Анализ работы педагога-психолога за 1 полугодие 2024-2025 уч.г.
учебно-методический материал по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_pedagoga_psihologa_2023-2024_uch.g.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной  работе педагога-психолога

МБОУ КГО «СШ №1 г. Теберды им. И.П. Крымшамхалова»

за 2023-2024 учебный  год.

Участие школьного психолога   предполагалось в решении следующих целей и задач:

Цели:       

- создание условий для качественного обучения, воспитания и развития  всех категорий учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей в процессе взаимодействия семьи и школы;

- создание условий для возможности целостного развития личности учащихся;      

- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения семьи с целью формирования готовности родителей к взаимодействию со школой.

Задачи:            

1. Комплектование 1-го класса с учётом развития и здоровья учащихся.

2. Психологическое сопровождение учащихся 1-го и 5-го классов в период адаптации.

3. Организация   работы по формированию навыков саморазвития подростков.

4. Психологическое сопровождение учащихся "группы риска".

5. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся.

6. Организация профилактической работы с семьей по предупреждению неэффективных методов воспитания учащихся.

7. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в школе.

8. Отработка механизмов преемственности ГПП и школы через внедрение в практику единых критериев оценки уровня готовности к школе. 

  9. Формирование единого мониторинга психологического развития школьников.

Результаты работы:

1. Психологическое сопровождение процесса комплектования 1 класса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.  

             В школе данная работа ведется в системе и имеет четкий отработанный алгоритм, который предполагает в течение всего учебного года профилактическую, диагностическую, консультативную и коррекционную деятельность.

Комплектование 1 го класса на будущий 2023 - 2024 учебный год проводилось в несколько этапов:

 

1 этап – сентябрь                  

  - диагностика уровня школьной зрелости   первоклассников,

  - консультирование родителей,

  - составление коррекционных программ уровня школьной готовности  .

2 этап –  январь              

    - работа школьных специалистов и ПМПК по уточнению образовательных программ.

Школьному психологу отводится задача знакомства с детьми, как возрастной нормы, так и с детьми «группы риска» и  определение направления работы с ними и их семьями.

Работа с детьми «группы риска», испытывающими трудности в обучении.

По запросам классных руководителей  и родителей в этом учебном году для уточнения характера затруднений в усвоении школьной программы психологом было поставлено на психолого-педагогический учёт 5 учащихся разных классов.   После диагностического обследования учащихся и анализа условий и особенностей обучения была проведена следующая работа:

 -  учащиеся обследованы ПМПК;

- проведены консультации по данной проблеме с родителями, с учителями, с детьми.

- с классными руководителями и учителями-предметниками определены индивидуальные коррекционные программы для данной группы учащихся;

- установлено индивидуальное патронирование за учащимися, нуждающимися в повышенном индивидуальном внимании педагогов школы (количественные показатели в данном отчете не предоставляются).

В результате из5 учащихся с положительными оценками переведены на следующую ступень обучения  .

2. Психологическое сопровождение учащихся 1-го, 5-го классов в период адаптации.

        Профилактическая работа по преодолению проблем, связанных с нарушением адаптации школьников 1-го и 5-го классов в учебной среде, планируется психологом ежегодно совместно с учебной частью школы по отдельному плану. Психологическая работа в этом направлении за истекший период велась следующим образом.

Адаптация 1-го класса.

        В первой четверти было проведено психологическое обследование учащихся 1-х классов с целью знакомства с новым составом учащихся. Исследовались несколько параметров: уровень зрелости познавательных процессов, уровень школьной тревожности, степень сформированности школьной мотивации, некоторые личностные особенности учащихся, характеризующие их индивидуальность.              

Задачи исследования:  

- прогнозирование успешности обучения ребенка в школе;

 - предсказание возможных учебных трудностей;

  - создание системы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей особенности конкретного учащегося. 

На конец сентября, начало октября 2023-2024 уч.г.   было обследовано 100% учащихся, поступивших в первый класс.

