Анализ работы педагога-психолога за 1 полугодие 2024-2025 уч.г.
учебно-методический материал по психологии (8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Отчёт о проделанной работе педагога-психолога
МБОУ КГО «СШ №1 г. Теберды им. И.П. Крымшамхалова»
за 2023-2024 учебный год.
Участие школьного психолога предполагалось в решении следующих целей и задач:
Цели:
- создание условий для качественного обучения, воспитания и развития всех категорий учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей в процессе взаимодействия семьи и школы;
- создание условий для возможности целостного развития личности учащихся;
- совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения семьи с целью формирования готовности родителей к взаимодействию со школой.
Задачи:
1. Комплектование 1-го класса с учётом развития и здоровья учащихся.
2. Психологическое сопровождение учащихся 1-го и 5-го классов в период адаптации.
3. Организация работы по формированию навыков саморазвития подростков.
4. Психологическое сопровождение учащихся "группы риска".
5. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся.
6. Организация профилактической работы с семьей по предупреждению неэффективных методов воспитания учащихся.
7. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в школе.
8. Отработка механизмов преемственности ГПП и школы через внедрение в практику единых критериев оценки уровня готовности к школе.
9. Формирование единого мониторинга психологического развития школьников.
Результаты работы:
1. Психологическое сопровождение процесса комплектования 1 класса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В школе данная работа ведется в системе и имеет четкий отработанный алгоритм, который предполагает в течение всего учебного года профилактическую, диагностическую, консультативную и коррекционную деятельность.
Комплектование 1 го класса на будущий 2023 - 2024 учебный год проводилось в несколько этапов:
1 этап – сентябрь
- диагностика уровня школьной зрелости первоклассников,
- консультирование родителей,
- составление коррекционных программ уровня школьной готовности .
2 этап – январь
- работа школьных специалистов и ПМПК по уточнению образовательных программ.
Школьному психологу отводится задача знакомства с детьми, как возрастной нормы, так и с детьми «группы риска» и определение направления работы с ними и их семьями.
Работа с детьми «группы риска», испытывающими трудности в обучении.
По запросам классных руководителей и родителей в этом учебном году для уточнения характера затруднений в усвоении школьной программы психологом было поставлено на психолого-педагогический учёт 5 учащихся разных классов. После диагностического обследования учащихся и анализа условий и особенностей обучения была проведена следующая работа:
- учащиеся обследованы ПМПК;
- проведены консультации по данной проблеме с родителями, с учителями, с детьми.
- с классными руководителями и учителями-предметниками определены индивидуальные коррекционные программы для данной группы учащихся;
- установлено индивидуальное патронирование за учащимися, нуждающимися в повышенном индивидуальном внимании педагогов школы (количественные показатели в данном отчете не предоставляются).
В результате из5 учащихся с положительными оценками переведены на следующую ступень обучения .
2. Психологическое сопровождение учащихся 1-го, 5-го классов в период адаптации.
Профилактическая работа по преодолению проблем, связанных с нарушением адаптации школьников 1-го и 5-го классов в учебной среде, планируется психологом ежегодно совместно с учебной частью школы по отдельному плану. Психологическая работа в этом направлении за истекший период велась следующим образом.
Адаптация 1-го класса.
В первой четверти было проведено психологическое обследование учащихся 1-х классов с целью знакомства с новым составом учащихся. Исследовались несколько параметров: уровень зрелости познавательных процессов, уровень школьной тревожности, степень сформированности школьной мотивации, некоторые личностные особенности учащихся, характеризующие их индивидуальность.
Задачи исследования:
- прогнозирование успешности обучения ребенка в школе;
- предсказание возможных учебных трудностей;
- создание системы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей особенности конкретного учащегося.
На конец сентября, начало октября 2023-2024 уч.г. было обследовано 100% учащихся, поступивших в первый класс.
По результатам тестирования
- с классными руководителями 1-х классов было организовано индивидуальное собеседование по итогам данного психологического обследования, более подробно уделено внимание учащимся «группы риска», разработаны приемы и подходы психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в адаптационный период.
