Конспект занятия по теме "Обида"
план-конспект по психологии на тему

Кованда Яна Борисовна

Разработка занятия по теме "Обида" по книге "Тропинка к своему "Я" О. Хухлаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obida.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

27.04.2018  1д класс

Учитель - Кованда Я.Б.

Урок № 30
Тема: «Обида»

Цель: познакомить учащихся с понятием «обида»

Задачи:

-научить распознавать и описывать свои чувства, чувство обиды;

-научить понимать язык жестов, мимики, пантомимики;

-развитие универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

Ориентируются как в нравственном содержании и смысле собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Регулятивные УУД:

Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное состояние

Познавательные УУД:

Учатся работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

Строят понятные для партнера высказывания

Оборудование: листы бумаги с изображением ладони и ботинка для каждого обучающегося.

ХОД УРОКА

Разминка

«Массаж чувствами». Дети становятся «цепочкой» (в затылок друг другу), положив подушечки пальцев на спину впереди стоящего ребенка. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Пусть всегда будет...» Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!», и предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Затем все дети хором кричат «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое по очереди делают остальные.

«Весеннее настроение». Дети по очереди придумывают и изображают руками фигуру, которая соответствует весеннему настроению. Затем говорят, в какой цвет они бы ее раскрасили, какой она будет на ощупь, как будет пахнуть.

Целеполагание

 «Закончи предложение». Дети заканчивают предложения «Ребенок обижается, когда...» «Мама обижается когда...» «Учительница обижается, когда...»

После беседы с детьми озвучивается тема занятия. (Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, об обиде.)

Беседа

«Какая у меня обида». Ведущий рассказывает детям о том, что обида у разных людей бывает различной. У одних она быстро забывается, тает, как снежинка на теплой руке. А у других она живет долго. И тогда она напоминает иголку в ботинке — постоянно колет человека и заставляет его грустить или злиться на обидчика. Дети получают по листу бумаги, разделенному пополам. На этих листах ведущий заранее готовит контурное изображение ладони и ботинка. Дети должны нарисовать маленькую обиду, которая тает на ладони, и большую острую обиду, которая мешает жить, в ботинке. В процессе рисования ведущий спрашивает детей, на что похожа их собственная обида, помнят ли они ее долго или быстро прощают обидчика.

«Напрасная обида». Ведущий говорит, что нередко один человек обижается на другого совершенно зря, потому что обидели его не нарочно, а нечаянно. Он просит детей вспомнить случаи, когда они обижались друг на друга. После каждого рассказа все хором кричат: «Ох, обиделся ты зря! Это все твои друзья!»

Работа со сказкой.

Прослушивание сказки «Обида» (Е. Карабашева)

— Сашенька, сынок! — Мама тихонько отворила дверь детской и вошла в комнату.

На кровати, отвернувшись к стене, лежал маленький мальчик. Услышав мамин голос, он не повернулся и ничего ей не сказал, хотя сердце у ребенка радостно забилось. Мама подошла к кровати и села у изголовья. Поглаживая сына по голове, она продолжала спокойным, ласковым голосом:

—        Милый мой, почему ты не стал пить чай со своими любимыми пирожными? Я купила их специально для тебя. Ты не захотел пить чай со мной? Но бабушка говорила, что ты меня целый день ждал, все время спрашивал ее, когда я вернусь. А теперь, когда я здесь, ты ушел в свою комнату, легла кровать, отвернулся к стене и молчишь. Знаю, ты. на меня обиделся, и догадываюсь почему. Поверь мне, я тебя очень люблю и так же, как и ты, хочу, чтобы мы все время были вместе, но, к сожалению, это невозможно.

Мальчик не шелохнулся и продолжал молчать. Мама тихонько вздохнула и сказала:

—        Саша, хочешь, я расскажу тебе одну очень интересную сказку?

Саша повернулся, угрюмо посмотрел на маму и спустя некоторое время кивнул. Мама нежно улыбнулась сыну и начала: «В одном волшебном лесу жило много разных сказочных зверей. Среди прочих и медведица с медвежонком и престарелой бабушкой. У них была большая, но очень уютная берлога со всеми удобствами. Там было много красивых интересных вещей, на столе у медведей всегда была самая вкусная еда, а комната медвежонка была завалена разнообразными игрушками. И вообще медведи жили хорошо, и не только потому, что у них все было, просто они друг друга любили, дружили между собой и всегда друг другу помогали. Лишь одно огорчало маму-медведицу, а еще больше — маленького медвежонка: медведица работала лесным доктором, а в волшебном лесу, несмотря на то что он волшебный, все время кто-нибудь нуждался в помощи врача.

Медведицы практически все время не было дома, а маленький медвежонок, хоть у него была любящая бабушка и много друзей, постоянно скучал по маме. Она тоже очень скучала по своему сыну, беспокоилась за него. Ей хотелось как можно больше времени проводить с ним, но она понимала, что не может бросить свою работу. Без ее помощи заболевшие звери не обойдутся».

Тут мама прервалась и посмотрела на сына. Мальчик развернулся к ней лицом и слушал ее с большим интересом.

—        А что было дальше?  — тихо спросил Саша.  — Продолжай, пожалуйста!