По результатам тестирования

- с классными  руководителями  1-х классов было организовано индивидуальное собеседование по итогам данного психологического обследования, более подробно уделено внимание учащимся «группы риска», разработаны приемы и подходы психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в адаптационный период.

- с учителями-предметниками, работающих в 1-ом классе, проведено семинарское занятие на тему «Уровень школьной готовности учащихся 1-го класса», 

- с родителями первоклассников проведены консультации и даны рекомендации по преодолению первых школьных трудностей,

- с родителями учащихся, нуждающихся в особой поддержке, проведены индивидуальные беседы по оказанию помощи детям, подведены итоги адаптации данной группы первоклассников, организовано обследование в ПМПК,

- на совещании при директоре представлен аналитический отчет по проделанной работе.

В результате проделанной работы все первоклассники обучаются по адекватным образовательным маршрутам и переведены на следующую ступень обучения.

Адаптация 5-го класса.

В начале учебного года  был проведен психолого-педагогический консилиум по ознакомлению с новым составом учащихся в среднем звене. На нем учителя начальной школы, психолог представили подробную информацию о выпускниках 4-го класса: социальный паспорт и общую характеристику класса, уровень сформированности учебных навыков, индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья учащихся. В октябре был проведен психолого-педагогический консилиум по итогам адаптации 5-классников. В рамках адаптации младших подростков в среднем звене в начале учебного года в 5-го класса психологом были проведены занятия с элементами психологической игры «Новичок в средней школе», проведено обследование уровня школьной тревожности пятиклассников, уровня интеллектуального развития, социометрические исследования.

Результаты психологического обследования уровня тревожности учащихся 5-го класса.

В целом,  по итогам исследования уровня школьной тревожности, в 5-ом классе в текущем учебном году можно отметить значительное уменьшение числа учащихся, испытывающих проблемы в эмоциональном переживании ситуаций проверки школьных знаний, таких учащихся на конец года оказалось 24%, часть из них имеет высокий уровень общей личностной тревоги – 14% и низкую стрессоустойчивость – 18%. Это говорит о том, что психолого-педагогическая работа всего педагогического состава работающего по адаптации пятиклассников в среднем звене, была спланирована и организована методически правильно.

В итоге: 

1. Кл. руководителем взяты на индивидуальный контроль учащиеся «группы риска» по итогам диагностики школьной тревожности.

2. Учителям предметникам рекомендовано установить личный контакт с учащимися «группы риска», оказывать им стимулирующую и организующую индивидуальную помощь.

3. Проведено психологическое консультирование с родителями данной группы учащихся, даны подробные психологические рекомендации.

4. С детьми, чей уровень тревожности повлиял на качество усвоения школьного материала, психологом школы проведена коррекционная работа. 

Результаты психологического обследования уровня интеллектуального развития  учащихся  5-го класса.

Цель исследования:  Выявление уровня и направленности профилей интеллектуального развития учащихся 5-го класса.

Задачи по практическому применению результатов исследования:

1. Прогнозирование успешности обучения учащихся в среднем звене.

2. Выявление сильных и слабых сторон интеллектуальной сферы учащихся.

3. Сравнительный анализ динамики умственного развития учащихся по запросу родителей и педагогов.

4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.

Качественный анализ результатов.

 В обследовании приняло участие 100% пятиклассников

100 % учащихся 5-го класса способны удовлетворительно усваивать школьный материал, из них 40% с высокими показателями, 40% - со средними и 20% с низкими.

Учащиеся показали хорошие результаты по следующим параметрам и составляющим интеллекта:

- уровень информированности, эрудиция (кругозор, общая осведомленность) – 40% учащихся;

- гибкость восприятия, пространственное воображение – по одному заданию-  50% учащихся, по другому - 40%;

- умение строить умозаключения с опорой на жизненный опыт и здравый смысл – 60% учащихся;

- вербальное, логическое мышление, чувство языка – 40% учащихся;

- способность от частного переходить к общему (индуктивное мышление), умение оперировать числами, выявлять заданную закономерность – 40% учащихся;

- оперативная память, способность к сосредоточению в условиях максимальной интеллектуальной нагрузки – 40% учащихся.