- с учителями-предметниками, работающих в 1-ом классе, проведено семинарское занятие на тему «Уровень школьной готовности учащихся 1-го класса»,
- с родителями первоклассников проведены консультации и даны рекомендации по преодолению первых школьных трудностей,
- с родителями учащихся, нуждающихся в особой поддержке, проведены индивидуальные беседы по оказанию помощи детям, подведены итоги адаптации данной группы первоклассников, организовано обследование в ПМПК,
- на совещании при директоре представлен аналитический отчет по проделанной работе.
В результате проделанной работы все первоклассники обучаются по адекватным образовательным маршрутам и переведены на следующую ступень обучения.
Адаптация 5-го класса.
В начале учебного года был проведен психолого-педагогический консилиум по ознакомлению с новым составом учащихся в среднем звене. На нем учителя начальной школы, психолог представили подробную информацию о выпускниках 4-го класса: социальный паспорт и общую характеристику класса, уровень сформированности учебных навыков, индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья учащихся. В октябре был проведен психолого-педагогический консилиум по итогам адаптации 5-классников. В рамках адаптации младших подростков в среднем звене в начале учебного года в 5-го класса психологом были проведены занятия с элементами психологической игры «Новичок в средней школе», проведено обследование уровня школьной тревожности пятиклассников, уровня интеллектуального развития, социометрические исследования.
Результаты психологического обследования уровня тревожности учащихся 5-го класса.
В целом, по итогам исследования уровня школьной тревожности, в 5-ом классе в текущем учебном году можно отметить значительное уменьшение числа учащихся, испытывающих проблемы в эмоциональном переживании ситуаций проверки школьных знаний, таких учащихся на конец года оказалось 24%, часть из них имеет высокий уровень общей личностной тревоги – 14% и низкую стрессоустойчивость – 18%. Это говорит о том, что психолого-педагогическая работа всего педагогического состава работающего по адаптации пятиклассников в среднем звене, была спланирована и организована методически правильно.
В итоге:
1. Кл. руководителем взяты на индивидуальный контроль учащиеся «группы риска» по итогам диагностики школьной тревожности.
2. Учителям предметникам рекомендовано установить личный контакт с учащимися «группы риска», оказывать им стимулирующую и организующую индивидуальную помощь.
3. Проведено психологическое консультирование с родителями данной группы учащихся, даны подробные психологические рекомендации.
4. С детьми, чей уровень тревожности повлиял на качество усвоения школьного материала, психологом школы проведена коррекционная работа.
Результаты психологического обследования уровня интеллектуального развития учащихся 5-го класса.
Цель исследования: Выявление уровня и направленности профилей интеллектуального развития учащихся 5-го класса.
Задачи по практическому применению результатов исследования:
1. Прогнозирование успешности обучения учащихся в среднем звене.
2. Выявление сильных и слабых сторон интеллектуальной сферы учащихся.
3. Сравнительный анализ динамики умственного развития учащихся по запросу родителей и педагогов.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
Качественный анализ результатов.
В обследовании приняло участие 100% пятиклассников
100 % учащихся 5-го класса способны удовлетворительно усваивать школьный материал, из них 40% с высокими показателями, 40% - со средними и 20% с низкими.
Учащиеся показали хорошие результаты по следующим параметрам и составляющим интеллекта:
- уровень информированности, эрудиция (кругозор, общая осведомленность) – 40% учащихся;
- гибкость восприятия, пространственное воображение – по одному заданию- 50% учащихся, по другому - 40%;
- умение строить умозаключения с опорой на жизненный опыт и здравый смысл – 60% учащихся;
- вербальное, логическое мышление, чувство языка – 40% учащихся;
- способность от частного переходить к общему (индуктивное мышление), умение оперировать числами, выявлять заданную закономерность – 40% учащихся;
- оперативная память, способность к сосредоточению в условиях максимальной интеллектуальной нагрузки – 40% учащихся.
Низкие показатели выявлены по таким критериям, как:
- сопротивляемость помехам – 20% учащихся;
- скорость восприятия текста, понимание его содержания – 20% учащихся;
- активное внимание, практическое математическое мышление – 20% учащихся;
- способность от общего переходить к частному (дедуктивное мышление), умение оперировать изученной информацией – 20% учащихся.
