?
Ситуация 6
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нём. Что вы чувствуете? Как попытаетесь решить ситуацию?
Ситуация 7
Сосед по парте во время тестирования заглядывает к вам в листок и навлекает на вас неприятности. Что вы чувствуете? Что будете делать, чтобы избежать неприятностей?
Ситуация 8
Ваша мама заставляет вас мыть посуду, когда вы опаздываете в кино. Как вы поступите?
Ситуация 9
Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась. Как поступить Свете в этой ситуации?
Ситуация 10
Одна когда Лёня был в школе он поссорился и затеял драку со своим одноклассником Пашей. Учительница поставила Лёне плохую оценку за поведение и сообщила по телефону его маме о том, что Лёня устроил драку в школе. Что делать Лёне?
В роли обидчика, и в роли обиженного должны побывать все участники.
Обсуждение:
1. Что вы чувствовали находясь в роли обидчика?
2. А что вы чувствовали находясь в роли обиженного?
3. Как вы считаете, всегда ли обидчик преследует цель причинить моральную или физическую боль?
4. Что чувствует обидчик получая агрессивный отпор?
Вывод: Практически всегда, независимо от причины конфликта, многие из нас используют однообразный набор реакций, это в основном проявление вербальной и физической агрессии: это прибегание к грубым формам оправдания, к оскорблениям, либо вступление в драку.
Ребята, подумайте и назовите другие возможные варианты реагирования в конфликтных ситуациях (ответы).
По проигрыванию ситуаций, мы видим, что существует бесконечное множество вариантов реагирования на конфликты, и нужно уметь найти и выбрать один из наиболее безопасных для окружающих.
5. Арт- терапия «Чемодан с обидой».
Закройте глаза и представляйте себе то, что я буду говорить.
«Представь, что у тебя в комнате есть большой чемодан, который закрывается на ключ. Может быть, это старомодный кожаный чемодан или современный пластиковый либо металлический. Представь себе ключ от него... Это волшебный чемодан, в которой ты хранишь всё, что тебя волнует, беспокоит или раздражает. Можешь нарисовать это внутри чемодана или возле него».
Дети рисуют - 3 минуты, а потом показываю свои рисунки друг другу.
Представляете, какой груз мы носим с собой!
Обсуждение:
1. Что меня больше всего обижает?
2. Какие мелочи меня нервируют?
3. Что я делаю, когда волнуюсь?
4. Что я могу сделать, чтобы восстановить душевное равновесие? (отложить решение на некоторое время, чтобы достаточно хорошо обдумать его).
6. Упражнение «Посчитай до десяти»
Ребята, для того чтоб быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы- техники, помогающие быстро "выпустить пар", когда человека разозли, обидели. самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать.
Ребята, вспомните своё внутреннее состояние в одной из проигранных ситуаций (обиду, злость, гнев) и попытайтесь воспроизвести его ответы детей). А теперь задержите дыхание и, прежде чем начать что- то делать или говорить, посчитайте до десяти.
Обсуждение:
1. как вы себя чувствуете?
2. Изменилось ли первоначальное намерение выбора способа реагирования?
3. Каким оно было изначально и каким стало сейчас?
4.Кому это упражнение помогло сдержаться?
7. Креативное письмо «То, что дарит мне радость»
Материал: разрезанные пополам по вертикали листы бумаги формата А4 (2 половинки листа для каждой группы) и склеенные между собой так, чтобы получилось подобие длинного папируса. Наверху получившегося "папируса" надпись «То, что дарит мне радость».
Психолог: Иногда мы чувствуем себя беспокойными, ранимыми и тревожными, а порой даже злыми и ожесточенными, забывая о тех вещах, которые делают жизнь приятней, интересной, счастливой и ценной. Часто это мелочи, о которых мы обычно вспоминаем только если они отсутствуют. таким образом, в повседневной жизни мы упускаем возможность почувствовать себя по - настоящему счастливыми. Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую - наше внутреннее состояние?
Разбейтесь на 2 группы.
Инструкция: Вспомните радостные мгновения в своей жизни и запишите их на папирусе. В этом списке могут быть мимолётные переживания - тёплый весенний воздух, запах свежего хлеба в пекарне. Каждый, кому что- то приходит в голову, записывает это на листе. На выполнение задания даётся 10 минут. Каждая группа должна записать как можно больше «мелочей».
Затем дети собираются вместе, каждая четверка рассказывает о своей работе и показывает свой список или кто - то из участников четверки зачитывает его вслух.
Обсуждение:
1. Удалось ли вам (каждой группе) живо описать как можно больше «мелочей», которые дарят нам радость?
2. Наслаждаетесь ли вы каждым мгновением или постоянно находитесь в спешке?
3. Как вы понимаете пословицу: "Каждый сам кузнец своего счастья"? (каждый из нас делает себя счастливым или несчастным).
10. Рефлексия «Рисуем смайлики»
Дети подходят к доске и рисуют смайлики «Понравилось» или «Не понравилось»
- Что нового, интересного узнали на занятии?
- Что было самым трудным?
- Что понравилось - не понравилось сегодня?
11. Упражнение «Улыбка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие по теме "Что такое темперамент?"
Использование данного проекта позволяет реализовать самые современные дидактические принципы коррекционно-образовательного процесса. Позволяет оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения в спе...

Психологическое занятие "Лекарство от обиды"
Авторская разработка. Занятие расчитано на детей подросткового возраста, показавшие по результатам диагностики агрессивности высокие показатели по шкалам "обида" и "чувство вины", а так же дезадаптир...

Психологическое занятие на тему "ДРУЖБА"
Подбор упражнений на тему "ДРУЖБА" для обучающихся подросткового возраста....

Конспект психологического занятия на тему "Бабушкин помощник" с детьми старшего дошкольного возраста
В основе занятия, коррекционная сказка из серии "Лесная школа", написанная Мариной Панфиловой. При использовании в занятии данной сказки решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи....
6 кл., занятие по теме: "Обида, или Что получаю - что отдаю"
Занятие-тренинг для подростков....

Конспект занятия по теме "Обида"
Разработка занятия по теме "Обида" по книге "Тропинка к своему "Я" О. Хухлаевой...

Методическая разработка психологического занятия на тему: «Знакомство с понятием стресс и способами его преодоления».
Занятие направлено на профилактику употребления ПАВ. Формированию навыков самоконтроля и саморегуляции поведения подростков....