Низкие показатели выявлены по таким критериям, как:

- сопротивляемость помехам – 20% учащихся;

- скорость восприятия текста, понимание его содержания – 20% учащихся;

- активное внимание, практическое математическое мышление – 20% учащихся;

- способность от общего переходить к частному (дедуктивное мышление), умение оперировать изученной информацией – 20% учащихся.

Общими причинами низких показателей могли быть: 

- неумение работать в тестовом режиме,

- ограничение во времени, 

- неумение работать индивидуально,

- плохое понимание инструкции,

- низкая стрессоустойчивость,

- недостаточная мотивация в достижении успеха,

- слабая концентрация внимания, 

- повышенная интеллектуальная истощаемость, 

- плохое самочувствие и другие.

По результатам исследования была проделана следующая работа:

1. Результаты тестирования доведены до сведения учебной части с целью прогнозирования успешности обучения учащихся в среднем звене и для анализа динамики умственного развития учащихся.

2. Проведено собеседование с классными руководителями с целью определения индивидуальных маршрутов сопровождения учащихся с опорой на выявленные сильные и слабые стороны их интеллектуальной сферы.

3. Данная информация в индивидуальном порядке предложена родителям учащихся.

4. По запросу учащихся организованы консультации для составления прогноза их обучаемости и развития познавательных навыков.

Итог работы по адаптации пятиклассников в среднем звене: адаптация прошла успешно.

Диагностика уровня интеллектуального развития старших подростков - учащихся 9-го класса.

 Цель исследования:  Выявление уровня и направленности профилей интеллектуального развития учащихся 9-го класса.

Задачи по практическому применению результатов исследования: 

   1. Прогнозирование успешности обучения учащихся в старшем звене.

   2. Выявление сильных и слабых сторон интеллектуальной сферы  учащихся.

   3. Психологическое консультирование участников образовательного процесса с целью профессионального определения  учащихся.

   4. Сравнительный анализ динамики умственного развития учащихся по  запросу родителей и педагогов.

В обследовании приняло участие 100% учащихся 9-го класса.

56% учащихся выполнили задания теста на хорошем и удовлетворительном уровнях.

Результаты:

1. Корреляционный анализ показателей качественной успеваемости учащихся 9-го класса и их показателей интеллектуального развития подтвердил значимую взаимозависимость и адекватность.    

2. У 22% учащихся реализованность учебных способностей достаточно хорошая и превышает показатели IQ, что говорит о правильно организованной работе педагогов с этими  учащимися и о старательности и прилежании самих учеников,

3. Особое внимание необходимо уделить той группе учащихся (44%), у которой показатели школьной успеваемости снижены по отношению к показателям IQ. Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У определенной части учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа, как классного руководителя, так и коллектива педагогов, работающих  в этих классах и узких специалистов школы.

 

Выводы. Основная цель проводимого обследования была выполнена.

1. Выявлен уровень интеллектуального  развития учащихся 9-го класса.

2. Определена направленность ведущих профилей каждого учащегося – девятиклассника. В среднем склонности к различным предметным циклам у учащихся распределились равномерно.

3. Выявлены сильные и слабые стороны интеллектуальной сферы  каждого учащихся. В целом по классу показатели общей осведомленности, социального интеллекта и оперативной памяти оказались выше, чем остальные, наибольшее затруднение вызвало задание на умение строить умозаключения.

4.  Полученные данные соотнесены с уровнем общей успеваемости в данном классе. Составлен прогноз успешности обучения учащихся. Спрогнозированы результаты итоговой аттестации на конец года.

5. Задачи по практическому применению результатов исследования включены в рабочем порядке в УВП. Разработаны подробные рекомендации и  ряд мероприятий по использованию полученных данных исследования.

6. Проведен сравнительный анализ уровня интеллектуального развития девятиклассников текущего и прошлого годов.

В классе были проведены классные часы с целью предъявления общих результатов тестирования, индивидуальные собеседования с учащимися, которые проявили интерес к подобного рода информации (100%). С классным руководителем организованы собеседования по аналитическим справкам и прописанным рекомендациям на каждого учащегося, на родительских собраниях была представлена информация о целях, задачах и результатах исследования.  Завучу сдан аналитический  отчет, на совещании при директоре заслушаны результаты проведенной работы.

3. Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития, профориентация выпускников. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся. 

                  Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития отличается устоявшимися традициями и системным характером.

В текущем учебном году психологическая подготовка выпускников к ЕНТ, как и в прошлом, была спланирована и выполняется. С учащимися были проведены беседы, организованы психологические игры, разучены специальные упражнения, помогающие справиться с предэкзаменационной тревогой. Основные направления работы психолога:

- на родительских собраниях:  даны  рекомендации, о том, как помочь детям правильно психологически настроиться на экзамен, организовать правильное питание, режим работы и отдыха в предэкзаменационный период; родителям детей, состоящим на медицинском диспансерном учете, было рекомендовано проконсультироваться у специалистов о состоянии здоровья детей и о возможности профилактического пролечивания  в течение выпускного года (при необходимости весной и осенью) по поводу их основного диагноза (можно без отрыва от учебного процесса на дневном стационаре).

- на классных часах с психологом: часть занятий была посвящена изучению индивидуальных особенностей самих учащихся, их типа нервной системы, уровня тревожности и стрессоустойчивости,  разучиванию специальных упражнений и игр для снятия психологического напряжения перед экзаменами, групповым и индивидуальным занятиям по коррекции самооценки в экзаменационный период.

 

2) Были проведены психологические беседы с элементами самодиагностики и тренинговых упражнений.

Всего за год проведено 12 тренингов и 15 бесед с охватом учащихся .

        3) Наиболее эффективной в этом направлении является индивидуальная работа с учащимися. Через диагностику, самодиагностику и беседы с психологом подростки получают более полную информацию о себе. Всего по проблемам личностного роста к психологу обратилось в этом году 38 учащихся.

 

            Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению использования неэффективных методов обучения и воспитания учащихся традиционно ведется в нескольких направлениях:

1)  На педсоветах и МО кл. руководителей, педконсилиумах и родительских собраниях с учителями и родителями каждый год обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью более гибкого подхода в образовательных и воспитательных технологиях.

 В этом году были организованы лекции и беседы на темы, определившиеся в прошлом учебном году, как наиболее востребованные:

     «Современные первоклассники: особенности адаптации в учебной среде»,

     «Психологические особенности младших школьников, проблемы адаптации в среднем звене обучения»,

     «Влияние индивидуально-типологических особенностей младших подростков на развитие обучения и воспитания», 

     «Психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ»

2)  На индивидуальных беседах и консультациях для педагогов и родителей в этом году наиболее востребованными темами были: 

     -  проблемы в обучении и воспитании

     -  агрессивность ребенка по отношению к родителям, учителям, одноклассникам;

     -  конфликты;

     -  детские страхи;

     -  дефицит эмоционального общения ребенка и родителей;

     -  неспецифические трудности обучения ребенка при нормальном интеллекте и мотивации;

     -  причины девиантного поведения подростков;

 

В текущем учебном году посещено 5 методических совещаний.

  Выводы:

 Подводя итог психологической работы за истекший период, необходимо отметить, что в целом запланированный объем работы          по решению поставленных задач выполнен. 

 

                            

Педагог-психолог______________ Чомаева Р.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы педагога-психолога

Примерный отчет о работе педагога- психолога за год...

Анализ работы педагога-психолога за год.

Подробный анализ работы педагога-психолога за 2011-2012 учебный год по всем основным разделам....

Анализ работы педагога-психолога

В помощь педагогу-психологу...

Анализ работы педагога-психолога (пример презентации)

Представлена презентация, которая отражает результативность работы педагога-психолога за учебный год по всем направлениям деятельности психолога образования. Шаблон данной презентации может быть испол...

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.

Аналитический отчёт о работепедагога-психолога  за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....

План работы педагога-психолога на первое полугодие

Воспользуйтесь примерным планом работы на первое полугодие, чтобы спланировать свою работу на 2018–2019 учебный год. Мероприятия в плане структурированы по основным направлен...