Общими причинами низких показателей могли быть:
- неумение работать в тестовом режиме,
- ограничение во времени,
- неумение работать индивидуально,
- плохое понимание инструкции,
- низкая стрессоустойчивость,
- недостаточная мотивация в достижении успеха,
- слабая концентрация внимания,
- повышенная интеллектуальная истощаемость,
- плохое самочувствие и другие.
По результатам исследования была проделана следующая работа:
1. Результаты тестирования доведены до сведения учебной части с целью прогнозирования успешности обучения учащихся в среднем звене и для анализа динамики умственного развития учащихся.
2. Проведено собеседование с классными руководителями с целью определения индивидуальных маршрутов сопровождения учащихся с опорой на выявленные сильные и слабые стороны их интеллектуальной сферы.
3. Данная информация в индивидуальном порядке предложена родителям учащихся.
4. По запросу учащихся организованы консультации для составления прогноза их обучаемости и развития познавательных навыков.
Итог работы по адаптации пятиклассников в среднем звене: адаптация прошла успешно.
Диагностика уровня интеллектуального развития старших подростков - учащихся 9-го класса.
Цель исследования: Выявление уровня и направленности профилей интеллектуального развития учащихся 9-го класса.
Задачи по практическому применению результатов исследования:
1. Прогнозирование успешности обучения учащихся в старшем звене.
2. Выявление сильных и слабых сторон интеллектуальной сферы учащихся.
3. Психологическое консультирование участников образовательного процесса с целью профессионального определения учащихся.
4. Сравнительный анализ динамики умственного развития учащихся по запросу родителей и педагогов.
В обследовании приняло участие 100% учащихся 9-го класса.
56% учащихся выполнили задания теста на хорошем и удовлетворительном уровнях.
Результаты:
1. Корреляционный анализ показателей качественной успеваемости учащихся 9-го класса и их показателей интеллектуального развития подтвердил значимую взаимозависимость и адекватность.
2. У 22% учащихся реализованность учебных способностей достаточно хорошая и превышает показатели IQ, что говорит о правильно организованной работе педагогов с этими учащимися и о старательности и прилежании самих учеников,
3. Особое внимание необходимо уделить той группе учащихся (44%), у которой показатели школьной успеваемости снижены по отношению к показателям IQ. Анализ причин неуспеваемости этих учащихся показал, что у всех снижена школьная мотивация, уровень познавательных притязаний низкий. У определенной части учащихся наблюдается снижение контроля со стороны взрослых, наличие пропусков занятий, отсутствие систематической подготовки к занятиям. С данной группой учащихся и с их семьями спланирована профилактическая и коррекционная работа, как классного руководителя, так и коллектива педагогов, работающих в этих классах и узких специалистов школы.
Выводы. Основная цель проводимого обследования была выполнена.
1. Выявлен уровень интеллектуального развития учащихся 9-го класса.
2. Определена направленность ведущих профилей каждого учащегося – девятиклассника. В среднем склонности к различным предметным циклам у учащихся распределились равномерно.
3. Выявлены сильные и слабые стороны интеллектуальной сферы каждого учащихся. В целом по классу показатели общей осведомленности, социального интеллекта и оперативной памяти оказались выше, чем остальные, наибольшее затруднение вызвало задание на умение строить умозаключения.
4. Полученные данные соотнесены с уровнем общей успеваемости в данном классе. Составлен прогноз успешности обучения учащихся. Спрогнозированы результаты итоговой аттестации на конец года.
5. Задачи по практическому применению результатов исследования включены в рабочем порядке в УВП. Разработаны подробные рекомендации и ряд мероприятий по использованию полученных данных исследования.
6. Проведен сравнительный анализ уровня интеллектуального развития девятиклассников текущего и прошлого годов.
В классе были проведены классные часы с целью предъявления общих результатов тестирования, индивидуальные собеседования с учащимися, которые проявили интерес к подобного рода информации (100%). С классным руководителем организованы собеседования по аналитическим справкам и прописанным рекомендациям на каждого учащегося, на родительских собраниях была представлена информация о целях, задачах и результатах исследования. Завучу сдан аналитический отчет, на совещании при директоре заслушаны результаты проведенной работы.
3. Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития, профориентация выпускников. Организация работы по профилактике поведенческих рисков учащихся.
Работа психолога с учащимися по овладению приемов самопознания и саморазвития отличается устоявшимися традициями и системным характером.
В текущем учебном году психологическая подготовка выпускников к ЕНТ, как и в прошлом, была спланирована и выполняется. С учащимися были проведены беседы, организованы психологические игры, разучены специальные упражнения, помогающие справиться с предэкзаменационной тревогой. Основные направления работы психолога:
- на родительских собраниях: даны рекомендации, о том, как помочь детям правильно психологически настроиться на экзамен, организовать правильное питание, режим работы и отдыха в предэкзаменационный период; родителям детей, состоящим на медицинском диспансерном учете, было рекомендовано проконсультироваться у специалистов о состоянии здоровья детей и о возможности профилактического пролечивания в течение выпускного года (при необходимости весной и осенью) по поводу их основного диагноза (можно без отрыва от учебного процесса на дневном стационаре).
- на классных часах с психологом: часть занятий была посвящена изучению индивидуальных особенностей самих учащихся, их типа нервной системы, уровня тревожности и стрессоустойчивости, разучиванию специальных упражнений и игр для снятия психологического напряжения перед экзаменами, групповым и индивидуальным занятиям по коррекции самооценки в экзаменационный период.
2) Были проведены психологические беседы с элементами самодиагностики и тренинговых упражнений.
Всего за год проведено 12 тренингов и 15 бесед с охватом учащихся .
3) Наиболее эффективной в этом направлении является индивидуальная работа с учащимися. Через диагностику, самодиагностику и беседы с психологом подростки получают более полную информацию о себе. Всего по проблемам личностного роста к психологу обратилось в этом году 38 учащихся.
Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению использования неэффективных методов обучения и воспитания учащихся традиционно ведется в нескольких направлениях:
1) На педсоветах и МО кл. руководителей, педконсилиумах и родительских собраниях с учителями и родителями каждый год обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью более гибкого подхода в образовательных и воспитательных технологиях.
В этом году были организованы лекции и беседы на темы, определившиеся в прошлом учебном году, как наиболее востребованные:
«Современные первоклассники: особенности адаптации в учебной среде»,
«Психологические особенности младших школьников, проблемы адаптации в среднем звене обучения»,
«Влияние индивидуально-типологических особенностей младших подростков на развитие обучения и воспитания»,
«Психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ»
2) На индивидуальных беседах и консультациях для педагогов и родителей в этом году наиболее востребованными темами были:
- проблемы в обучении и воспитании
- агрессивность ребенка по отношению к родителям, учителям, одноклассникам;
- конфликты;
- детские страхи;
- дефицит эмоционального общения ребенка и родителей;
- неспецифические трудности обучения ребенка при нормальном интеллекте и мотивации;
- причины девиантного поведения подростков;
В текущем учебном году посещено 5 методических совещаний.
Выводы:
Подводя итог психологической работы за истекший период, необходимо отметить, что в целом запланированный объем работы по решению поставленных задач выполнен.
Педагог-психолог______________ Чомаева Р.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы педагога-психолога
Примерный отчет о работе педагога- психолога за год...
Анализ работы педагога-психолога за год.
Подробный анализ работы педагога-психолога за 2011-2012 учебный год по всем основным разделам....
Анализ работы педагога-психолога
В помощь педагогу-психологу...
Анализ работы педагога-психолога (пример презентации)
Представлена презентация, которая отражает результативность работы педагога-психолога за учебный год по всем направлениям деятельности психолога образования. Шаблон данной презентации может быть испол...
Анализ работы педагога-психолога за 2014-2015 учебный год
Анализ работы за 2014-2015 учебный год...
Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.
Аналитический отчёт о работепедагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....
План работы педагога-психолога на первое полугодие
Воспользуйтесь примерным планом работы на первое полугодие, чтобы спланировать свою работу на 2018–2019 учебный год. Мероприятия в плане структурированы по основным направлен...