И мама продолжила: «Только маленький медвежонок этого не понимал. Он проводил долгие часы в ожидании мамы, постоянно спрашивал про нее у бабушки, а когда мама возвращалась, медвежонок уходил в свою комнату и не хотел даже разговаривать с медведицей. Мама очень переживала, когда ее сын так делал, пыталась ему объяснить важность своей работы, но у нее это не получалось. Через какое-то время медвежонок успокаивался и вновь начинал разговаривать с медведицей, но потом все повторялось снова. Однажды произошла история, которая изменила эту ситуацию».

Мама мельком посмотрела на сына — тот очень внимательно ее слушал. Его лицо раскраснелось, а в глазах горел живой интерес.

«Как-то раз вечером, когда медведица укладывала медвежонка спать, укрывала сына теплым одеялом и рассказывала ему очень интересную сказку, в дверь их берлоги громко постучали. Медведица встревоженно посмотрела в сторону двери и пошла ее открывать. Она боялась, что опять кому-то понадобилась ее помощь, а ей так не хотелось сейчас оставлять своего медвежонка!

На пороге стоял запыхавшийся испуганный зайчонок. Он начал сбивчиво говорить. Из его рассказа медведица поняла, что произошел несчастный случай. Бельчонок прыгнул за шишкой с одного дерева на другое, но не долетел и упал на землю. Сейчас бельчонок не может подняться на лапы. Он лежит на лесной поляне между двумя соснами, плачет и жалуется, что у него сильно болит лапка.

Медведица схватила свой волшебный чемоданчик с лекарствами, велела медвежонку оставаться в постели и сказала, что постарается вернуться сразу же, как освободится. Бабушка-медведица к тому времени уже спала, и мама-медведица не стала ее будить.

Она ушла, а медвежонку стало очень грустно и обидно, что мама оставила его и побежала помогать неизвестно кому. И тогда он решил нарушить мамин наказ. Медвежонок вылез из-под теплого одеяла, в которое его так нежно укутала мама, встал с постели, вышел из детской и тихонько, чтобы не разбудить бабушку, выскользнул из берлоги.

Краем уха медвежонок слышал разговор мамы с зайчонком и знал, в какую сторону ему держать путь. Он огляделся по сторонам, никого не увидел и со всех лап помчался на поляну.

На поляне было полным-полно зверей. Медвежонок спрятался за дерево и начал наблюдать за тем, что происходит. Он увидел, как его мама склонилась над заплаканным бельчонком, как она его успокаивает и одновременно осматривает, увидел, с какой надеждой смотрят на нее родители бельчонка, и внутри у него зародилось сомнение: может, он зря так обижался на маму?

—        Перелом правой лапы, — серьезным голосом сказала медведица.

Бельчиха-мама вскрикнула.

—        Но ничего страшного, — тут же успокоила ее медведица, — сейчас наложу гипс, и вскоре его лапа будет, как новенькая.

Медведица тут же это проделала.

—        Ну вот, теперь твоей лапе нужен полный покой, и тогда она скоро заживет! — сказала медведица бельчонку.

Родители бельчонка стали благодарить медведицу, а медвежонок, гордый за свою маму, выскочил из своего укрытия и побежал к ней.

—        Мама, мама! — кричал он ей, — Какая ты молодец!Мама-медведица увидела своего сына. Выражение ее мордочки стало сначала испуганным, потом серьезным, и вдруг на нем появилась радостная улыбка. Ей расхотелось ругать медвежонка за то, что он не послушался ее. А медвежонок тем временем подбежал к ней.

—        Теперь я понял, — сказал он, — какая важная у тебя работа! Прости меня, что я так себя с тобой вел! Я больше так не буду!

Мама-медведица обняла медвежонка, поцеловала его и сказала:

—        Я знаю, что мы мало бываем вместе, и постараюсь как можно больше времени проводить с тобой.

С тех пор мама-медведица и медвежонок никогда из-за этого не ссорились. Мама старалась как можно больше времени проводить с сыном, а он спокойно отпускал маму по делам.

Однажды медвежонок сказал медведице: «Мама, когда я вырасту, я, пожалуй, тоже стану лесным доктором!»

Ну, вот и все! Как тебе сказка? — спросила мама Сашу.

Мальчик поднялся, обнял маму и спросил:

Мам, а ты тоже кому-то помогаешь, как медведица?

Да, — ответила мама.

Значит, я зря на тебя обижаюсь?  — спросил мальчик.

Пожалуй, — ответила мама.

Прости меня! Я больше так не буду! — пробормотал Саша.

Знаешь, — сказала мама, поцеловав Сашу, — я могу тебе пообещать то, что медведица пообещала своему медвежонку. Я постараюсь как можно больше времени проводить с тобой!

И мы пойдем с тобой в цирк, когда у тебя будет время? — спросил Саша.

Обязательно! — ответила мама, — Мы пойдем туда в воскресенье!

— Ура! — радостно закричал Саша.

Вопросы для обсуждения

Почему Саша обиделся на маму?

Как мама помогла понять Саше, что он обиделся на нее зря?

Что он сделал, когда понял, что обиделся на маму напрасно?

Рефлексия.

Узнали ли вы что-то новое для себя сегодня?

Обижаться – это хорошо или плохо?

Надо ли попросить прощения, если обиделся и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....