Психологическое занятие "Лекарство от обиды"
методическая разработка по психологии на тему

Тычинина Галина Александровна
Авторская разработка. Занятие расчитано на детей подросткового возраста, показавшие по результатам диагностики агрессивности высокие показатели по шкалам "обида" и "чувство вины", а так же дезадаптированные дети по результатам социометрического исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tychinina_lekarstvo_ot_obidy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «РАзуМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Белгородского района Белгородской области»

Психологическое занятие «Лекарство от обиды»

Подготовила  педагог-психолог: Тычинина Галина Александровна























                                                            2009-2010 уч.год


Пояснительная записка

Занятие «Лекарство от обиды»-2 занятие в цикле «Радости жизни»

Цикл состоит из 5 занятий

1 занятие «Наши чувства»

2 занятие «Лекарство от обиды»

3 занятие «Чувство вины»

4 занятие «Агрессия и аутоагрессия»

5 занятие «Радости жизни»

Занятия рассчитаны на детей подросткового возраста, показавшие по результатам диагностики агрессивности (методика Басса-Дарки) высокие показатели по шкалам «обида» и «чувство вины», а так же дезадаптированные дети по результатам социометрического исследования.

 Исходя из теории суицидального поведения подростков, именно эти дети составляют большую часть подростков , склонных не к демонстративному суициду , а к истинным суицидальным проявлениям.  Данная группа детей- обычные дети, которые хорошо учатся, не имеют проблем с поведением.

Главная цель , которую я поставила перед собой, проводя данные занятия, создать такие условия, чтобы ребенок смог доверять психологу и в случае трудных жизненных ситуаций без сомнения обратиться за помощью. Вовлечь таких детей в деятельность, научить говорить о себе, о своих чувствах и переживаниях, высказывать свои проблемы в группе сверстников и находить способы их решения, быть понятым и выслушанным- основные задачи занятий

1 занятие- Наши чувства, во время которого ребята были ознакомлены с правилами работы в группе, создавался мотивационный компонент занятий. На данном занятии было использовано упражнение коллективный рисунок, когда ребятам было предложено нарисовать фрагмент рисунка за определенное время, после чего рисунок передавался по часовой стрелке и таким образом прорисовывался всеми участниками группы. Цель данного упражнения –сплочение группы, а так же выявление личностных особенностей детей.

Упражнение «Дом чувств» так же в некотором роде носило диагностическую функцию, оказалось, что помимо позитивных чувств и эмоций в домике каждого участника группы поселилась обида.

В заключении ребятам было предложено дать определение чувству обида.

Цель  занятия «Лекарство от обиды»- способствовать сплочению группы, углублению процессов самораскрытия, овладению приемами отреагирования  чувства обиды.

Задачи: 1. установить контакт с подростками

              2. создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям

              3. закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому            

                 самораскрытию

              4. овладеть приемами отреагирования негативных чувств (обида)

              5. способствовать овладению навыками психологической саморегуляции и   трансформации негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния

  Методы: элементы арт-терапия, цветотерапии, музыкотерапии,  упражнения для снятия нервно-мышечного напряжения , аромотерапия.

   Психологический игровой тренинг

Тема: «Лекарство» от обиды

Цель: способствовать сплочению группы, углублению процессов самораскрытия, овладению приемами отреагирования  чувства обиды

Задачи: 1. установить контакт с подростками

              2. создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям

              3. закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому            

                 самораскрытию

              4. овладеть приемами отреагирования негативных чувств (обида)

              5. способствовать овладению навыками психологической саморегуляции и   трансформации негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния

  Методы: арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия,  телесно-ориентированная терапия, аромотерапия

Ход занятия:

1.Ритуал приветствия

Поприветствуем друг друга:

- за руку

- кивком головы

- по – восточному

- хлопком руки

2. Прошу, ребята, занять свои места. На прошлом занятии мы говорили с вами о чувствах человека. Оказалось, что ваши дома заселены разными чувствами, как позитивными, так и негативными. Среди прочих чувств, живущих в ваших домах есть чувство

-похожее на черничный сок, прольешь, а отстирать трудно

 -это реакция человека на предательство, вранье, когда близкий не помог в трудной ситуации

- плохое настроение после того, как человек, которому доверяешь тебя подставил

- негативное чувство одного человека к другому за какой-то поступок,  после чего на душе остается осадок

- внутренне  состояние души, когда человек угнетен чем-то , на всех зол, когда кроме себя никому нельзя доверять

- это чувство, которое возникает, когда близкий человек не оправдал твоего доверия или не хочет тебя понять

Такое определение, вы , ребята дали негативному чувству , мешающему человеку радоваться жизни и быть счастливым. Это чувство-…… (обиды).

Именно об этом чувстве пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Как мы только что убедились, каждый из вас имеет свое представление об этом чувстве. Сейчас я предлагаю выразить это чувство не вербально, а путем растирания пластилина на картоне. Вашу работу будет сопровождать музыка, которая поможет вам точнее выразить свои представления.  Итак, приступаем к работе.

Что представляет из себя обида?

3. Арт-терапия

Групповое выполнение работы. Из пластилина путем растирания на ватмане выразить чувство обиды. (5-7 мин.)

Р: -Почему для выражения обиды выбрали эти цвета?

    -Что чувствовали во время работы?

    - Что чувствуете сейчас?

   - Какая обида на ощупь?

    - Какая обида на вкус?

4. Моделирование  обиды

     В воду в прозрачном кувшине добавляем  лимонную кислоту, перец, соль, специи, все хорошо перемешиваем.  А теперь каждому из нас плеснем немного обиды в стаканчик. Что станем делать с этой жидкостью?

1. Обиду можно выпить (проглотить).

