Профилактика суицидального и деструктивного поведения детей и подростков
методическая разработка
Цель: формирование психологической готовности педагога к профилактической работе с подростками группы суицидального риска.
Задачи:
- Ознакомить с теоретическими основами темы;
- Предложить комплекс мероприятий по профилактики суицида в подростковой среде.
Четыре основные причины самоубийства.
Опасные ситуации, на которые надо обратить внимание.
Признаки суицидального поведения учащихся.
Если подростков готов совершить или уже совершил суицид…
Оказание первичной помощи в беседе с подростком.
Рекомендации педагогам.
Домашнее задание для педагогов.
Памятка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suitsidalnogo_i_destruktivnogo_povedeniya_detey_i_podrostkov.docx | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование психологической готовности педагога к профилактической работе с подростками группы суицидального риска.
Задачи:
- Ознакомить с теоретическими основами темы;
- Предложить комплекс мероприятий по профилактики суицида в подростковой среде.
Ознакомление с теоретическими основами темы.
Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. По данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте - второе (после несчастных случаев).
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения е близкими, с семьей.
Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Можно определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям. Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
- суицидальные мысли;
- фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
- суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
- суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек
- настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
- суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
- завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться oт невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV. массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
Однако наличие психотравмирующей ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Психодиагностика этих параметров - важная составляющая мероприятий по профилактике суицида.
Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Что в поведение подростка должно насторожить.
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительности, которое сохраняется длительное время.
- Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди знакомых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо и косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
Четыре основе причины самоубийства
- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- Чувство собственной значимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Источниками негативных переживаний подростка может стать накапливание негативных переживаний. Исследования, проведенные в нашей школе году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частая морализация старших и взрослых.
С'огласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний семейные конфликты. На это указали 45% мальчиков и 82% девочек из группы «трудных» подростков.
Важная причина подростковых переживаний - частые наказания детей. В группе риска - эту причину указали 28% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 23% мальчиков и 4% девочек.
Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы риска. Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.
Роль педагога в работе с такими подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу. Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, педагог - психолог, социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме; регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.
Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную профилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:
№ | Класс | Основные виды деятельности с учащимися | На что обратить внимание |
1 | 1-4 | Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. | Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти. |
2 | 5 | Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности. | Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка |
3 | 6 | Активизация интереса к эмоционально – волевой сфере человеческой жизни | Развитие и коррекция эмоционально волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» |
4 | 7 | Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении | Развитие навыков общения. Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) |
5 | 8 | Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов | Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции: первичное исследование сферы профессиональных интересов |
6 | 9 | Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» | Психологическая. педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору. Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе |
7 | 10-11 | Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношение к жизни и ее смыслу | Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся. |
Если подростков готов совершить или уже совершил суицид…
Разделяют истинное самоубийство и демонстративное. Всегда есть риск того, что демонстративное самоубийство может стать истинным.
Шантажный суицид - это что-то вроде самоубийства «понарошку». Когда подросток точно знает, что его спасут и цель - не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей выходкой.
К примеру, вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.
Итог этой игры - реанимация. По счастью для большинства «шантажистов» достаточной эмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы убедить не могут. Для таких людей вовремя приехавшая «Скорая» - не подарок судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку. И на этот раз - в более жесткой форме.
Самые частые причины подростковых суицидов - несчастная любовь и конфликты в семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к самоубийцам часто относятся как к психам или слабакам.
У подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Статьи специалистов советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба - тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.
Здесь важно осознать одно - насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.
Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заострённое, инфантильное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил се к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит - она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули.
Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом думает - то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка - не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Это не означает, что абсолютно всегда нужно взвешивать все «за» и «против», но посчитать до тридцати перед тем. как намыливать веревку, - это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение.
Оказание первой помощи в беседе с подростком.
Если вы слышите | Обязательно скажите | Никогда не говорите |
«»Ненавижу учебу, класс…» | «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь? | «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто, лентяй!» |
«Все кажется таким безнадежным…» | «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решать в первую очередь» | «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» | «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне. Что происходит» | «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
«Вы не понимаете меня!» | «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» | «Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
«Я совершил ужасный поступок…» | «Давай сядем и поговорим об этом» | «Что посеешь, то и пожнешь!» |
«А если у меня не получится?» | «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное | «Если не получится – значит, ты недостаточно пострался!» |
Роль родителей в профилактике суицидальных попыток
Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, — неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?
Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка - это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?
Самоубийство есть убийство - неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) - и. слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого - это так называемая переадресованная агрессия.
В повседневной жизни самоубийство чаще всего - просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми, и добровольно покидать их не может и не должен.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным словам и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том. что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Внимание!!! Решение лишить себя жизни - спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.
Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом - значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.
Домашнее задание
Проанализируйте свои планы учебных, воспитательных мероприятий на следующий учебный год. Подумайте, какие из них служат целям профилактики суицидальных попыток, а какие, возможно, могут нанести вред психологическому, психическому благополучию учащихся (особенно группы риска). Ведь известно, что участие в физическом соревновании физически слабого ребенка может спровоцировать у него депрессивное расстройство. Продумайте схемы проведения всех мероприятий на предмет сохранения психологического благополучия учащихся.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Соответствует ли данное воспитательное, учебное мероприятие возрастным, индивидуально психологическим особенностям учащихся?
Своевременно ли оно проводится?
Каким образом можно продифференцировать составные части мероприятия относительно индивидуальных особенностей учащихся?
Оптимален ли уровень притязаний педагога по отношению прогнозируемым достижениям учащихся?
Каковы будут методы поощрения и критики в адрес учащихся?
Как будет влиять выполнение мероприятия па успешность реализации дальнейшей программы воспитания?
Найдите ответ на вопрос: какие новые психологические качества появляются и наиболее благоприятны для развития определенных качеств к развитию в различные возрастные периоды?
Составьте картотеку педагогических, психологических игр, способствующих формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе.
ПАМЯТКА
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
- дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество;
- родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем;
- отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной
- появления у него серьезных психологических проблем;
- сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него;
- нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие;
- под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни;
- ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ:
- Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками.
- Учите ребенка общению с людьми вне Интернета.
- Организуйте досуг ребенка во внеурочное время (посещение кружков и секций).
- Тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах.
- Не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка.
- Контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения.
- Обратитесь за помощью к специалисту (психолог, психотерапевт) в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»
Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения....
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
«Роль взрослых в оказании помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Причины и профилактика суицидального поведения детей и подростков».
Конспект родителького собрания....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...
«Деструктивное поведение детей и подростков: виды, причины, профилактика»
Деструктивное (разрушающее) поведение – это практические или вербальные проявления деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Имеет две основные формы:Девиантное по...
План по профилактике деструктивного поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации.
Актуальность проблемы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в системати...
План по профилактике деструктивного поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях общеобразовательной организации.
Актуальность проблемы профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в системати...