- Как будем чувствовать себя в этом случае? (может быть , когда-нибудь переварится сама по себе)

2. Обиду можно выплеснуть на обидчика (берется стакан и выплескивается на голову игрушечного кота)

- Что вы почувствуете при этом? (может быть временное облегчение, но данное поведение может привести к затянувшемуся конфликту)

3. Ничего не делать, ждать пока испарится, но при этом обиду придется все время носить с собой

4. Обиду можно выплеснуть куда-нибудь в никуда (стакан с водой выливается в угол, на пол)

Р: Какой способ самый лучший? Почему?

Вывод: Выплескивание обиды в никуда- это отреагирование  негативного состояния.

Для этого может быть использован комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения и мышечного зажима.

Отреагирование негативного состояния

Мы определили, какая обида на цвет и вкус. Как вы думаете, где, в какой части тела  селится обида?

5.  Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения и мышечного зажима

Нижняя часть ног. Ступни ног плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, подними максимально высоко пятки. Задержи их в таком положении и расслабь. Через 5–10 секунд повтори упражнение.

Бедра и живот. Вытяни ноги прямо перед собой, как можно прямее, оттягивая носки. Напряги их, как бы пытаясь достать до противоположной стены, а затем мягко расслабь мышцы. Ноги мягко опустятся на пол и вместе с этим от коленей вверх к туловищу начнет распространяться волна тепла, приятной тяжести. Мысленно остановись на этом ощущении.

Грудная клетка. Сделай глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который тебя окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обрати внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайся почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного выдоха.

Руки. Сожми плотно кисти в кулаки. Сделай это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабь их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвинь пальцы, задержи их в таком положении, сбрось напряжение. По ходу выполнения упражнений и в паузах между ними прислушайся к возникающим ощущениям, зафиксируй момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.

Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном направлении. Мысленно попытайся достать до мочек ушей кончиками плеч. После сильного напряжения мышц расслабься. Сконцентрируй внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.

Лицо. 
Крепко сомкни веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, ты почувствуешь, как глазные впадины наполняются тягучим теплом, в котором тонут неприятные ощущения усталости, боли, перенапряжения.

А теперь представьте себе такую ситуацию. Жил на свете очень интелегентный человек. Все у него было хорошо, да вот несчастье. В шкафу с одежной завелась моль и причем так много! Итак, по команде, давайте поможем ему, истребим всю моль. Будем хлопать ее везде. Где она может быть. Итак, открываю дверцу шкафа… Хлопаем, Хлопаем!

- Что мы чувствуем?

- Что чувствовали в процессе упражнения?

- Что чувствуете теперь?

Заряжаемся энергией и хорошим настроением

7. Для того, чтобы место  обид не заняло другое негативное настроение, необходимо заполнить его позитивом и хорошим настроением.

Цвето и музыкотерапия  (слайдовая программа с использованием музыки и оранжевого цвета)

Сделаем нашу жизнь ярче!

8. Возвращаемся к плодам своей деятельности, т.е к  обиде из пластилина.  

-Что чувствуете, когда смотрите на это произведение?

- Что при этом хочется сделать?

Используя цветной пластилин, бусинки, перышки, пуговицы творим чудеса и создаем шедевр мирового искусства , даем волю нашим новым чувствам и эмоциям.

( индивидуальная  работа  участников группы 5-7 мин.)

Фоном  звучит мажорная музыка , в аромалампе- запах герани

Р: -Давайте посмотрим, что за чудо у вас получилось?

- что чувствовали, когда выполняли работу? Как назвали композицию и почему? Что чувствуете сейчас?

9.Вывод: вот теперь мы с уверенностью можем сказать, что чувство обиды мы побороли.А если у кого-то и остались ее частички, то теперь вы знаете некоторые секреты- лекарство от обиды и можете всегда ими воспользоваться.

В завершении работы, мне бы хотелось произнести строки Леонардо да Винчи

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется».

Ритуал прощания и рефлексия

Ребята, давайте встанем в круг, так , как и начинали наше занятие.

- Что было сегодня для вас трудно?

- Что было полезно?

- Что было интересно?

- Какие полезные мысли унесете с собой?

«Аплодисменты»

В завершении нашего занятия. Ребята по очереди выходят в центр круга, остальные аплодируют ему до тех пор, пока не услышат слова благодарности.Последним в круг встает психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»"

Цели урока:- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представ...

Буклет "Упражнения "Обиды"

Нужно понимать и осознавать, что мы видим одни и те же вещи по-разному, и ожидания у нас разные. Именно несовпадение видения одних и тех же вещей (с нежеланием этого понимать) очень часто приводит к к...

разработка классного часа "Дети без обид и унижений"

классный час проведен в рамках месячника  "Детство без обид и унижений"...

учебная презентация к рассказу В.М.Шукшина "Обида".

Презентация к рассказу В.М.Шукшина "Обида" выполнена ученицей 11 класса Рубиной Анной. В работе дается характеристика главных героев произведения и определяются поставленнные автором проблемы, Данную ...

Уроки психологической культуры "Обида"

Данный урок психологической культуры «Обида» актуален и имеет практическую значимость, его можно воспроизвести  в условиях любого учреждения дополнительного образования или общеобразователь...

НИРС Переживание обиды и её психологическая природа

Очень часто в повседневной жизни нам приходится сталкиваться с таким чувством, как обида. Мы обижаем сами и обижаемся на других людей. Это очень сильное чувство, обладающее разрушительным действием. О...

Открытый интегрированный урок по литературе в 6 классе «Рассказ В.В. Набокова «Обида» как психологический этюд»

Цели урока:  1. Раскрытие авторского замысла В. В. Набокова в рассказе «Обида».2. Представление обучающимся психологических средств, позволяющим им саморазвиваться, осознавать са...